Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный центр передовых педагогических технологий МДОУ ЦРР – детский сад №93

Курсовая работа на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Воспитатель МДОУ

                                                                      детский сад № 115

                                                                   Лазырина Н.Н.

Тверь 2012г.

Содержание

  1. Доклад из опыта работы по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»………………………………………………1 – 16 с.
  2. Работа с детьми………………………………………………...17 – 60 с.
  1. Теоретическое занятие………………………….18 – 21 с.
  2. Изучение обязанностей пешехода……………..22 -23 с.
  3. Сюжетная игра…………………………………..24 с.
  4. Беседа …………………………………………….25 с.
  5. Рассматривание плакатов……………………….26 с.
  6. Конкурс рисунков………………………………..27 с.
  7. Занятия ……………………………………………28 -54 с.
  8. Сценарий спортивного развлечения……………55 – 58 с.
  9. Вопросы беседы…………………………………...59 с.
  10. Сравнительная таблица уровня знаний…………60 с.
  1. Работа с родителями……………………………………61 -76 с.
  1. Консультации на темы «О правилах дорожного

движения»………………………………………….63 с.

  1. Дети в городе………………………………………64 -67 с.
  2. Папка – ширма……………………………………..68 -76 с.
  1. Список литературы………………………………………77 с.

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

В связи с изменениям, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста.

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. По этому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решить эти, и некоторые другие задачи и призвана программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», которая уже прошла экспертизу федерального уровня и получила гриф Министерства образования России.

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, на что родители часто закрывают глаза утверждая, что если у других дети растут, то и их тоже вырастут, не прикладывая при этом никаких воспитательных усилий.

Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.

Активизация и закрепление полученных знаний происходит не только в самостоятельной деятельности детей, но и на занятиях музыкальных, физкультурных, по изобразительной деятельности и прочих.

Таким образом, приобщая ребёнка к основам безопасности жизнедеятельности через овладения ими правильной осанкой, культурно - гигиеническими навыками самообслуживания (умывание, питание и др.) и достижению в этих видах деятельности уровня самостоятельности и ведёт к здоровому образу жизни.

После изучения программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной я поняла, что главной задачей её является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

В программу по ОБЖ включены 6 основных правил:

  1. Ребёнок и другие люди.

Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

  1. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

  1. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

  1. Здоровье ребёнка.

Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

     5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

               6.Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

На первом этапе своей работы по изучению программы я поняла, что некоторые задачи не являются абсолютно новыми так, на пример: «Ребёнок и природа» представлена в программе.

Некоторые задачи других направлений программ ОБЖ решаются в повседневной жизни детей. Например, в связи с ухудшением криминогенной обстановке в городе и стране проводится беседа с детьми о правилах поведения с чужими людьми.

Но, в тоже время, изучение программы показало, что некоторые направления программы, такие, как «Здоровье ребёнка», «Ребёнок на улице» содержат много материала практически не знакомого, нового, то есть предстоит достаточно много поработать.

Изученная мной программа, даёт очень расплывчатые рекомендации, в каком возрасте какое содержание осваивать, поэтому после внимательного изучения программы мы сделали анализ содержания программы в этом направлении. Авторы предлагают, при реализации программы соблюдая возрастные особенности детей, два пути:

  1. Брать одни разделы для детей младшего возраста, другие - для старшего возраста.
  2. Одно и тоже содержание, то есть все разделы для работы в разных возрастных группах.

Реальней реализовать программу во всех возрастных группах сразу с постепенным увеличением и усложнение содержания, то есть идти по второму пути. Опираясь при этом на физические особенности детей данного возраста.

Так же мы более подробно рассмотрели раздел «ребёнок на улице». Ведь воспитание общей культуры поведения начинается в дошкольном возрасте. Именно с этого времени начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода.

Основная задача, которую мы ставим перед собою: организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Наша работа ориентирована на:

  1. Обучение детей правилам безопасного поведения        на улицах и формированию у них необходимых навыков;
  2. Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями        по организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  3. Привлечение внимания родителей к воспитанию у        детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и правилам дорожного движения проводится в комплексе: с педагогами, с детьми, с родителями.

Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:

  1. обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
  2. самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач).
  3. практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).

Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

Задача педагогов не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.

Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого составлен тематический план работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения по каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы. Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется через:

  1. тематические занятия
  2. беседы.
  3. чтение художественной литературы
  4. рассматривание картин, плакатов.
  5. дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
  6. целевые прогулки.
  7. экскурсии.
  8. развлечения.
  9. конкурсы рисунков.
  10. изготовление атрибутов для игр.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике. Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным играм специальной тематики и др.

Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы. Во всех группах необходимо создание уголка по обучению детей правилам дорожного движения. Создавая эти уголки, необходимо творчески и с фантазией отнестись к этой работе.

Большая роль в данной программе отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования. Поэтому без активного участия родителей, мы не сможем решить поставленные задачи в полном объёме.

В результате своей работы мы решили подробным образом ознакомить родителей с программой, используя разнообразные формы работы:

  1. Групповые и индивидуальные консультации;
  1. Беседы;
  2. Домашние задания для изучения материала и решения задач, которые трудно было решить в условиях детского сада.

Таким образом, в условиях напряженной умственной деятельности, высоких психических нагрузок, двигательной активности и недостаточными знаниями в области формирования основ безопасности жизнедеятельности невозможно сохранить на долгие годы крепкое здоровье. Одним из важных условий воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня, который должен строго соблюдаться в дошкольных образовательных учреждениях, а также через овладение детьми правильной осанкой, культурно - гигиеническими навыками самообслуживания (умывание, питание и др.) и правилами поведения на улице. Именно достижение в этих видах деятельности уровня самостоятельности и ведёт к основам безопасности жизнедеятельности.

Вопросы беседы на темы: быть здоровыми и ребёнок на улицах города у детей старшей группы.

Здоровье ребёнка.

  1. Как        ты понимаешь слово «здоровье».
  1. Как        устроено тело человека, его организм.
  2. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье.
  1. Какие        ты знаешь лекарственные травы. Какую пользу они приносят?

Ребёнок на улицах города.

  1. Как        называется часть улицы, по которой едут машины?
  2. Как        называется часть улицы, отведенная для пешеходов?
  3. Кого        называют пешеходом?
  4. Где        безопасно переходить улицу?

              9. Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?

            10. Почему нельзя играть на дороге?

            11. Назовите виды транспорта.

           12.На каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»?

           13.Какие        знаки вам известны, что они обозначают?

           14. Какие        правила необходимо соблюдать пассажиру общественного         транспорта?

Сравнительная таблица уровня знаний быть здоровыми и ребёнок на улицах города у детей старшей группы.

Ф.И. ребенка

До

После

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1 1

1

2

1

3

1 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 0

1 1

1

2

1

3

1 4

Паша Б.

1

1

1

1

2

1

2

2

2

2

2

3

1

1

2

2

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

2

2

Родион J1.

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

3

1

1

2

2

2

2

3

2

3

2

3

3

3

3

2

2

Лиза Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Алина С.

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

3

2

2

Саша К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Саша А.

1

1

1

1

2

2

2

2

3

2

2

2

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

Ваня М.

1

1

2

3

3

3

2

3

2

2

3

1

1

2

2

2

2

3

3

3

2

3

2

2

3

2

2

Лиза Ч.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

Дима В.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

Влада В.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

2

1

2

Валя К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

3

2

1

3

1

1

3

1

2

1

1

2

Катя Я.

1

2

3

2

3

3

3

3

3

2

2

3

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Соня К.

1

2

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

1

1

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

Егор В.

1

2

1

2

3

3

3

3

3

2

3

3

1

1

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

Варя М.

1

2

1

2

2

2

2

2

3

2

2

2

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Илья В.

1

2

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Оля К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

2

Настя Н.

1

2

2

3

3

2

2

3

3

2

2

3

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Саша Ч.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

1

1

2

1

2

Серёжа К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

2

1

2

Условные обозначения: 1- низкий ; 2- средний; 3- высокий.

Поведение детей на улицах города.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка с взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя и право на своё мнение поступок.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правел, а затем следить за их выполнением.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать, что могут сами дети

  1. ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
  2. ребёнок имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
  3. большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
  4. они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

Поэтому, именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведенья о правилах движения и поведения на улице. Они должны понять опасность уличного движения, но в то же время не испытывать боязни к улице так как чувство страха парализует способность не растеряться в mi возникшей ситуации.

Дошкольники старшего возраста могут научиться «читать» уха светофора, регулировщика, указанные знаки, на всю жизнь запомнить законы улицы, дорог, умение вести себя на воде, на льду. Всему этому дети учатся специальных занятиях, целевых прогулках, экскурсиях.

Целесообразно в работе с детьми использовать цветные яркие иллюстрации, плакаты, картины, альбомы, знаки доступные пониманию детей, беседы, встречи с работниками ГИБДД.

В первую очередь детей старшего дошкольного возраста необходимо познакомить с устройством проезжей части.

Педагог знакомит с правилами поведения на улицах, рассказывать правилах дорожного движениях, объясняет, для чего предназначены тротуары, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города.

Проводит беседы о том, часто ли они бывают на улице, названия i машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, игра тротуаре.

« Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов

Педагог рассказывает детям, как переходить дорогу, знакомит пешеходным маршрутом (перехода « зебра», светофор, безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает изображение, знакомит с сигналами.

Закреплять представления детей о предназначении светофора I сигналах можно в игровой форме.

Дорожные знаки для водителей и пешеходов

Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знаком!

С предупреждающими знаками

С запрещающиеся

        С предписывающими

С информационно-указательными.

Объясняется, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации

Правила езды на велосипеде

Необходимо познакомить детей с правилами передвижениями на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей; дети дошкольного возраста должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых.

О работе ГИБДД

Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.

Милиционер - регулировщик

Педагог рассказывает детям о работе милиционера - регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофоров. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно - белое полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх - это соответствует жёлтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу. Повернулся боком - можно идти, как на зелёный свет светофора.

Правила поведения в транспорте

Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что:

  1. входить в автобус, трамвай, троллейбус через заднюю дверь, а выходить - через переднюю;
  2. маленькие дети пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
  3. маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;

  1. разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
  2. нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров;
  3. нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;

- принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

Если ребёнок потерялся на улице

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определённый, порой жизненно важный, смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребёнок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенка снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребёнка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

Очень важно использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Значение воспитательной - профилактической работы с детьми дошкольного возраста для формирования отношения к правилам безопасного поведения на улицах переоценить невозможно. Это важнейший этап в освоении моделей социального поведения. Именно в дошкольном возрасте чтение сказок и историй, проведение игр и специальной организованных занятий в форме игр являются для ребёнка не только развлечением. Играя, ребёнок усваивает социальные нормы, правела поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях. Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения на улице, сколько в выработке право послушного поведения, дисциплинированности и соблюдения осторожности на улице.

Ребёнок дошкольного возраста на дороге обычно находится под присмотром взрослых. И само по себе знание правильного перехода или поведения еще не так важно, как формирование представлений ребёнка о том, то правила помогают людям быть здоровыми, то они служат порядку, являются помощниками в разных ситуациях.

Большинство дорожно-транспортных происшествий, в которых дети попадают, происходит не потому, что они не знают правил безопасного поведения на дороге, а потому что, не привыкли или не хотят их выполнять. Кроме того, дети часто забывают об этих правилах.

С ранних лет ребёнок должен усвоить. Что дорога несёт потенциальную опасность, которой можно избежать, если выполнять правила, быть дисциплинированным. Основное положение, которое педагог должен последовательно реализовать в профилактической работе, - жизнь в городе (в семье и в ДОУ) происходит по правилам; правила бывают разные, но все они помогают людям и поэтому их следует выполнять. Это положение является ключевым в воспитательной работе с дошкольниками.

Программа основ безопасности жизнедеятельности предусматривает обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице и правилом пользования общественным транспортом. Традиционно разного рода пособия направлены именно на формирование у дошкольников знаний о правилах перехода дороги, запрещающих и разрешающих знаках, разметке дороги, о сигналах светофора и др. такие знания полезны. Они часто даются в стихотворной форме и в форме сказок, ярких иллюстраций. Но не менее важно заложить у ребенка основ законопослушности, сформировать в нём желание выполнять правила, закрепить ценность этих правил, которые существуют для повышения безопасности всех людей. Такая работа должна осуществляться и родителями, и воспитателями дошкольных образовательных учреждений в русле целостной воспитательной систем.

Соблюдение социальных норм, правил, требований взрослых, формирование дисциплинированности в целом - вот, то должно быть предметом внимания воспитателей.

В дошкольном возрасте отношение к правилу важнее знания Организуя занятия с дошкольниками, важно обращать внимание на меру и соотношение в содержании профилактической работ воспитателей сказок, развлекательности и серьёзности. Работа по формированию адекватного отношения к правилам безопасного поведения в доме и в не дома должна быть серьёзной, но не перегруженной запугиванием детей.

Невозможно переоценить роль специальных занятий для воспитания дисциплинированности и право послушности детей. Отношения и ценность в дошкольном возрасте формируются, прежде всего через подражание старшим, их пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей (в том числе правильного перехода улиц вместе с взрослым, высказываний или оценок самого ребенка). Занимаясь с группой сверстников, дети успешнее осваивают правила, по предложению взрослого смелее решают проблемные задачи.

В то же время специальные занятия позволяют развивать мышление детей, их умение ориентироваться в ситуации, видеть и систематизировать детали, на которые они раньше не обращали внимания. При организации сюжетных игр, чтение иллюстрированных изданий воспитатели, давая знания детям, должны направлять их внимание на желательность, ценность поведения человека, соблюдающего правила.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ 

Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать правила дорожного движения!

Правило 1 . Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".

Правило 2 . Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

Правило 3 . Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Правило 4 . Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Правило 5 . Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов. Правило 6 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

Правило 7 . Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Правило 8 . Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что: автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.

Правило 9 . Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.

Три «закона» безопасности пешехода на дороге.

1. главными условиями безопасности дорожного движения являются: видимость и обзорность.

Видимость - это возможность различать детали дорожной обстановки. Она зависит от погодных условий, освещения, степени контраста проезжей части по отношению к другим элементам дороги.

Обзорность - это возможность наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку перед собой и по сторонам, т.е. отсутствие в поле зрения человека различных препятствий на дороге.

Пешеходу это не менее важно, чем водителю. Недаром первое правило пешехода - переходи дорогу там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

2. Правило «темного подвала»: не видишь - остановись или резко снижай скорость.

Представьте себе, что вы с улицы входите в совершенно тёмное помещение, к примеру, в подвал.

Таким, образом, дороги, транспорт - реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность.

Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость - то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которым нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей.

Список литературы


1. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

2. Постановление Правительства РФ от 24.07.95 № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249 - 03

4. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

5. Программа «Детство». Авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

6. Программа «Истоки». Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

7. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.

8. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.

9. Кириллов Г.Н., заместитель Министра РФ по чрезвычайным ситуациям. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // "Право и безопасность", № 1 (10) Март 2004 г.

10. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста...

Доклад «Теория формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

В докладе освещаются основные аспекты основ безопасности жизнедеятеьности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО....

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Обеспечение безопасности ребенка – это задача в такой же степени злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот ...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. "Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста"...

Научная статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

Аннотация: в статье отражены результаты эмпирического исследования использования игровых ситуаций в формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  старшего дошкольного возраста. Автор...