Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
методическая разработка по теме

Целикова Надежда Юрьевна

творческий отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Введение

    Готовность ребенка к получению новых знаний, а так же легкость и быстрота их усвоения зависит в первую очередь от развития умственных способностей ребенка, т.е. умение ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно анализировать происходящее.

   Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных (языковых) представлений.  Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важных задач обучения и воспитания детей. От уровня сформированности  пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

   Особое внимание на развитие пространственных представлений уделяет психолог Наталья Яковлева Семаго и педагог Татьяна Александровна Павлова. В современной литературе так же широко отмечается значение пространственного воспитания и пространственной ориентировки, подчеркивается их взаимосвязь с познавательной деятельностью человека.

    Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок, по-разному проявляющихся в различных видах учебной деятельности: в поведении, в чтении, в письме, в арифметике, в рисовании, в гимнастических упражнениях.

    Свободное оперирование пространственными образами – это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно является необходимым условием успешного познания и активного преобразования действительности. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если эти представления сформированы у ребенка недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом.

   Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.

Работая в детском саду, я наблюдала следующее: дети старшей группы испытывают затруднения при ориентировке в направлениях пространства, в пространственных отношениях между предметами, в окружении удалённости предмета и его местоположения. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

    Начав работать в старшей группе детского сада, решила углублённо работать над темой «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста». Целью, которой является создание условий для формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Формирование  у детей пространственных представлений, введение  в их пассивный  и активный словарь соответствующих терминов.
  1. Формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребёнка, введение в пассивный и активный словарь детей следующих понятий: «справа», «слева», закрепление понятий «близко», «далеко», «высоко», «низко».
  2. Формирование представлений о расположении нескольких объектов друг относительно друга.
  1. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа, доски.
  2. Формирование у детей слухового сосредоточения.
  3. Формирование у детей зрительного сосредоточения.
  4. Развитие способности к выделению фигуры из фона.
  5. Развитие мелкой моторики.

Решаемые задачи в рамках основной цели будут способствовать:

  1. Освоению ребёнком правильного использования и понимания предлогов, сложных речевых конструкций;
  2. Формирование навыков словообразования, расширению словарного запаса и общей осведомлённости, объёма знаний об окружающем ребёнка;
  3. Развитию логического мышления;
  4. Формирование ориентации во временных представлениях, в пространстве времени и его интервалах;
  5. Профилактике трудностей овладения числовым рядом, решению математических задач;
  6. В результате работы у детей растёт умение работать со схемами и планами;
  7. В целом дети овладевают навыками самостоятельной творческой работы.

    Таким образом, проблема ориентировки в пространстве  и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогике и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.

                                                                 Основная часть

Работу по данной теме проводила по следующим направлениям:

  1. Формирование собственно пространственных представлений
  1. Ориентировка в схеме собственного тела;
  2. Элементарные пространственные представления

-определение местоположения и удалённости предметов в пространстве;

-определение отношений между предметами.

  2.  Формирование квазипространственных (языковых) представлений;

  1. Пространственные представления в речи;
  2. Пространственно-временные и математические представления.  
  1.  Ориентировка на плоскости, на листе бумаги.

Для организации работы по этой теме мною была подобрана и изучена необходимая литература. Составила перспективные планы по формированию пространственных представлений на старшую и подготовительную группу. Изготовила картотеку игр: игры на ориентировку в схеме собственного тела; игры на определение местоположения и удалённости предметов в пространстве, отношений между предметами; игры по ориентировке на плоскости . 

  Для родителей провела наглядно – письменные консультации: «Знакомьте ребёнка с окружающим пространством»,  «Говорите с ребёнком о правом и левом как можно раньше!».

   Педагогов ознакомила с консультацией, тема которой «Методика формирования  пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников».

   Вся работа проводится в игровой форме, так как развитие игровой деятельности способствует как совершенствованию активного осязания  и его использования в распознавании пространственных признаков предметов (особенно формы, величины, пропорций, направлений и т.д.), так и образованию более высоких уровней зрительно-моторной координации в пространственной ориентации.

    За основу своей работы взяла «Программу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста» Н.Я. Семаго.

    Процесс формирования пространственных представлений у детей проходит последовательно. Вся работа разбита по кварталам: I квартал – Формирование собственно пространственных представлений,   II квартал – формирование квазипространственных  (языковых) представлений , III квартира  - ориентировка на плоскости, на листе бумаги.

    В старшей и подготовительной группах работа по формированию  пространственных представлений проводится блоками. В подготовительной группе работа ведется по той же системе, но с усложнением.

  Например, в старшей группе ориентировка в схеме собственного тела рассчитана на понимание детьми и показ: подними правую руку, топни левой ногой, а в подготовительной группе  детям даются такие задания, как правой рукой покажи левый глаз или левой рукой покажи правое ухо. Развитие пространственно-временных представлений начинается со знания дней недели и времени суток, а заканчивается умением определять время по часам и называть месяца года. При развитии у детей навыков в ориентировке на плоскости дети знакомятся с простыми видами лабиринтов, в подготовительной группе дети учатся ориентироваться с помощью условно-схематичных изображений.

    Игры по формированию пространственных представлений включала в занятия по математике, развитию речи, аппликации, конструирование. Проводила и в свободное время на прогулке, в различных режимных моментах.

    Из ежегодного обследования детей развитие пространственных представлений повысилось с 21% (2005год) до (2007). Качество развития пространственных представлений повысилось с 21% (2005год) до 67% (2007год).

    Подводя анализ своей работы, пришла к выводу, что при систематической работе с детьми более успешно усваиваются следующие разделы: собственно пространственные представления и ориентировка на плоскости. Необходимо более углублённо работать над развитием квазипространственных (языковых) представлений: пространственные представления в речи, пространственно – временные и математические представления.

                                                       

Заключение

    Подводя итоги проведённой работы, хотела бы отметить, что уровень развития пространственных представлений у детей значительно повысился. Дети могут без затруднений определить правую и левую сторону своего тела, свободно ориентируются в окружающем пространстве, достаточно хорошо ориентируются на плоскости и на листе бемаги.

                                                           

Список литературы

  1. Н.Я.Семаго. методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего возраста: Практическое пособие. –М.: Айрис – пресс, 2007год.
  2. О.В.Титова. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей: Методическое пособие. – М.:  Ихдательство «ГНОМ и Д», 2004год.
  3. Т.А. Павлова. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших дошкольников: сборник игровых упражнений. – М.: «Школьная Пресса», 2004год.
  4. О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. Вправо – влево, вверх – вниз.

Развитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет.  – М.: Творческий Центр, 2004год.

  1. Н. Я. Семаго. Формирование представлений о схеме тела:

Демонстрационный материал.  – М.: Айрис – пресс, 2007 год.

  1. Н. Я. Семаго. Формирование пространственно – временных и элементарных математических представлений:

Демонстрационный материал.  – М.: Айрис – пресс, 2007 год.

  1. Т. А. Павлова. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников:

 Сборник игровых упражнений. – М.: «Школьная Пресса»,2004 год.

  1. Е. А. Янушко. Журнал «Карапуз»  Далеко ли , близко ли?
  2. Е. А. Янушко. Журнал  «Карапуз» левое и правое.

                                                       Перечень разработанного материала.

  1. Перспективные планы старшая и подготовительная группа.
  2. Картотека дидактических игр по развитию пространственных представлений у дедей дошкольного возраста.
  3. Картотека программных требований,  диагностика с инструментарием.
  4. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников.
  5. Конспекты занятий.
  6. Консультации для педагогов, тема: «Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок  у дошкольников.
  7. Наглядно – письменные консультации для родителей:  «Говорите с ребёнком о правом и левом как можно раньше» и «Знакомьте ребёнка с окружающим пространством».
  8. Педагогический проект «Направо пойдёшь – клад найдёшь, налево пойдёшь – УЛЫБКУ найдёшь!»

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"

Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...

Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.

консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...

Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

         Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы с...

Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...