Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».

    Рылова Ирина Алексеевна

    Рекомендации по возможным формам работы с родителями - вовлечение родителей с воспитательный процесс в рамках детского сада.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей.

    «Нетрадиционные формы работы с родителями».

                       

                                                                                        Воспитатель высшей категории

                                                                                        ГБДОУ № 24  Василеостровского

                                                                                        района города Санкт – Петербурга

                                                                                        Рылова И.А.

       Роль семьи в развитии ребёнка первостепенна. Однако сложившееся общественное дошкольное воспитание имеет свои преимущества (охрана  и укрепление здоровья,  физическое и психическое развитие, умение общаться и т.п.)

       Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их преемственность и взаимопроникновение. Поэтому детский сад широко привлекает родителей к своей работе. Педагогические коллективы не должны ограничиваться просветительской работой, а должны предлагать родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества: вечера вопросов и ответов, устные журналы, клубы и т.п.. При этом надо ориентироваться не на «усреднённого» родителя, а учитывать  индивидуальные и возрастные особенности, культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности и т.д.

       Современные родители предъявляют  большие требования к детскому саду, их больше устраивают такие формы работы, как:

    1. кружки по интересам
    2. оздоровительные группы
    3. группы с небольшим количеством детей
    4. мини – школы (подготовка к школе)
    5. прогулочные группы
    6. группы кратковременного пребывания
    7. круглосуточные группы.

       В последнее время дошкольные учреждения стали более ориентированы на удовлетворение потребностей семьи и используют в своей работе нетрадиционные формы и методы взаимодействия с родителями. Ранее малоиспользуемые формы работы – совместные спортивные праздники детей с родителями, КВН, вечера досуга, выставки совместных работ – теперь широко вошли в практику учреждений.

       Основные цели полноценного взаимодействия семьи и детского сада достигаются путём реализации  следующих задач:

    1. Вовлечение родителей в проблемное поле воспитания ребёнка.
    2. Оказание помощи семье в вопросах воспитания и обучения детей.
    3. Содействие сохранения и упрочения института семьи.

       Весьма  действенной и оригинальной формой привлечения родителей к совместному с детским садом воспитанию ребёнка является «провоцирование» любопытства взрослых к содержанию образования. Например, дошкольникам даётся задание: придумать или вспомнить смешной анекдот, чтобы вписать его в «Книгу Юмора» или составить к 8 Марта полезные и вредные советы для мам, сделать проект участка детского сада – каким он должен быть или хотелось, чтобы был. Объяснить, что такое счастье и что для этого надо. Неожиданность, нестандартность заданий не может остановить большинство родителей, они начинают чаще интересоваться, чем занимаются дети, теснее становится их контакт с воспитателями.

       Одной из интересных и результативных форм взаимодействия с семьёй является организация на базе детского сада семейных клубов по интересам: спортивных, туристских, фольклорных. Преимущества очевидны: в детском саду есть необходимые материальные условия, специалисты, помещения. Во время работы таких клубов дети и родители занимаются единым делом, в котором взрослые – равны е с детьми партнёры.

       Эффективна и такая форма взаимодействия, как студийные занятия родителей вместе с детьми. На таких занятиях мамы и папы совместно с ребёнком выполняют задания педагога. Взрослые знакомятся не только с содержанием обучения, но и собственным ребёнком: они неожиданно для себя открывают такие качества, умения и возможности своих детей, о которых и не подозревали ранее.

       Очень интересна и перспективна такая форма работы с родителями, как семейные встречи. Известно, что современные родители уделяют общению с ребёнком  ВСЕГО 15 МИНУТ В ДЕНЬ! На вечерах – встречах  родители вместе с детьми играют, соревнуются, поют, танцуют, отдыхают. Здесь главное – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам, запросам, создать атмосферу единства семьи, сплочённости и удовольствия от общения друг с другом. Это пример для родителей в организации семейного досуга.

       В установлении взаимосвязи, единства большую роль играет педагогическое просвещение родителей:

    1. лекции по определённым вопросам
    2. папки – передвижки
    3. родительские собрания
    4. семинары
    5. консультации.

       Сама проблема содружества не нова. Но сегодня она носит творческий характер, делая акцент на дифференцированный подход к каждой семье.

       Анализируя наиболее типичные проблемы, можно выделить знания, необходимые родителям. Поможет в этом книга для родителей «Всё начинается с детства». В этой маленькой книге собирается справочный материал по образованию, полезные советы и рекомендации. Доступность, лёгкость и простота изложения – главные достоинства книги.

       Какие ещё можно использовать методы? Особенно важно это, если родители впервые привели ребёнка в детский сад:

    1. первые визиты в детский сад (взаимное знакомство, беседы, рассматривание  фотоальбомов и т.п.)
    2. посещение на дому (узнать ребёнка, семью в домашней обстановке)
    3. телефонные звонки ( в особых случаях или раз в месяц, чтобы поддержать неформальное общение)
    4. бюллетень (1-2 в месяц, обеспечение семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.)
    5. записки (ежедневные или неформальные, где сообщается о здоровье, настроении, поведении ребёнка, его любимых занятиях, достижениях, благодарность за помощь)
    6. ящик для предложений (родители кладут записки со своими идеями, предложениями)
    7. Дни открытых дверей (приход в группу для наблюдения за детьми и играми с ними)
    8. неформальные встречи родителей и воспитателей (тематические встречи, вечера)
    9. чаепития
    10. открытые занятия для родителей

    В своей группе использую такие нетрадиционные формы работы с родителями:

         !. групповые праздники (конкурсы, игры, аттракционы, чаепития)

         2. на родительских собраниях вместе с родителями пьём чай, угощаем выпечкой, салатами, десертами, которые приготовили сами дети.

         3 родители вместе с детьми делают коллажи, фотомонтажи («Моя семья», «Я люблю», «Такими мы были и стали», «Участок детского сада», «Выходной день», «Ребята и зверята»)

    1. фотоальбомы с групповых праздников, экскурсий, занятий.
    2. анкетирование родителей
    3. выставки детских работ, поделок, подарков
    4. стенд «Советы родителям», «Сделайте с детьми», «Где побывать?», «Что читать детям?», «Готовимся к школе»
    5. создание герба семьи (девиз, объяснение)
    6. сочинение сказок
    7. конкурсы на лучший новогодний костюм, композицию на стол, поздравительную открытку, вкусное блюдо и т.п.
    8. открытые занятия для родителей
    9. круглый стол (вопросы и ответы)
    10. конкурс семейных талантов (изготовление игрушек, составление загадок, кроссвордов, оригинальных шляп, рисунков)

    Формы работы могут быть разными, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо  сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь  каждый  ребёнок – уникален. В работе  с родителями надо учитывать их пожелания и предложения , ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.