Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе "Вода и ее свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Эльвира Халикова Хамидулловна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе "Вода и ее свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе на тему: «Вода и ее свойства»

 Халикова Э.Х.

                                                                                                       Воспитатель  

                                                               2 младшей группы

                                                                                                    «Антошка»

г. Шарыпово

2017 г.

Цель:  формирование представлений детей о свойствах воды, вовлечение в опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи

1. Образовательные:

- познакомить детей со свойствами воды: жидкость, прозрачная, без цвета и запаха, имеет вес, является растворителем;

- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

2. Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, любознательность;

 - развивать коммуникативные способности, умение рассуждать, сравнивать и делать выводы;

- активизировать и обогатить словарный запас по теме.

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное и экономное отношение к воде;

- создать доброжелательную атмосферу в группе.

Предварительная работа: беседы на тему «Важность воды в жизни человека»; загадывание загадок; чтение сказок и рассказов «Серая тучка», «Дождик», «Мойдодыр»; заучивание потешек: «Ай, лады, лады, лады…», «Водичка, водичка, умой мое личико…»; просмотр мультфильма «Девочка чумазая» по мотивам стихотворения А. Барто, прослушивание аудиозаписи «Шум дождя», «Ручеек».

Форма организации: групповая; самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы: игровой, наглядный, наблюдение, практическая деятельность детей, словесный, словарная работа и активизация словаря, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: клеенки на каждого ребенка, одноразовые стаканчики: по одному с водой и по одному стаканчику с молоком, салфетки, губки, кисточки на каждого ребенка, гуашь, одноразовые ложечки на каждого ребенка, сахарный песок, дольки лимона, кипяченная вода, раскраски «Раскрась водой».

Структура НОД:

Вводная часть – 3 минуты:

- приветствие «Собрались все дети в круг»;

- прослушивание аудиозаписи «Шум дождя»;

- беседа «Что такое дождь?»;

- чтение стихотворения «Вы слышали о воде?»;

- беседа на тему «Кому и для чего нужна вода?»

Основная часть – 10 минут:

- отгадывание загадки «Капелька»;

- поисковая деятельность «Где спрятались капельки?»;

- обсуждение правил работы с водой;

- физминутка «Капля раз, капля два…»;

- опыт №1 «Вода имеет вес»;

- опыт №2 «Вода – жидкость»;

- опыт №3 «Вода безвкусная»;

- опыт №4 «Вода не имеет запаха»;

- опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная»;

- пальчиковая игра «Дождик»;

- опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»;

- опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет».

Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты:

- обсуждение с детьми: «Было ли интересно проводить опыты с водой?», «Что понравилось больше всего?», «Что было сложно выполнить?», «С какими свойствами воды познакомились?»;

- сюрпризный момент «Раскраски водой»;

- самостоятельная деятельность детей.

Ход НОД:

Вводная часть:

(воспитатель с детьми входят в группу)

1. Приветствие «Собрались все дети в круг…»

В.: Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте всех дружно поприветствуем! (дети становятся в круг)

В.: Собрались все дети в круг

     Я – твой друг, и ты – мой друг!

     Дружно за руки возьмемся

     И друг другу улыбнемся!

(включается аудиозапись «Шум дождя»)

2. Беседа «Что такое дождь?»

В.: Ой, ребята, а что это за шум? Вы слышите? (Ответы детей). Верно, это шум дождя. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Сейчас осень и дождь является явлением природы, которое мы можем наблюдать осенью. Интересно, как вы считаете, что представляет собой дождь? (Ответы детей). Верно, дождь – это вода.

3. Чтение стихотворения «Вы слышали о воде?»

В.: Вы слышали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить -

Без воды нам не прожить!

4. Беседа «Кому и для чего нужна вода?»

В.: Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна? (Ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи.

Основная часть:

1. Загадка

В.: У меня для вас загадка, отгадайте – ка, ребятки!

Она и в море, и в реке,

Она и в кране, в ручейке,

И в пруду, и в роднике.

Может дождиком скакать,

С неба землю поливать?  (Ответы детей)

Верно, это капелька! И она тоже у нас сегодня в гостях, да не одна, а со своими подружками.

2. Поисковая деятельность «Где спрятались капельки?»

В.: Интересно, где же они спрятались?! Давайте с вами их поищем? (дети с воспитателем перемещаются по группе в поисках капельки)

В.: Здорово! Вы очень наблюдательны! Капельки у нас с вами поместилась на тучке в нашем центре «Мир природы». Им стало скучно на облачке, и они решили прийти к нам в гости, рассказать о себе и  поиграть с нами. Прежде чем познакомиться с нашими капельками, давайте познакомимся с правилами работы с водой.

3.Правила при работе с водой

В.: Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Губка под рукой всегда!

Прежде чем приступить к изучению наших капелек воды, давайте немного разомнемся.

4. Физминутка «Капля раз, капля два…»

В.: Капля раз, капля два, (показываем поочерёдно ладошки)

Капля медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)

А потом, потом, потом-

Всё бегом, бегом, бегом! (бег на месте)

Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)

От дождя себя укроем!

(после физминутки дети рассаживаются за столы)

5. Опыт №1. «Вода имеет вес»

В.: Итак, перед вами два стаканчика - один пустой, другой с водой! Поднимите по очереди стаканчики и скажите, что тяжелее? Вода или пустой стаканчик? (Ответы детей) Верно, вода тяжелее. Значит, мы какой можем сделать вывод? (дети высказывают свои мысли, формулируют вывод)

Вывод:  вода имеет вес.

6. Опыт №2. «Вода -  жидкость»

В.: Ребята, теперь возьмите стаканчик с водой и попробуйте аккуратно перелить воду в пустой стаканчик. Почему вода льется? (Ответы детей). Вода жидкая, поэтому она льется. Значит, мы можем сделать следующий вывод, какой? (Ответы детей)

Вывод: вода – это жидкость.

7. Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»

В.: А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку. Что скажите, вода имеет вкус? (Ответы детей). Вода вкуса не имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода …(Ответы детей)

Вывод: вода безвкусная.

8. Опыт №4 «Вод не имеет запаха»

В.: А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она пахнет? (Ответы детей)

Вода не пахнет, она не имеет запаха.

Вывод: вода не имеет запаха.

9. Опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная»

В.: Ребята, у вас на столе у каждого есть ложечки и еще по стаканчику с молоком. Опустите сначала ложечку в стаканчик с водой, а потом в стаканчик с молоком. В каком случае, ложечку было видно, а в каком не видно? (Ответы детей). Все верно, ложечку видно в воде, но не видно в молоке. Следовательно, какой мы делаем вывод? (Рассуждения детей)

Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная.

10. Пальчиковая игра «Дождик»

В.: Что - то я, смотрю, наши капельки заскучали. Нужно их развеселить. Давайте немного поиграем, а потом снова продолжим. Вы согласны? (Ответы детей)

Дождик песенку поёт:                      (дети свободно встряхивают кистями)

Кап, кап…

Только кто её поймёт —                  (недоумённо разводят руками в стороны)

Кап, кап?                                           

Не поймем ни я, ни ты,                    (показывают на себя, на соседа)

Да зато поймут цветы,                      (изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва,                            (удерживают руки перед собой)

И зеленая трава.                                (сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят

                                                             траву)

Лучше всех поймет зерно:               (показывают, как держат в руках зерно)

Прорастать начнет оно!                   (совершают змеевидные движения)

11. Опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»

В.: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Присаживайтесь и мы продолжим изучать с вами свойства воды. Мы с вами определили, что вода не имеет вкуса и запаха, но давайте попробуем придать воде вкус и запах. Согласны поэкспериментировать? (Ответы детей). У нас есть сахарный песок и дольки лимона, предлагаю вам взять по дольке лимона, выжить лимонный сок в стаканчик с водой и добавить ложечку сахарного песка (воспитатель с дольками лимона и сахарным песком подходит к каждому ребенку). Аккуратно выжимаем сок лимона, ручки вытираем салфетками. Затем добавляем сахарный песок, и все тщательно перемешиваем. Обратите внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось. Почему? (Ответы детей). Сахар растворился.  А теперь понюхайте и попробуйте, пожалуйста, что у вас получилось? (Ответы детей)

Вывод: вода – растворитель, ей можно придать и вкус, и запах.

12. Опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»

В.: В одном из опытов, мы с вами определили, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (Предположения детей) Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей).

Вывод: вода – растворитель, ее можно окрасить в любой цвет.

3. Заключительная часть (рефлексивный этап):

1. Обсуждение

В.: Ребята, вам понравилось экспериментировать? (Ответы детей) Какие опыты с водой вам понравились больше всех? (Ответы детей) Может, какие – то опыты вам показались сложными? И у вас что – то не получилось? (Ответы детей) Давайте подведем общий итог, что мы с вами узнали о воде? С какими ее свойствами познакомились? (Ответы детей, затем воспитатель еще раз обобщает все свойства воды).

2. Сюрпризный момент

В.: Ребята, мне очень с вами понравилось экспериментировать, вы все старались и внимательно слушали. Но мы забыли про наши капельки, им тоже очень понравилось с вами играть и экспериментировать,  они не хотят от нас убегать, а останутся  с нами, и будут жить на нашем облачке. А еще у них для вас сюрприз! Они дарят вам волшебные раскраски «Раскрась водой», можете попробовать прямо сейчас, только нужно заменить воду в стаканчиках, и промыть кисточки.

3. Самостоятельная деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы на тему «Рассказывание сказки «Теремок» с использованием мультимедийных средств в рамках образовательной области «Коммуникация»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы на тему: "Рассказывание сказки "Теремок" с использованием мультимедйных средств в рамках образовательной об...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Домашние животные» во второй младшей группе по образовательной области «Познание» по авторской программе «Я открываю мир»

Тема: «Домашние животные» Программные задачи:Образовательные задачи: Обогащать сенсорный опыт детей знакомя их с объектом – кошкой. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать объект. (Образо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»

Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от св...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие на пляж» - свойства песка.

Экспериментирование с песком в младшей группе: изучение свойств песка, сравнение сухого и мокрого песка, поиск "кладов"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебная водичка»

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды...