Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
статья (подготовительная группа) на тему

Наумова Марина Альбертовна

В данном материале обобщается опыт работы  ДОУ № 435 г.Новосибирска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Преподаватель Р.Н.К. – Снежко И.Н.

                                                    Музыкальный руководитель- Наумова  М.А.

                                                    Ст. воспитатель -  Тимошенко Н.В.

    Из  опыта работы МДОУ № 435

    по приобщению детей к истокам

      русской народной культуры.

                                                «Становление базиса личностной культуры

означает, что ребенок приобщается  именно

к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому

кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени».    

                    Концепция дошкольного образования

Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!

В наше неспокойное время, полное неожиданностей и тревог  привычными стали слова: «наркотики», «насилие», «безнравственность», «бездуховность», и мы  всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей? Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом является его духовное и нравственное возрождение. Терпение, щедрость, милосердие, доброта, любовь к природе, к окружающим людям, к своей Отчизне - вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего историю своей Родины, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В 2000 году нашим педагогическим коллективом дошкольного учреждения была утверждена образовательная программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Её  цели и задачи стали  приоритетными направлениями работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию. Были определены значимые аспекты этой деятельности:

  1. Погружение в мир самобытных предметов;
  2. Широкое использование всех видов фольклора;
  3. Приобщение к народной культуре через народные праздники и традиции;
  4. Знакомство с  декоративной росписью;

Таким образом, приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, способствует развитию личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

        Появилась группа инициативных воспитателей во главе со Снежко Ириной Николаевной, которая создала в детском саду комнату русского быта. Сотрудники, родители, дети несли в наши стены подлинные предметы старины. Каждая принесенная с любовью вещь находила своё место в интерьере помещения. Так  стала функционировать «Русская изба»- место особого самобытного мира, увлекательных игр и занятий дошкольников старшего возраста. Ежедневно на протяжении пяти лет встречает ребят гостеприимная хозяюшка Ирина  Николаевна Снежко. Здесь она расскажет интересную историю, покажет дивные вещи, в ее руках предметы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную эмоциональную окраску.   В процессе интегрированных занятий, включающих все виды детской деятельности, дети получают сведения об истории и культуре России.

        Сначала занятия выстраивались по тематическому годовому плану основной программы  Л.О. Князевой. Постепенно материал усложнялся, обогащался, систематизировался и был распределен по разделам, предложенным Г.И. Данилиной:

  1. Путешествие в историю;
  2. Вижу чудное раздолье;
  3. В чудесном мире русского языка;
  4. Творение рук человеческих;
  5. Быт и традиции.

Особая роль в системе работы с детьми отводится приобщению к творчеству русских умельцев, к народным промыслам. Накоплен опыт  работы с Дымковской, Хохломской, Городецкой, Гжельской росписью. В детском саду систематически  проводятся «Весёлые ярмарки», «День рождения Матрёшки», интегрированные занятия  по ознакомлению детей  с народным прикладным творчеством России. В процессе художественной деятельности у дошкольников формируются навыки изготовления игрушек и их росписи.

               Работая в направлении чудесного мира языка, дети не только знакомятся с разными видами устного народного творчества: перевертышами, считалками, скороговорками, потешками, сказками, пословицами, но  сами  их придумывают, сочиняют. Развитию творческого мышления способствовали такие задания как: подбор сказок к пословицам, например: «В согласии жить никто не одолеет» («Зимовье зверей»), «Труд кормит, а лень портит» («Колосок»), «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «Что посеешь, то и пожнешь» («Лисичка со скалочкой»).

Сказки - школа народной мудрости. Из них дети черпают множество  познаний,  первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Они позволяют впервые испытать храбрость, стойкость, увидеть добро и зло,  являются важнейшим источником выразительности детской речи, развивают умение тонко чувствовать художественную  форму, мелодию и ритм  родного языка. Народное творчество обогащает словарь детей, формирует фонематическое восприятие, лексику, а также несёт в себе художественный потенциал речи.

Работа со сказкой  проходит  несколько  этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят  слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям.   Эмоционально – чувственный опыт детей  хорошо раскрывается в театрализованной деятельности.

 В течение  трех лет были поставлены музыкально- театрализованные представления по  русским народным сказкам: « Гуси – лебеди», «Хвосты»,

« Колобок», « Снегурочка», «Волк и семеро козлят»,  а также по авторским сказкам « Кошкин дом», « Муха – Цокотуха».  Использовали сказки зарубежных  авторов Г.Гофмана « Щелкунчик», « Золушка», « Красная шапочка» Ш. Перро.

            Успеху театрализованным действиям, играм – забавам способствует взаимосвязь специалистов  преподавателя русской национальной культуры и музыкального руководителя Наумовой М.А.

      Большие потенциальные возможности нравственно-эстетического воздействия  на ребёнка заключаются в народной музыке. Знакомство с музыкальным фольклором в ДОУ осуществляет  музыкальный руководитель, высшей категории Наумова М.А. Народные  музыкальные инструменты,  песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра – становятся основой всех обрядовых праздников.

Приобщение  к народным традициям происходит  в форме детского праздника, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным  традициям. С давних  времен  русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Осенью, когда весь урожай был собран, праздновался праздник урожая, который не обходился без песен. Народные песни оказывают на ребёнка  активизирующее  воздействие, являются средством социализации, т.е. происходит усвоение опыта многих поколений. Образы  этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить средством ознакомления детей  с окружающим, приобщением детей к истокам собственной культуры.  

Череда праздников и памятных дат стала удобной системой  времяисчисления. Самым  весёлым праздником  были святки. Они проходили с 7  по 19 января.   Первый святочный праздник  - Рождество. Знакомили детей со значением этого праздника, рассказывали  о Рождественском посте, о кануне Рождества – Сочельнике, угощали сочивом – размоченными в воде хлебными зернами и мёдом. Слушали  запись «Всенощной» С.В. Рахманинова, клеили Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды. Вместе с детьми  готовили ритуальные кушанья – кутью, блины, повара варили овсяный кисель, взвар. Далее  отправлялись колядовать по детскому саду, пели, поздравительные  песни – колядки:    

                                    Коляда, коляда, дай краюху пирога.

                                    Шишовы ребята горох молотили,

                                    Цепы поломали, за овин покидали.

                                    Ой, коляда!

Дети желали всем, к кому бы ни заходили, здоровья, счастья, успехов. Их пожелания звучали не наигранно, искренне, а затем в шутливой форме дети просили подарки, угощения.

Перед крещением   гадали – на зёрно, на зеркале, на ножницах, выливали воск  в воду. После гадания наряжались, так чтобы нас не кто не узнал: мазали лицо, закрывались масками, переодевались в животных (козу, медведя, чёрта, ведьму), играли в разные  игры (« Коза и медведь», « Баба Яга» и т.д.). В конце праздника  смывали с себя « грехи» освященной в  церкви водой –

 « очищались».

Таким  же образом   встречали  и провожали Масленицу. Каждый день масленичной недели имел своё название: « Встреча», «Заигрыш», « Лакомка»,

 « Широкая  Масленица», «Посиделки», «Золовкины посиделки», « Прощеное воскресенье» Мы приветствовали Масленицу  песнями:  

                 Широкая Масленица! Мы с тобою хвалимся.

                  На горах катаемся, блинами объедаемся!

Основной едой на Масленицу были блины. Устраивали конкурс среди детей и родителей « Кто напечёт больше блинов?», « Кто испечёт самый большой блин?», «У кого в блине больше дырок?» В этой связи хотелось бы отметить, что русские календарные праздники по своей структуре практически одинаковы. В каждый из них совершаются  обходы дворов с пожеланиями благополучия, пекут ритуальное угощения.  По народным представлениям  весна сама не придет, её нужно  пригласить. Вот и зазывали весну, птиц, которые на своих крыльях весну несли. Чтобы их поторопить со старшими  дошкольниками пекли из теста  фигурки птичек с крылышками, глазками, вырезали из бумаги « жаворонков», а затем раздавали сотрудникам, родителям. Выйдя на улицу, подкидывали вверх птиц и приговаривали:

                 Жаворонушки,

                 Мои матушки,

                Прилетите ко мне

                 Принесите ко мне

                  Весну красную

Весело отмечается праздник  -  Ивана  Купала. В гости  к детям  приходили русалки, обливали всех водой, причем, в этом празднике, который проводился на улице, принимали участие и прохожие, и жители ближайших домов.

                   - Купала, Купала!

                     Где ты летовала?

                  -  Летовала я в лесочке,

                    Под ракитовым кусточком,

                    Под шелковым платочком.  

Проводили   и  Кузьминки – об осени поминки. Прощались  с осенью, провожали её песнями, играли, пекли пирожки с  капустой.

Так проходил целый год, а с 19 декабря (Николин день)  снова начинали готовиться  к Святкам.

         Народно – обрядовые праздники всегда связаны с игрой. К сожаленью народная игра почти исчезла из детства, а игра как жанр устного народного творчества является национальным богатством. Народные игры и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими  поколениями, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры.

Игра, игры - хороводы составляют часть каждого занятия  по русской национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали:  « Заря – заряница», «Золотые ворота», «  Дедушка Рожок»,

« Гори- гори ясно»,  «Дударь», « Жмурки», « Каравай»,  « Баба яга» и т.д.

           Неформальный подход к работе с родителями помогает найти  в них единомышленников, они становятся активными участниками  в работе по приобщению детей к истокам русской культуры. Ежегодно являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», помогают  своим детям  в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку»,

« Загадай и отгадай загадку о предметах народного быта», серия поделок  по мотивам русских мастеров « Дымка», « Русская матрёшка», « Гжель».

Участвуют в конкурсах « Златошвейка» (вышивка), « Народная игрушка»

 (изготовление разных видов кукол), « Чудо – самовар» (обмен рецептами русской кухни)

В процессе такой  целенаправленной работы, через различные  формы  приобщения  к  истокам  русской народной культуры, у  детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается  совокупность культурных ценностей, что  способствует  развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя  на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

Мы, взрослые  – потомки и духовные наследники величайшей в мире культуры, которую должны    сохранить и передать детям.

              «  Дерево крепко корнями, а Отчизна  - сыновьями! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...