Главные вкладки

    Статья на тему:
    Организация семейного чтения для развития и воспитания интереса к книге у детей дошкольного возраста

     

    Читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. Важно как можно раньше начать формирование круга детского чтения. К сожалению,традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребёнка – детский сад № 11 «Росинка» г. Саяногорска

    Организация семейного чтения для развития и воспитания интереса к книге у детей дошкольного возраста.

    Выполнила:

    воспитатель

    Горшкова Е.Ф

    Саяногорск 2010 г.

    Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулку. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.

    Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы развивать и позабавить его. Все детские книги несут воспитательную функцию. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам.

    В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для детей служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают ребенку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Книги для детей - равноправные граждане огромной «сувенирной державы», как называл детскую литературу А.М.Горький.

    Детская литература является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная ее черта — органическое слияние искусства с требованиями педагога.

    Поэты, писатели, художники создали для малышей великолепную библиотеку веселых книг. Достаточно вспомнить такие имена, как С. Маршак, С. Михалков, В. Маяковский, К. Чуковский, Э. Успенский, Н. Носов и др. Шуточные, озорные стихи, сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым и гибкость ума, сообразительность восприятия. Детские книги помогают сформировать задушевные и гармоничные отношения между детьми.

    Вопросы, которые рассматривает данная работа, важны для подрастающего поколения. Они актуальны и значимы, потому что каждый ребенок учится через художественную литературу добру, умению отличать хорошее от плохого, заботе о близких. Задачи взрослого -  открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. Важно как можно раньше начать формирование круга детского чтения. К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.

    Мониторинг  семейного чтения  показал, что недостаточно количество семей имеет дома специализированную детскую литературу, а услугами детской библиотеки  пользуется одна семья.

    Работа по диагностике велась на базе  МДОУ ЦРР -  № 11 «Росинка» г. Саяногорска. Была обследована одна группа детей среднего дошкольного возраста.

    На основании проведенного мониторинга  было выявлено:

    1. Имеется в домашней библиотеке вся литература (научно-популярная, публицистическая, фантастика, детективы, романы, энциклопедии, поэзия, историческая литература) – 100 %(20 семей)
    2. В домашней библиотеке преобладает литература:
    1. детская литература – 25% (5 семей);
    2. развивающая литература – 5 % (1 семья);
    3. романы – 5% (1 семья);
    4. научно – популярная (историческая) литература – 35% (7 семей);
    5. художественная литература – 20 % (4 семьи);
    6. публицистическая литература – 10% (2 семьи).
    1. Создана дома библиотека для детей – 70 % (14 семей)
    2. Предпочтение детей в выборе детской литературы:
    1. сказки – 75% (15 детей);
    2. детская поэзия – 10% (2 ребенка);
    3. развивающая литература – 15% (3 ребенка).
    1. Совместное посещение родителей и детей городской библиотеки – 5% (1 семья)

    Диагностические задания, по выявления уровня развития речи детей, взяты из методики развития речи детей дошкольного возраста (Методика развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).

    Уровень развития речи у детей средней группы

    Оценочный уровень

    Экспериментальная группа

    Высокий

    25% (5 детей)

    Средний

    60%(12 детей)

    Низкий

    15%(3 ребенка)

    Формирование семейного "читательского поля" - важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый "библиотечным возрастом" ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок 4-7 лет воспринимает литературные произведения с голоса. Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.

    И организация семейного чтения, и само понятие "семейное чтение" считаются общепринятыми и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.

    К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.

    Другая значительно более широкая группа юных читателей-дошкольников появляется в группе тоже без специального обучения. Это те дети, которые, овладев грамотой, постепенно втягиваются в самостоятельное чтение детских книг под влиянием особо благоприятного педагогического окружения: например, если по воле случая ребенок, подружившись со сверстником, включился в атмосферу семейного чтения или на него обратил внимание доброжелательный сосед, любящий книгу,  или в группе ведет воспитательница, которая не расстается с детской книгой и увлекает своим примером детей, или рядом с ДОУ оказалась детская библиотека, куда приятно и радостно ходить. Книгу для чтения долго не выбирают, не соотносят со всеми возможностями, поверив взрослому или более активному к чтению сверстнику. В таком чтении почти никогда нет ни системы, ни внутренней личной заинтересованности, ни особой перспективы.

    Для решения выявленных проблем мною была создана модель по оптимизации речевого развития детей. Которая состоит из трех блоков:

    1 блок  Диагностический

    1. уровень речевого развития детей;
    2. анкета взрослый – ребенок;
    3. анализ ресурсов по семейному чтению;
    4. анализ уголка книги в группе ДОУ.

    2 блок Деятельностный

    1. формы организации работы по семейному чтению;
    2. обогащение речевой среды детей;
    3. взаимосвязь с родителями и библиотекой;
    4. методы и приемы работы по семейному чтению.

    3 блок Итоговый:

    1. диагностика детей;
    2. создание авторской программы по руководству семейным чтением и развитием речи детей дошкольного возраста.

    Исходя из этого, можно сделать вывод: я предполагаю, что созданная мною модель повысит уровень познавательной активности, речевой активности и эмоционального благополучия детей.