Сюжетно - ролевая игра детей 4-5 лет
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

 

Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. А так же представлены конспекты игр, игр-занятий, примерный перспективный план сюжетно-ролевых игр в средней группе.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_poblyukacii.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста

  Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.

 Особого внимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно,  с одной стороны, поддержать интерес детей к игре, с другой - направить их общение.

 В игровой деятельности ребенка 4-5 лет находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Лиса и Заяц», «Кот, Петух и Лиса»), стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница», «Айболит» и др. В возрасте 5 лет у ребенка возникает интерес к смелым, отважным поступкам. Ему нравится драматизировать рассказы на эту тему.

 Драматизируя литературные произведения, дети стремятся к правдивому изображению героев, эмоционально переживают все описанные события. Игровой образ, созданный по литературному произведению, находит выход и в других играх, что характеризует уровень развития творчества у детей, их способность отражать в игре главное, типичное.

 Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие - по 6-7 человек- группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия "зло", "добро", почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому - что увлекательнее его предложение.

 Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.

 В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.

 Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям.

 Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.

 На 5-м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.

 Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения.

 Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал.

 Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Для того, чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнении передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми, мысли, дела, нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания, представления, обогащающие игровой образ. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения.

 Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.

 Дети не всегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них нередко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушка, сделанная своими руками, доставляет ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательному процессу и, естественно, способствует развитию содержания игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые конспекты  игровых – занятий по созданию детьми атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

«Огурцы и помидоры для овощного магазина».

Программные задачи: учить детей изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различие между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать два предмета на листе бумаги; закреплять приемы закрашивания предметов красками соответствующего цвета; учить оперировать ножницами, вырезая предмет по контору.

 Материалы: одноцветные геометрические формы: овал и круг, картинки с изображением помидора и огурца; листы бумаги по количеству детей, кисточки, гуашь.

Ход игры.

 Игровая ситуация: « Мне позвонил знакомый продавец из овощного магазина, и сказал, что не успели завести овощи, а магазин скоро откроется.  Попросил меня ему помочь, но я ребята не успею приготовить столько овощей для продажи, мне необходимы помощники, а вы хотите мне помочь  (ответы детей). Ребята продавец попросил приготовить огурцы и помидоры. Посмотрите на картинку (можно рассмотреть муляжи), показывая на один из овощей спросить детей что, это за овощ, какой он формы, какого цвета. Необходимо заострить внимание детей на том, что помидор он круглой формы и красный, а огурец овальной формы и зеленый.

  В процессе работы следить, как дети рисуют круглую и овальную форму, правильно ли пользуются красками при закрашивании.

 В конце работы (после того как работы высохнут) предложить детям вырезать готовые овощи, погрузить все в грузовик и отправить в овощной магазин.

 Далее проводится сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

«Овощной магазин»

Строим магазин. Его конструкция может быть любая – коробка, дом из конструктора и т.д. Рассказываем, какие магазины бывают (продуктовый, магазин игрушек, магазин мебели). «А у нас овощной магазин». Ставим на витрину товар. Знакомим малыша с работой продавцов, вначале игры роль продавца на себя берет воспитатель, а затем может передать ее ребенку. Товар можно взять из игрушек детей или слепить из пластилина, а так же нарисовать и вырезать. Обращаем внимание на культуру общения между покупателем и продавцом. Вводим новые слова: касса, чек, витрина.

Еще один вариант проведение подготовки к игре «Магазин»

Математическая тема. 

Рисуем ценники возле каждого товара. Покупатель должен дать такое же количество «денег» (пусть квадратиков). Закрепляем названия геометрических фигур и цветов. Например, ценники могут быть разной формы. Деньги – вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Они должны совпасть. Беседуем: сколько заплатили, сколько привезли товара, как разместили (выше, ниже).

Еще один вариант – покупка по описанию. Чтобы купить какой-либо товар в магазине, опишите его: этот предмет круглый, у него есть стрелки и цифры, говорит он «тик-так».

Перспективный план сюжетно – ролевой игры в средней группе дошкольного возраста.

Название игр

Содержание игровых навыков и умений

Методические приемы

«Семья»

Мама готовит еду, кормит дочку и папу. Дочка заболела, папа везет дочку и маму в поликлинику. Мама стирает и гладит белье, идет с дочкой в кукольный театр. Дочка заболела, мама вызывает врача. Мама с дочкой наряжают ёлку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей. В гости приехала бабушка на день рождения, мама готовит праздничный обед, накрывает на стол, дарят подарки, читают стихи. Праздник 8 марта. Поездка на пикник в лес, готовят бутерброды, едят в лесу, играют в лесу, любуются природой.

Рассматривание иллюстраций по темам.

Беседы: кто дома ухаживает за детьми, кто любит детей. «Как вы были в кукольном театре». «Как мы ходили за покупками в магазин», «Как мы ходили в парикмахерскую», «Как мы готовимся к новому году», «Как надо встречать гостей», «Что бы ездила машина», «Как мы ходили в кабинет медсестры», «Мой день рожденье», «Моя бабушка», «Что возят и как работают разные машины», «Какая бывает посуда», «Разные машины ездят по улицам города», «Наш друг светофор», «Как мы играем и занимаемся в детском саду», «Как мы отмечаем мамин праздник в детском саду», «Как мы поздравили маму дома», «Наш красивый участок», «Как мы измеряем вес и рост», «Что делать, если поранились», «В новом магазине много разных отделов», «Наш весенний праздник», «Как мы ездили в лес», «Как работает продавец», «Вежливые покупатели», Как работает кафе», «Больница Айболита», «Моя собака заболела», «Что продают в аптеке».

Продуктивная деятельность: Подготовка билетов в кукольный театр. «Консервированные овощи». «Фрукты на красивом блюде». «Расческа для Шарика». «Новогодние сувениры». «Построим большой автомобиль». «Грузовик для кота». «Машина с грузом». «Чайный сервиз». «Украсим тарелочку для Мишутки». «Пожарная машина». «Машина скорой помощи». «Подарки маме и бабушке». «Рецепты врача». «Светофор», «Ветрина», «Меню для зайчика», «Мое любимое домашнее животное», «Этикетки для лекарств».

Чтение: З.Александрова «Мой мишка». К. Чуковский «Айболит», В.Борестов «Про машины», чтение стихов о маме, бабушке, А. Барто «Мы с Тамарой».

Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу обедом», «Расскажем, как лечится у врача». «Измерим Мишке температуру», «Что нужно врачу», «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «На чем люди ездят», «Опеши и назови», «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду)», «Объявляем остановки»,  «Правила движения», «Мой друг светофор», «Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом», «Что лишние».

Наблюдения: Целевая прогулка в магазин, наблюдение, за работай медсестры, целевая прогулка по улицам, наблюдение за играми старших детей,  наблюдение за трудом взрослых, посильный труд в помощь взрослым,

«Поликлиника»

«Скорая помощь»

«Аптека»

Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, измеряет температуру, ставит градусник. Врач приходит к больной девочке, осматривает ее, ставит градусник, выписывает лекарство, мама покупает лекарство. Врач принимает больных, осматривает, выписывает лекарство, медсестра делает укол. Врач приезжает на скорой помощи, осматривает, делает укол, выписывает рецепт на лекарство. Родители приводят детей к врачу. Он осматривает детей, измеряет рост и вес, выписывает рецепт, медсестра смазывает ранку, бинтует ее. Больные приходят за лекарством, рассматривают витрины, выбирают лекарство, спрашивают провизора или показывают рецепт.

«Кукольный театр»

Показ детьми знакомой сказки в детском саду. Строители строят здание театра, артисты репетируют, билетер продает билеты, рассаживает зрителей, артисты читают стихи, поют песни, танцуют.

«Салон красоты»

Работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову, причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны.

«Транспорт, строительство»

Шоферы берут машины, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не, наехать на людей, возят материалы на строительство, строители строят гараж. На улице ездят разные машины, они возят грузы. Пожарные приезжают на пожарной машине, тушат пожар, спасают людей. Водители ездят на разных машинах: грузовых, легковых, скорой помощи, пожарной машине соблюдая правила. Водитель автобуса объявляет остановку, пассажиры заходят в автобус, оплачиваю проезд, вежливы и внимательны к другим пассажирам.

«Магазин»

В магазине продают овощи и фрукты. Продавец взвешивает продукты, покупатели вежливо разговаривают с продавцом, называют нужные овощи и фрукты. В магазине продается кухонная, чайная, столовая посуда и столовые приборы, продавец предлагает товары и рассказывает о их назначении, покупатели просят показать посуду, платят деньги. Открылся новый магазин с разными отделами, продавцы предлагают разные товары. В магазине открылся отдел одежда и обувь, покупатели вежливо обращаются к продавцам.

«Детский сад»

Воспитатель встречает детей, играет с ними, проводит музыкальное занятие. Субботник в детском саду. Весенний праздник.

«Кафе»

Повара закупают продукты в магазине, готовят еду, кормят посетителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте. Тема с/р игры "Фитнес-клуб"

В разработке подробно описано: планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности, передача игровой культуры ребёнку, создание и обогащение развивающей предметно-простра...

Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. На примере игры "Театр"

План и система работы с детьми старшего дошкольного возраста по сюжетно-ролевой игре "Театр"...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста

Методическое пособие. Основная цель - раскрыть важность дидактических игр в процессе обучения детей, выделены уровни развития дидактических игр....

Сюжетно - ролевая игра детей дошкольного возраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.

Что такое сюжетно- ролевая игра?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых усл...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....