Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья по теме

Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способствующие развитиюпознавательной активности дошкольников и использованиепознавательно- занимательного математического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no2_statya_na_forum.docx231 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Стецюк Елена Алексеевна, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Росинка»  г. Белгород, педагог-психолог, телефон  (4722) 32-47-33, mdou.36.ahr@beluo.ru

Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способствующие развитиюпознавательной активности дошкольников и использованиепознавательно- занимательного математического материала.

Ключевые слова: развивающая математика, познавательная активность,развивающий эффект обучения, наглядные модели.

     Конец дошкольного возраста - это вступление в школьную жизнь. Какие они разные, эти дошкольники! У каждого особые достоинства и свои недо-статки: один неусидчив, другой невнимателен, третий несдержан. Как у лю-бого педагога, у меня вызывают тревогу те дети, которые ко всему относятся равнодушно, безразлично. Такой ребёнок не шалит и как будто слушает, но он безразличен и когда решает математическую задачу, и когда рисует, и когда слушает интересную сказку или проникновенную музыку. У такого ребёнка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет желания узна-вать что - то  новое. Это беда и для ребёнка, и для родителей, и для меня, как педагога - психолога, который замечает гораздо больше, чем воспитатель, ко-торому трудно распределить внимание на каждого из воспитанников, а их по-рой от 20-25 человек. Самое ужасное в этой ситуации - это то, что у ребёнка нет интереса к знаниям, а пустота постепенно может заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. Ему не интересно, значит, не только скучно, но и трудно, а отсюда постепенно могут возникнуть сложные отношения и со школой, и с родителями, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стре-мятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достиже-ний своих друзей, ни того, чего от него ждут взрослые.

     Развитие любознательности, потребности узнавать что-то новое - это одна

из основных задач воспитания дошкольника и подготовка его к школьному обучению. Любой ребёнок любопытен. Содержание активности меняется с возрастом, особенно быстрыми шагами тогда, когда действия ребёнка-до-школьника становятся всё более целеноправленными. Вот здесь роль взрос-лого незаменима: не дать угаснуть возникшему любопытству, поддержать его, углубить, превратить в потребность в познании. Эта потребность форми-руется у ребёнка под влиянием окружающих людей и может быть развита до безграничных пределов или вообще не возникнуть. Обилие запретов: «Не бегай!»,«Не разговаривай!» - мешает проявлению активности, а следователь-но, и развитию познавательной потребности у ребёнка.

     Действуя, ребёнок всё чаще пытается осмыслить свои, пока ещё заранее не планируемые действия: «А если передвинуть фигурку так? А  может убрать лишнюю?» Попытка взрослого скорее подсказать, помочь, нередко приносит вместо пользы, только вред. Конечно, взрослые  знают лучше, зачем же искать, решать, думать? И ребёнок в случае любых затруднений, порой пустяковых, обращается за помощью к ним. Конечно, помощь необхо-дима, но мера её в каждом конкретном случае должна быть разной: от совета, до постановки перед ребёнком нового вопроса

     Развивающая математика является той областью, где при условии систе-матического обучения, возможно, не только дать определённую сумму зна-ний, умений, навыков детям, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

     Целью обучения на занятиях является усвоение ребёнком определённого программой круга знаний и умений, повышение познавательной активности. Это возможно лишь в том случае, когда образовательная деятельность (заня-тия) интересны детям, когда используются различные наглядные модели (карты, макеты, чертежи, плакаты, рисунки, сказочные персонажи), кото-рые влияют на успешность обучения.

     С 1992 по2004 год) я работала в гимназии №5 города Белгорода и одна из

первых организовала «Подготовительную школу успеха» для детей старшего дошкольного возраста. Целью моей работы была адаптация детей к предстоя-щему школьному обучению в стенах школы, повышение познавательной ак-тивности ко всему новому, непонятному, но интересному, заронив в душу ребёнка «семена познания», создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

     В своей работе я старалась использовать такой познавательно –занима-тельный материал и в такой форме, который бы способствовал развитию ума, всех структурных компонентов познавательной сферы: внимания, памяти, восприятия, воображения, а главное – мышления у дошкольников.  Я думаю, что по прошедствию многих лет, мой опыт по развитию у дошкольников познавательной активности с помощью занимательного математического материала, а именно математика  является «царицей всех наук», будет инте-ресен молодым педагогам.

     В настоящее время я работаю педагогом - психологом в дошкольном учреждении № 36 г. Белгорода и придаю большое значение умственному развитию дошкольников, которое является важнейшей составной частью его общего психического развития. Развитие умственных способностей имеет особое значение  для подготовки детей к школьному обучению и ко всей будущей жизни. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он  к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, спорить, фантазировать, делать самостоятельно выводы, строить замыслы сочинений, конструкций.

     Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путём: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространённого понятия « развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям, какие методы и принципы обучения применяются. Это в свою очередь позволяет  существенно повысить развивающий эффект обучения и влияет  на развитие умственных способностей.

     Человечество выработало большое количество знаков. И, главная труд-

ность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать и учитывать, что именно она обозначает, какая сторона действительности  за  ними «спрятана». Так, многочисленные диагностики, посвящённые усвоению  математики «шестилетками», пока-зывают, что затруднения у детей связаны с недостаточным пониманием  смысла чисел и арифметических знаков /+, -, =/, невозможностью чётко выделять те стороны объектов, к которым она относится.

     Но понимание значения отдельных предметов ещё недостаточно  для решения умственных задач. Любая задача требует анализа её условий, выделения отношений  между объектами, которые необходимо учитывать при решении. В математических задачах это отношение между количества-ми, в задачах на пространственную ориентировку-отношение мест, занимае-мых предметами /сзади, спереди, слева от…/, и к системе пространственных координат и т. п. Такие отношения могут выражаться либо в словесной фор-ме, либо с помощью   наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей впространстве в объёме или на плоскости. И как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая  наиболее доступна  детям старшего дошкольного возраста.

     Наглядные модели используются и в деятельности взрослых. Это планы, карты, макеты, чертежи, схемы, графики, диаграммы. Они применяются для выделения  и обозначения различных часто скрытых  отношений между вещами, дают возможность планировать решение разнообразных, в том числе, творческих  задач. В самом деле, можно ли представить себе, например, шофёра, не способного составить и прочесть схему маршрута, инженера  или архитектора, который не может разобрать чертёж, математика, не умеющего читать график?

     На  использовании  наглядных моделей основаны многие методы дошколь-    

ного обучения, которые развивают умственные способности детей. У ребён--ка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирова-ния(использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков), появляется возможность применять заместители и   наглядные модели  в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития интеллектуальных способностей.

     Одна из важнейших задач воспитания ребёнка дошкольного возраста-развитие его  ума, формирование таких мыслительных умений и способнос-тей, которые позволяют осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению  во время непосредственно образовательной деятель-ности: обучение грамоте, математике, изодеятельности и т.д..

     В период дошкольного детства  происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В этом возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключения. Что позволит  сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления.

     Задача обучения состоит в том, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным, от изолированных связей  и разрозненных к пониманию закономерностей и взаимозависимостей предметов и явлений окружающей действительности.

На успешность обучения дошкольника влияет содержание познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность у детей.  Необходимо максимально использовать познавательную активность детей. Практическими психологами и педагога-ми отмечается, что совершенствование содержания, форм  и методов воспи-тания, обучения должно быть направлено на  последовательное, целенаправ-ленное формирование всех тех творческих способностей ребёнка, которые необходимы для его гармоничного развития. И я с этим согласна. Более того, я считаю, что процесс обучения должен быть организован так, чтобы появи-лась собственная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.

     Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Чтобы обучение способствовало развитию интеллектуальных спо-собностей дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребёнку возможность осмыслить учебный материал. Необходима опора на  значимый  для ребёнка вопрос, когда дошкольник оказывается перед противоречивым выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её.

     Особо выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод. Проблемное обучение характеризуется, прежде всего, самостоятель-ным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятель-ности, активности. Потребность ребёнка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов.

     В связи с этим при разработке содержания развивающего обучения,  осо-бенно пристального внимания, требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной поисковой деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи, так как именно на эти знания дошкольник должен опираться, осуществляя самостоятельную поисковую деятельность.

     Для того, чтобы мотивом усвоения знаний была собственная потребность ребёнка, а не требования со стороны взрослого, необходимо использовать такую организацию обучения, которая:

  1. во-первых, обеспечивала бы познавательный интерес и устойчивость

 произвольного внимания;

  1. во-вторых, давала возможность каждому ребёнку соучаствовать

в процессе выполнения заданий  другим  ребёнком;

  1. в-третьих, включала в процесс решения задач всех детей;
  2. в-четвёртых, была подвижной и изменялась в зависимости от задач

данного занятия.

     Чтобы деятельность дошкольника на занятиях была интеллектуальной и эмоционально насыщенной, необходимо создать у него состояние увлечён-ности, умственного напряжения, направлять усилия на осознанное осознание знаний, умений и навыков. Показателями активной мыслительной дея-тельности являются:

  1. наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;
  2. умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения,

производить при этом разнообразные операции /анализ, сравнение, группи-ровка и т. д. /;

  1. умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
  2. умение замечать ошибку у себя и у сверстников, исправлять её;
  3. умение выдвигать новую познавательную задачу;
  4. способствовать относительно долгому проявлению интереса к про-

блеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практи-ческой деятельности.

     Готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального раз-вития ребёнка заключается не столько  в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, то есть, в качест-венных особенностях детского мышления, дифференцированного восприя-тия, развития наглядно-действенного  и наглядно-образного мышления, умения упорядоченно ориентироваться в мире.

     Знания обеспечивают ребёнку определённый кругозор, миропонимание, опираясь на которые педагог может успешно решать задачи обучения. Важно не столько их расширять, сколько углублять, то есть осознание, систематиза-ция и умения оперировать ими. Это и есть показатели, с помощью которых педагог может оценить уровень освоения знаний будущими школьниками.

Дети мыслят образами, звуками, красками. Поэтому познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализато-ров: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. Это подчёркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.

     Многообразный опыт дошкольники получают в процессе обучения эле-ментарной математике. Она сталкивается с многообразными проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, количеством, пространст-венным расположением предметов. Первостепенное значение имеет нагляд-ностьв обучении дошкольников развивающей математике. Наглядность отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком в процессе обучения, служит основой для развития интеллектуальных способностей  дошколь-ников.

     В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности в обучении дош-кольников развивающей математике помогает дидактический материал, используемый на занятиях, который должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, интересным, занимательным, интригующим, необычным,  привлекательным.

Разрабатывая содержание и методику занятия, педагог должен учитывать ряд условий:

  1. развитию познавательной активности способствует такая органи-

зация обучения, в результате которой ребёнок вовлекается в процесс самос-тоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

  1. интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на заня-

тии должна быть разнообразна, так как однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижают активность у детей;

  1. следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулиро-

вать поисковую деятельность детей, атмосферу напряжённой коллективной работы;

  1. содержания занятий должны быть трудными, но посильными:

слишком простой или слишком трудный материал не вызывает интереса, не создаёт интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность;

  1. чем более новый материал связан с имеющим личным опытом

дошкольников, тем интереснее он для них;

  1. эмоциональность педагога, его умение поддерживать и

направлять интерес к содержанию занятия стимулируют познавательную активность детей.

     Организуя интеллектуально-практическую деятельность, педагог должен помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становят-ся активным достоянием ребёнка.

     Основной движущей пружиной интеллектуально-практической деятель-ности является система вопросов и заданий, которые становятся перед деть-ми. Для того чтобы, побуждать мыслительную и познавательную активность детей, я использую вопросы и задания:

  1. требующие установления сходства и различия (чем похожи и непохо-

жи квадрат и круг, 10 и 6, прямая линия и волнистая и т.д.); чем менее оче-видно различие и сходство, тем интереснее его обнаружить;

  1. требующие объяснения способа действия и осмысления полученных

результатов (как ты узнал (а), что в корзине и в вазе яблок поровну? как ты будешь решать эту задачу? можно ли решить задачу без вопроса?);

  1. связанные с рассуждением, установлением причинно-следственных связей (почему эти предметы тонут, а эти плавают?);
  2. предполагающие прогнозирование результатов действия (что произой-

дёт, если убрать несколько цветов? станет больше или меньше птиц, если они улетят?);

  1. требующие опровержения или подтверждения выдвинутых положений

примерами из личного опыта (где вы это видели? где ещё может пригодиться этот приём?).

     Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без исполь-зования развивающих игр, упражнений, задач, развлечений для интеллекту-ального развития детей. При этом роль несложного математического мате-риала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всесто-роннего развития самого педагога: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреп-лять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

     Дети дошкольного возраста очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна и конечная цель: решить, сложить, найти нужную фигуру, преобразовать её, увидеть результат своей мыслительной деятельности.

     При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдви-жения гипотез, решения, дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению, Но эта внезапность, безусловно, кажуща-яся. На самом деле они находят путь, решение лишь на основании практичес-ких действий и обдумывания. При этом старшим дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент по-явления догадки дети, как правило, не объясняют: «Я подумал и решил. Надо делать так!»

     В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональ-ности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производи-мых проб. Анализ соотношений проб показывает, что практические пробы свойственны, как правило, детям среднего возраста. Дети старшего дошколь-ного возраста осуществляют поиск путём сочетания мысленных и практичес-ких проб, или только мысленно. Всё это даёт основание для утверждения о возможности приобщения в ходе решения развивающих и занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск путём предположений, пробы и ошибок.

     Работая с дошкольниками более 20 лет, я каждый раз убеждаюсь в том, что подготовка к обучению к школе средствами занимательной математики имеет колоссальное значение. В настоящее время в связи с совершенствова-нием воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств обучения, причём таких, которые способствовали бы выявлению потенциальных возможностей каждого ребёнка.

      Дошкольникам доступны наиболее простые виды занимательных задач. (Приложение №1) По развивающему воздействию на детей можно выделить следующие основные виды:

1/. занимательные задачи, вопросы, шутки, задачи-головоломки,  спо-собствующие развитию логического мышления, сообразительности, являю-щиеся приёмом активизации умственной деятельности;

2/. игры на конструирование (моделирование) плоских или объёмных изображений объектов («Головоломка Пифагора», «Танграм», «Пантамино», «Кубики для всех», «Уголки»,«Сфинкс», «Сложи узор», «Уникум»,)и многие другие интересные занимательные игры, которые способствую развитию образного и логического мышления, пространственного воображения, фантазии, креативности.

3/. наглядные логические задачи: от самых простых, на заполнение пустых клеток, продолжения ряда, поиск признаков отличия, к более сложным- нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличий одной группы фигур от другой.

     Разнообразные логические задачи вызывают у детей повышенный интерес и желание решить быстрее, правильнее и получить оценку за свою смекалку, энтузиазм, находчивость, повысить самооценку. В процессе решения подоб-ных задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы.

     В воспитательно-образовательном процессе прошлых лет моей педагоги-ческой деятельности и в настоящее время, в процессе коррекционно- развива-ющих занятий с дошкольниками, занимательный математический материал используется с большим успехом. В процессе занятий занимательные игры и упражнения являются одним из средств, способствующих активизации мыш-ления, закреплению математических представлений. Практическая деятель-ность с дошкольниками в течение многих лет позволяет мне выделить следу-ющие особенности воздействия этого универсального дидактического зани-мательного материала на характер подготовки детей к школьному обучению:

  1.  у детей выработалось умение включаться в активный познавательный процесс очень быстро, в процессе обучения они быстро усваивают, что без внимательного рассматривания, практического апробирования невозможно решить, даже несложную занимательную задачу, в связи с этим у них появля-ется желание напряжённо думать, искать решение;
  2. занимательный математический материал способствует формирова-нию элементов логического и интуитивного мышления, развитию смекалки;
  3.  у детей постепенно вырабатывается умение творчески, инициативно

подходить к задаче любого содержания, к её результату.

     Для стимулирования детского творчества очень важно предусматривать плавный переход от овладения игрой в элементарном проявлении, к самосто-ятельному придумыванию композиций из двух наборов игры (например, «Танграм», « Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик» и другие игры). Под влиянием обучения дети составляют силуэты, которые по своей образности, композиционному решению превосходят приложенные к играм образцы.

     Многолетняя педагогическая практика работы с дошкольниками убедила меня в том, что наибольшего творчества дети старшего дошкольного возрас-та достигают при условии соблюдения определённой последовательности в формировании у них умений составлять силуэты в развивающих математи-ческих играх типа « Танграм», «Головоломка Пифагора»:

     -знакомство с игрой, называние, обследование, группировка фигур по размеру, форме;

     -составление новых геометрических фигур (многоугольников) из имею-щихся по заданию педагога, по образцу, по собственному замыслу; называ-ние и обследование их осязательно - двигательным и зрительным способами;

  -придумывание и выкладывание образных изображений на плоскости из неполного набора элементов игры («Чтобы ты хотел составить и какие фигуры для этого потребуются?») по собственному замыслу, заданию, по условию (из 2 маленьких и 2 больших треугольников составить мосты к игре «Танграм»);

  -выкладывание силуэтов из полного набора игры; использование различных приёмов мотивации деятельности: организация выставки лучших работ, конкурсов;

  - выкладывание силуэтов, сюжетов («Девочка в лесу», «Зайкина избушка») из двух одинаковых наборов к играм («Танграм»,«Колумбово яйцо», «Сфинкс» и другие).

     Дети, увлечённые поиском результата, проявляют определённые волевые усилия. Естественно, что упорство в достижении поставленной цели зависит от индивидуальных возможностей детей, характера приёмов руководства

со стороны взрослых.  Поэтому очень важно, если для обучения детей педа-гогами созданы определённые условия. Я считаю, что для этого необходимо:

  1.  подобрать занимательный математический материал с различным

содержанием с учётом возрастных особенностей старших дошкольников;

  1. разработать последовательность включения этого материала в

содержание занятий, направленных на развитие интеллектуальных способно-стей детей;

  1. создать условия для развития самостоятельной познавательно-

игровой деятельности: игротеки, с постоянно пополняющимся комплектом игр развивающейся математики;

  1. обеспечить квалифицированное руководство деятельностью детей,

направленной на развитие самостоятельности, инициативности; воспитание интереса к играм интеллектуального характера;

  1. подходить к каждому ребёнку с «оптимистической гипотезой», то

есть, опираться на лучшее, что  в нём есть; отказаться от сравнения отстаю-щегос другим, более успешным, а сравнивать ребёнка только с самим собой;

  1. создавать у детей ощущение «свободного выбора» в решении

познавательных задач; поощрять и стимулировать проявления творчества;

  1. создать атмосферу взаимного доверия и уважения между педаго-

гом и детьми, применять в обучении разные формы сотрудничества и сотворчества;

  1. обеспечить успешность продвижения каждого ребёнка в учебно-

развивающем процессе и перспективы его дальнейшего развития.

     Внимание- это основное условие успешного обучения. «Внимание!» Как часто именно с этим словом я обращаюсь к своим воспитанникам на заняти-ях, побуждая их сосредоточиться на том, что говорю и показываю, для того, чтобы целеноправленно организовать их деятельность. Но одного обращения не всегда бывает достаточно. Поэтому в своей работе я стремлюсь к тому, чтобы радость от интересных развивающих игр и упражнений постепенно переросла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Литература:

1. Агаева, Е. Формирование элементов логического мышления [Текст] /Е. Агаева. //Дошкольное воспитание. - № 1. – 1999. С. 15 – 18.

2.Абдрашитов, Б.М. Учитесь мыслить нестандартно [Текст] / Б.М. Абдрашитов, В.Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004.

3.Асанин, С. Смекалка для малышей [Текст] /С. Асанин. - М.: Омега, 2007.

4.Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет [Текст] /А.В. Белошистая. – М.: Айрис-Дидактика, 2007.

5Беженова, М.А. Веселая математика [Текст] /М.А. Беженова. – Ярославль: Сталкер, 2005.

6.Б.С. Волков, Н.В.Волкова. Детская психология. Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. Науч. Редактор Б.С. Волков. – 3-е изд., испр. И доп.-М.:Педагогическое общество Рос-сии ; 2000, - 144 с.

7.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] /В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1992. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст]: учебник / 13.Данилова В.В., Т.Д. Рихтерман. – М.: Академия, 2001. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]: методическое пособие для воспитателей /Под ред. Я.Л. Коломинского – Минск: [б.и.],1997.

8.Дж.Гилфорд. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965

9.Диагностика умственного развития дошкольников// Под ред. Л.А.ВегнераВ.В.Холмовской 1978.

10.Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей /Т.И. Ерофеева. – СПб.: Владос, 2007.

11Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников [Текст] /А.З. Зак. - М.: Педагогика,1984.

12.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для родителей /Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1996.

14.Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] /В.Г. Коваленко. - М.: Апрель-Пресс, 2006.

15.Косоларо, Н. Учимся думать [Текст] /Н. Косоларо под ред. Э. Лейнер. – СПб: Сова, 2006.

16.Кузнецова, Е.В. Учимся, играя [Текст]: занимательная математика для малышей в стихах /Е.В. Кузнецова. - М.: ИРИАС, 2006. - 452 с.

17. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] /А.К. Маркова, А.Г. Лидерс. - Петрозаводск,1992.

18. Михайлова, З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников [Текст] /З.А. Михайлова. - М.: Речь, 2000.

19.Михайлова, З.А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх [Текст] /З.А. Михайлова, Е.А. Лукьяненко // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. С. 128-146.

20.Михайленко, Н. Дошкольное образование [Текст]: ориентиры и требования к обновлению содержания. /Н. Михайленко, Н. Короткова – М.[б.и.], 1990.

21.Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006.

22.Матасова, И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /И.Л. Матасова – Самара [б.и.], 2004.

23. Н.В.Мельник. Развитие логического мышления при изучении математики// Нач.школа, № 6,1998.-с.19

24.Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] /Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-Пресс, 2007

25.Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] /Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1987.

26.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] /Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1988.

27.Тихомирова Л.Ф.,Басов А.Б.. Развитие логического мышления детей.- Ярославль: ТОО « Академия развития», 1998.- 240с. Илл.

28. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Приложение №1

Игра 1. « Составь необычные предложения».

Цель. Развивать логику, способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом-психологом  три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь или самолёт, собака, музыка). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»); сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»); и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Игра 2. « Что общего?». «Что необычного?».

Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков, развивать логику мышления.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом-психологом (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.

Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами.

Игра 3.  «Исключение лишнего слова».

Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.

Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.

Задача педагога-психолога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.

Игра 4.  «Летает - не летает» (поиск аналогов).

Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам, развивать логику.

Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом-психологом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка — все они летают; вертолет, автобус, поезд — это транспортные средства).

Игра 5.  « Похожий – не похожий»(поиск «противоположных» предметов).

Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше отличий друг от друга, выделяя в них общее и различное, развивать логику.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному педагогом-психологом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого — в другом и т. д.).

Игра 6. «Закрывает – зажигает» (поиск предметов по заданным признакам).

Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой, развивать логику.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три названных педагогом-психологом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

Игра 7.  «Что общего?» (поиск соединительных звеньев).

Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами, развивать логику.

Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата, и является  транспортом)

Допускается использование двух трех соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки.

Игра 8.  «  Для чего и зачем?» (способы использования предмета)

Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предметов, например книги, пластиковые бутылки, использованные фломастеры. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предметов (игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения).

Игра 9.  «Три в одном» (формулирование определений).

Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.

Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него подпадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.

Игра 10. «Отчего и почему*» (перечислить возможные причины).

Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение, развивать логику.

Игровое задание. Педагог-психолог описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь...» Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь» — изаканчивая нетривиальными — «марсиане прилетели»).

Игра 11. « Будь кратким!» (сократить рассказ)

Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное, развивать логику мышления.

Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко — в двух—трех предложениях, сохранив основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

Игра 12 «Я луна, а ты звезда».

Цель: развитие логического мышления, быстроты реакции.
Игровое задание. Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я - дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить: "Я - осень". И так далее...

Игровое задание. Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек. Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например: «Я - пожарная команда!». Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: «Я – шланг». Другой спешит на второй стул и говорит: «А я – пожарник». Ребёнок – «пожарная команда» должен выбрать одного из двух, например: «Я беру шланг». Он обнимает «шланг» и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: «Я - швейная машина!» и игра продолжается...

Игра 13«Поезд»

Цель: формирование умения сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов; развитие речи.
Оборудование: набор картинок - «вагончиков» с изображением самых разнообразных живых и неживых объектов.
Игровое задание: детям предлагается построить поезд из отдельных «вагончиков» (все «вагончики» перед началом игры лежат в центре стола, вокруг которого находятся играющие). Но, чтобы «вагончики» не расцеплялись в пути, требуется «скрепить» их друг с другом, найдя какой-то общий признак. При этом используется ключевая фраза: «Я прицепляю лист к кузнечику, потому что они оба... (живые; могут расти; зеленые; и т.д.)».

Играющие делают ходы по очереди и выбирают каждую нужную, по их мнению, картинку. «Поезду» можно разрешить «расти» в обе стороны.

Игра 14« Город 312».
Цель игры: обучение сравнению чисел, введение понятия алгоритма, сортировка чисел по возрастанию (убыванию).
Оборудование: набор чисел; игровые поля, на которых изображена тропинка для чисел; в нескольких местах тропинка для чисел разветвляется на две (на развилке обозначено условие разветвления). Каждая из ветвей тропинки оканчивается домиком для чисел, удовлетворяющих условию этой ветви.
Игровое задание: детям предлагается выбрать любое число и провести его по тропинке, отыскав для него подходящий домик. В конце игры педагог- психолог обращает внимание детей на то, что числа расселились по домикам в порядке возрастания. Перед использованием игровых полей следует отдельно поработать над сравнением чисел и употреблением математических знаков «<», «>»

Игра 15«Найди чепуху".

Цель: развитие логического мышления

Игровое задание: предложить детям  поиграть в игру. Её суть в том, чтобы определить нереальный факт. Например, педагог- психолог называет предложение: «Кошка умеет есть ложкой, как человек», «Пингвины умеют летать», «В детском саду дети не играют, а всё время спят» и.т.д..

Игра 16 «Фантазёры».

Цель: развитие логики, фантазии, быстроты реакции, ассоциативного мышления.

Игровое задание : Первый ребенок говорит, например — «Я — врач», второй — «А я — градусник», третий -«А я — таблетка», четвертый — «А я — тонометр» и т.д. Играть можно вдвоём или небольшой подгруппой.

Игра 17 «Супермаркет».

Цель: развитие логики,фантазии, быстроты реакции, классификации по функциональным признакам, месту нахождения в пространстве.

Игровое задание: научить детей сортировать предметы (товары) по определённым признакам. Дети любят играть во взрослых. Супермаркет — одна из таких популярных игр, приобщающих детей к нашим взрослым проблемам. Наверняка, в магазине ребенок бывал не раз, видел прилавки и кассы, наблюдал за работой продавца. Следует обратить внимание ребёнка на то, что в магазине товары собраны по определенным признакам: на одном прилавке лежат овощи, отдельно выставлены колбасы, сыры, рыба и т.д. Ребенку нужно пояснить: это делается для того, чтобы продавцу (или покупателю) было легче найти нужный товар.

Игра 18 « Цветной город».

Цель: формирование представления о классификации по двум признакам.
Оборудование: игровые поля, наборы геометрических фигур основных форм (каждая фигура — нескольких основных цветов, по количеству детей).
Игровое задание:: детям раздаются игровые поля — это план города, в городе улицы, носящие название какого-либо цвета, пересекаются с проспектами геометрических фигур. Предлагается застроить город, разместив на игровом поле домики-фигурки в соответствии с названиями улиц и проспектов. Когда город построен, можно поиграть в почтальонов, разнося «письма» по адресам, обозначенных либо цветными фигурками на самих конвертах, либо, что несколько сложнее, сформулированным словесно: «Отнеси письмо в дом на углу Красной улицы и проспекта Трапеций».

Игра 19 « Что хорошо, что плохо»

Цель: развитие логического мышления, эмпатии.

Игровое задание:: предложить детям рассмотреть карточки с «плохими» действиями (разбитая чашка, сорванный цветок, плачущий ребёнок…) и постараться объяснить, что могло произойти, почему нельзя так делать. Следующий игрок должен  «перебить» плохую карточку «хорошей», то есть положить сверху карточку с «хорошим» действием.

Игра 20 « Весёлые задачки»

Цель: развитие логического мышления, фантазии, быстроты реакции, концентрации  внимания, воображения, остроумия, развития речи.

Игровое задание:: пригласить детей в «Клуб Весёлых и Находчивых», предложить им посоревноваться в остроумии и решить «весёлые задачки». Самых остроумных и находчивых ждут награды - «золотые» медальки.

  1. Жираф, крокодил и бегемот
    жили в разных домиках.
    Жираф жил не в красном
    и не в синем домике.
    Крокодил жил не в красном
    и не в оранжевом домике.
    Догадайся, в каких домиках жили звери?
  2. Три рыбки плавали
    в разных аквариумах.
    Красная рыбка плавала не в круглом
    и не в прямоугольном аквариуме.
    Золотая рыбка — не в квадратном
    и не в круглом.
    В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
  3. Жили-были три девочки:
    Таня, Лена и Даша.
    Таня выше Лены, Лена выше Даши.
    Кто из девочек самая высокая,
    а кто самая низкая?
    Кого из них как зовут?

  1. У Миши три тележки разного цвета:
    Красная, желтая и синяя.
    Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
    В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
    В жёлтой — не юлу и не неваляшку.
    Что повезет Мишка в каждой из тележек?
  2. Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
    Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
    В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
  3. Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
    Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
    Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
  4. Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
    Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
    Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
    На каком этаже живет каждый из мальчиков?
  5. Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
    Ане не зеленую и не красную.
    Юле — не зеленую и не желтую.
    Оле — не желтое и не красное.
    Какая ткань для какой из девочек?
  6. В трех тарелках лежат разные фрукты.
    Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
    Апельсины не в синей и в розовой тарелке.
    В какой тарелке лежат сливы?
    А бананы и апельсины?
  7. Под елкой цветок не растет,
    Под березой не растет грибок.
    Что растет под елкой,
    А что под березой?
  8. Антон и Денис решили поиграть.
    Один с кубиками, а другой машинками.
    Антон машинку не взял.
    Чем играли Антон и Денис?
  9. Вика и Катя решили рисовать.
    Одна девочка рисовала красками,
    а другая карандашами.
    Чем стала рисовать Катя?
  10. Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
    Рыжий клоун выступал не с мячиком,
    А черный клоун выступал не с шариком.
    С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
  11. Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
    Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
  12. Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
    Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
    По какой дороге ехала легковая машина?
    А грузовая?
  13. И напоследок 2 шутливые задачки на внимательность:
    Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге?
  14.  На клене 5 веток? на каждой ветке по 2 яблока. Cколько яблок на  клёне?

Игра 21 «Построим дом».

ЦЕЛЬ: развивать пространственное мышление и воображение, умение  

работать по образцу и схеме.

Оборудование: наборы кубиков, бумага в клетку, карандаши.

Игровое задание::перед детьми  расположены наборы кубиков. Педагог – психолог сначала просит нарисовать то, что он будет строить. Удобнее всего рисовать на листе бумаги в клетку: на нем легче изобразить квадрат или прямоугольник. Если дети затрудняется, тогда им предлагается готовое схематическое изображение—рисунок в виде того же контура, в котором линиями отмечено, какие детали как укладывать.

Затем взрослый вместе с детьми проверяет правильность нарисованного и построенного, соответствие одного другому».

Игра  22   (упражнение) «Придумай и сложи узор».

Цель:развивать пространственное мышление, фантазию, умение работать по образцу и схеме.

Оборудование: образцы различных узоров, выложенных из кубиков игры.

Игровое задание: детям предлагается выложить узор, изображенный на чертеже. Если дети уже научились выкладывать узоры, можно устроить соревнования «на самого быстрого игрока»: дать каждому ребенку по набору игры и листок с заданием и засечь время. Также можно предложить детям самим нарисовать различные узоры и предложить выложить их другим ребятам».

Игра 23 (упражнение )«Веселый человечек».

Цель:формировать у детей умение разбирать определенную фигуру на элементы, и, наоборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим образцам, составлять предметы определенной заданной формы.

Оборудование: геометрические фигуры—1 треугольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, рисунок «Веселого человечка».

Игровое задание::«Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек. Посмотрите, какой он забавный! Давайте постараемся из геометрических фигурок, которые лежат на столе, сделать такого же человечка».

Игра 24  « Хорошо или плохо? ».

Цель:развитие логического мышления, анализирования, фантазии, быстроты реакции, концентрации  внимания, воображения, остроумия, развития речи.

Игровое задание. Предложить  детям подумать и самостоятельно объяснить: «Почему дождь хорошо, а засуха плохо?», «Почему дружить хорошо, а ссориться плохо?» и т.д.

Игра 25 « Мы умеем и решать, и шутить, и рассуждать!»

Цель: способствовать развитию внимания, сообразительности детей, чувству юмора. Побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, приводить различные доводы. Использовать ранее полученные знания.

ЗАДАЧИ – ШУТКИ.

1.     Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?

2.     Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?

3.     На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?

4.     Над лесом летели 3 рыбки . 2 приземлились. Сколько улетело?

5.     Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?

6.     По морю плыл большой, красивый паровоз. На палубе было много людей. Всем было хорошо. Как звали капитана?

7.     Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?

8.     У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей?

9.     Что едят крокодилы на северном полюсе?

10.Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить?

 11.Собачка Жучка сказала, что видела на горке Сашу, Петю, Катю.

Сколько детей видела собачка?

12.Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?

13.На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь, стоящий на двух ногах?

14.0т чего крокодил зеленый? (от хвоста)

15.У папы и мамы две дочки, а Юра родился первым. Сколько детей у папы и мамы?

16.На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали. Сколько стало яблок?

17.Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

18.На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и

шотландская овчарки?

19.Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?

 20.Плывет по пустыне бегемот, он быстро движется вперед. Как

много елок он везет?

21 .Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько стало птиц всего

возле дома моего?

22.На дереве сидели три тетерева. Охотник выстрелил в одного.

Сколько птиц осталось на дереве?

23.На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе? 24.Плывут два цыпленка, один лапками гребет, другой

крылышками. Который быстрее доплывет?

25. Упали два горшка железный и глиняный. Каких осколков будет

больше и почему?

26.Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

27.Сели на воду 3 воробья. Один улетел, сколько осталось?

28.Кто громче замычит петух или корова?

29.Горело 5 свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось?

30.Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

31 .В теплые края летели птицы 2 журавля и 2 синицы. Сколько птиц

летело в теплые края?

32.Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи?

33.У стола 4 угла. Если один отпилить, сколько углов останется?

34.Когда собака бывает в конуре без головы?

35.Один банан падает с елки каждую минуту. Сколько их упадет за пять минут?

36.Ехал автомобиль. Толька завернул за угол пошел дождь. Как

звали шофера, и какой был номер? ( Толька, мокрый)

 37.Сколько концов у 5 палок?

38.Как разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый

мог получить по яблоку, и одно осталось в корзине?

 39.Какой цвет волос у колобка?

40.Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат. Как его зовут?

41.Из какой посуды нельзя ничего съесть? (пустой)

 42.Как в решете воды принести? (лед)

43.В море плавало 9 пароходов. Два парохода пристали к пристани.

Сколько пароходов осталось в море? (9)

44.Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела яблоня, а

потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?

45.У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько

ног у животного?

 46. В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если он

проспал 2 часа?

47.Сколько орехов в пустом стакане?

48.Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если он встанет на одну ногу?

49.Один ослик несет 10кг. сахару, а другой 10кг. ваты. У кого ноша тяжелее?

50.Бабушка связала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3

шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?

51 .Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

52.В 12 часов ночи шел снег. Может ли быть, спустя несколько

дней, в это же время солнечная погода?

53.Что случилось 31 февраля?

54.Почему человек назад оглядывается?

55.До какого места заяц бежит в лес?

56.Что остается в коробке, если вынуть спички?

57.0т чего кошка бегает? (летать не умеет)

58.Может ли петух себя птицей назвать?

59.Где вода столбом стоит? (колодец, стакан)

60.Почему собака бегает?

61. Зачем вода в бутылке?

62.Какой год продолжается один день?

63.Может ли дождь 2 дня подряд идти?

64.У кого есть шляпа без головы, и нога без сапога?

65.Когда черной кошке легче всего пройти в дом? (когда дверь открыта)

 66.Из какой посуды не едят?

67.На что Степка шляпу купил?

68.Почему львы едят сырое мясо?

69.Без чего дома не построишь?

70.Без чего хлеба не испечёшь?

71.Во время дождя, под каким кустом заяц сидел?

72.Какой вещи очень верит человек? (замку)

73.Где сухого камня не найдёшь?

74.Может ли страус назвать себя птицей?

75.Неожиданно пошёл сильный дождь. Однако Андрей, Вова, Коля и Алёнка не промокли. Почему?

76. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули, тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидели репку?

77.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

78.У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков?

79.У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7

кадушек, сколько было бы лягушек?

80.Первый Назар шёл на базар, второй Назар купил товар. Какой Назар купил товар, какой шёл без товара?

81.Назови 5 дней, не называя чисел     не называя дни недели

82.Летела стая гусей: 2 впереди, один позади, 2 позади и один впереди. Сколько летело гусей?

83.Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их всего?

84.Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всех?

85.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

86.Сколько хвостов у двух ослов?

87. Летело 10 уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось?

88.Стоит в поле дуб. На дубе по 3 ветки. На каждой ветки по 3 яблока. Сколько всего яблок?

89.Сколько рогов у двух рогов?

90.Сколько шей у 5 журавлей?

91.Что было завтра, а будет вчера?

92.Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше?

93.Пара лошадей пробежала 20км. Сколько километров пробежала

каждая лошадь?

94.Несла бабка в город 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?

95.Какие цифры о себе могут сказать. «Повернешь меня вниз головой, и я стану другой»?

ЛОГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ

1.   Мама, папа и я сидели на скамейке.

В каком порядке мы сидели, если известно, что:

а). Я сидела слева от папы, а мама слева от меня;

б). Папа слева от меня и справа от мамы;

в). Мама сидела справа от меня, а папа справа от мамы.

 

2.   Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку поймал раньше, чем
окуня, а ерша позже, чем щуку.

Какая рыба поймана раньше всех?

3.     На веревке завязали 5 узлов, насколько частей эти узлы разделили верёвку?

4.     Коля ростом выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше Вася, или Серёжа?

5.     По улице идут два сына и два отца. Всего 3 человека. Может ли так быть? (дед, сын, внук)

6.     Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат. Как его зовут?

7.     Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?

8.     Мама купила 4 шара красного и синего цвета. Красных шаров было больше, чем синих. Сколько шаров каждого цвета купила мама?

9. Двое пошли 5 гвоздей нашли, четверо пойдут, много ли найдут?

10.  Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?

11.На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (три)

12.По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько человек всего шло по улице?

13.Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из них?

14. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (спичку)

15.  Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в другом направлении? (вверх)

16. Когда об воду можно порезать руку? (лед)

17.Что тяжелее, 1 кг.ваты или 0,5 кг. железа?

18.В корзине лежат 2 яблока и 6 груш. Не глядя, достают из корзины 4 фрукта. Какими фруктами они могут оказаться?

19 .Из- под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

20.Сколько ушек у трех старушек?

21.Сколько хвостов у пяти котов?

22.Сестре 4 гола, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?

Игра 26 «. Скажи коротко и по-другому».

Цель: развитие речи, логического мышления, анализирования.

Игровое задание::предложить детямпридумать ответ на вопрос, состоящий из одного слова. Например: остаться на зиму … (зимовать)».

  1. Остаться на ночь … (заночевать)
  2. Мелкий дождь … (дождик)
  3. Капля дождя … (дождинка)
  4. Маленькая лошадка … (пони)

Игра 27 «Кто что делает?»

Цель: развитие речи, логического мышления, воображения, остроумия.

Игровое задание: предложить детям вспомнить профессии и назвать их.

  1. Кто лечит больных? (врач)
  2. Кто учит детей? (учитель)
  3. Кто делает мебель? (столяр, плотник)
  4. Кто лечит зверей? (ветеринар)
  5. Кто добывает уголь? (шахтер)
  6. Кто кует железо? (кузнец)
  7. Кто пишет книги? (писатель)
  8. Кто управляет оркестром? (дирижер)
  9. Кто летает в космос? (космонавт)
  10. Кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
  11. Кто управляет самолетом? (пилот)

Игра 27 ««Запомни и нарисуй».  ( Читается 2 раза)

Цель:развитие логического мышления, фантазии, быстроты реакции, концентрации  слухового внимания, пространственного воображения, остроумия.

Игровое задание. Предложить детям:

1)      нарисовать  5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

2)      нарисовать5 квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.

3)      нарисовать семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.

Игра 28 ««У кого больше?…»

Цель: развитие логического мышления, фантазии, быстроты реакции, концентрации  слухового внимания, пространственного воображения, остроумия.

Игровое задание. Предложить детям как можно быстрее ответить на вопросы:

…лап - у кошки или попугая?

…хвостов - у собаки или лягушки?

…ушей - у мышки или свинки?

…глаз - у змеи или крокодила?

Игра 29 «Кого больше?»

Цель: развитие логического мышления, фантазии, быстроты реакции, концентрации  слухового внимания, пространственного воображения, остроумия.

Игровое задание. Предложить детям как можно быстрее ответить на вопросы:

Кого в реке больше - рыбы или окуней?

Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?

Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше - животных или медведей?

Чего в квартире больше - мебели или стульев?

Игра 30  «Это правда или нет?» (истина  или ложь?)

Цель: развитие аналитического и логического мышления, развития речи.

Игровое задание. Предложить детям подумать и ответить: «Это правда или нет?»

Все кошки полосаты.

В Москве есть зоопарк.

Я такая сильная, что могу поднять слона.

Заяц съел на обед волка.

На яблоне выросли бананы.

На елке сливы не растут.

 

Игра 31«День - ночь».

Цель: развитие речи, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Игровое задание:: педагог - психолог называет слово, дети -
противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.

Игра 32 «Разложи по-порядку».

Цель: развитие аналитического и логического мышления, развития речи.

Игровое задание.  Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой,
но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 33  «Опиши предмет».

Цель: знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов»,  формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Игровое задание. Педагог- психолог или дети придумывают название предмета, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.


Игра 34«Время рассердилось и ушло. Догони!»

Цель: развитие аналитического и логического мышления, развития речи.
Игровое задание. Дети с помощью взрослого преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил педагог - психолог. Например: «Наступила осень» или ««Наступила золотая осень, а потом наступит зимушка - зима».

Игра 35 « Нравится – не нравится».

Цель: развитие аналитического и логического мышления, воображения, развития речи.

Игровое задание. Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет по его признакам. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игривая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.

Игра 36 «Найди лишнее слово».

Цель: развитие логического мышления, фантазии, быстроты реакции, концентрации  слухового внимания, пространственного воображения, остроумия
Игровое задание. Составить серии слов, в каждой из которых одно слово будет отличаться от других по некоторому признаку (например, храбрый-смелый-злой-отважный). Предложите детям определить это лишнее слово. В серии должно быть четыре-пять слов.

Игра 37  «Угадай по описанию».

Цель:: развитие логического мышления, фантазии, быстроты реакции, концентрации  слухового внимания, пространственного воображения, остроумия.

Игровое задание. Взрослый дает описание какого-нибудь предмета, а затем просит детей угадать, о чем он говорил. Говорить можно о чем угодно – об овощах, игрушках, животных. Если ребенок колеблется с ответом, можно предложить ему подсказку в виде картинок.

Игра 38 «Кто кем будет».

Цель: развитие логического мышления, фантазии, быстроты реакции, концентрации  слухового внимания, воображения, остроумия.

Игровое задание. Ведущий описывает (показывает, называет) явления и предметы, а ребенок должен ответить на вопрос, как и во что они превращаются и видоизменяются. Ведущий называет, к примеру: желудь, гусеница, яйцо, икринка и др. При этом на один вопрос может существовать не один ответ, и любознательный ребенок может назвать несколько слов, за что его необходимо поощрить.

Игра 39«Общие слова».

Цель: развитие логического мышления, остроумия.

Игровое задание. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше общих слов, относящихся к какой-нибудь теме и обозначающих некоторое понятие. Это могут быть слова, обозначающие деревья, цветы; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие домашних зверей, наземный или воздушный транспорт и так далее.

Игра 40  «Абракадабра».

Цель: развитие логического мышления, остроумия, визуализации слов и понятий, незнакомых ребенку.

Игровое задание.  Назвать детям незнакомые им слова. Дети, либо рисует образ, возникший в их сознании, либо описывают его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.