Педагогический совет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Балабанова Мария Владимировна

материалы к педсовету: сообщение, деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_no2_patrioticheskoe_vospitanie_2009g..doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет №2

«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

     Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

           Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.

              Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в этой области.

           Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

          Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

  1. Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
  2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  3. Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)

Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Какие задачи мы ставим перед педагогами?

  1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

- с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);

- с родителями (родительские собрания по теме);

- с детьми.

Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно - работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:

“Правовая академия”

  1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
  2. Как вы понимаете выражение: “Мой дом - моя крепость”?
  3. Как оно связано с правами человека?
  4. Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
  5. Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 

(работа в подгруппах)

Возможные формы работы с детьми

Формы работы с детьми:

  1. Специально организованное занятие. Форма занятий - подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.

       Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

          Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

  1.  Ролевые, театрализованные и дидактические игры
  2.  Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений

• использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном/просмотренном

• решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;

• дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право»

• наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

• Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

• метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

• Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов

• Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов и пр.; изготовление эмблем, плакатов

ИГРОТРЕНИНГ (игры и игровые упражнения)

«Я и мои чувства»

Цель: развитие чувства индивидуальности

Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:

• Слух помогает мне...

• Зрение помогает мне...

• Обоняние помогает мне...

• Осязание помогает мне...

• Пробуя пищу на вкус, я могу...

«Загадывание желаний»

Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):

• Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть птицей, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть насекомым, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть цветком, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть деревом, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть государством, то я бы... потому что...

• Если бы я был другой страной, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть игрой, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть пластинкой, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть пищей, то я бы... потому что...

• Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы... потому что...

«Стиральная машина»

Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

«Чудесные очки»

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера

Воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке.

Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей

«Угадай, кто это»

Цель: Учить мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности

Воспитатель выбирает одного ребёнка – рассказчика, который описывает кого-то из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит в круг ребёнка-отгадку, и они, вместе с рассказчиком взявшись за руки, шагают под песню «Встаньте дети, встаньте в круг»

«КОЛОБОК»

Цель: развивать навыки общения

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – Колобок. Тот, к кому попадает Колобок, должен задать ему какой-нибудь вопрос, сказать комплимент, выразить сочувствие, пригласить куда-либо и т.п.

Показ слайд-шоу «Конвенция о правах ребенка»

  1. Статья №1 «Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.»
  2. Статья №9 «Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это отвечает его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.»
  3. Статья №31 «Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг»
  4. Статья №7 «Ребенок имеет право на имя и  национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать кто его родители.»
  5. Статья №6 «Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие»
  6. Статья №12-15  «Ребенок имеет право высказать своё мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребенка на свободу мысли, свободу совести и вероисповедания должны уважаться.»
  7. Статья №4 «Государства Конвенции должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.»
  8. Статья № 10 «Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброжелательно, гуманно и быстро.»
  9. Статья №22 «Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родителями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь».
  10. Статья №28-29 «Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости дружбы между народами.
  11. Статья №19 «Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.»
  12. Статья №24-27 «Ребенок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев. Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.»
  13. Статья №32 «Ребенок имеет право на защиту от экономического использования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье детей.»
  14. Статья № 20-21 «Ребенок, лишившийся  семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.»
  15. Статья № 23 «Любой ребенок с психическими и физическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества».
  16. Статья №3 «В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка»
  17. Статья №18 « Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.»
  18. Статья №2 «Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.»

«Адвокатская контора»

А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”

1. Какое право было нарушено? ( Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).

2. Кто нарушает это право?

А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

2. Чьи права были нарушены в этой сказке?

Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.

1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).

  1. Сказка «Морозко» Какие права были нарушены?
  2. Кощей Бессмертный .Какие права он нарушил и в каких сказках?
  3.  Баба Яга . Какие права она нарушила и в каких сказках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Круглый стол. Представление педагогического опыта работы дошкольной организации "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Необходимость преемственности, на сегодняшний день, между дошкольными группами и школой несет большую значимость, как в целом, так и вопросе патриотического воспитания. Преемственность дошкольны...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...