проект "Добрые ладошки"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Мамаенко Вера Степановна

Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей. Может быть использована во всех возрастных группах.  Актуальна в наши дни потому, что современные родители забывают о своей ответственности за безопасность своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dobrye_ladoshki..doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Добрые ладошки»

Реализован воспитателем

 в I младшей группе

с детьми 3 – 4 лет

при активном участии

родителей воспитанников.

Период реализации:

сентябрь 2009г – апрель 2010г.

Воспитатель:

 Вера

Степановна

Мамаенко

13 разряд I категория.

МДОУ детский сад

общеразвивающего вида

«Колокольчик»

п. Усть-Уда.

Цель проекта:

Создание условий для развития взаимопонимания и бесконфликтного общения родителей со своими детьми.

Задачи проекта:

  1. Способствовать установлению эмоционального контакта с каждым ребёнком;
  2. Вызывать интерес к совместной деятельности детей и взрослых;
  3. На материале, доступном пониманию, учить детей видеть любовь к

    себе и понимание своих проблем.

  1. Формировать навыки  равноправного общения родителей со своими детьми.
  2. Расширять кругозор родителей по проблеме защиты прав и достоинства маленького ребёнка.

Примерный результат проекта:

  1. Сближение родителей и детей;
  2. Повышение уровня эмоциональной вовлечённости родителей в судьбу своих детей;
  3. Ориентировка на воспитание детей без насилия над их личностью;
  4. Создание «Символа детской защищённости в семье»

   

Литература:

  1. Т. Н. Доронова, С. Г.Доронов «Ранний возраст: планирование работы с детьми» ИД «Воспитание дошкольника» М 2007г
  2. М. Д. Маханёва, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» ТЦ «Сфера» М 2008г.
  3. «Ребёнок познаёт мир» сост. Т.В. Смирнова. Волгоград «Учитель» 2008г.
  4. «Реализация конвенции о правах ребёнка в ДОУ» С.А. Соловей, Т.Н. Львова, Г.И. Дубко, ТГО «Педагогического общества России» М 2005г.
  5. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка» Т. Н. Доронова, А.Е. Жичкина…. «Просвещение» М 2006г.
  6. «Конвенция ООН о правах ребёнка»
  7. «Азбука прав и ответственности» О. Давыдова, С. Вялкова, Е. Тюменева. Ж-л «Обруч» № 6\ 2004г. стр. 21-23.

Формы работы, помогающие реализации проекта.

  1. Дидактическая игра «Ладошки детей нашей группы»
  2. Плакат для рассматривания «Ладошки детей нашей  группы»
  3. Беседы, разыгрывание проблемных ситуаций:
  1.  «Страшно»
  2. «Ссора»
  3. «Как помириться»
  4. «Игра в имена»
  5. «Измени своё имя»
  6. « Я и моя семья»
  7. «Узнай, где твоя ладошка»
  1. Ситуативные разговоры:
  1. Как тебя зовут.
  2. Как зовут маму и папу.
  3. Как зовут бабушку и дедушку.
  4. Как зовут всех твоих родных.
  5.  Надо здороваться и прощаться – это вежливо и красиво, так поступают твои родители.
  6. Эта ладошка чья – мамина или папина? Какая из них больше?
  1. Настольный театр, театр игрушек, театр резиновых игрушек, плоскостной театр.
  2. Рассматривание отпечатков ладоней родителей, узнавание и различение их по размеру, принадлежности: папина, мамина.
  3. Тематическое чтение для детей:
  1.  «Волк и семеро козлят»
  2. «Пых»
  3. «Снегурушка и лиса»
  4. «Кот, петух и лиса»
  5. «Два жадных медвежонка»
  6. «Крылатый, мохнатый и масляный»
  7. А.Кузнецова «Подружки»
  1. Изготовление  воспитателем «Символов детской защищённости в семье»: на листе укладываются вырезанные отпечатки ладоней в последовательности – папина, обведённая синим маркером, сверху, наискосок, мамина – обведённая красным маркером, посередине помещается ладошка ребёнка – розовая или голубая (девочка или мальчик), каждый лист подписывается: «Семья (фамилия, имя ребёнка)». В каждой конкретной ситуации подбирается индивидуальный вариант: для детей из неполной семьи немного другой вариант: ладони папы и старшей сестры, ладони мамы и бабушки.
  2. Работа с родителями:
  1.  «Узнай ладошку своего ребёнка».
  2. Консультации по профилактике жестокого обращения с детьми: «
  3. Попросила всех родителей обвести свои ладони и принести в детский сад: необходимо, чтобы были отпечатки ладоней двух самых близких для ребёнка людей.
  4. Итоговое мероприятие: выступление на родительском собрании, вручение «Символов детской защищённости в семье».

Введение.

Нас от беды укроет мама,

Всё зло на свете победит.

Её ребёнок лучший самый.

Всегда нас мама защитит!

Каждый ребёнок, независимо от того, где он живёт, кто его родители, какой он национальности, имеет право на защиту и поддержку взрослых. Взрослые любят его, заботятся о нём. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется чувство доверия к людям, которые его окружают, к миру, такому большому и непонятному. Этот мир огромен, ребёнок чувствует себя в нём маленьким и беззащитным. Но всегда необходимо, чтобы он понимал, что он не одинок. Рядом с ним находятся взрослые. Это мама и папа, бабушка и дедушка, тёти и дяди, воспитатели и другие люди, которых он любит, кому он безоговорочно доверяет, в ком может найти поддержку в любой ситуации. Именно эти взрослые люди делают всё, чтобы он жил счастливо и безопасно. Это родители обеспечивают нормальные жилищные условия для проживания своего ребёнка. Как хорошо ему дома с людьми, которые так любят его, заботятся о нём. И весь большой и сложный мир, окружающий семью, тоже сделан руками взрослых людей: они развивают промышленность, науку, культуру, сельское хозяйство, создают экономическую стабильность и рост благосостояния. Всё это для того, чтобы, когда маленький человечек вырастет и станет взрослым, он смог взять судьбу мира в свои, пока ещё маленькие, но в будущем надёжные руки. А пока ребёнок мал, о нём заботятся мама – самая красивая, нежная, ласковая и папа – самый сильный, надёжный, храбрый. Это мама укрывает на ночь одеялом на ночь, поёт песенку, готовит вкусные обеды, ведь она знает, что её ребёнок любит больше всего. А папа, своими сильными руками, всегда поможет, поддержит своё дитя. Важно им, умным и любящим, никогда не забывать, что счастье детей находится в их руках, что не только хороший достаток и полное материальное благополучие необходимы ребёнку. Подрастающей полноценной личности необходимо понимание, терпимость и чувство защищённости. В «Конвенции ООН о правах ребёнка» определены  все права  детей. В том числе право на защиту от наказаний, право воспитания в семье и уважение к нему, как к полноценной Личности.

   Много внимания уделяется сейчас защите ребёнка от насилия, предупреждению семейного насилия. Возникают ситуации, когда родителей надо учить навыкам конструктивного, толерантного и бесконфликтного общения со своими детьми,  ориентировать на воспитание своих детей без насилия над их личностью. Если между взрослым и ребёнком возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. Возникает необходимость объяснять родителям, как можно и нужно открывать детям свою любовь, не бояться этого делать. Дети всех возрастов нуждаются в проявлении любви со стороны своих родителей и словом, и прикосновением, и взглядом. Создание атмосферы личностного комфорта одинаково важно как для детей, так и для их родителей. Причём не  важно, сколько лет ребёнку 2 или 12 или больше, важна атмосфера взаимопонимания, умение дружить, уважительно относиться к своим близким. Важно  помнить, что самое отвратительное зло – это насилие и морально или физически жестокое отношение к ребёнку в семье и его нельзя оправдывать.

   Я стараюсь сблизить родителей со своими детьми, показать возможности совместного времяпровождения. Дети будут видеть заинтересованность своих родителей, бабушек, дедушек, других близких людей и сами будут стараться, оказывать им помощь. Беседы и игры, чтение специальной художественной литературы и разыгрывание сценок помогают закрепить полученный результат.

    Положительный момент проводимой работы – это наглядный пример для детей, закрепление навыков нравственного и культурного поведения, знаний о своей семье, о своих предках, об  истории своей семьи. А так же возможность наглядно показать родителя, что дети ещё малы, они нуждаются в помощи, защите, поддержке взрослого, находящегося рядом, а именно самых близких и родных людей – мамы и папы.

Планирование работы:

Форма работы

Содержание рабочего материала

Дата проведения

Участники

1

Дидактическая игра «Ладошки детей нашей группы»

Обвести ладошки всех детей группы, каждому предоставить возможность выбора места, где будет находиться его ладошка.

С 21 сентября

(по мере прихода детей после болезни или отпуска родителей.)

Воспитатель, дети.

2

Плакат «Ладошки детей нашей группы»

Показать родителям, попросить найти ладошку своего ребёнка, дети подсказывают.

С середины октября 2009г.

Родители, дети, воспитатель.

3

Беседы, разыгрывание проблемных ситуаций.

На игровом материале показать правила поведения, общения, учить выходить из проблемных ситуаций, обобщить знания о себе, своей семье, родных людях.

С октября 2009г по март 2010г.

Воспитатель, дети, родители.

4

Ситуативные разговоры.

Закрепить знания о себе, своих родных, умение прощаться и здороваться, находить ладони свои и своих близких.

С октября 2009г. по апрель 2010г.

Воспитатель, дети.

5

Все виды театра.

Показ настольного, плоскостного театра, театра игрушек исполь-

зуется для лучшего усвоения детьми практического материала  нравственного характера.  

С октября 2009г. по март 2010г.

Воспитатель, дети.

6

Тематическое чтение для детей.

Чтение сопровождает все виды деятельности, помогающие развитию общения детей друг с другом, родителей со своими детьми.

Всё время проекта.

Воспитатель, специалисты ДОУ,

 дети, родители.

7

Попросить родителей обвести свои ладони.

Необходимо, чтобы это были ладони двух самых близких для ребёнка людей.

Февраль – март 2010г.

Родители, воспитатель.

8

Изготовление «Символов детской защищённости в семье»

Вырезать отпечатки ладоней родителей  и обвести их маркерами: синим – папину,

 красным – мамину.  Детские ладошки вырезать из бумаги:

девочки – розовой, мальчики – голубой.

На листе плотной белой бумаги укладывается папина ладонь, наискосок – мамина, посередине – ладошка ребёнка. Каждой семье подбирается индивидуальный вариант, например: папа, старшая сестра и ребёнок, мама, бабушка и ребёнок и другие. Символ подписывается «Семья (фамилия, имя ребёнка)».

Февраль – март 2010г.

Воспитатель.

9

Консультации по профилактике жестокого обращения с детьми.

Консультации для родителей, для воспитателя.

Всё время проекта.

Методист, воспитатель.

10

Выступление на родительском собрании.

Итог проекта.

Нацелить родителей, что они главные и самые первые защитники своего ребёнка. Вручить «Символы детской защищённости в семье»

Апрель 2010г

Воспитатель.



 

Комментарии

Шевалдина Елена Юрьевна

Вера Степановна! Замечательная идея - создание символов детской защищённости... Жаль, что часто именно родители безответственны, а воспитанием, по их мнению, должны заниматься воспитатели и учителя. А поучаствовав в этом проекте, может некоторые и задумаются о своей роли в жизни ребёнка... Спасибо Вам.

Мамаенко Вера Степановна

Да, некоторые из них задумчиво глядели на большие силуэты своих ладоней и в глазах читалось: вот это да, какая она большая, особенно по сравнению с детской. Спасибо за комментарий.