Главные вкладки

    Материал по теме:
    Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

    Титова Татьяна Владимировна

    Функции наставничества

    Этапы формирования профессиональной педагогической деятельности

    Роль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    nastavnichestvo.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ»  по главе из кн. « Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ» метод. пособие Н.В.Микляевой и Ю.В. Микляевой М. « Айрис дидактика» 2008.

    (подготовлено педагогом-психологом ГДОУ д/с № 112 Титовой Т.В.)

    « Исходя из современных представлений о культуре наставничества, данное понятие означает ТИП ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ, обеспечивающий занятость молодого специалиста с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению педагогической работы на практике и в широком диапазоне.

    Основная ЦЕННОСТЬ формирования культуры наставничества в детском саду заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только поступившего на работу

    1.практикоориентированными,

    2.динамичными,

    3. мобильными в использовании.»

    ФУНКЦИЯ опытного педагога должна заключаться в оказании помощи молодому специалисту :

    1.« в формировании у него диспозиционно-установочных структур личности, отвечающих за анализ проблемной педагогической ситуации,

    2.определение стратегий ее размещения,

    3.выбор наиболее продуктивных методов и приемов, адекватных поставленным целям.»

    Наставник формирует у неопытного педагога представление о пед. идеале, поэтому подбор наставника для молодого специалиста должен исходить из:

    -желания опытного педагога  и его педагогической направленности,

    -коммуникативных качеств и культуры педагогического общения,

    -организационных навыков,

    -научно-методических умений.

    Педагогическая психология выделяет 3 этапа формирования профессиональной педагогической деятельности.

    1 этап - деятельность молодого педагога начинается с момента прихода в учреждение и его деятельность выполняется как ПОСЛЕДОВАТЛЬНОСТЬ отдельных ОПЕРАЦИЙ, задаваемых извне. Уровень организации пед. деятельности является репродуктивным – это уровень воспитателя умеющего рассказать и передать детям то, что знает сам. Длиться период активного взаимодействия наставника и его подопечного примерно 2-3 месяца.

    К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональной деятельности на данном этапе относятся:  боязнь группы детей и боязнь педагогической ошибки .Это преодолевается в процессе получения позитивного опыта общения с другими сотрудниками и детьми и повышении профессионализма молодого педагога.

    Для успешного выполнения отдельных педагогических действий необходимы профессиональные качества у молодого педагога:

    -умение мобилизовать себя,

    -навыки произвольного внимания,

    - умение грамотно и логично излагать свои мысли,

    -навыки эффективной коммуникации,

    - владение игровыми приемами и др.

    Однако, на эффективность всей педагогической деятельности существенное влияние оказывает СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ молодого специалиста в педагогическом коллективе.

    На данном этапе основными средствами наставничества являются те, которые обеспечивают условия для « вхождения» молодого специалиста в педагогическом коллективе д/с, в частности это достигается за счет методов, направленных на создание, сохранение и развитие организационной культуры коллектива:

    1. внимание администрации ДОУ и психолога к поддержанию организационной культуры, реакция на критические ситуации и организационные кризисы;
    2. моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;
    3. определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и присвоения определенных статусов, увольнения;
    4. использование организационных символов, обрядов и их систем 9обряд посвящения, единения и пр.), усиливающих самоопределение молодых сотрудников ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллектива.

    Специфическая задача психолога – психологическое просвещении сотрудников, касающееся формирования у них механизмов профессионального самопринятия и саморегуляции в доброжелательной обстановке.

    Функции наставника:

    1. корректирующий контроль

    2. эмоциональная поддержка

    3. придание уверенности в своих силах молодому педагогу.

    2 этап - формирования профессиональной педагогической деятельности характеризуется ДЕЗИНТЕГРАЦИЕЙ структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности, распадом ее на несколько подструктур, объединенных слабыми функциональными полями. Это связано с тем, что возникает необходимость формирования профессиональной гибкости и мобильности.

    У молодого специалиста снижается страх перед детским коллективом и осуществлением педагогического общения, уровень педагогической деятельности переходит на адаптивный, когда педагог уже может приспособить материал к особенностям детской аудитории. Однако, возрастают страхи, касающиеся методической правильности/ неправильности совершаемых действий и их места в структуре целостного педагогического процесса, т.е. влияния на результат воспитания и обучения детей.

    На данном этапе роль наставника ослабевает, зато усиливается роль ПедСовета ДОУ.

    Именно на ПЕДСОВЕТЕ  формулируют основные цели и задачи деятельности всего д/сада, осуществляют отбор форм и методов работы, проводят анализ и контроль образовательной деятельности.

    «Возложение функций наставничества на ПедСовет меняет саму стратегию наставничества в ДОУ. Теперь оценка и оптимизация педагогической деятельности молодых и опытных педагогов становится условием эффективной постановки целей и достижения результатов работы всего педагогического коллектива. Собственно, встает вопрос о разработке индивидуальной программы психолого-педагогической поддержке каждого члена педагогического коллектива. Она должна быть направлена на формирование локально-моделирующего и системно-моделирующего уровней педагогической деятельности у сотрудников ДОУ.

    Локально-моделирующий уровень педагогической деятельности – уровень проф.деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в разные виды деятельности (аналог наглядно-действенного мышления в педагогической деятельности). Позволяет решать отдельные проблемные задачи на уровне диспозиционно-установочных структур личности педагога.

    Системно-моделирующий уровень – педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем направлениям детского развития (аналог наглядно-образного мышления в сфере педагогической деятельности). Позволяет решать проблемные задачи комплексного характер на уровне диспозиционно-установочных структур личности педагога, группируя их по уровню сложности.

    Задачи психолога:

    1.помощь в разработке программ саморазвития педагогам ДОУ, на основе диагностики и учета сформированности профессиональных умений и навыков,

    2.создание модели эффективного применения психолого-педагогических знаний в процесс проведения консультаций, проблемных семинаров, деловых игр, тренингов и пр.

    3.выработка критериев и требований к организации изучения и обобщения передового педагогический.опыт и технологий обучения детей, отбора оптимальных для данного ДОУ и конкретной возрастной группы воспитанников,

    4.активное участие в организации и работе научно-методических объединений по проблематике, т.н.« творческих групп», с целью содействия личностному и профессиональному росту педагогов и профилактике «эмоционального выгорания».

    « На данном этапе важным для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности является выявление факторов, стимулирующих и препятствующих профессиональному развитию педагогов».

    На 3 этапе формирования профессиональной педагогической деятельности происходит

     « оптимизация функциональных связей компонентов структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности» (В.Д.Шадриков).Уровень педагогической деятельности соответствует системно-моделирующей деятельности и поведения. У педагога формируется 2 группы индивидуальных качеств: одна из них обеспечивает выполнение целенаправленной профессиональной деятельности, а другая – ее рефлексию и  освоение специфического содержания.

    В определении целей и разработке содержания наставничества на данном этапе необходимо учитывать:

    1. Возраст сотрудников ДОУ,
    2. Педагогический стаж
    3. Особенности профессионально-педагогической деятельности.

    С учетом уровня сформированности педагогической . позиции администрация ДОУ, психолог и методическое объединение по проблематике разрабатывают программу практикумов-семинаров на год, где предусматривается постепенная передача функций молодым педагогам (информационная, организационная, контролирующая, оценивающая).

    О сформированности культуры наставничества в ДОУ будет свидетельствовать умение объединять в различные творческие группы педагогов с различными стилями педагогической деятельности, но со сходными интересами.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»

    Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

    Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

    Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

    Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

    Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...

    Анкеты для молодых специалистов ДОУ

    Материал предназначен для старших воспитателей, заместителей заведующих по ВОП дошкольных образовательных учреждений....

    Памятка для молодых специалистов ДОУ

    Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности, "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (тест...

    Молодым специалистам ДОУ - как составлять методические разработки

    Консультация: как составлять методические разработки и рекомендации, и как  разрабатывать методические пособия в ДОУ...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

    Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

    Проект для педагогов ДОУ на тему: «Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания педагогов»

    Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают...

    Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"

    Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...

    Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...