ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)
статья по теме

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает оптимальные условия для реабилитации, развития и для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stolyarova_i.g..doc738.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ   ТЕХНОЛОГИИ,  ПРИМЕНЯЕМЫЕ   В   РАБОТЕ   С   ДЕТЬМИ С   ОГРАНИЧЕННЫМИ   ВОЗМОЖНОСТЯМИ   ЗДОРОВЬЯ.

 (из опыта работы ДОУ)

Столярова  И. Г.   учитель-дефектолог

Батырева С.Е.   музыкальный руководитель

Денисова А.Р.  заместитель заведующего по ВМР

С 1996 года в МДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» г. Кандалакша Мурманской области  функционирует коррекционная группа для детей с задержкой психического развития «Особый ребенок». Списочный состав группы составляет 10 детей.  Группу посещают не только дети с задержкой психического развития, но и дети со сложной структурой дефекта – дети-инвалиды. Возраст детей, посещающих группу, от 3 до 7 лет. 

 Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации  детей. 

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями  мы  используем гибкие  формы психотерапевтической работы. Педагоги стараются создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психологической коррекции. Обобщая опыт педагогов ДОУ, изучая педагогическую литературу, мы пришли  к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции эмоциональной сферы, способным помочь  детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, является музыка.

Музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к прекрасному  не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Музыка несет в себе огромную созидательную силу. Звуки музыки способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить  необыкновенные образы.

Наиболее ярко выражению эмоционального состояния дошкольника оказывает музыкотерапия. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми коррекционные возможности музыкотерапии  позволяют расширить  круг эффективного воздействия на ребенка, решить многие развивающие задачи и оказать  лечебное воздействие.

Групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями  необходима как способ воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических, умственных и эмоциональных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях группы дошкольников с ЗПР музыкальным руководителем разработано перспективное планирование, построенное на основе содержания  современных программ и технологий музыкального воспитания:

  1. Авторская программа Р.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»;
  2. Программа музыкального воспитания «Ладушки», авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева;
  3. «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии», авторы О.В. Кацер, С.А.Короткова.

Используя данные программы и педагогические технологии на занятиях с детьми с ЗПР, работа  музыкального руководителя   направлена на реализацию следующих задач: улучшение общего эмоционального  состояния детей; формирование качества движений (выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекция и развитие ощущений, восприятия, представлений; стимуляция речевой функции; нормализация просодической  стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонаций).

Все занятия проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не превышает 20-25 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов  занятие  музыкотерапии  строится с равномерным распределением психофизической  нагрузки и проводится по следующей схеме:

1. Приветствие.

2. Музыкально-ритмические движения.

3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

4. Развитие чувства ритма, музицирование.
5. Активное слушание музыки.

6. Пение.

7. Танцы, хороводы,  игры.

8. Релаксация.
9. Прощание.

Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы: творить, помогать другим участникам и  радоваться их успехам и удачным находкам. Главное и самое важное на занятиях – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

На занятиях музыкотерапии, как средство развития слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей, используются  различные игровые и танцевальные упражнения:                  

  1. «Здравствуй, дружок» - развитие коммуникации и чувства ритма;                                                                                                              
  2. «Сапожок» - формирование умения  самостоятельно выполнять танцевальные движения в соответствии с ритмизацией текста;
  3. «Осень-невидимка» - развитие творческого музицирования, совершенствование певческих навыков с использованием творческой импровизации;
  4. «Колокольчики» - развитие творческого музицирования;
  5. «Танец кукол» - совершенствование навыка  танцевальной импровизации;
  6. «Осторожный снег» - коррекция коммуникативных навыков, развитие чувства эмпатии;
  7. «Бубен» - развитие  координации движения в соответствии с текстом и музыкальным сопровождением,  чувства ритма;
  8. «Лети, листок» - развитие танцевальной  импровизации с предметом.

Для развития чувства ритма, формирования  певческих навыков и коррекции развития  самовыражения, проявления  творческой активности изготовлена серия  музыкально-дидактических  пособий: «Звучащий клубок» (развитие певческого диапазона); «Музыкальный паровоз» (развитие чувства ритма и творческого музицирования); «Веселые картинки» (формирование чувства ритма); «Чистюля гном» (развитие чувства ритма посредством ритмодекламации); «Овощи» (развитие музыкальности, речеслуховой памяти); «Песенка дождя»  (развитие  ритмической импровизации); «Фруктово-ягодный компот» (развитие творческого музицирования).

На музыкальных занятиях используются различные формы работы: релаксация, пластические этюды, ритмопластика, ритмодекламация, импровизационно-двигательные танцы, логоритмические упражнения. Проведение подобных упражнений способствует развитию самостоятельности в выполнении  несложных движений под музыку.

 Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей органично вписываются в образовательную  систему  работы ДОУ.  С помощью музыкального руководителя дети приобретают уверенность в своих творческих силах, становятся более общительными, уверенными, активными. У детей проявляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Дошкольники учатся  не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их  взрослыми. Они с удовольствием участвуют в развлечениях и праздничных мероприятиях, выступают с концертными номерами перед сверстниками, родителями, приглашенными гостями. Формирование музыкальных способностей у дошкольников на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. 

Применение инновационных технологий в педагогическом процессе  способствует  наиболее полному  раскрытию  внутреннего потенциала  возможностей  каждого ребенка с ограниченными возможностями,  развивает ценные социальные и коммуникативные  навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей данной категории к обучению в школе.

Условия комбинированного детского сада дают  возможность  для временной интеграции ребенка с задержкой развития  в среду  здоровых сверстников, что в значительной степени обогащает систему  мероприятий коррекционного  воздействия,  формируя  адекватные способы вхождения в социум. Воспитанников коррекционной  группы  объединяем со сверстниками  для проведения различных совместных мероприятий воспитательного характера. Наиболее яркими событиями для детей являются праздники, особенно  с участием родителей и гостей. В течение  2010/2011 учебного года в нашем дошкольном учреждении прошли следующие мероприятия, в которых активное участие приняли воспитанники коррекционной группы «Особый ребенок».

 «Осенняя сказка»

Педагоги и старшие дети коррекционной группы подготовили и показали малышам музыкальный спектакль «Осенняя сказка»  Дети в красивых театральных костюмах перевоплощались в героев сказки, ярко передавая характерные черты персонажей, сопровождая свои выступления выразительным чтением стихов. Сюжет сказки способствовал обогащению знаний детей, развитию познавательной сферы, формированию представлений о дружбе и взаимопомощи, воспитанию любви и бережного отношения к природе. Сказкотерапевтический эффект оказывал содействие  преодолению барьера общения, умению выражать свои чувства вербально и невербально, развитию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. Маленькие зрители получили массу положительных эмоций, а юные артисты вполне заслуженные аплодисменты.

        

«Правила дорожные – знать каждому положено»

Еще одним из интересных и ярких событий для детей коррекционной группы стало интегрированное занятие в рамках  проектной деятельности по обучению  основам  безопасности жизнедеятельности. На занятии дети вместе с родителями в игровой форме изучали дорожную грамоту. Для формирования устойчивых знаний родители воспитанников на собственном примере  показывали образцы правильного поведения и результаты нарушений правил дорожного движения. Гостями данного мероприятия стали наши социальные партнеры – представители общественной организации «Красный крест», которые на память о встрече подарили детям светоотражающие фликеры.

          

Конкурс поделок к Рождеству «Ангел-хранитель моего дома»

В городском культурном центре нашего города прошла выставка поделок к Рождеству «Ангел-хранитель моего дома». Среди экспонатов выставки были и работы, изготовленные совместными усилиями воспитателей, воспитанников коррекционной группы и их родителей. Организация совместной творческой деятельности способствовала вовлечению родителей в образовательное пространство ДОУ, родители приобретали опыт взаимодействия со своим ребенком, дети  усваивали основы семейных и духовных ценностей.

                                             

«Зимушка – зима»

В рамках семинара-практикума городского методического объединения учителей-логопедов учителем-дефектологом и музыкальным руководителем ДОУ было подготовлено и проведено интегрированное занятие «Зимушка-зима».

Организация  занятия с применением инновационных технологий  с первых минут включила детей  в деятельность. На занятии, построенном на едином игровом, сказочном сюжете, дети были активны, хорошо ориентировались в программном материале. Элементы игротерапии не только пробудили интерес к занятию и создали положительный настрой,  но и направляли  внимание детей к изучаемому материалу. Элементы музыкотерапии способствовали  развитию чувства ритма, элементарного музицирования и коррекции коммуникативных навыков. Музыкально-ритмические композиции способствовали эмоциональному раскрепощению детей, снятию  усталости и напряжения. Ритмодекламация оказывала влияние на развитие музыкальности детей и способности к передаче музыки через движения во взаимосвязи с речью. Применение на занятии элементов ТРИЗ развивали умение детей рассуждать, мыслить. Использование информационно-коммуникационных технологий способствовало повышению интереса к занятию, формированию у детей мотивированной познавательной деятельности, обеспечило занимательную форму обучения, что позволило достичь более высоких результатов коррекционно-развивающего процесса на занятии. Применение здоровьесберегающих технологий  способствовало  улучшению самочувствия детей и повышению качества обучения.

                                                         

«Космическое путешествие»

Юбилейному полету в космос силами педагогов и родителей был подготовлен вечер развлечений «Космическое путешествие». Воспитанники коррекционной группы вместе со своими сверстниками «на космической орбите» летали на ракетах,  встречались с космонавтами, инопланетянами, рассматривали космические объекты. Экипажи кораблей читали стихи, пели песни, отгадывали загадки, общими усилиями выручили из беды Лунтика, а затем  благополучно вернулись на Землю в детский сад. За смелость, проявленную во время космического путешествия, детям  вручили медали и сладкие подарки.

                                 

Встреча с ветеранами ВОВ.

По инициативе воспитателей коррекционной группы на базе  ДОУ была организована встреча детей с ветеранами ВОВ. Участники войны с удовольствием смотрели концертную программу, в которой приняли участие дети из различных групп сада.  Затем,  в теплой дружеской обстановке присутствующие гости  за чашкой чая вспоминали и рассказывали детям  о своих боевых походах, об орденах и медалях, полученных за мужество и отвагу. Запомнить эту встречу надолго помогли фотографии: дети с желанием рассматривали и показывали эти фотографии родителям, с радостью рассказывая о прошедшей встрече.

     

Акция  «Подари открытку ветерану»

В  преддверии праздника Дня Победа в саду прошла акции «Подари открытку ветерану», в которой приняли активное участие воспитанники коррекционной группы, их родители и педагоги. В праздничные дни, гуляя по городу с родителями, дети  дарили праздничные открытки  участникам войны. Ветераны,  не скрывая своих улыбок, были искренне рады вниманию и подаркам детей.

В результате созданных в ДОУ оптимальных условий для коррекции и развития  детей с ограниченными возможностями, правильно построенного образовательного и воспитательного процесса, а также знание и умелое применение новейших  технологий, педагоги эффективно корректируют недостатки и формируют психологический базис  для полноценного развития личности ребенка.  При организации комплексного и системного  обучения  дети с задержкой развития  усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям  относительную независимость и максимально возмож ную самостоятельность в окружающем их мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

«Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Доклад на тему: «Представление опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» 2021 год.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми с ОВЗ необходимо создать условия, использовать современные образовательные технологии, направленные на развитие и коррекцию психических, позн...

Методический сборник "Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Методический сборник «Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Современные педагогические технологии применяемые в работе ...