Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
статья по теме

выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»

в рамках  конференции «XIVЛомоносовские чтения» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koferenciya_mezhvuzovskaya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»

Круглый стол «Современные технологии в дошкольном образовании»

в рамках  конференции «XIV Ломоносовские чтения»

26 апреля 2012 г.

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для реше ния задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи ческой проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творче ских способностей.

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

Познавательная активность личности:

• состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов);

Одним из перспективных методов, способствующих увеличению познавательной активности  дошкольника является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Исследования Е. Евдокимовой позволили вы делить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, вклю чающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Пер вый этап автор обозначает как подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с полови ной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложе нию взрослого или путем подражания ему

Второй этап Развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которое уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами,  ак тивнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети прини мают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходи мые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предло женных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследователь ских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрос лому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самосто ятельного определения детьми цели и содержания предстоя щей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Технология проектной деятельности может быть исполь зована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий НОД). Такие занятия имеют определенную структу ру и включают в себя: создание мотивации проектной деятель ности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности [41].

Рассмотрим этапы работы над проектом на примере проекта «будь здоров»

На первом этапе подготовительный

 определяется тема, выбор проблемы, уточнение целей.

Этот проект был приурочен ко всемирному дню здоровья

В проекте приняли участие педагоги группы, инструктор физкультуры. воспитанники и их родители, поэтому он относится к проектам групповым, информационным.

Как и в любой деятельности мы ставили перед собой различные задачи, но приоритетным направление нашей деятельности повысить стремление родителей использовать двигательную активность с детьми для формирования основ здорового образа жизни

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

2 этап планирование

составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов

на этом этапе мы наметили результаты, к  которым бы мы хотели придти в итоге нашей деятельности

3 этап осуществление проекта

На этом этапе педагогами осуществлялась необходимая практическая работа с привлечение воспитанников и их родителей

Работа над проектом затронула следующие виды деятельности детей

  1. Игровая
  2. Познавательная
  3. Речевая
  4. Продуктивная

Работа с родителями

4 этап – защита проекта

обоснование процесса проектирования;
• подготовка докладов;
• оценка.

На этом этапе родители готовили опыт семейного физического воспитания

5 этап – презентация проекта

демонстрация результата продукта деятельности.

Опыт семейного воспитания

Распространение памятки

Экскурсия

Участие в городской акции

 6 этап Рефлексия
Цель: анализ достижения поставленной цели.
Задачи: 
• анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин неуспеха, если таковой наблюдается.

 В результате проведенной работы по проекту дети в ходе занятий, игр получили новые знания о здоровом образе жизни, у родителей повысился интерес к здоровому образу жизни

Таким образом если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Технология (от греч. techne- искусство, мастерство, умение и ...логия, от греч. logos — слово, учение) — совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда, педагогическая технология — это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.

М.И.Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: “технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели” (5, с. 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...

«Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»

Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»на районном методическом объединении воспитателей младших исредних групп «Р...

Консультация для воспитателей " Проектная деятельность, как средство познавательной активности дошкольников"

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности.Как мы можем познакомить детей с окружающим нас миром природы,...

Доклад "Проектная деятельность, как форма познавательной активности дошкольника"

Доклад содержит информацию о реализации проектов в старшей разновозрастной группе ДОУ...

"Использование проектной деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. "Удивительный мир динозавров"

История динозавров очень интересна, так как представляет собой огромную эпоху жизни нашей планеты, по сравнению с которой человеческая история выглядит мгновением. Но никто не может сказать точно, как...

Статья «Использование технологии проектной деятельности в работе с воспитанниками детского сада»

Очень важно помочь ребенку в познании окружающего мира, способствовать развитию у него любознательности,  наблюдательности, познавательного интереса, познавательной активности....