Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.  

                                                                                         

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

 В. А. Сухомлинский

 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

  1. Развивать познавательные процессы.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Развивать способности к моделированию и конструированию.
  4. Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  5. Развивать общую осведомленность и связанную речь.
  6. Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.
  7. Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

В основе проекта программы лежат принципы:

  • Принцип безопасности.
  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
  • Принцип положительного подкрепления.
  • Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Новизна проекта программы:

  • Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.
  • Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.
  • Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

Участники реализации проекта программы:

  1. Дети старшего дошкольного возраста.
  2. Педагоги.
  3. Родители.
  4. Социум.

Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

Этапы реализации проекта программы:

 

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

IПодготовительный

этап

(сентябрь 2011 г..)

Цель:  Созданиеинформационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

  1. Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.
  2. Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

 

  1. Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
  2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.
  3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
  4. Усовершенствование развивающей среды.

 

IIПрактический

                          этап

(октябрь 2011 г.-

апрель 2012 г.)

Цель:Реализация программы.

  1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.
  1. Активизация познавательной сферы дошкольников.
  2. Эмоциональное благополучие детей.
  3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

 

IIIАналитический 

                             этап

( май 2012 г. )

Цель:Анализ результатов реализации программы.

  1. Проанализировать результаты реализации проекта.
  2.  Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.
  3. Распространение психолого-педагогического опыта.

 

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

Качественные:

  • участие детей в Интеллектуальных марафонах;

Количественные:

  • увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;
  • увеличение количества педагогов участвующих в проекте;

 

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Гениальность может сказаться лишьмимолетным шансом. Только работа и волямогут дать ей жизнь и обратит...

Презентация проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Идея проекта   Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

laquo;Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »

Рабочая программа  «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной сис...