Опытно-экспериментальная деятельность : "Узнаем все о жидкостях!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Продолжение проекта экспериментальной деятельности детей с жидкими веществами

Тема: «Узнаем всё о жидкостях!».

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: создать условия для расширения представлений у детей о свойствах жидкостей посредством экспериментирования.

Задачи: 

  1. Образовательная область «Познавательное развитие»
    1. Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
    2. Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар).
    3. Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
    4. Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
    5. Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
  2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
  3. Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
  4. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  5. Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
  6. Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
  7. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
  9. Создать у детей радостное настроение.
  10. Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
  11. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. 
  12. Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
  13. Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи. 
  14. Образовательная область «Речевое развитие»: 

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательное развитие;
  2. Социально-коммуникативное развитие;
  3. Речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uznaem_vsyo_o_zhidkostyah.docx773.12 КБ

Предварительный просмотр:

Продолжение проекта экспериментальной деятельности детей с жидкими веществами

Тема: «Узнаем всё о жидкостях!».

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: создать условия для расширения представлений у детей о свойствах жидкостей посредством экспериментирования.

Задачи: 

  1. Образовательная область «Познавательное развитие»
  1. Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
  2. Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар).
  3. Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
  4. Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
  5. Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
  1. Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
  2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  3. Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
  4. Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
  5. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
  7. Создать у детей радостное настроение.
  8. Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
  9. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. 
  1. Образовательная область «Речевое развитие»: 
  1. Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
  2. Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи. 

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательное развитие;
  2. Социально-коммуникативное развитие;
  3. Речевое развитие.

МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Звучит аудиозапись «Капли воды».

Воспитатель: Ребята, что это за звук?

Дети отвечают.

Воспитатель: Точно! А что бывает текучем?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какие свойства воды нам с вами уже известны?

Дети вспоминают, размышляют и отвечают, дополняя ответы друг друга.

Воспитатель: Но это еще далеко не все тайны, которые приготовила для нас вода. Вы хотите узнать о ней что-то еще?

Дети отвечают.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Воспитатель: Тогда предлагаю всем нам пройти в Лабораторию «Жидкости, сдавайтесь!». Как вы думаете, почему у нее такое название и что вообще такое «жидкости»?C:\Users\user\Desktop\Новая папка (3)\Март\Фото\1.jpg

Дети размышляют.

Воспитатель: Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории при проведении опытов?!

Дети вспоминают, отвечают.

Воспитатель: Отлично! Приступим. Вы сказали, что жидкость – это что-то текучее,  то, в чем можно растворить какое-то другое вещество. Сейчас я буду называть вещества, ваша задача ответить   - жидкость это или нет. Вы готовы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Бензин, бетон, дождь, манка, растительное масло, кисель, проточная вода, молоко.

Дети отвечают.

Воспитатель: Хорошо, все верно определили. Как вы считаете, все ли жидкости хорошо смешиваются с другими веществами?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Давайте это проверим. Вы сказали, что растительное масло – это жидкость и это абсолютно верно. Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. Давайте проверим, как ведет себя растительное масло при попадании в него другого вещества.

Опыт № 1. «Какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем».

Средства: вода, растительное масло, емкость, ложка

Ход: Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой, понаблюдайте, что произойдет, смешалась ли вода и масло?

Дети самостоятельно приходят к выводу о том, что как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.

Воспитатель дополняет вывод детей: «Слой масла находится на поверхности воды, либо капли воды приобретают сферическую форму в масле.  Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется – эмульсияC:\Users\user\Desktop\Новая папка (3)\Март\Фото\2.jpg

Воспитатель: Мы познакомились с вами с тем, что такое эмульсия. Наряду с ней существуют растворы. Вы знаете, что это такое? Встречались в жизни с какими-нибудь растворами?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Интересно, а чай – это раствор?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Для того, чтобы узнать что такое раствор, предлагаю приступить к следующему опыту! Вы готовы?

Дети отвечают.

Опыт №2 «Что такое раствор?».

Средства: тарелка, сахар-рафинад, банка с водой.

Ход: По одному кусочку положите в банку с водой сахар-рафинад. Посмотрите, что с ним происходит. Положите весь сахар и размешайте ложкой. Понаблюдайте, смешивается ли сахар с водой.

Дети делают самостоятельный вывод о том, что сахар исчезает, растворяется в воде.

Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Воспитатель: Теперь, когда нам точно известно о том, что такое раствор, давайте еще раз ответим на вопрос так все-таки чай это раствор?

Дети отвечают. 

Воспитатель: Предлагаю немного размяться!

Физминутка. (с движениями)

- Что такое химия? Химия – наука,

Мы ее изучим без труда и скуки.

Если будет сложно – унывать не станем,

Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.

Мы изучим свойства всех веществ вокруг,

Опыты поставим – это сложный путь.

Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:

- Все вопросы сложные в жизни мы решим!

Воспитатель:  Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.

Опыт № 5. «Рисование на молоке».

Средства: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта: В молоко поместите немного пищевого красителя. Понаблюдайте, что будет происходить - молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии. Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко. Затем попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Понаблюдайте, что произойдет. Красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.C:\Users\user\Desktop\Новая папка (3)\Март\Фото\4.jpgC:\Users\user\Desktop\Новая папка (3)\Март\Фото\5.jpg

Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
C:\Users\user\Desktop\Новая папка (3)\Март\Фото\7.jpg

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель дополняет ответы детей: «Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители».

Воспитатель: Ребята, а хотите мы еще с вами проведем опыт, и попробуем смешать жидкое вещество (уксус) с сухим и сыпучим веществом (содой)? А где используют соду?

Дети размышляют: используют для чистки посуды в домашнем хозяйстве и добавляют в выпечку, когда что – то пекут.

Ход опыта: в стаканчик поместим 2 ложки соды, добавим немного красителя и жидкого мыла, тщательно перемешаем. В последнюю очередь наливаем уксус. Что происходит?C:\Users\user\Desktop\Новая папка (3)\Март\Фото\8.jpgC:\Users\user\Desktop\Новая папка (3)\Март\Фото\9.jpg

Дети наблюдают и отвечают.

Воспитатель: между веществами (сода и уксус) произошло волшебство (химическая реакция) и в результате образовался газ,  он выделяется в виде пузырьков и бурлит.

Физминутка. (с движениями)

- Что такое химия? Химия – наука,

Мы ее изучим без труда и скуки.

Если будет сложно – унывать не станем,

Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.

Мы изучим свойства всех веществ вокруг,

Опыты поставим – это сложный путь.

Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:

- Все вопросы сложные в жизни мы решим!

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП:

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали на занятии? Что было для вас самым интересным, а о чем вы уже знали?

Дети проводят рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...