Развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) по теме

В должности заведующей работаю недавно, до этого я почти всю жизнь проработала воспитателем.  

Считаю, что игра - основной вид деятельности детей в ДОУ. 

Предлагаю Вашему вниманию работу о сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста, которая была выполнена мною в последний год работы в должности воспитателя старшей группы.

Играть мы любим очень - вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя!

Мы взрослых понимаем - сегодня новый век,
Без знаний и учебы нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают и все хотят понять:
Чего нам не хватает, ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать!

И куклы засиделись, все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей - 
Что снова поиграем в компании друзей!

Вернитесь в свое детство, побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями мы взрослых назовем!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_igre_detey_est_chasto_smysl_glubokiy.doc38.5 КБ
Office presentation icon syuzhetno-rolevye_igry.ppt2.1 МБ

Предварительный просмотр:

«В игре детей есть часто смысл глубокий»

Шиллер.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Обучение – и игра – это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает! А при умелом педагогическом руководстве и продуманной организации – обучает прекрасно!

В УМК «Предшкольная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем разделам программы.

Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов – интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта. Развитие умственных способностей ребенка является важнейшей задачей его всестороннего развития.

Основным методом развития дошкольника является проблемно – поисковый,  а основная форма его организации – игра.

Форма работы для детей важнее, чем её содержание. И я стараюсь, чтобы занятия были проведены на высоком уровне. Помогают мне в этом развивающие игры.

Как показала практика, при использовании развивающих игр заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие  логического мышления и всестороннего развития ребенка.

В своей работе я использую развивающие игры на формирование умения анализировать: «Найди пару», «Найди лишнее», «Продолжи ряд», «Занимательные таблицы», которые предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет . /Приложение № 1/

Игры на комбинирование: танграм, «Колумбово яйцо», игры со спичками, логические задачи, головоломки и др. – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов. /Приложение №2/

Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направленные на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели. Способность планирования  проявляется в том, что дети могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже. /Приложение №3/

Очень часто на занятиях и во время игрового часа я провожу развивающие игры Б.П.Никитина. Например, игра «Внимание», направленная на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре на несколько секунд показываю какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а потом прячу. Дошкольник должен нарисовать его. В игре «Внимание – Угадайка» заложена какая то закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок. С этой целью ему показываю по очереди только три первые фигуры – задания, а четвертую он должен нарисовать сам, не видя рисунка.

Очень нравятся многим детям разноцветные кубики для развивающих игр, с помощью которых можно создавать цветные узоры, буквы, цифры, изображения животных, предметов быта и др. /Приложение №4/

Развивающие игры дают возможность развивать у дошкольников такие процессы, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры  требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Я уверена в том, что главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

При использовании на занятиях игр я руководствуюсь не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес детей, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе.

Природой в ребенке заложено любопытство, любознательность, способность удивляться. В.А. Сухомлинский писал «В самом понятии «любознательность» таится глубокий смысл: это растущая , никогда не угасающая, а, наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить». Зная это, я стараюсь чаще проводить занятия в игровой форме, где дети проявляют любознательность, способность удивляться, стремление узнавать и объяснять.

В течение года мною были подготовлены и проведены открытые занятия «Путешествие в страну Здоровье», «Морское путешествие», «Мои помощники – глаза, уши, руки». /Приложение №5/ На этих занятиях, играя, ребята узнали много нового. Они познакомились с различными профессиями людей, с их важностью и нужностью, узнали о том, как правильно чистить зубы, какие правила личной гигиены нужно соблюдать, чтобы быть здоровыми.

Развивать у детей познавательные процессы невозможно без игр и игровых упражнений, как на занятиях, так и во время игрового часа. Игровой час – это время для возникновения и развития разных видов игр, в которые я стараюсь вовлечь всех ребят. Если в школу придут «недоигравшие» дети, то это отрицательно скажется на успешности их обучения. Дошкольник, принимающий участие в разнообразных дидактических играх, не имеет проблем  произвольной деятельностью, ведь именно в этом виде игр развиваются умения действовать в соответствии с правилом, добиваться желаемого результата, преодолевать трудности, а также целеустремленность, настойчивость, терпение, упорство, волевые усилия.

Организуя игровой час, приоритет отдаю свободным, творческим играм (режиссерским, сюжетно – ролевым). Это очень важно для обеспечения развития воображения будущих школьников, их умения решать творческие задачи.

Каждый ребенок уникален и не повторим. Моя задача – помочь ему раскрыть таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой. Успех – самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в своих силах и в самом себе. Ребенок рождается  для успеха! На своих занятиях я стараюсь создать ситуацию успеха: один ребенок составил и решил задачу, другой составил яркий рассказ, третий не допустил в игре ни одной ошибки.

На занятиях у меня нет дискомфорта: дети любят отвечать, не боятся спрашивать, рассуждать.

Это счастье, когда на занятиях живут радость общения, радость от значимости своего «Я».

Работая над темой «Развитие познавательных способностей  детей подготовительной группы в игре», я подготовила две консультации для районных  семинаров воспитателей подготовительных групп, где поделилась опытом работы.

1-я консультация на тему «Развивающие игры».

2-я консультация на тему  «Виды и формы проведения игрового часа».

3-ю консультацию на тему «Праздники и развлечения в детском саду»  я подготовила для педсовета  по теме «Создание  условий для  оздоровления  детей дошкольного возраста» /Приложение №6/

Большую помощь мне в работе оказывают родители ребят. Они сшили постель на кроватки куклам для игры «Дочки – матери», помогают готовить костюмы для театрализованных игр, маски – шапочки. Многие родители приняли участие в создании мини – музея «В гостях у сказки». Их работы из различных материалов, выполненные совместно с детьми, являются украшением группы.  Многие, хорошо рисующие мамы и папы, постоянно участвуют в общесадиковых конкурсах рисунков и поделок. К юбилею детского сада родители подарили группе развивающие игры, наборы «Парикмахерская», «Аптека», «Армия», «Транспорт».

В целях ознакомления родителей с традициями и формами игрового досуга в семье, со значением совместных игр в семье для развития ребенка, я провела родительское собрание на тему «Во что играют наши дети» /Приложение №7»/

В течение года мною были подготовлены выставки:

1) Выставка книг «Играем вместе с детьми»

2) Выставка игрушек «Мои первые игрушки».

В начале учебного года я сделала две книжки- раскладушки с консультациями для родителей: «Нужна ли детям игра?» и «Растем играя». /Приложение №8/

В своей работе я часто использую опыт педагогов, которые делятся  им на страницах журнала «Обруч» и газеты «Дошкольное образование».

Литература.

1. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М.;Просвещение, 1989 г.

2. Панова Е.Н. «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста» Журнал «Начальная школа» №6 2002г.

3.Программа «Предшкольное образование в Саратовской области».

4. Журнал «Обруч»

5. Газета «Дошкольное образование».


Предварительный просмотр: