Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
материал по теме

Титова Татьяна Владимировна

Функции наставничества

Этапы формирования профессиональной педагогической деятельности

Роль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ»  по главе из кн. « Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ» метод. пособие Н.В.Микляевой и Ю.В. Микляевой М. « Айрис дидактика» 2008.

(подготовлено педагогом-психологом ГДОУ д/с № 112 Титовой Т.В.)

« Исходя из современных представлений о культуре наставничества, данное понятие означает ТИП ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ, обеспечивающий занятость молодого специалиста с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению педагогической работы на практике и в широком диапазоне.

Основная ЦЕННОСТЬ формирования культуры наставничества в детском саду заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только поступившего на работу

1.практикоориентированными,

2.динамичными,

3. мобильными в использовании.»

ФУНКЦИЯ опытного педагога должна заключаться в оказании помощи молодому специалисту :

1.« в формировании у него диспозиционно-установочных структур личности, отвечающих за анализ проблемной педагогической ситуации,

2.определение стратегий ее размещения,

3.выбор наиболее продуктивных методов и приемов, адекватных поставленным целям.»

Наставник формирует у неопытного педагога представление о пед. идеале, поэтому подбор наставника для молодого специалиста должен исходить из:

-желания опытного педагога  и его педагогической направленности,

-коммуникативных качеств и культуры педагогического общения,

-организационных навыков,

-научно-методических умений.

Педагогическая психология выделяет 3 этапа формирования профессиональной педагогической деятельности.

1 этап - деятельность молодого педагога начинается с момента прихода в учреждение и его деятельность выполняется как ПОСЛЕДОВАТЛЬНОСТЬ отдельных ОПЕРАЦИЙ, задаваемых извне. Уровень организации пед. деятельности является репродуктивным – это уровень воспитателя умеющего рассказать и передать детям то, что знает сам. Длиться период активного взаимодействия наставника и его подопечного примерно 2-3 месяца.

К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональной деятельности на данном этапе относятся:  боязнь группы детей и боязнь педагогической ошибки .Это преодолевается в процессе получения позитивного опыта общения с другими сотрудниками и детьми и повышении профессионализма молодого педагога.

Для успешного выполнения отдельных педагогических действий необходимы профессиональные качества у молодого педагога:

-умение мобилизовать себя,

-навыки произвольного внимания,

- умение грамотно и логично излагать свои мысли,

-навыки эффективной коммуникации,

- владение игровыми приемами и др.

Однако, на эффективность всей педагогической деятельности существенное влияние оказывает СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ молодого специалиста в педагогическом коллективе.

На данном этапе основными средствами наставничества являются те, которые обеспечивают условия для « вхождения» молодого специалиста в педагогическом коллективе д/с, в частности это достигается за счет методов, направленных на создание, сохранение и развитие организационной культуры коллектива:

  1. внимание администрации ДОУ и психолога к поддержанию организационной культуры, реакция на критические ситуации и организационные кризисы;
  2. моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;
  3. определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и присвоения определенных статусов, увольнения;
  4. использование организационных символов, обрядов и их систем 9обряд посвящения, единения и пр.), усиливающих самоопределение молодых сотрудников ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллектива.

Специфическая задача психолога – психологическое просвещении сотрудников, касающееся формирования у них механизмов профессионального самопринятия и саморегуляции в доброжелательной обстановке.

Функции наставника:

1. корректирующий контроль

2. эмоциональная поддержка

3. придание уверенности в своих силах молодому педагогу.

2 этап - формирования профессиональной педагогической деятельности характеризуется ДЕЗИНТЕГРАЦИЕЙ структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности, распадом ее на несколько подструктур, объединенных слабыми функциональными полями. Это связано с тем, что возникает необходимость формирования профессиональной гибкости и мобильности.

У молодого специалиста снижается страх перед детским коллективом и осуществлением педагогического общения, уровень педагогической деятельности переходит на адаптивный, когда педагог уже может приспособить материал к особенностям детской аудитории. Однако, возрастают страхи, касающиеся методической правильности/ неправильности совершаемых действий и их места в структуре целостного педагогического процесса, т.е. влияния на результат воспитания и обучения детей.

На данном этапе роль наставника ослабевает, зато усиливается роль ПедСовета ДОУ.

Именно на ПЕДСОВЕТЕ  формулируют основные цели и задачи деятельности всего д/сада, осуществляют отбор форм и методов работы, проводят анализ и контроль образовательной деятельности.

«Возложение функций наставничества на ПедСовет меняет саму стратегию наставничества в ДОУ. Теперь оценка и оптимизация педагогической деятельности молодых и опытных педагогов становится условием эффективной постановки целей и достижения результатов работы всего педагогического коллектива. Собственно, встает вопрос о разработке индивидуальной программы психолого-педагогической поддержке каждого члена педагогического коллектива. Она должна быть направлена на формирование локально-моделирующего и системно-моделирующего уровней педагогической деятельности у сотрудников ДОУ.

Локально-моделирующий уровень педагогической деятельности – уровень проф.деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в разные виды деятельности (аналог наглядно-действенного мышления в педагогической деятельности). Позволяет решать отдельные проблемные задачи на уровне диспозиционно-установочных структур личности педагога.

Системно-моделирующий уровень – педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем направлениям детского развития (аналог наглядно-образного мышления в сфере педагогической деятельности). Позволяет решать проблемные задачи комплексного характер на уровне диспозиционно-установочных структур личности педагога, группируя их по уровню сложности.

Задачи психолога:

1.помощь в разработке программ саморазвития педагогам ДОУ, на основе диагностики и учета сформированности профессиональных умений и навыков,

2.создание модели эффективного применения психолого-педагогических знаний в процесс проведения консультаций, проблемных семинаров, деловых игр, тренингов и пр.

3.выработка критериев и требований к организации изучения и обобщения передового педагогический.опыт и технологий обучения детей, отбора оптимальных для данного ДОУ и конкретной возрастной группы воспитанников,

4.активное участие в организации и работе научно-методических объединений по проблематике, т.н.« творческих групп», с целью содействия личностному и профессиональному росту педагогов и профилактике «эмоционального выгорания».

« На данном этапе важным для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности является выявление факторов, стимулирующих и препятствующих профессиональному развитию педагогов».

На 3 этапе формирования профессиональной педагогической деятельности происходит

 « оптимизация функциональных связей компонентов структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности» (В.Д.Шадриков).Уровень педагогической деятельности соответствует системно-моделирующей деятельности и поведения. У педагога формируется 2 группы индивидуальных качеств: одна из них обеспечивает выполнение целенаправленной профессиональной деятельности, а другая – ее рефлексию и  освоение специфического содержания.

В определении целей и разработке содержания наставничества на данном этапе необходимо учитывать:

  1. Возраст сотрудников ДОУ,
  2. Педагогический стаж
  3. Особенности профессионально-педагогической деятельности.

С учетом уровня сформированности педагогической . позиции администрация ДОУ, психолог и методическое объединение по проблематике разрабатывают программу практикумов-семинаров на год, где предусматривается постепенная передача функций молодым педагогам (информационная, организационная, контролирующая, оценивающая).

О сформированности культуры наставничества в ДОУ будет свидетельствовать умение объединять в различные творческие группы педагогов с различными стилями педагогической деятельности, но со сходными интересами.