Главные вкладки

    Методическая разработка (младшая группа) на тему:
    Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

    Особенности развития детей раннего возраста.

    Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста.

    Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    dokument_microsoft_office_word_2.docx33.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по организации
    работы с детьми раннего возраста

    Н. Н. Долгова, Н. В. Егорчева
    МДОУ ЦРР – ДС № 53
    «Ёлочка» г.Тамбов

    Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

    1. Особенности развития детей раннего возраста:

    Раздел работы

    Возраст ребенка

    Основные показатели развития

    Задачи

    Развитие речи

    1 год –

    1 год 6 месяцев

    - Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

    - Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

    - Развивать активную речь.

    1 год 6 месяцев – 2 года

    - Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

    - В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

    - Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

    - Развивать диалогическую речь.

    2 – 3 года

    - Умеет говорить внятно

    - В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

    - Пользуется речью как средством общения

    - Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.

    - Развивать звуковую сторону речи

    - Совершенствовать грамматический строй речи.

    Действия с предметами

    1 год –

    1 год 6 месяцев

    - Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

    - Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого

    - Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

    - Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д. )

    - Знакомить детей с формой и величиной предметов

    1 год 6 месяцев – 2 года

    - В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д.

    - Умеет:

    1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

    2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

    3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки.

    - Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.

    - Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

    - Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

    2 – 3 года

    - Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

    - Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

    - Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

    - Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

    - Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

    - Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

    2. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

    Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.

    К концу 3 года жизни ребенок:

    - Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

    - Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;

    - Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

    - Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;

    - Различает время суток (день, ночь); различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;

    - Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (знакомых предметов и голоса животных);

    - Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

    Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:

    - в 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.

    - в 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.

    - в 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

    - в 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

    3. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

    1). Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Разработана авторским коллективом: Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой и др. , под редакцией Л. А. Парамоновой. Цель программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов. Авторы отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья. Программа состоит из взаимосвязанных блоков: в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста; второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни), второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни), структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое; третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.

    2). Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. : М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

    3). Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторский коллектив: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович. Цель программы: обеспечить целостное развитие личности ребенка в период дошкольного детства (интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное). Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Программа состоит из трех частей, ориентированных на развитие детей с 2 до 7 лет: младший возраст (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни), старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). Содержание программы разделено по четырем блокам: «Здоровый образ жизни», «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание».

    4). Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет). Авторский коллектив: сотрудника факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г. Г. Григорьевой. Научный редактор Г. Г. Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка.

    Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:

    1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.
    2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).
    3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.
    4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
    5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
    6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
    7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.
    8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
    9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.

    Список рекомендуемой литературы для организации работы с детьми раннего возраста.

    1. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
    2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
    3. Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
    4. Павлова Л. Н. , Волосова Е. Б, , Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
    5. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
    6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

    Работа с детьми раннего возраста
    (рекомендации для дефектологов)


    1. Консультирование – это такая форма работы с семьей, где объектом консультативно - просветительского процесса является не только ребенок с нарушениями в развитии, но и его семья.

    Родители регулярно и систематически, через определенные отрезки времени (не реже 1-2 раз в месяц), получают целенаправленные задания с методическими рекомендациями по их выполнению для работы со своим ребенком. На консультирование зачисляются, как правило, дети с незначительным отставанием в развитии.

    Примерный план работы

    I. Беседа с родителями:

    1. Изменения, произошедшие в развитии ребенка за истекший период (беседа с родителями). 
    2. Возникшие проблемы в работе, пути решения проблем. 
    3. Заполнение карты развития (по необходимости).

    II. Работа с ребенком и практическое обучение родителей приемам и методам работы с ним:

    1. Установление контакта с ребенком (в игровой форме). Так как консультирование проводиться 1-2 раза в месяц, необходимо особое внимание уделить налаживанию контакта с ребенком, установлению доверительной связи между незнакомым взрослым (специалистом) и малышом, при взаимодействии с ребенком необходимо поддерживать радостное настроение, удовлетворять потребности ребенка в доброжелательном внимании. Необходимо войти в доверие к ребенку, а ребенок должен  начать взаимодействовать. 
    2. Проведение занятия с ребенком (с комментариями для родителей). Наблюдение матери за проведением индивидуального занятия дефектолога. Наблюдение за занятиями своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения им определенных правил поведения, знаний и навыков помогают родителям лучше понять его трудности, оценить адекватность требований и занять более правильную воспитательную позицию в семье. 
    3. Анализ содержания занятия (какие упражнения и игры использовались, их цель, задачи, чего удалось добиться, а какие задания надо повторить еще). 
    4. Анализ педагогических приемов работы с ребенком. 
    5. Наблюдение за совместной деятельностью родителей и ребенка, оценка их сотрудничества (по необходимости). 
    6. Определение перспективы дальнейшей работы с ребенком. 
    7. Проведение консультации по запланированной теме или консультация по интересующим вопросам родителей.

    III. Подведение итогов визитирования.

    2. Индивидуальное коррекционное занятие, направленное на восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, предотвращение и/или устранение ограничений активности. Индивидуальное коррекционное занятие проводиться не реже 2 раз в неделю. На индивидуальных коррекционных занятиях дефектолог работает самостоятельно с ребенком, а маму просит фиксировать весь ход занятия. От родителей требуется повторять дома задания, копировать действия дефектолога и их последовательность.

    Требования к организации занятий с детьми раннего возраста

    1. Учебный (предоставляемый) материал соответствовать программным требованиям (индивидуальной программе), перспективному плану, теме занятия, поставленным задачам. 
    2. Организация игрового пространства и подбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка (не должны быть опасны для жизни и здоровья детей). Величина предметов уменьшается с возрастом ребенка. 
    3. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования: обработка игрушек или использование индивидуальных игрушек. Желательно использовать пластмассовые, резиновые игрушки. 
    4. Использование игровой мотивации на всех занятиях. 
    5. Построение занятия с учетом лексических тем и единой сюжетной линии. 
    6. Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 
    7. Занятие должно носить интегративный  характер, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия. 
    8. Построение занятий должно осуществляться так, чтобы на каждом последующем занятии усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплялись, но и усложнялись. 
    9. Работа по развитию речи должна прослеживаться  на протяжении всего занятия (не только как часть основной структуры занятия, но и на  каждом этапе занятия). 
    10. Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния ребенка в данный день, но не более 15 -20 минут (с детьми самостоятельно не передвигающимися, с детьми-инвалидами с детским церебральным параличом возможно проведение индивидуальных занятий продолжительностью 30-45 минут). 
    11. Иногда требуется дополнительная работа по включению ребенка в занятие, что приводит к удлинению занятия (в зависимости от особенностей ребенка). 
    12. Занятие должно быть подчинено обще дидактическим, научным принципам. 
    13. Принцип создания успешности. 
    14. Занятия должны носить предметно-практическую направленность.

    Примерная структура занятия с детьми раннего возраста

    I.Организационный момент (игры и упражнения на установление эмоционального контакта с ребенком, игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков).
    II. Основная часть.
    1.Упражнения на развитие сенсорного восприятия:

    1. игры для  развития зрительного восприятия; 
    2. игры для  развития слухового  восприятия.

    2. Игры и упражнения по развитию речи.

    1. артикуляционная,  дыхательная гимнастика; 
    2. игры по стимулированию  звуковой  активности.

    3. Игры, направленные на физическое развитие:

    1. упражнения по  развитию движений руки и действий  с предметами; 
    2. упражнения по развитию общей моторики; 
    3. развитие ориентировки в пространстве.

    III. Подведение итогов занятия.

    Примерное содержание работы по повышению уровня компетентности родителей

    1. Знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребенка.

    1. Роль и формы общения с ребенком на том или ином возрастном этапе. 
    2. Значение ситуативно-делового общения, приводящего к дальнейшему развитию и качественному преобразованию  предметной и игровой деятельности детей (к переходу от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. 
    3. Возникновение и развитие речи. 
    4. Знакомство с понятиями «ведущая деятельность», «зоны актуального и ближайшего развития».

    2.Значимость целенаправленных занятий для психофизического развития ребенка.
    3. Значение режима дня в жизни ребенка.

    1. Занятия и отдых малыша в семье. 
    2. Как лучше организовать режим прогулки. 
    3. Как развивать самостоятельные действия ребенка в процессе выполнения режимных моментов.

    4. Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка раннего возраста.

    1. Что такое предметно-развивающая среда. 
    2. Как организовать предметно-развивающую среду в семье. 
    3. Значение игрушки для общения ребенка со взрослым. 
    4. Игрушки: роль, виды, назначение. 
    5. Критерии оценки игрушки при покупке. 
    6. Игра, роль, этапы формирования, виды, организация игры в домашних условиях.

    5. Значение общения в жизни и развитии ребенка раннего возраста.

    1. Виды общения, их роль в психическом развитии ребенка. 
    2. Когда и как организовать общение взрослого с ребенком на прогулке. 
    3. Нужно ли ребенку общение с другими детьми.

    6. Развитие навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста.

    1. Приемы формирования навыков самообслуживания и опрятности  определенные возрастные периоды.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий (детский сад)

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анали...

    Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

      Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего ...

    Методические рекомендации по оформлению родительских уголков групп раннего возраста

    Методические рекомендации адресованы педагогам групп раннего возраста по оформлению родительских уголков. какие правила ...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям ...

    Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

     Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях...

    Правила организации игр с детьми раннего возраста

    Для того чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они к...

    Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

     Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста...

    Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

    Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада. ...