Главные вкладки

    Рабочая программа (подготовительная группа) по теме:
    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.  

                                                                                             

    Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

    детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

    из окружающего мира – от этого в решающей

    степени зависит, каким человеком станет

    сегодняшний малыш.

     В. А. Сухомлинский

     

    Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

    В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

     В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

    Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

    Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

    Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

    Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

    Основные задачи:

    1. Развивать познавательные процессы.
    2. Развивать творческие способности.
    3. Развивать способности к моделированию и конструированию.
    4. Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
    5. Развивать общую осведомленность и связанную речь.
    6. Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.
    7. Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

    В основе проекта программы лежат принципы:

    • Принцип безопасности.
    • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
    • Принцип положительного подкрепления.
    • Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
    • Принцип уважительного отношения друг к другу.

    Новизна проекта программы:

    • Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.
    • Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.
    • Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

    Участники реализации проекта программы:

    1. Дети старшего дошкольного возраста.
    2. Педагоги.
    3. Родители.
    4. Социум.

    Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

    Этапы реализации проекта программы:

     

    Этапы

    Задачи

    Ожидаемый результат

    IПодготовительный

    этап

    (сентябрь 2011 г..)

    Цель:  Созданиеинформационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

    1. Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.
    2. Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

     

    1. Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
    2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.
    3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
    4. Усовершенствование развивающей среды.

     

    IIПрактический

                              этап

    (октябрь 2011 г.-

    апрель 2012 г.)

    Цель:Реализация программы.

    1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
    2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.
    1. Активизация познавательной сферы дошкольников.
    2. Эмоциональное благополучие детей.
    3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

     

    IIIАналитический 

                                 этап

    ( май 2012 г. )

    Цель:Анализ результатов реализации программы.

    1. Проанализировать результаты реализации проекта.
    2.  Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.
    3. Распространение психолого-педагогического опыта.

     

     

     

     

     

    Критерии оценки результатов:

    Качественные:

    • участие детей в Интеллектуальных марафонах;

    Количественные:

    • увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;
    • увеличение количества педагогов участвующих в проекте;