Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ланевская Алёна Андреевна

Содержание конспекта помогает решить такие задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка)

- закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки)

Развивающие:

- развивать умение поддерживать беседу

- развивать любознательность

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе

В ходе всего ООД используется ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы».


Образовательные области: познавательная, речевая, социально-коммуникативная

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка)

- закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки)

Развивающие:

- развивать умение поддерживать беседу

- развивать любознательность

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе

Материалы и оборудование: ИКТ

Ход.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.


- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас всё занятие было хорошее настроение. Теперь садитесь за столы.

На дворе звенит капель, 

По полям бегут ручьи, 

На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи 

После зимней стужи.
Пробирается медведь 

Сквозь лесной валежник, 

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.
С. Маршак.


Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (о весне) Правильно, о весне. Сейчас у нас какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Сейчас какой месяц? Давайте вспомним весенние признаки и назовём их. (Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы - первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.)

  1. Практический этап.

Ребята, а каких вы птиц знаете? (ответы детей) Ребята, к нам прилетели гости! Это перелетные птицы. А чтобы узнать, какие именно, нужно отгадать загадки.


Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей, 

Взад - перед по пашне скачет, 

А зовется птица... (грач). 

Эту птицу всякий знает: 

На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день ... (скворец)

Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (ласточка)

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (соловей)

Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица? 
Примостилась на суку,

Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)

Молодцы! Правильно, ребята! Почему этих птиц называют перелетными? (потому что эти птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются) Что для перелетных птиц страшнее: холод или голод? (голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться) Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (строят гнезда, выводят птенцов, кормят птенцов) 

Ребята, а что общее у всех этих птиц? (у всех них есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом) Чем они отличаются друг от друга? (цветом оперения, величиной, формой хвоста) Молодцы! Давайте встанем и немного отдохнём.

Физ.минутка.
По лесу мы гуляем, за природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами головы вправо, влево):

Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели (поднимаем голову вверх).

Птички в гнездышках сидят (приседают),

Птички по небу летят (взмахивают руками) 

И по кочкам скачут (подпрыгивают на месте), 

И никто не плачет (улыбаются).

Вот мы с вами очутились на лесной тропинке… (слайд) И вдруг, увидели птицу. Кто это? (кукушка) А как вы узнали, что это кукушка? (у неё серое оперение. Самцы и самки окрашены по-разному. Спинка самцов окрашена в серый цвет, а брюшко у них светлое, с темными полосками. Некоторых самок очень похожий серый окрас, а у других - перья рыжего цвет) Она не строит гнёзд. Так куда же девает свои яйца? (подкладывает в другие гнезда)

Дальше на нашем пути встречается … (соловей) Как вы его узнали? Все его пёрышки окрашены в бурый цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. На голове у него большие тёмные глаза. Гнёзда они вьют около земли – в кустах смородины, крыжовника. А это … (скворец). Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у мальчиков в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у девочек в том же месте наблюдаются красноватые крапинки. Ребята, а вы знаете, что скворец может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек и даже человеку – говорить отдельные слова и фразы. А какие птицы строят свои гнезда под карнизами крыш и навесами? (ласточки) Свои гнёзда ласточки строят из комочков глины, склеивая их очень липкой слюной. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе кувыркаться и даже пить на лету. По каким внешним признакам их можно узнать? (У них сине-черные спинки, и такого же цвета раздвоенный хвост и острые, длинные крылышки. Грудь и живот у ласточек светло-серые, приплюснутая головка, коротенькие лапки) И ещё одна перелётная птица, которая залетела к нам в гости это… (грач) В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет. Внешне похож на ворону, но стройнее её. Они частенько устраивают собрания и очень любят погалдеть. Ещё одним их развлечением является игра в догонялки, в которой пернатые гоняются друг за другом с целью отобрать какой-либо предмет. Также они обожают раскачиваться на ветках деревьев и передавать соседу различные предметы.

Теперь мы точно сможем отличить этих птиц друг от друга. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, какая птица лишняя.


Ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль.

Молодцы! Внимательно слушали и запоминали перелётных птиц. Ребята, скажите, а птицы нужны природе? Для чего? (уничтожать насекомых – вредителей; радовать нас своим пением) Давайте посмотрим на картинки и расскажем, что нельзя делать с птицами и почему. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми. Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы выводят в них птенцов. Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить. 

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение? Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись. Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"

Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе: «Зимующие птицы».

расширь представления детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе “Зимующие птицы Красноярского края”

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе “Зимующие птицы Красноярского края” Цель: формирование у детей представлений о птицах Красноярского края ( зимующих и перелет...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы".

Цель:Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.Задачи: Развитие связной речи;Углублять представление о причинах отлета птиц в теплые края; Учить классифицировать птиц на зимующих и...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Перелетные птицы"

: Познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в речи д...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы».

Цель:-Дать детям знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.-Закрепить понятие «зимующие» птицы.-Восп...