КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»
методическая разработка на тему

Белик Ольга Васильевна

Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_adaptacionnogo_perioda.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»                              

                                                               

                                                          Старший воспитатель МДОУ ДС КВ№7

                                                           с. Кухаривка МО Ейский район

                                                           Белик О.В.

                                               

                                      …Твёрдо убеждён, что есть качества души,

                                            без которых человек не может стать настоящим

                                   воспитателем, и среди этих качеств на первом

                                          месте –умение проникнуть в духовный мир ребёнка                       Сухомлинский В.А.

     Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.

     Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или бабушкой? Почему одни дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде?» Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными,  могут стать для ребёнка

серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами  В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

     Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинает новый этап в жизни.

     Как показывают исследования, постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.

     В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезаптации.  Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
  2. Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).

  1. Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того различают три степени тяжести прохождения  острой фазы адаптационного периода:

- лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не больше одного раза сроком не более 10–ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 – дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

-  тяжёлая адаптация: характеризуется, во – первых, значительной длительностью  ( от 2до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки. Нужно  стремиться к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями   привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

      Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении

- от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

 Невыполнение основных педагогических правил  при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребёнка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

- перевозбуждение нервной системы ребёнка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;

- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

- привычная форма поведения избалованного ребёнка;

- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

- отсутствие  уважения взрослых к ребёнку;

- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребёнка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;

- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;

- утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины)

-болезнь, страх наказания;

- желание привлечь к себе внимание, хвастливость

Лень  (причины):

-неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребёнка от лишнего трудового усилия. ( Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребёнок выполнит их просьбу, и они всё делаю за него);

- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребёнка, а только критикует его недостатки.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям

 И тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

ЗАДАЧИ  ВОСПИТАНИЯ

1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного  учреждения.

2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать  у детей потребность в самостоятельной двигательной  активности.

3.Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, самостоятельность, инициативность.

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

г)поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности  (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптационного периода"

Осуществление набора детей в детский сад и комплектование  групп раннего возраста, большая и серьёзная работа для администрации, медицинского персонала и педагогов групп. Для воспитателей работа ...

Консультация для родителей " Особенности адаптационого периода".

Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к детскому саду, на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей «Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»

Консультация для воспитателей«Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»...

Консультация для педагогов «Особенности адаптационного периода»

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированн...