Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе
материал (подготовительная группа) по теме

 

В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как  науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности процесса приобретения знаний, благоприятное становление учащегося как будущего профессионала во многом определяются тем, насколько правильно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе.

В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как  науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности процесса приобретения знаний, благоприятное становление учащегося как будущего профессионала во многом определяются тем, насколько правильно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

Высокая планка требований к организации обучения  детей заставляют искать новые, более эффективные педагогические и психологические подходы, направленные на приведение методов обучения в соответствии с современными реалиями. В этом смысле проблема готовности дошкольников к школьному обучению приобретает огромное значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Таким образом, в полной мере встает проблема психологической готовности к школе.

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.

Психологическая готовность к школе — особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

Таким образом, психологическая готовность к школе – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что и определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты : личностная готовность, интеллектуальная готовность ребенка к школе, социально-психологическая готовность к обучению в школе, физическая, речевая и эмоционально-волевая.

Таким образом, трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам.

Подготовка ребенка к школе – проблема актуальная как для педагогов, так и для семьи. С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью родителей на начальном этапе обучения в школе.

Для диагностики психологической готовности детей к школе надо использовать следующие методы и методики :

  1. Наблюдение

Метод наблюдения – один из главных в психолого–педагогических исследованиях, в работе с детьми. Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о детях. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде чем начать наблюдать за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты в конечном счете должно будет дать.

  1. Методика «Тестовая беседа» С.А. Банкова.

Цель методики — диагностика уровня психосоциальной зрелости ребенка. В ходе опроса также выявляется уровень сформированности мотивов учения.

Обследование проводится в форме беседы. Ребенку задаются вопросы, ответы регистрируются.

Данная методика содержит 23 вопроса, касающихся познавательной деятельности дошкольника, кругозора.

Оценка ответов:

  1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных).
  2. На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: " Папа работает инженером", "У собаки лап больше, чем у петуха"; неполные ответы: "Мама Таня", "Папа работает на работе".

3. К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:

№5 - ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев - 3 балла.

№8 - за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный - 1 балл.

№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

№ 22 - за правильный ответ -2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 - положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, то у него высокий уровень психосоциальной зрелости, 20-24 — его считают средне-зрелым, 15-20 - низкий уровень психосоциальной зрелости.

  1. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.

Цель методики - выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

Подробное описание проведения графического диктанта содержится в Приложении 2.

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0-3 баллов – низкий;

3-6 баллов – ниже среднего;

7-10 баллов – средний;

11-13 баллов – выше среднего;

  1. баллов – высокий.
  1. Методика «Да и Нет». 

Цель методики — исследование произвольного внимания, произвольности речевого общения и памяти при определении готовности детей к школе.

Также методика применяется для исследования умения действовать по правилу. Она является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». Для этой методики взята только первая часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».

Преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя будет произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя произносить. Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?». (Ребенок подтверждает, что ему всё ясно.)

После этого педагог  задает вопросы, среди которых- провоцирующие ребенка высказывать свое отношение к школе и учению. Поскольку все его внимание в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом, педагог получает представление и о мотивационной готовности ребенка к школе.

Методика содержит 20 вопросов, касающихся познавательной и  произвольной деятельности дошкольника. ( Прил. 3 ).

Обработка материала проводится путём подсчёта баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребёнок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен «0». Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п. ) не рассматриваются в качестве ошибок.   Вполне уместно, если ребенок вообще молчит, и лишь ограничивается положительным или отрицательным кивком головы. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

Уровни оценки результатов (из расчета на 10 вопросов):

1 уровень – высокий (ни одной ошибки)

2 уровень – средний (допущена 1 ошибка)

3 уровень – неудовлетворительный, низкий (более 1 ошибки)

Если остаются сомнения после проведения методики «Да и нет» относительно умения ребенка работать по правилу, то можно провести с ним еще одну игру, направленную на выявление того же умения (методика «Вежливость»).

  1. Методика «Нелепицы».

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку (Приложение 4). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Вывод об уровне развития:

10 баллов — высокий

8-9 баллов — выше среднего

4-7 баллов — средний

2-3 балла — ниже среднего

  1. балл — низкий
  1. Методика «Вежливость».

Данная методика — это модификация известной игры. По правилам игры команды, диктующиеся ведущим, выполняются только тогда, когда он употребляет слово «пожалуйста». Ведущий предлагает детям выполнить физкультурные упражнения: 1) «руки вперед»; 2) «руки в стороны, пожалуйста»; 3) «руки вверх»; 4) «руки на пояс, пожалуйста»; 5) «присядь»; 6) «встань, пожалуйста»; 7) «руки к плечам, пожалуйста»; 8) «прыгай»; 9) «прыгай, пожалуйста»; 10) «перестань прыгать, пожалуйста».

Перед началом игры необходимо уточнить, правильно ли ребенок понимает упражнения, которые ему необходимо выполнять. Задания выполняются успешно, если у ребенка хорошо развиты произвольное внимание, память, реализация сформированного намерения, в таком случае можно сказать, что ребенок прекрасно справляется с подчинением правилу.

Баллы начисляются за ошибки. Ошибками является выполнение упражнений, если в команде ведущего не прозвучало слово «пожалуйста», или наоборот, если ребенок не выполнил упражнение при упоминании слова «пожалуйста». Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если задание выполнено правильно, то выставляется 0 (ноль) баллов. Таким образом, получается, что чем лучше справился ребенок, тем ниже суммарный балл.

Уровни оценки результатов (из расчета на 10 команд):

1 уровень – высокий (ни одной ошибки)

2 уровень – средний (допущена 1 ошибка)

3 уровень – неудовлетворительный, низкий (более 1 ошибки)

7. Методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека.

Тест Керна-Йерасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году (Йерасек Я. Диагностика школьной зрелости.- В кн.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.- Прага, 1978), однако в психологическую практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во многих работах, посвященных проблеме готовности детей к школьному обучению. Внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом, сделало этот тест привлекательным не только для психологов, но и для педагогов, в том числе для воспитателей детских садов; по этому тесту стали делать выводы о готовности/неготовности ребенка к школьному обучению.

Данный тест первоначально состоял из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Я. Йерасик добавил дополнительное четвертое задание, которое состоит в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов). Методика подробно описана в Приложении 5.

Оценка выполнения теста осуществляется с помощью отметок от 1 до 5. Чем лучше выполнен тест — тем ниже оценка.

Задание N1. Рисунок мужской фигуры

Пять образцов для оценки выполнения теста приведены на Рис. 1

Рис. 1 Образцы для оценки выполнения 1-го субтеста по методике Керна-Йерасека

1 балл: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2 балла: исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла: рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла: примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5 баллов: не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание головоногого изображения") или обеих конечностей.

Задание N2. Подражание письменным буквам

Пять образцов для оценки выполнения теста приведены на Рис.2

Рис. 2 Образцы для оценки выполнения 2-го субтеста по методике Керна-Йерасека

1 балл: необходимо совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Нельзя, чтобы над буквой ё, если она присутствует в предложенном слове, отсутствовали точки. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла: разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла: очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла: на образец похожи по крайней мере две буквы. Целое образует строчку "писания".

5 баллов: черкание.

Задание N3.Срисовывание группы точек

Пять образцов для оценки выполнения теста представлены на Рис.3

Рис. 3 Образцы для оценки выполнения 3-го субтеста по методике Керна-Йерасика

1 балл: почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2 балла: количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3 балла: целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот - даже на 180°.

4 балла: рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы

5 баллов: черкание.

Общий результат первых трех субтестов - это сумма баллов по отдельным заданиям. Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. У детей, получивших 9-11 баллов — уровень развития готовности к обучению ниже среднего, такие дети требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.

Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Задание №4 "Вербальное мышление"

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Результаты задания определяются по количеству набранных баллов.  Результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более

2 группа - плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от минус 1 до минус 10

5 группа - менее минус 11

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Работа по формированию, развитию (или доразвитию) психологической готовности детей к школьному обучению и ее отдельных составляющих -достаточно сложна как в технологическом, так и в теоретико-прикладном плане.

Для коррекции уровня психологической готовности испытуемых детей к обучению в школе необходимо обратить внимание на следующие рекомендации.

Если за работу под диктовку (методика «Графический диктант») получен низкий балл, необходимо понаблюдать, как ребенок выполняет инструкции в других видах деятельности — в изготовлении поделок из природных материалов, в конструировании из кубиков, создания аппликаций и тому подобное. Если и в других видах деятельности обнаруживаются частые отвлечения, нарушения инструкции, сложности в принятии задачи, то необходимо, не откладывая, начинать коррекционную работу.

При недостаточном уровне развития мелких движений полезны конструктивная и изобразительная деятельность. Наряду с этим может быть рекомендовано нанизывание бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед «укладыванием спать», одевание для «прогулки» и т.п.).

Для развития крупных движений надо добиваться повышения двигательной активности ребенка.

По невыполнению ребенком в ходе диагностики заданий методик «Да и Нет» и «Вежливость», можно судить о недостаточном уровне развития  произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения и навыков работы по правилам.

Для обучения выполнению инструкций и работе по правилу можно использовать самые разные виды деятельности. Важно одно: приучать ребенка действовать строго по заданию. Тут подойдет дидактическая игра со своими четкими правилами. Конструирование из кубиков, когда вы в словесной форме, либо с помощью схем ставите конкретное задание и указываете последовательность действий. Создание рисунков или аппликаций с предварительной разработкой плана, композиции. Последовательный пересказ сказок по схематическому плану.

Если ребенок плохо справился с тестом «Нелепицы», и он не может логично рассуждать и объяснить связно свой выбор, то необходима определенная коррекционная работа. Для развития образного мышления  необходимо приучать дошкольника рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы нужно выслушивать заинтересованно, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Чтобы повысить подготовленность ребенка по этому показателю, нужно стимулировать его занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных «конструкторов». Полезно давать аналогичные «домашние задания»: нарисовать картинку, собрать простую модель из «конструктора» и т.п.

При низком уровне развития мышления и речи ребенку должны быть обеспечены с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия, направленные на более полное усвоение им учебной программы: в дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее.

Для повышения уровня мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх. Нужно почаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, продавца в магазине и т.п.).

Актуальным в повышении уровня психологической готовности к школе является метод сказкотерапии. Основными функциями сказки являются следующие:

  1. развитие фантазии, творческого воображения и мышления;
  2. введение ребенка в социально-культурный слой через систему образов и отношений;
  3. организация мышления ребенка;
  4. освоение техники чувствования, переживания основных эмоций;
  5. проигрывание затруднений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи — сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают» возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются и обсуждаются детьми совместно с ведущим.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование на каждом развивающем занятии 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

  1. фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари);
  2. изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией — элементы теории решения изобретательских задач);
  3. психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции;
  4. сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);
  5. элементы групповой дискуссии

В заключении хочу сказать что, на сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует разносторонних психологических исследований.

Для формирования психологической готовности детей к школе необходимо:

  1. Заниматься с детьми продуктивными видами деятельности — рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией;
  1. Стимулировать высокие уровни развития игры (сюжетно-ролевые игры, сказки со сценарием);
  2. Предлагать задания на развитие воображения, мышления, творческой инициативы, что стимулирует развитие знаковой функции.
  3. Стимулировать новый уровень общения ребенка со взрослым и сверстниками, повышая тем самым уровень психосоциальной зрелости ребенка;
  4. Формировать произвольность поведения, умение планировать свои действия, видеть их результат, работать по правилу и образцу.

Приложение 1

Вопросы методики «Тестовая беседа» С.А. Банкова

1. Назови свои фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь - тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Когда ты обедаешь - утром или днем?

8. Что бывает раньше - обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?


Приложение 2

Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».


В результате должен получиться следующие узоры:


Приложение 3

Вопросы методики «Да и Нет»

1. Ты хочешь ходить в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают книги?

3. Ты любишь смотреть телевизор?

4. Ты хочешь остаться ещё на один год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь болеть?

8. Ты любишь играть?

9. Ты сейчас спишь?

10. Ночью солнышко светит?

11. Ты любишь ходить к врачу?

12. Доктор стрижёт детей?

13. Коровы умеют летать?

14. Тебя зовут …(неверное имя)?

15. Зимой бывает жарко?

16. Ты ходишь на работу?

17. Конфеты бывают горькими?

18. Трава белого цвета?

19. Парикмахер лечит детей?

20. Твой папа играет в куклы?


Приложение 4

Картинка к методике «Нелепицы»

Нелепицы: свинья на дереве, рыбка на дереве, кот в гнезде, коза на крыше, перевернутый горшок с цветами, гусь на цепи, гусь в шляпе


Приложение 5

Методика «Ориентировочного теста школьной зрелости» Керна-Йерасека

Задание. Ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа - свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание N1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (5 образцов для оценки выполнения теста приведены на Рис. 1)

Задание N2. Посмотри, здесь что-то написано. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так. (5 образцов для оценки выполнения теста приведены на Рис.2)

Задание N3. Посмотри - здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же. (5 образцов для оценки выполнения теста приведены на Рис. 3)

Задание N4. Необходимо ответить на нижеприведенные вопросы.

  1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = -5.
  2.  Утром мы завтракаем, а в полдень...? Обедаем. Мы едим суп, кнедлики и мясо = 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3.
  3. Днем светло, а ночью...? Темно = 0., Неправильный ответ = -4.
  4. Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4.
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = -1.
  6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = - 1.
  7. Что это такое: Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = -1.
  8. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.
  9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ..., маленькая овечка - это...? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = -1.
  10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.
  11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = -1.
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 3. Неправильный ответ = 0.
  13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе? У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправильный ответ = 0.
  15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание ... это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.
  16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.
  17. В чем разница между старым человеком и молодым? Три различия и более (седые волосы  или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.
  18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.
  19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый - или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 0. Неправильный ответ = 0.
  20. Зачем на письмо наклеивают марку? С помощью марки оплачивают пересылку этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

Психологическая характеристика готовности детей к обучению в школе

Статья на тему: "Психологическая характеристика готовности детей к школе"В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное у...

Консультация для родителей "Психологические аспекты готовности к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты. Что важно знать перед поступлением в школу....

Теоретические аспекты готовности детей к обучению в школе

В данной презентации освещены вопросы: современное определение готовности детей к обучению в школе, базисные компетенции готовности к школе, вариативный комплекс методик по каждой компетенции....

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

«Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе»

Психологическая готовность детей к обучению в школе — предмет многочисленных исследований отечественной и зарубежной психологии. Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовно...