Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников
статья (средняя группа) по теме

Сорокина Елена Владимировна

При  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  правильной  организации  последующей  деятельности  детей,  сказки  могут  оказывать  огромное  воспитательное  воздействие  на  ребенка. Материал  рассказывает  о  значении   сказок  в  воспитании  детей  дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol__skazki_.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль  сказки  в  нравственно –

                              эстетическом  воспитании  дошкольников.

       Сказка – ложь,  да  в  ней  намек,  добрым  молодцам  урок.

                                                                                                А.С. Пушкин.

Рассматривая  значение  различных  жанров  произведений  устного  народного  творчества  в  отдельности,  нельзя  не  раскрыть влияние  сказок  на  развитие  детей  дошкольного  возраста,  особенно  это  относится  к  нравственно – эстетическому  развитию.

Огромной  любовью  пользуется  у  детей  сказка.  С  ней  ребенок  встречается,   начиная  с  раннего  возраста.  Нет  малыша,  который  без  замирания  сердца  слушал - бы   сказки,  рассказанные  мамой  и  бабушкой,  он  испытывает  те  или  иные и чувства,  переживания.

        Слово  « сказка »  впервые  встречается  в  семнадцатом  веке  в  качестве  термина,  обозначающего  те  виды  устной  прозы,  для  которых  в  первую  очередь  характерен  поэтический  вымысел.  До  середины  девятнадцатого  века  в  сказках  видели  « одну  забаву »,  достойную  низших  слоев  общества  или  детей,  поэтому  сказки,  публиковавшиеся  в  то  время  для  широкой  публики,  часто  переделывались  и  переиначивались  согласно  вкусам  издателей.

Приблизительно  тогда  же  в  среде  отечественных   литературоведов  зреет  интерес  к  именно  подлинным  русским  сказкам  как  к  произведениям,  могущим  стать  фундаментом  для  изучения  « настоящего »  русского  народа,  его  поэтического  творчества,  а  значит,  и   для  совершенствования  самого   литературоведения.

  Сказка  не  была  бы  сказкой,  если  бы  позволила  злодею  торжествовать  победу  над  невинно  гонимыми  людьми.  Такой  конец  обычен  в  волшебных  сказках.  Нет  таких  бед,  в  которые  не  попадали  бы  герои  сказок,  но  нет  и  таких  бед,  которых  они  не  отвели  бы  от  себя.  Побеждает  добро,  берет  верх  справедливости.  Конечно,  такой  конец   историй,  как и  многое  в  сказке, - выдумка,  но  выдумка  не  бесцельная.  Сказочники  не  мирились  с  жизненным  злом,  мечтали  о  справедливой  жизни.  В  сказках  всегда  побеждают  гонимые,  обижаемые,  всегда  торжествует  справедливость.

Известно,  что  многие  сказки  начинаются  с  зачина:  « Жили – были »,  а  кончаются  приговоркой : « Стали  жить – поживать  и  добра  наживать ».  Да  и  само  рассказывание  сказок  предполагает  знание  особых  формул,  вроде  такой : « Скоро  сказка  сказывается,  да  не  скоро  дело  делается ».

Сказки  -  своего  рода  нравственный  кодекс  народа,  их  героика – это  хотя  и  воображаемые,  но  примеры  истинного  поведения  человека.  В  сказках  выражено  радостное  приятие  бытия – удел  честного,  умеющего  постоять  за  свое  достоинство  человека.  Нет  ребенка,  который  без  замирания  сердца,  без  интереса  воспринимал  бы  сказку.

Мысль  в  сказке  очень  простая:  хочешь  себе  счастья,  учись  уму – разуму.

 Сказки  учат  детей  не  подчиняться  злому  обращению,  не  опускать  руки  при  возникновении  проблем,  а  смело  сражаться  с  неприятностями  и  побеждать  их,  побеждать  не  только  физической  силой.

Сказка  вводит  ребенка  в  некоторые  воображаемые  обстоятельства  и  заставляет  пережить  вместе  с  героями  такие  чувства,  которые  оказывают  влияние  на  всю  его  последующую  жизнь.  Ребенок  с  самого  начала  сказки  встает  на  позицию  положительного  героя,  вместе  с  ним  решает  поставленные  задачи.  Все  это  возбуждает  творческую  активность  ребенка – дошкольника,  заставляет  делать  выводы,  которые  недоступны  для  него  в  других  обстоятельствах.  За  счет  того,  что  ребенок  входит  внутрь  изображаемых  обстоятельств,  мысленно  принимает  участие  в  действиях  героев,  переживает  их  радости  и  печали.   В  сказках  содержатся  правила  общения  людей  друг  с  другом,  правила  вежливого  обращения  друг  к  другу,   высказывания,  просьбы,  признаки   уважительного  отношения  к  старшим ( « поклонился  в  пояс »,  « ты  бы  меня  прежде  накормила,  напоила, в  бане  выпарила » ).

В. П. Аникин  указывал,  что « сказки –своего  рода  нравственный  кодекс  народа,  их  героика -  это  хотя  и  воображаемые,  но  примеры  истинного  поведения  человека.  Выдумка  сказочника  вышла  из  помыслов  о  торжестве  сил  жизни,  труда  и  честности  над  бездельем,  низостью ».

Как  правило,  дети  радуются  удачам  героя,  ненавидят  то  плохое,  с  чем  герои  борются.  Сказка  часто  обладает  преимуществом  над  другими  воспитательными  приемами.

В  русской  народной  сказке  заключено  богатое  содержание  и  в  отношении  насыщенности  художественной  речи  языковыми  средствами  выразительности  ( сравнениями,  эпитетами, синонимами  и  д. р. ),  например:  красна  девица;  ясный  сокол;  конь – волчья  сыть;  травяной  мешок;  встань  передо  мной  как лист  перед  травой  и  т. п.,  которые  дети  используют  в  собственной  речи,  что  способствует  не  только  развитию  ее  образности,  ее  обогащению,  но  и  развитию  творчества  самих  дошкольников.  Усвоение  подобных  формул  помогают  ребенку  самому  творить,  самому  переделывать,  а  то  и  полностью  создавать  сказки.  

  У  него  формируется  чувство  меры  и  чувство  той  грани,  которую  не  должно  переходить  воображение  в  искусстве  и  вместе  с  тем  у  него  начинают  складываться  реалистические  критерии  эстетических  оценок.  Сказка  играет  важнейшую  роль  в  развитии  воображения – способности,  без  которой  невозможна  ни  умственная  деятельность  ребенка  в  период  школьного  обучения,  ни  любая  творческая  деятельность  взрослого.

Сказка   является  произведением  народного  искусства,  несет  в  себе  богатый  духовный  заряд.  Подчеркивая  эту  потенциальную  возможность  сказки,   выдающийся  мыслитель  И. А. Ильин  пишет:  « Сказка  есть  уже  искусство:  ибо  она  укрывает  и  являет  за  словами  целый  мир  образов,  а  за  образами  она  разумеет  художественно  и  символически  глубоко  духовное  состояние ».

Все  это  указывает  на  большие  возможности  сказки  в  нравственно – эстетическом  воспитании  дошкольников.

Таким  образом,  при  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  правильной  организации  последующей  деятельности  детей,  сказки  могут  оказывать  огромное  воспитательное  воздействие  на  ребенка.