Анализ занятия в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Гоппе Любовь Анатольевна

Данный материал поможет провести анализ занятия у педагогов детского сада. В приложениях схемы, помогающие провести данную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

В МАДОУ ЦРР д/с№19.

Образовательные задачи

Содержание этапа занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

Подготовка детей к работе на занятии:

- обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии;

- психологическая подготовка детей к общению на занятии

                  1 этап -

- Приветствие    и организация внимания

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

- доброжелательный настрой воспитателя и детей,

- кратковременность этапа,

- готовность детей к сотрудничеству,

- формулирование целевых установок.

- собранность воспитателя,

- последовательность в предъявлении требований,

- использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание детей к изучаемой теме,

- спокойная уверенная манера держаться,

- отсутствие многословия.

- «Добрый день. Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами»

- «Ладошка к ладошке»

-Улыбнемся друг другу и т.д.

Обеспечение мотивации, принятие цели детьми,

- Актуализация субъектного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, целостных отношений),

- что дети знают, зачем это нужно ребенку

                     2 этап -

Сообщение темы занятия;

Показ социальной и практической значимости изучаемого;

Постановка перед детьми проблемы;

Актуализация субъектного опыта детей.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ

Готовность детей к активной учебно-познавательной деятельности;

Формулировка целей вместе с детьми;

Вариативность приемов сообщения цели;

Понимание детьми социальной и практической значимости изучаемого материала;

Сообщение цели, форм организации деятельности.

К     РАБОТЕ    НА

Предварительное обдумывание воспитателем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого для детей;

Умение формулировать цели в действиях детей;

Владение воспитателем многообразием приемов актуализации личностного смысла детей, их социально-личностного отношения к объектам окружающей действительности;

Использование воспитателем многообразия приемов актуализации знаний и способов действий;

Отражение в целях занятия не только знаний и умений, которые должны усвоить дети, но и развитие личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры и культуры умственного труда.

ОСНОВНОМ ЭТАПЕ

  1. сообщение цели с одновременным сообщением темы занятия;
  2. сообщение цели в виде проблемного задания;
  3. сообщение цели в виде эвристического вопроса;
  4. постановка цели через показ конечных результатов;
  5. постановка привлекательной цели;
  6. в начале занятия дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом;
  7. дополнение реальной ситуации фантастикой;
  8. постановка целей с опорой на последовательность изучения материала.

1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала:

- существенных признаков, понятий, и т.д.

- правил и построенных на их основе алгоритмов.

2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели  к определенному выводу (обобщению).

3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала.

                         3 этап -

Организация внимания детей;

Сообщение основной идеи изучаемого (принципы, правила и др.)

Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

Дать знания, которые приводят к определенным выводам (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать выводы).

ЭТАП  УСВОЕНИЯ

Максимальное использование самостоятельности детей в добывании знаний и способов действий;

Если воспитатель использовал метод рассказа, объяснения, то показателем выполнения задачи может служить качество (правильность, осознанность) ответов детей на последующих этапах;

При использовании эврических методов показателем эффективности усвоения детьми знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы или выполнения задания.

НОВЫХ ЗАНИЙ  И

Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

Включение в содержание изучаемого материала субъективного  опыта детей;

Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового;

Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ребенок является субъектом деятельности;

Создание условий для освоения детьми знаний преимущественно в форме деятельности.

 СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

  1. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах,
  2. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)
  3. использование обыденных аналогий как способа включения в содержания субъектного опыта детей
  4. Рассказ (объяснение) воспитателя
  5. Развивающее обучение
  6. использование проблемных ситуаций

1. Установление правильности и осознанности изученного материала.

2. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений детей

3. Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении детьми изученного материала.

                      4 этап -

Проверка воспитателем понимания детьми того, что является сущностью

основного содержания;

Проверка полноты и осознанности усвоения детьми новых знаний и способов действий;

Выявление пробелов первичного осмысления детьми изученного материала;

Ликвидация неясностей осмысления детьми изученного материала.

ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ

Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством;

Устранение пробелов в понимании детьми нового материала.

ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ

Постановка вопросов репродуктивного характера и вопросов, требующих мыслительной активности.

ИЗУЧЕННОГО.

Использование заданий на узнавание детьми изученных познавательных объектов;

Подготовка своих примеров по новому материалу;

Ассоциативный ряд.

1. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий;

2. Обеспечение в ходе закрепления повышенного уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания.

               5 этап -

Организация деятельности по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

Организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредствам их применения в ситуациях по образцу и  измененных ситуациях.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Умение детьми распознавать и воспроизводить изученные объекты;

Прочность знаний детей

НОВЫХ ЗНАНИЙ И

Использование системы заданий, в основе которых лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

Использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий детей;

Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной и мыслительной деятельности;

Обеспечение мер помощи детям.

СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

Вопросно-ответная форма общения;

«Что было бы, если …»

«Придумай свое задание»

1. Обеспечить усвоение детьми знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях;

2. Обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

         

 6 этап -

Организация деятельности детей по применению знаний в измененных и новых ситуациях

ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ

Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний детей;

Самостоятельность ребенка при выполнении задания;

Углубление знаний и способов действий.

ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ

Использование системы заданий, предусматривающих самостоятельность детей в их выполнении;

Использование разнообразных методов и форм организации деятельности детей по применению знаний в разнообразных ситуациях;

Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ (работы, решения и т.д.);

Использование открытых задач.

ДЕЙСТВИЙ.

  1. Вопросно-ответное общение
  2. Работа в микрогруппах
  3. Разноуровневые самостоятельные работы
  4. Дидактические игры
  5. Задания на самостоятельность построения алгоритма решения простых задач;
  6. Задание по кругу и другие.

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий детей в рамках изученной системы

                   7 этап –

Организация деятельности детей по коррекции выявленных недостатков

ЭТАП КОРРЕКЦИИ

Динамика перехода детей с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.

ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ

Организация деятельности:

- минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению ошибок на основе поставленных вопросов, оценки и коррекции.

ДЕЙСТВИЙ.

Задания с пропусками

Использование специально разделенных на мелкие этапы заданий.

                  8 этап – ЭТАП РЕФЛЕКСИИ                  

В старшем дошкольном возрасте: Чему я научился? Если ты будешь сейчас помогать другому, то, как ты это сделаешь? Расскажи, как ты это делал, чтобы он смог сделать так же?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ занятия в детском саду

Материал в таблицах, в помощь методисту детского сада для анализа занятий, режимных моментов...

Анализ занятия в детском саду

таблицы в помощь методисту для анализа занятий...

Анализ игрового «арсенала» детского сада применительно к усвоению образовательных областей в пределах программы

В статье приводится перечень и краткое описание игр, имеющихся в развивающей среде практически любого детского сада (или необходимых для каждого сада). Каждой игре дается характеристика с точки зрения...

Контроль и руководство/ Анализ занятий в детском саду

Материал прекрасно подойдет молодому руководителю по контролю за воспитательной подойдет  в ДОУ....

Карточка анализа открытого просмотра занятия в детском саду

Критерии анализа эффективности проведения открытого занятия ДОУ...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Анализ конспекта занятия в детском саду

Этапы занятия:ОргмоментМотивационно-ориентировочныйПоисковыйПрактическийРефлексивно-оценочный...


 

Комментарии

Гоппе Любовь Анатольевна

Данная публикация с прилрдениями поможет спланировать занятие и провести его анализ.

Николаева Эльвира Владимировна

Спасибо Вам за представленный материал! Очень полезный в нашей работе.

Макарова Светлана Юрьевна

Любовь Анатольевна, спасибо за опубликованный материал.Он помог мне составить самоанализ занятия.
Тёткина Екатерина Григорьевна

Материал помог провести самоанализ НОД. Спасибо.