Игра-как средство всестороннего развития ребенка
статья по теме

Салиева Алия Нурахмедовна

 

Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, наталкивается на него ручонками, пытается ощупать, захватить его. А по мере развития двигательных умений он схватывает поднесенную к нему игрушку и начинает действовать с ней: с любопытством осматривает, берет в рот, размахивает ею, перекладывает из руки в руку, стучит, бросает на пол. Сколько удовольствия на его лице!

 Введение Классификация детских игр Игра – средство всестороннего развития ребенка Игрушка Заключение Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………...………………….……………..3

Классификация детских игр…………………………………….………..4

Игра – средство всестороннего развития ребенка………………...…….7

Игрушка……………………………………………………………..…….10

Заключение……………………………………………………..…………16

Список литературы…………………………………………………...…..17

Приложение

Введение

Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, наталкивается на него ручонками, пытается ощупать, захватить его. А по мере развития двигательных умений он схватывает поднесенную к нему игрушку и начинает действовать с ней: с любопытством осматривает, берет в рот, размахивает ею, перекладывает из руки в руку, стучит, бросает на пол. Сколько удовольствия на его лице!

Игры самых маленьких пока что заключаются в манипулировании с предметами, в результате чего ребенок знакомится с их свойствами и назначением.

На втором году жизни игры ребенка становятся более осмысленными. Освоив многие действия с предметами, он пытается отображать то, что видит в повседневном окружении, подражает действиям взрослых: кормит куклу, гуляет с ней, укладывает спать, стирает, варит кашу. После полутора лет дети уже способны самостоятельно и подолгу играть со строителем, песком, водой, пытаются строить, копать, лепить «пирожки», насыпать песком грузовик, а свои действия сопровождать звуками, имитируя сигнал машины, гудок паровоза и т. п.

Вместе с ростом ребенка, накапливанием жизненного опыта, развитием наблюдательности, мыслительных способностей меняется и характер детских игр. Начиная с 3 лет у детей появляются игры с замыслом. Правда, замысел еще довольно примитивен, не устойчив и легко меняется по содержанию в процессе игры, однако требует от играющего активности мысли, воображения и достаточного запаса впечатлений.

Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни.

Классификация детских игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни».

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются "творческими", или «сюжетно-ролевыми». Первое название представляется нам наиболее точным, так как сюжет и роли имеются и во многи-играх с правилами.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.

Игра – средство всестороннего развития ребенка

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».

Игрушка

Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий, например строительный материал, конструктор. Игрушка — наиболее доступное детям произведение искусства.

Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою эпоху. Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях.

Большую педагогическую ценность представляют токарные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладные мисочки. Они служат основным дидактическим материалом для знакомства с цветом, формой, размером, для развития мышления, внимания. Изящество формы, яркая окраска изделий способствуют формированию художественного вкуса.

Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать, например, одевать и раздевать кукол, двигать поезда и грузовики, перевозить на них людей и груз. Чем больше игрушка дает возможность различных действий и комбинаций, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее воспитательное значение.

Игрушка — художественное произведение, задача которого - дать выразительный образ человека, животного, какого-либо предмета. Хорошая игрушка реалистична, она передает основные, типичные черты действительности. «Утка должна быть действительно уткой,— писал А. М. Горький. — Вовсе не нужно, чтобы она смущала восприятие ребенка сходством с поросенком или зайцем... И нужно стремиться к занимательности. Нужно, чтобы игрушка вызывала более или менее длительное удивление ребенка, ибо удивление — начало понимания и путь к познанию». Реализм игрушки сочетается с некоторой условностью (например, конь на колесах, грузовик, который надо возить за веревочку), необходимой для того, чтобы ребенок мог активно действовать. Такая условность помогает раскрыть реальный образ.

Игрушка должна быть привлекательной, красивой, но простой. В ней недопустима вычурность и замысловатость. Привлекательность игрушки достигается изяществом формы, яркостью окраски. Эстетическое оформление ее определяется содержанием, назначением, материалом. Например, к елочной игрушке предъявляются совершенно иные требования, чем к образной: смысл первой — в ее внешнем эффекте, блеске, сказочности; смысл второй — в реальности, правдивости.

Игрушка должна быть безопасна для ребенка (не иметь острых углов, деталей, которые могут причинить вред), отвечать требованиям гигиены: она должна быть из такого материала, чтобы ее можно было мыть, дезинфицировать.

А. С. Макаренко делил игрушки на три типа (вида):

  1. готовые,
  2. полуготовые,
  3. игрушка-материал.

Готовая игрушка — автомобиль, пароход, кукла и пр. — хороша тем, что знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, вызывает деятельность воображения.

Ко второму типу игрушек А. С. Макаренко относил разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели. Эти игрушки ставят перед ребенком задачу, для разрешения которой требуется дисциплина мышления, логика. Недостаток этих игрушек в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением.

Особенно ценной является игрушка-материал (глина, песок, куски дерева, картон, бумага), которая дает простор для творческой фантазии ребенка.

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко о необходимости комбинировать в игре все три типа игрушек. На основе исследования Е. А. Флерина разработала более детальную классификацию, которая принята в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у ребенка желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в «школу».

Среди образных игрушек особое место занимает кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка.

Обычно куклой называют образ ребенка (реже — взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самый разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья («голыш»). Руки и ноги ее обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза. Все это обусловливает широкие игровые возможности.

Поскольку кукла изображает человека, она выполняет в игре разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мысли и желания.

Мальчики и девочки 2—4 лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, аккуратно развешивают платье, кормят. Кукла помогает ребенку ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движении и т. д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимейших игрушек.

У детей рано возникает интерес к машинам, поэтому им нужны игрушки, изображающие разные виды транспорта: грузовики, легковые машины, трамваи. Размер их должен соответствовать размерам кукол.

Игрушка для малыша — повод к активному действию. Ему интереснее самому возить за веревочку деревянный грузовик, чем смотреть, как бегает заводной автомобиль. Дети старшего возраста ищут большего сходства с действительностью. Их не удовлетворяет деревянный грузовик без мотора и руля. Они с интересом рассматривают механизм заводного автомобиля. Для старших детей нужно подбирать игрушки, способствующие развитию сюжета игры.

Из образных игрушек выделяются технические (подъемные краны, транспортеры, экскаваторы и пр.), которые в занимательной, доступной форме дают представление о технике, помогают воспитывать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре.

К техническим игрушкам Е. А. Флерина относит строительные материалы, конструкторы, а также полуфабрикаты (дощечки, планки), из которых дети могут мастерить сами. Эти игрушки должны не только знакомить детей с техникой, но и развивать их творчество, фантазию.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки-забавы, назначение которых — вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением или звучанием, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок всегда танцует.

Большую ценность представляют дидактические игрушки, которые знакомят ребенка с цветом, формой, величиной и т. д. Дидактическая игрушка дает цельный конкретный образ, она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. К основным видам дидактических игрушек относятся следующие: разборные игрушки — матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, загорские); игрушки для конструирования — мозаика, состоящая из геометрических форм или цветных шариков, различные головоломки; звучащие и музыкальные игрушки: погремушки, барабан, ксилофон, металлофон.

Особый вид игрового материала составляют настольные печатные игры: лото, парные картинки, квартеты, разрезные картинки, кубики. Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки, обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: катает его, бросает, ловит. Для детей старшего дошкольного возраста требуются игрушки, развивающие ловкость, точность движений: кегли, серсо, бильбоке бирюльки, летающие колпачки и др.

В работе детских садов большое место отводится конструктивному материалу для игры. Он обладает неограниченной возможностью изображения многих предметов, создания игр самого разнообразного содержания.

Различают несколько видов конструктивного материала: крупный строительный материал, состоящий из разнообразных форм: куб, параллелепипед, цилиндр и пр. Он используется для построек на полу; настольный строительный материал примерно тех же форм, но меньшего размера предназначен для игр на столе; конструкторы, представляющие собой усложненный строительный материал, отдельные части которого скрепляются. Некоторые из них имеют определенное содержание (разборный дом, автомобиль и т.д.). Конструкторы доступны только старшим детям; полуфабрикаты — наборы дощечек, колесиков, фанеры для самостоятельного изготовления игрушек.

Крупный и настольный строительный материал используется во всех возрастных группах, причем разнообразие форм и размеров вводится постепенно. Вначале даются кубы, кирпичи, затем добавляются цилиндры. После этого предлагаются те же формы нескольких размеров и добавляются конусы, дуги. Во всех группах к строительному материалу дополнительно дается фанера для перекрытия, палки, шнуры и т. п. Таким образом, детям необходимы самые разнообразные игрушки, так как в игре могут объединяться и строительный материал, и образные игрушки, и самоделки.

В особую группу следует выделить театральные игрушки, атрибуты и костюмы. Для творческих игр детям часто требуются костюмы, причем условность игры требует лишь намека, элемента, характеризующего изображаемое лицо: матросская бескозырка и воротник, петушиный гребень и клюв, заячьи ушки. Желательно иметь наборы таких элементарных костюмов для инсценировок сказок.

Заключение

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Список литературы

  1. Детский сад. Книга для заведующих, под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982.
  2. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959, т. 6.
  3. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973.
  4. Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. — Пед. соч., т. 6.
  5. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1952, т. II.
  6. Лиштван З.В., "Игры и занятия со строительным материалом в детском саду", М., 1971 г.
  7. Макаренко А. С. Игра. — Соч. М., 1957, т. IV.
  8. Менджерицкая Д.В., "Воспитателю о детской игре", М., 1982 г.
  9. Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, под ред. Л.Ф.Островской, М., 1979 г.
  10. Сборник статей "Воспитание детей в игре", сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, М., 1983.
  11. Флерина Е. А. Игра и игрушка. М., 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство всестороннего развития ребенка

сообщение из опыта работы на педагогическом совете...

презентация "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"

В презентации использованы материалы работы по социализации: профессии....

презентация "Сюжетно- ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

В презентации рассказывается о методике организации сюжетно - ролевых игр в средней группе детского сада....

Статья "Подвижная игра как средство всестороннего развития ребенка"

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста.Существует около 300 тысяч подвижных игр, жизнь без игры немыслима, т. к. все взрослые «родом из детства», то можно сказать...

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»      Сюжетно – ролевая   игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имее...