Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
методическая разработка по теме

Глубокова Евгения Александровна

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_vzaimodeystvie_s_okruzhayushchimi.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологический тренинг «Общение педагогов с родителями»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями

Упражнение 1 «Смотрим в книгу, видим…»

Цель: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

Материал: картинка.

Процедура: из группы вызываются добровольцы, которые уходят за дверь. Вводится запрет на подсказки, смех и пр.

Затем приглашается первый испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Сейчас вам будет предъявлен лист бумаги, содержащий некую информацию. Это картинка. В течение 1 минуты вы рассматриваете листок, стараясь запомнить все, что там изображено. После этого вы должны как можно подробнее донести всю запомнившуюся информацию до следующего игрока».

  Далее приглашается второй испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Вам будет устно передана некая информация, которую вы должны запомнить, для того, чтобы передать ее следующему участнику. Задавать уточняющие вопросы вы не имеете права».

Игра продолжается пока, наконец, последний участник не расскажет то, что он запомнил, всей группе.

Рефлексия.

  1. Как вы себя чувствовали во время данного упражнения?

Упражнение 2. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия  родителей воспитанников.

Процедура. Педагогам предлагается разделиться на  группы по 3-4 человека. Вам необходимо создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.

Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Рефлексия.

  1. Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
  2. Что Вы  чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
  3. Какие Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Упражнение 3. «Войди в круг»

Цель: Демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Процедура. Педагогам предлагается вытянуть из коробки листок, по сигналу ведущего все открывают разворачивают его и читают, что написано, но никому не показывают. Участникам, вытянувшим слово «круг» - родитель  нужно встать в круг и крепко держаться за руки – это круг  родителей. Педагоги, которые вытянули листок со словами «смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с заданным типом общения», встают за кругом, но в разных местах друг от друга. Они должны так убедить играющих  впустить их в круг, то есть подобрать необходимые слова в соответствии с указанным заданием, чтобы «родители» захотели это сделать.

Рефлексия.

  1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
  2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
  3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

         (родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с демократическим стилем: (Родитель рассматривается как равноправный партнер в общении. Педагог привлекает родителей к принятию решений, учитывает их мнение, учитывает личностные качества родителей и детей. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба)

Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с авторитарным  стилем: (Родитель рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учета ситуации и мнений родителей, не обосновывает свои действия перед родителями. Главными методами воздействия такого педагога являются приказ, поучение)

Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с либеральным  стилем: (Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу родителям, коллегам. Проявляет нерешительность и колебания при взаимодействии с родителями)

_____________________________________________________________________________

Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с демократическим стилем: (Родитель рассматривается как равноправный партнер в общении. Педагог привлекает родителей к принятию решений, учитывает их мнение, учитывает личностные качества родителей и детей. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба)

Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с авторитарным  стилем: (Родитель рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учета ситуации и мнений родителей, не обосновывает свои действия перед родителями. Главными методами воздействия такого педагога являются приказ, поучение)

Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с либеральным  стилем: (Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу родителям, коллегам. Проявляет нерешительность и колебания при взаимодействии с родителями)

Социально – психологический тренинг

«Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями»

Материал подготовила

Педагог-психолог д/с №21

Глубокова Е.А.

2008 г.