Главные вкладки

    Материал (младшая группа) по теме:
    Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников

     

    Театрализованные игры спо­собствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональ­ной отзывчивости).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    praktikum_teatralizovannye_igry_i_uprazhneniya.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрализованные игры и упражнения

    для младших дошкольников

    Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости).

    В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.

    Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество.

    Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказы, стихотворения. Далее дети импровизируют на заданную тему.

    Самостоятельность детской игры зависит от того, знают ли дети содержание произведения. Когда мы знакомим детей с произведением, ни в коем случае нельзя искажать авторский текст, но и заучивать его с ребятами до начала игры не стоит.

    Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего использовать театр на фланелеграфе либо настольный. Также можно обратиться к куклам бибабо или пальчиковым. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.

    Вначале воспитатель-ведущий сам читает текст, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. По мере того как дети овладевают содержанием, их активность в повторных играх возрастает. Не надо требовать от ребят буквального воспроизведения. Но когда текст будет достаточно хорошо усвоен, нужно поощрять точность его изложения. Читая песенки или стихотворения, подключайте детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, имитируют голос, интонацию, движения персонажей.

    Чтение произведений должно сочетаться с мимикой, поэтому педагогу желательно заучивать тексты, а не использовать постоянно книгу или аудиозапись.

    Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки были всеми узнаваемы. Необходимо учить детей средствам выразительности. В младшем дошкольном возрасте это: образно-выразительные умения (имитация характерных движений животных); художественно-образные выразительные средства — интонация, мимика, пантомимика (жесты, позы, походки).

    Прежде чем учить детей средствам выразительности, педагог должен задуматься: обладаю ли я сам в совершенстве этими средствами? Он должен работать над собой, поскольку является образцом для детей. От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смысл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание произведения, его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, выразительность их высказываний.

    Далее — небольшие упражнения с детьми. Целесообразно начинать их с младшей группы. Например, после показа и прочтения сказки «Теремок» предложить детям попроситься в теремок, как волк и т.д. Можно объявить конкурс «Кто лучше?». Обратить внимание детей на способы вождения персонажей и предложить им попробовать действовать самим, привлекать внимание к лучшему исполне нию. Это доставит детям радость, кроме того, будут сформированы необходимые умения. В следую щий раз предложить ребятам ра зыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действо вать за каждого. Используйте упражнения в произнесении самых привычных слов с раз личной интонацией: «здравствуйте» (радостно, приветливо, угрюмо и др.).

    Выберите четверостишье прочтите его детям с разными интонациями: удивленно, на смешливо, радостно, грустно. Произнесите фразу, ставя ударе ние каждый раз на новом слове («я люблю свою лошадку»). Обратите внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зави симости от ударного слова.

    Детям нравятся упражнения развивающие мимику и пантомимику. Предложите им изобра зить грусть, радость, удивление, страх и т.д. Например, зайчика угостили сладкой морковкой (радость); из-за куста появился зубастый волк (страх). Для развития пантомимических средств выразительности используйте упражнения на память физичес ких действий («моем посуду» «подметаем пол», «поливаем цве ты»). В младшей группе предложите детям показать, как прыгает лягушка, ходит косолапый мед ведь. Наблюдая с детьми исполнителей, учите их подмечать различия и характеристике образов. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа. Можно использовать загадки: «Покажи, как прыгает зайка» (В. Агафонников «Маленький — беленький»); «Покажи, как ходит петушок» (В. Агафонников «Не ездок, а со шпорами»). Итак, при умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитаний и развития личности.

    Игры на развитие слуха, звукоподражания,

    предметно-игровых действий, формирование речи

    Угадай по звуку

    Цель: развивать слуховое внимание детей.

    *  * *

     Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними местами и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.

    Зверята

    Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

    *  * *

    Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

    Все пушистые цыплятки,

    Любопытные ребятки.

    Мама спросит: «Где же вы?»

    Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

    Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

    Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

    Не ходите далеко!»

    Ходит по двору петух,

    Аж захватывает дух.

    Как увидит он зерно,

    Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

    Вышел котик погулять,

    Решил цыпленка напугать.

    Стал подкрадываться сразу

    И мяукнул громко: «Мяу!»

    Ловко прыгает лягушка,

    У ней толстенькое брюшко,

    Выпученные глаза,

    Говорит она: «Ква-ква!»

    Возьмем Мишку на прогулку

    Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. 

    Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

    * * *

    Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

    Я надену Мишке теплые ...штанишки.

    Теплые... штанишки я надену Мишке.

    Валенки-малышки я надену... Мишке.

    Так, так и вот так —валенки-малышки.

    Я надену... Мишке валенки-малышки,

    Я надену... Мишке красное... пальтишко,

    Красное ... пальтишко я надену... Мишке.

    А когда иду гулять, надо шапку надевать.

    Мишку мы возьмем...гулять,

    Будем в саночках ... катать!

    Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.

    Пришел Мишка с прогулки

    Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

    Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка). * * * Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:

    Мишенька ходил гулять,

    Он устал и хочет спать.

    Дети с Мишенькой гуляли,

    Мишку в саночках катали.

    Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.

    Мишка наш ходил ... гулять,

    Шапку с Мишки надо ... снять.

    А теперь пальтишко

    Я снимаю с ... Мишки.

    Так, так и вот так —

    Я снимаю с ... Мишки.

    Мишка наш ходил ... гулять,

    Валеночки надо... снять.

    Теплые ... штанишки

    Я снимаю с ... Мишки.

    Так, так и вот так —

    я снимаю с ... Мишки.

    Мишка наш ходил ... гулять,

    Он устал и хочет ... спать.

    Вот его кроватка,

    Будет спать он ... сладко.

    Баю-бай! Баю-бай!

    Спи, Мишутка,... баю-бай!

    Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.

     Прятки

    Цель: развивать навык звукоподражания.

    Оборудование:   плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.

    Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.

    Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?

    Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.

    Вдруг мишка прячется за домик.

    Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!

     Где ты? Где ты? Отзовись!

    Мишка, Мишка-шалунишка!

    Где ты? Где ты? Покажись!

    В окне снова показывается голова мишки. Он качает головой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.

    Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем

    Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

    *  * *

    С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

    «Где вы были, мальчики и девочки?

    Что вы делали?»

    Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

    а что делали — покажем».

    Дети показывают действия, которые придумали.

    В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

    Игра с пальчиками

    Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

    Оборудование: куклы пальчикового театра.

    *  * *

    Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

    Пальчик-мальчик,

    Где ты был?

    С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песню пел.

    Этот пальчик — дедка,

    Этот пальчик — бабка,

    Этот пальчик — папенька,

    Этот пальчик — маменька,

    Этот — наш малыш,

     Зовут его ... (называет имя ребенка). 

    Игры на формирование актерского мастерства,

    обучение кукловождению

    Гуси (муз. Е. Тиличеевой, ел. народные)

    Гуси, гуси!  Дети придерживают игрушку одной рукой.

    Га-га-га!  Наклоняют игрушку вперед и возвращают в исходное положение в ритме песенки.

    Пить хотите?  Исходное положение.

    Да, да, да!  Покачивают игрушку.

    Гуси, гуси, Исходное положение.

    Вот вода.

    Га-га-га! Покачивают игрушку.

    Га-га-га!

    Вначале ведущий поет песню, затем дети начинают подпевать за гусей. В дальнейшем песня исполняется по ролям. Дети поют за гусей и в ритме песенки покачивают головой.

    Зайчик   (русская   народная прибаутка, ел. Т. Бабаджан)

    Ребенок водит зайку по столу, игрушка    выполняет    легкие прыжки в ритме песенки.

    Заинька, зайка!

    Маленький заинька!

    Длинные ушки,

    Быстрые ножки.

    Заинька, зайка!

    Маленький зайка.

    Деток боится,

    Зайка-трусишка.

    Жучка (муз. Н. Кукловской, ел. Е. Федорченко)

    Вот собачка Жучка,

    Хвостик закорючкой,

    Зубы острые,

    Шерстка пестрая.

    Гав-гав!

    Ведущая поет песню, ребенок плавным движением ведет собачку по столу. Слова «Гав-гав!» ребенок подпевает самостоятельно, наклоняя собачку вперед и возвращая в исходное положение.

    Петушок (муз. Р. Рустамовой, ел. Л. Мироновой)

    Игра учит ребенка переключать внимание с одного движения на другое.

    Рано утром я встаю Ребенок ведет игрушку по столу, плавно покачивая ею из стороны в сторону. 

    Ку-ка-ре-ку! Останавливает игрушку и ритмично покачивает ею вперед, возвращая в исходное положение.

    Ку-ка-ре-ку!

    Громко песенку пою  Плавное покачивание из стороны в сторону с продвижением вперед.

    Ку-ка-ре-ку! Ритмичное покачивание вперед на одном месте.

    Ку-ка-ре-ку!

    Шпоры есть и Покачивание из стороны в сторону с продвижением вперед.

    Гребешок.

    Ку-ка-ре-ку! Покачивание вперед на одном месте.

    Ку-ка-ре-ку!

    Вот какой я петушок  Покачивание из стороны в сторону с продвижением вперед.

    Ку-ка-ре-ку!  Покачивание вперед на одном месте.

    Ку-ка-ре-ку!

    Уточка (муз. Т. Попатенко, ел. И. Лешкевич)

    Игра объединяет навыки кукловождения, полученные в предыдущих упражнениях, дает возможность применить три различных движения: покачивание игрушки из стороны в сторону, покачивание вперед, плавное скольжение.

    Поутру, поутру, Ребенок ведет игрушку по столу, покачивая ею из стороны в сторону.

    Чуть заря,                                

    Вышла уточка на пруд, Останавливает игрушку, покачивает ею в ритме песни.              

    Кря-кря-кря!

    Поплыла по воде,   Скользящее движение игрушкой по столу.                                

    По волне...

    «Кря-кря-кря!» —Ребенок останавливает игрушку, покачивая ею вперед.

    Раздалось в тишине. Продолжает скользящее движение.

    Курочка (муз. Т. Попатенко, ел. И. Лешкевич)

    Игра помогает детям понять следующее: если одна игрушка «говорит», то другие должны замереть и внимательно слушать, чтобы зрители могли определить, какая из игрушек в данный момент «разговаривает».

    Курочка, курочка, Дети плавным движением ведут по столу курочку и цыпляток.

    Курочка Ряба

    По двору идет

    Желтеньких, желтеньких,

    Желтеньких цыпляток

    За собой ведет. Курочка с цыплятами останавливаются.

    Вы не убегайте далеко, Курочка поворачивается к цыпляткам и начинает «говорить», покачиваясь вперед в ритме песни.

    Зернышки ищите,

    Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

    Веселятся все игрушки (муз. В. Витлина, ел. Е. Серовой)

    Игра дает возможность детям освоить пляску кукол на столе.

    Барабанят барабаны: Часть детей играет на барабане.

    Тра-та-та, тра-та-та! Двое детей ведут по столу кукол Ваню и Таню. Импровизируют танцевальные движения кукол.

    Пляшут куклы Таня с Ваней,

    Что за красота!

    Танцевать пошли матрешки, Несколько детей ведут матрешек по столу.

    Шире круг, шире круг. Вместе хлопнули в ладоши: Часть детей хлопает в ладоши.

    Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Танцуют с матрешками.

    Забренчали погремушки: Часть детей ритмично звенит погремушками.

    Динь-динь-динь, динь-динь-динь!

    Веселятся все игрушки Несколько детей ведут игрушки по столу.

    Целый день, целый день. Игрушки пляшут.

    Это действие позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество.


    Комментарии

    Игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи Игры на формирование актерского мастерства, обучение кукловождению