Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
    Анализ занятия в детском саду

    Гоппе Любовь Анатольевна

    Данный материал поможет провести анализ занятия у педагогов детского сада. В приложениях схемы, помогающие провести данную работу.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:


    Предварительный просмотр:


    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ №2

    ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

    В МАДОУ ЦРР д/с№19.

    Образовательные задачи

    Содержание этапа занятия

    Показатели выполнения образовательных задач этапа

    Условия выполнения образовательных задач этапа

    Возможные методы и приемы обучения

    Подготовка детей к работе на занятии:

    - обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии;

    - психологическая подготовка детей к общению на занятии

                      1 этап -

    - Приветствие    и организация внимания

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

    - доброжелательный настрой воспитателя и детей,

    - кратковременность этапа,

    - готовность детей к сотрудничеству,

    - формулирование целевых установок.

    - собранность воспитателя,

    - последовательность в предъявлении требований,

    - использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание детей к изучаемой теме,

    - спокойная уверенная манера держаться,

    - отсутствие многословия.

    - «Добрый день. Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами»

    - «Ладошка к ладошке»

    -Улыбнемся друг другу и т.д.

    Обеспечение мотивации, принятие цели детьми,

    - Актуализация субъектного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, целостных отношений),

    - что дети знают, зачем это нужно ребенку

                         2 этап -

    Сообщение темы занятия;

    Показ социальной и практической значимости изучаемого;

    Постановка перед детьми проблемы;

    Актуализация субъектного опыта детей.

    ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ

    Готовность детей к активной учебно-познавательной деятельности;

    Формулировка целей вместе с детьми;

    Вариативность приемов сообщения цели;

    Понимание детьми социальной и практической значимости изучаемого материала;

    Сообщение цели, форм организации деятельности.

    К     РАБОТЕ    НА

    Предварительное обдумывание воспитателем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого для детей;

    Умение формулировать цели в действиях детей;

    Владение воспитателем многообразием приемов актуализации личностного смысла детей, их социально-личностного отношения к объектам окружающей действительности;

    Использование воспитателем многообразия приемов актуализации знаний и способов действий;

    Отражение в целях занятия не только знаний и умений, которые должны усвоить дети, но и развитие личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры и культуры умственного труда.

    ОСНОВНОМ ЭТАПЕ

    1. сообщение цели с одновременным сообщением темы занятия;
    2. сообщение цели в виде проблемного задания;
    3. сообщение цели в виде эвристического вопроса;
    4. постановка цели через показ конечных результатов;
    5. постановка привлекательной цели;
    6. в начале занятия дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом;
    7. дополнение реальной ситуации фантастикой;
    8. постановка целей с опорой на последовательность изучения материала.

    1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала:

    - существенных признаков, понятий, и т.д.

    - правил и построенных на их основе алгоритмов.

    2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели  к определенному выводу (обобщению).

    3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала.

                             3 этап -

    Организация внимания детей;

    Сообщение основной идеи изучаемого (принципы, правила и др.)

    Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

    Дать знания, которые приводят к определенным выводам (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать выводы).

    ЭТАП  УСВОЕНИЯ

    Максимальное использование самостоятельности детей в добывании знаний и способов действий;

    Если воспитатель использовал метод рассказа, объяснения, то показателем выполнения задачи может служить качество (правильность, осознанность) ответов детей на последующих этапах;

    При использовании эврических методов показателем эффективности усвоения детьми знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы или выполнения задания.

    НОВЫХ ЗАНИЙ  И

    Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

    Включение в содержание изучаемого материала субъективного  опыта детей;

    Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового;

    Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ребенок является субъектом деятельности;

    Создание условий для освоения детьми знаний преимущественно в форме деятельности.

     СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

    1. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах,
    2. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)
    3. использование обыденных аналогий как способа включения в содержания субъектного опыта детей
    4. Рассказ (объяснение) воспитателя
    5. Развивающее обучение
    6. использование проблемных ситуаций

    1. Установление правильности и осознанности изученного материала.

    2. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений детей

    3. Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении детьми изученного материала.

                          4 этап -

    Проверка воспитателем понимания детьми того, что является сущностью

    основного содержания;

    Проверка полноты и осознанности усвоения детьми новых знаний и способов действий;

    Выявление пробелов первичного осмысления детьми изученного материала;

    Ликвидация неясностей осмысления детьми изученного материала.

    ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ

    Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством;

    Устранение пробелов в понимании детьми нового материала.

    ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ

    Постановка вопросов репродуктивного характера и вопросов, требующих мыслительной активности.

    ИЗУЧЕННОГО.

    Использование заданий на узнавание детьми изученных познавательных объектов;

    Подготовка своих примеров по новому материалу;

    Ассоциативный ряд.

    1. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий;

    2. Обеспечение в ходе закрепления повышенного уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания.

                   5 этап -

    Организация деятельности по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

    Организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредствам их применения в ситуациях по образцу и  измененных ситуациях.

    ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ

    Умение детьми распознавать и воспроизводить изученные объекты;

    Прочность знаний детей

    НОВЫХ ЗНАНИЙ И

    Использование системы заданий, в основе которых лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

    Использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий детей;

    Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной и мыслительной деятельности;

    Обеспечение мер помощи детям.

    СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

    Вопросно-ответная форма общения;

    «Что было бы, если …»

    «Придумай свое задание»

    1. Обеспечить усвоение детьми знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях;

    2. Обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

             

     6 этап -

    Организация деятельности детей по применению знаний в измененных и новых ситуациях

    ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ

    Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний детей;

    Самостоятельность ребенка при выполнении задания;

    Углубление знаний и способов действий.

    ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ

    Использование системы заданий, предусматривающих самостоятельность детей в их выполнении;

    Использование разнообразных методов и форм организации деятельности детей по применению знаний в разнообразных ситуациях;

    Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

    Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

    Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ (работы, решения и т.д.);

    Использование открытых задач.

    ДЕЙСТВИЙ.

    1. Вопросно-ответное общение
    2. Работа в микрогруппах
    3. Разноуровневые самостоятельные работы
    4. Дидактические игры
    5. Задания на самостоятельность построения алгоритма решения простых задач;
    6. Задание по кругу и другие.

    Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий детей в рамках изученной системы

                       7 этап –

    Организация деятельности детей по коррекции выявленных недостатков

    ЭТАП КОРРЕКЦИИ

    Динамика перехода детей с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.

    ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ

    Организация деятельности:

    - минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению ошибок на основе поставленных вопросов, оценки и коррекции.

    ДЕЙСТВИЙ.

    Задания с пропусками

    Использование специально разделенных на мелкие этапы заданий.

                      8 этап – ЭТАП РЕФЛЕКСИИ                  

    В старшем дошкольном возрасте: Чему я научился? Если ты будешь сейчас помогать другому, то, как ты это сделаешь? Расскажи, как ты это делал, чтобы он смог сделать так же?


    Комментарии

    Гоппе Любовь Анатольевна

    Данная публикация с прилрдениями поможет спланировать занятие и провести его анализ.

    Берчатова Эльвира Владимировна

    Спасибо Вам за представленный материал! Очень полезный в нашей работе.

    Макарова Светлана Юрьевна

    Любовь Анатольевна, спасибо за опубликованный материал.Он помог мне составить самоанализ занятия.
    Тёткина Екатерина Григорьевна

    Материал помог провести самоанализ НОД. Спасибо.