Главные вкладки

    Статья на тему:
    Развитие речи детей через театрализованную деятельность

    Никифорова Ольга Алексеевна

    Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

             

          Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

         Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

               В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

              Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

            В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать театрализованную деятельность,  так в старшей группе под руководством воспитателя Семеновой Татьяны Михайловны функционирует кружок по театрализованной деятельности «Мир волшебства». Работа кружка основана на программе «Театр — творчество — дети» авторы: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.

             Основные направления деятельности кружка: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

            Задачи кружковой работы:
    • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
    • Обогащать словарь детей, активизировать его;
    • Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
    • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
    • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

             Занятия включают следующие части:  Музыкально ритмическая разминка - это ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые: развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);  развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); развивают воображение (способности к пластической импровизации).

    Дыхательная и речевая гимнастика, с помощью которой у детей  при помощи игр и упражнений формируется правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия). В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее. В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

           В совместной деятельности с детьми проводятся  логопедические пятиминутки и во второй половине дня (пятница) - «час театра».

           Особое внимание уделили проектированию предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность:  индивидуальные социально психологические особенности ребенка;  особенности его эмоционально-личностного развития; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
    возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.

              Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

                 Никифорова Ольга Алексеевна – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №11 г.Салавата.