Приобщение детей к народным традициям
статья (средняя группа) по теме

Матыцина Светлана Владимировна

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской нородной культуре,народнымтрадициям неоднакратно рассматривалась учеными и практиками.Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям,следует отметить очень важную особенность.Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей,давая м знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie__detey_k_narodnym_tradiciyam.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками .Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, ознакомлении дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

  Традиция охватывает объекты социального наследия, процесс социального наследия, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

  Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции – одна из составных частей культурного наследия русского народа.

  Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную особенность. Характерной чертой русских народных традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях.

    Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

   К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

   В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

   Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта, колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

   Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

    Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. Русские люди были убеждены, что слово обладает собой силой воздействия на человека и природу.

    Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство,  изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

   Исследователи отмечают, что применяемые русским народом звукопись, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту. Обращение русских людей с языком, оберегаемым и хранимым им, характеризуется вниманием, благоговением и одновременно свободой, даже лихостью.

   С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально – поэтический лад.  Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок, былин.

   Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так  широко и многогранно, как в пословицах  и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного , нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

  Загадки – это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого – либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть  ему глаза на красоту и богатство окружающего мира. Отсюда вытекают две основные функции загадки: во – первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во – вторых, открывает поэтическую сторону в самых прозаических вещах, предметах, явлениях.

   Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный  объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

   Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народе пользовались праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких – то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

   Самым торжественным, ярким праздником  были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество – начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их.

   7 января – Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший церковный день. В большинстве стран мира Рождество начинают праздновать вечером и продолжают целых два дня. Вековая традиция превратила этот праздник в апофиоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага ,в праздник семьи.

    Вечер накануне Рождества назывался сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось Святочное веселье.

   В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Коляда – это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали награду за  эти пожелания. Колядующие получали что – либо из съестного. Подобные обходы домов в течение Святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. По улицам во время Святок ходили ряженные, на посиделках водили хороводы, звучали веселые озорные песни, загадывались загадки.

  Принято было во время Святок гадать. В новый год по  первому дню старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких в этом году. Святочные традиции нашли отражение  в произведениях русских писателей и поэтов.

   Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа.