Использование нетрадиционных форм в проведении педсоветов
материал по теме

"Как сделать проведение педагогического совета интересным и увлекательным?" - этот вопрос часто задают себе старшие воспитатели дошкольных учреждений перед проведением очередного педсовета. В статье предлагаются некоторые из нетрадиционных форм проведения педсоветов, помогающие добиться наибольшей результативности, заинетересовать педагогов.Опыт работы по данной теме был представлен на городском профессиональном конкурсе "Мои инновации в образовании" (март, 2012 г.), где  получил 2 место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение  опыта работы по теме

«Использование нетрадиционных форм  в проведении педсоветов  как одно из средств активизации педагогов ДОУ»

Автор: Боднаренко Ольга Александровна,

старший воспитатель  

муниципального казенного

 дошкольного образовательного учреждения

детского сада  общеразвивающего вида № 10 «Ягодка»

города Котельнича Кировской области

2012 год

В современном обществе происходят как социальные, так и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации, поэтому приходится искать новые, более эффективные формы и методы организационно-педагогической деятельности.  Задачи, которые ставятся сегодня в образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку - занятие сложное и неэффективное, здесь необходима слаженная работа всего коллектива. Педагогический совет, согласно Типовому положению о дошкольном учреждении в РФ, является высшим органом самоуправления педагогического сообщества, играющего ведущую роль в коллективном управлении воспитательно-образовательным процессом.      

Каждый педсовет, проводимый в ДОУ должен способствовать активизации личности, развитию творческого потенциала, расширению теоретических и практических знаний педагогов, помогать в решении задач, стоящих перед ДОУ в целом и перед каждым воспитателем в отдельности. Постоянная связь между содержанием методической работы и результатами педагогической  деятельности обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.

Проработав первый год в детском саду,  я заметила следующее: при проведении традиционных педсоветов, большинство педагогов, мягко говоря, со скучающим видом просто «отсиживаются», выслушивая отчёты, доклады и справки о результатах различных тематических проверок, смотров-конкурсов, разного вида анкетирований. Отсюда возникла проблема заинтересованности педагогов в подобного рода мероприятиях, которую необходимо было как-то решать. Согласитесь, что этот вопрос является важным для каждого дошкольного учреждения и старшим воспитателям часто приходится серьёзно задумываться над ходом проведения очередного совета педагогов. Поэтому подготовкой и проведением педсоветов в нетрадиционной форме я решила заняться основательно. Передо мной встал вопрос: «Как сделать так, чтобы их проведение  стало более  плодотворным,  запоминающимся и нужным,  как повысить активность и заинтересованность педагогов?»                          

  Традиционные, со строгим регламентом, оправданные практикой формы проведения педсоветов, в ходе которых основное место отводится прямой передаче знаний (докладам, сообщениям) в настоящее время утрачивает своё значение именно из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

          «Проведение педсоветов в нетрадиционной форме»  стало моей самообразовательной темой.  Я считаю её вполне актуальной в любое время, так как получение и закрепление педагогами различной информации всегда более результативно при их активном практическом участии. Мне хочется напомнить о древней пословице: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».  Не секрет, что у взрослых, так же, как и у детей, то, что подкреплено действиями, остаётся в памяти на более длительный период, чем то, что получено вербальным (т.е.словесным) способом. Чтобы осуществить задуманное на практике, во-первых, я создала необходимую методическую базу (сделала подборку литературы по проведению педсоветов, статей из журналов, материалов из сети интернет по данной теме), хорошо ознакомившись со всеми нетрадиционными формами проведения.

На протяжении 5 лет я углублённо занимаюсь этой темой. Не могу сказать, что всё здесь было гладко: во-первых, в нашем  коллективе, как, наверное, и в любом другом достаточно большая подготовка к такого рода «новшествам» не всем была «по душе». Гораздо проще прийти на традиционный совет педагогов,  посидеть и послушать старшего воспитателя и 1-2 выступающих, а затем спокойно уйти. Во-вторых, такие формы требуют большой подготовки теоретического,  практического, демонстрационного и раздаточного материала, написания сценария педсовета, и, конечно же,   некоторых материальных затрат, так как в отличие от традиционных педсоветов, здесь в конце педагоги обязательно получают небольшие подарки в виде каких-то эмблем или памяток и почти всегда сладкие призы. Моей главной целью является, чтобы педагоги ушли с хорошими впечатлениями и даже немного отдохнувшими.

Тематические нетрадиционные педсоветы в нашем ДОУ всегда соответствуют одной из годовых задач и  проводятся в середине учебного года. Темы  подбираю таким образом, чтобы они каждый год были разными. Это способствует расширению кругозора педагогов, отражению в практической деятельности всех линий  воспитательно-образовательного процесса, развитию и повышению творческого потенциала педколлектива ДОУ в целом.

Для проведения педагогического совета в нетрадиционной форме педагогам необходима подготовка в течение 1,5-2  месяцев. За это время они подбирают подходящий материал на заданную тему, готовят различные пособия, дидактические игры, участвуют в  конкурсах, проводимых в ДОУ.  На данном этапе очень велика роль старшего воспитателя, который выступает в роли организатора и координатора предстоящего мероприятия. Он должен подобрать соответствующее музыкальное сопровождение (для создания положительного эмоционального настроя), игровой реквизит, необходимые аудио- или видеозаписи, продумать заключительный этап, включающий рефлексию (обратную связь) и ненавязчивые формы самоанализа педагогов.

В своём выступлении я хочу кратко рассказать о проведённых мною педсоветах и их результатах.

В 2008 г. педсовет - круглый стол «Посеять в детских душах доброту» был моей «первой ласточкой»  в реализации поставленной задачи и был посвящён нравственному воспитанию и социально-личностному развитию.

Цель педсовета: вызвать интерес педагогов к вопросам нравственного воспитания детей, формировать умение  находить выход из проблемных ситуаций, делиться своим опытом с другими педагогами. В ходе педсовета были использованы аудиозаписи ответов детей,  много наглядного и демонстрационного материала.  Хочу отметить, что прошёл он очень удачно, оставив много хороших впечатлений как у меня, так и у педагогов.  

Следующим, в 2009 году был «Экологический марафон», целью которого было: выявить имеющиеся знания по проблемам экологического воспитания, повысить компетентность педагогов в формировании позитивного отношения к окружающему миру и природе у детей дошкольного возраста. Здесь воспитатели презентовали дидактические игры экологического содержания, отвечали на различные вопросы, соревновались командами в своих знаниях по экологии. После проведения этого методического мероприятия педагогами ДОУ было высказано много положительных отзывов.  

Педсовет-семинар «Роль книги в речевом развитии детей», проведённый в 2010 году, был посвящён познавательно-речевому развитию.

Цель: выявить сформированность знаний  у педагогов по развитию речи у детей, умение находить быстрое решение в различных педагогических ситуациях с применением нетрадиционных приёмов.

Для участия в нём педагоги систематизировали знания по данному разделу, хорошо изучили программные требования каждой возрастной группы, вспомнили различные методы и приёмы работы с детьми. В ходе педсовета педагогам так же пришлось применить на практике свои знания, умения и навыки.

Деловая игра «Знаем ли мы права детей?», проведённая в 2011 году,  способствующая нравственному воспитанию и социально-личностному развитию проводилась как открытое мероприятие для секции ГМО старших воспитателей.

Цель: пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста, выявление и повышение уровня знаний педагогов по данной теме.

В ходе подготовки воспитателям пришлось основательно познакомиться  с различными нормативными документами по правовому воспитанию детей, провести большую работу с детьми по данной теме, оформить выставку рисунков «Наши права», в  каждой группе были созданы индивидуальные проекты, соответствующие возрасту, была организована выставка методической литературы по теме. И, конечно же, не обошлось без решения проблемных ситуаций, тестов, задач и работы с карточками.  Согласитесь, что данная тема является не совсем простой и если бы я просто познакомила участников с нормативной базой по этому вопросу, зачитала бы все законы, не думаю, что это было бы столь эффективно, как при той форме, которая имела место.

В настоящий момент  готовится педагогический совет в нетрадиционной форме по физическому воспитанию по теме «Организация оптимальной двигательной активности – важное условие развития основных движений и физических качеств».

По итогам проведения ряда нетрадиционных педсоветов было проведено анкетирование педагогов и вначале не все были настроены на регулярное использование нетрадиционных форм проведения: 28% не поддерживали такие формы, считали их необязательными. Но результаты последнего анкетирования меня поразили. Честно скажу, что таких высоких результатов я не ожидала.                      (Я приведу некоторые высказывания, взятые дословно из последних анкет воспитателей). На вопрос: нравятся ли вам педсоветы, проводимые в нетрадиционной форме и почему – 100% педагогов дали положительный ответ, пояснив это такими высказываниями как: «раскрепощают», «рассматриваются интересные темы», «нет однообразия», «информация усваивается легче», «проходят в непринуждённой обстановке», «заставляют мыслить более широко», «присутствует свободная атмосфера общения», «дают возможность в полной мере проявить свою активность и творчество». 100% педагогов считают, что проведение подобного рода мероприятий способствует улучшению морально-психологического климата в коллективе, так как «идёт тесное взаимодействие с коллегами», «педагоги не зажаты»,  «могут свободно высказывать своё мнение», «коллеги лучше узнают друг друга», «возникает интерес к мнению других и уважение этого мнения», «есть возможность поддержания чувства собственного достоинства». На вопрос о трудоёмкости подготовки к таким педсоветам почти все педагоги единогласно ответили, что такая подготовка хоть и занимает много времени, но она интересна, полезна и необходима в работе.

Кроме того, педагоги с удовольствием предложили  новые формы проведения, такие как педсоветы в форме аукционов, КВНов, викторин с использованием видеоматериалов, (по мотивам передач «Поле чудес», «Колесо истории»), поступило предложение проведения экологического педсовета  на природе, а так же организовать нетрадиционный педсовет по планированию в соответствии с требованиями ФГТ. И на вопрос: нужны ли такие педсоветы в дальнейшем, 100% ответили, что нужны.

И теперь с уверенностью можно сказать, что в дальнейшем  есть над чем работать и использование нетрадиционных форм проведения педагогических советов всегда будет иметь положительное значение, так как при подготовке данного рода мероприятий педагоги организуют творческие микрогруппы, команды, в которых им приходится работать, используя для этого различные виды жеребьёвок. Если педсовет построен таким образом, что формирование команд распределяется ещё за  месяц до начала, то участники каждой команды оказываются объединённые одной целью, а это помогает им сплотиться, самоорганизоваться,  а так же способствует расширению кругозора, так как в процессе подготовки приходится пересмотреть много дополнительного материала.

Результативность проведения нетрадиционных педагогических советов очевидна:

  1. Повысилась заинтересованность и активность воспитателей, мотивация к профессиональной деятельности.
  2. Расширился кругозор педагогов, повысилась компетентность педагогического коллектива в области теоретических и практических знаний по разным вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  3. Появилось умение действовать совместно, согласовывать свои действия с коллегами в обстановке творческого взаимодействия и сотрудничества
  4. Педагоги сами предлагают новые формы проведения педсоветов, т.е. осуществляется та самая «обратная связь».

 Но при проведении нетрадиционных педсоветов организатору не следует в погоне за внешним эффектом забывать, что в конце обязательно должны быть приняты определённые решения по выносимым вопросам.

Проведенная работа, безусловно, дала хороший  результат, педагоги довольны, хотят работать далее, а это – главное. Приятно видеть, когда после проведения таких мероприятий все уходят довольными, с хорошим настроением, чего нельзя сказать при проведении педсоветов в обычной форме.

Своим опытом работы по  данной теме я поделилась в сентябре 2011 года в Институте развития образования города Кирова со старшими воспитателями области при прохождении курсов повышения квалификации, результатом является наличие справки-подтверждения об участии.

Я  не собираюсь  останавливаться на достигнутом и в перспективе планирую поиск и внедрение в практику новых форм и методов, организацию совместных советов педагогов с другими детскими садами, приглашение учителей начальной школы, родителей, узких специалистов, а так же по мере приобретения в ДОУ средств ИКТ, обязательное их применение. Так же планирую поделиться опытом работы на страницах областного  журнала «Образование в Кировской области».

Вывод: И в заключении хочу сделать вывод: только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности. Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов в ДОУ с использованием активных методов обучения (АМО) помогают добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником проводимого мероприятия, позволяют сделать процесс  живым и интересным,  дают возможность продемонстрировать педагогам свои знания в разных областях. Конечно, нельзя полностью отрицать традиционные формы, испытанные годами, и их применение будет всегда иметь место, но в дальнейшем именно такие, нетрадиционные формы работы должны стать образцом неформального подхода к делу, увлекательного и содержательного разговора, вносить яркость, оригинальность и разнообразие в повседневную жизнь дошкольных учреждений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Боднаренко Ольга Александровна старший воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 10 «Ягодка» города Котельнича Кировской области Использование нетрадиционных форм в проведении педсоветов как одно из средств активизации педагогов

Слайд 2

Формы организации педсоветов Традиционный - педсовет с подробной повесткой дня, проведенный четко с соблюдением регламента всех обсуждаемых вопросов и принятием решения по каждому из них С использованием отдельных методов активизации, в ходе которого можно предложить участникам различные активные методы, например, решить ситуативную задачу по теме или использовать метод «игрового моделирования» Нетрадиционный - подготовка этого педсовета требует написания сценария, распределения участников на команды и распределения ролей

Слайд 3

Виды педсоветов Тематический с промежуточными итогами посвящён одной из годовых задач Итоговый или итогово-организационный подводящий итоги работы за полугодие или год Установочный или аналитическо­-планирующий проводится до начала учебного года,и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем Инструктивный Проблемный

Слайд 4

Формы педсоветов в нетрадиционной форме Деловая игра Конференция Круглый стол Ситуативный педсовет Брейн-ринг Педагогическая гостиная Аукцион педагогических идей Мозговой штурм Педсовет-дискуссия Научно-практическая конференция Имитационная игра Семинар Устный журнал Свободный микрофон и други е

Слайд 5

Педагогический совет - площадка, где проявляется новаторство, осуществляется поиск решения методических проблем и обобщается опыт коллег.

Слайд 6

Цели нетрадиционных педагогических советов: повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации; выявление и распространение передового педагогического опыта; повышение престижа педагогического труда и поиска, публичное призвание вклада педагогов в развитие ДОУ.

Слайд 7

Круглый стол «Посеять в детских душах доброту…» (2008 г.) Решение педагогической ситуации Игра «Поприветствуй друг друга»

Слайд 8

«Экологический марафон» (2009 г.) Презентация дидактических игр Решение экологических задач

Слайд 9

Педсовет-семинар «Роль книги в речевом развитии детей» (2010 г.) Конкурс на лучшее детское стихотворение Задание «Определи формы и методы в соответствии с возрастной группой» Педагоги в творческом процессе

Слайд 10

Деловая игра «Знаем ли мы права детей?» (2011 г.) «Мозговой штурм» Гости педсовета – старшие воспитатели детских садов города

Слайд 11

Создание коллектива единомышленников – результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса.

Слайд 12

Результаты анкетирования педагогов: За проведение педсоветов в нетрадиционной форме – 72% Против – 28% За проведение педсоветов в нетрадиционной форме – 100% Против - 0%

Слайд 13

1. Выбор и внедрение новых форм проведения нетрадиционных педсоветов. 2. Привлечение к участию родителей, узких специалистов, учителей начальных классов. 3. организация совместных педсоветов с другими детскими садами. Перспективы :

Слайд 14

Муниципальное казённое дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ягодка» Адрес: 612600, г. Котельнич, Ул.Октябрьская, 162. Телефон: 4-22-40 наш сайт: www.yagodka-kotel.ucoz.ru эл.почта : 10. jagodka@mail.ru Приглашаю к сотрудничеству!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных форм оздоровления интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка

В настоящее время широко применяются нетрадиционные формы оздоровления интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка.К ним относятся: упражнения для мелких мышц руки, мимики, элементы психогимнаст...

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области использования нетрадиционных форм в работе по физическому воспитанию дошкольников.

Современный мир динамичен и нестабилен, он постоянно меняется и с очень высокой скоростью. Жить в этом мире – значит успевать за ним, меняться вместе с ним в его темпе. Такие условия жизни предъ...

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

"Развитие движений с использованием нетрадиционных форм проведения с детьми раннего возраста с ОВЗ по сказке "Курочка Ряба"

В конспекте занятия показаны методы и приемы работы по развитию движений с детьми раннего возраста с ОВЗ....

«Использование нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с целью повышения эффективности физического воспитания и развития детей»

Мастер классУважаемые коллеги!Тема моего выступления: «Использование нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с целью повышения эффективности физического воспитания и развития детей...

Родительские собрания (примеры использования нетрадиционных форм проведения)

Примеры нетрадиционных собраний для родителей всех групп!...