Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме:
    Календарное годовое планирование по патриотическому воспитанию

    Антонова Наталья Александровна

    Планирование работы с детьми  старшего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    aprel.docx19.42 КБ
    dekabr.docx19 КБ
    may.docx18.63 КБ
    mart.docx16.61 КБ
    noyabr.docx19.09 КБ
    yanvar.docx19.96 КБ
    fevral.docx20.19 КБ
    sentyabr.docx20.86 КБ
    oktyabr.docx18.64 КБ
    planirovanie_raboty_na_2011-2012_god.docx14.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Месяц: Апрель

    Дата

    Тема/

    Программное содержание

    Формы работы

    Проектная деятельность

    1-я неделя

    «Голубые реки России».

    Цель: Расширять представления детей о природных богатствах России. Разъяснить, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь, а человек своим трудом может украшать землю, а может губить. Воспитывать

    ФЦКМ: « Волга – труженица».

    Программное содержание: Рассказать детям об одной из рек России – Волге, познакомить с разными названиями этой реки: Волга – труженица, Волга – матушка, Волга – кормилица, Волга – красавица. Совершить с детьми « путешествие» по ней. Учить находить и показывать реку Волгу на карте России. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Беседы: « Почему раньше люди селились около рек?», « Какие реки России ты знаешь?», « Как выглядели русские города», « Наша планета»,

    « Какие реки протекают в нашем городе?»

    Чтение произведений о реке Волге.

    Рассматривание картины И. Е. Репина « Бурлаки на Волге». Рассказ о тяжелом труде людей .

    Вспомнить с детьми картину « Волок на Яузе».

    Работа с картой России.

    Д\И: « Покажи реку».

    Прогулка с детьми к берегу реки Яуза.

    2-я неделя

    «Космос».

    Цель: Расширять представления детей о космосе и космических полётах. Рассказать, что в космос летают люди разных национальностей, они дружны и поэтому у них всё получается. Познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики –

    К. Э Циалковским, С. П. Королёвым. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был гражданин России –

     Ю. А. Гагарин, первая женщина – космонавт тоже из России – В. Терешкова. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать гордость за свою страну.

    ФЦКМ: «Наши земляки – космонавты».

    Программное содержание: Закрепить знания детей о празднике День Космонавтики. Познакомить с космонавтами – нашими земляками Г.М. Стрекаловым, Е. В. Кондаковой. Воспитывать

    Беседы: « Кто такие космонавты», «Планеты солнечной системы», « Голубая планета – Земля»,

    « Семья планет», « Освоение космоса».

    Чтение рассказов и стихов о космонавтах.

    Рассматривание фотографий, слайдов, иллюстраций с изображением климатических зон планеты, первого спутника Земли, Белки и Стрелки, видов Земли из космоса.

    Организация выставки, посвященной космосу.

    Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры « Космонавты».

    Сюжетно – ролевая игра: « Космонавты».

    Целевая прогулка к памятнику

    Г. М. Стрекалову возложение цветов.

    3-я неделя

    «Архитектура родного города».

    Цель: Расширять знания детей об архитектурных сооружениях города Мытищи. Познакомить с профессией архитектора. Учить видеть облик своей улицы, особенности зданий и их назначение. Воспитывать любовь к своему городу.

    Беседы: « Здания нашего города», « Какие здания ты построил бы, если был бы архитектором?»,

     « Наша улица», « Дома бывают разные», Что есть в нашем городе для детей?»

    Рассматривание иллюстраций с изображением архитектурных памятников Москвы.

    Сравнение старинных и современных зданий нашего города ( книга « Мытищи былое»)

    Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением храмов нашего города, зданий магазинов, больниц, детских садов, школ, библиотек, театров, аптек, музеев, городского Дворца культуры.

    Сюжетно – ролевая игра: « Строители»,

    « Архитекторы».

    Закреплять знания детей о строительных профессиях.

    Д/И: « Я живу на улице…», « Мой адрес»,

     « Прогулка по городу»

    Прогулка с родителями по улицам нашего города. (рассматрива-ние зданий)

    .

    4-я неделя

    « Вода из вековых ключей».

    Цель: Продолжать расширять знания детей за счёт сведений об исторических событиях и явлениях. Закреплять знания детей о том, откуда брали воду наши предки, рассказать, как строились колодцы на Руси. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к истории своего края. Формировать основы экологического сознания и целесообразного взаимодействия с природой.

    ФЦКМ: « История создания Мытищинского водопровода».

    Программное содержание: Познакомить детей с историей создания мытищинского водопровода.

    Рассматривание картины В. Перова « Чаепитие в Мытищах».

    Работа с картой России: показ на ней морей, рек, озёр, океанов.

    Чтение произведений о реках, озёрах и морях России.

    Беседы: « Для чего нужна вода?», « Берегите воду», « Откуда берётся вода?»,  « Флаг нашего города»,

     « Как вода попадает в наши дома», « Какую воду можно пить?»

    Выставка детских работ на тему:

    « Берегите водные ресурсы».


    Предварительный просмотр:

    Месяц:  Декабрь

    Дата

    Тема недели/

    Программное содержание

    Формы работы

    Творческие проекты

    1-я неделя

    « Зимушка – зима».

    Цель: С помощью произведений русских поэтов обобщить знания детей о зимних явлениях природы; установить взаимосвязь между жизнью растений, насекомых. Животных, птиц, человека и временем года. Подчеркнуть, что у природы наши предки учились мудрости, трудолюбию и доброте. Воспитывать интерес к русской поэзии, любовь к своей Родине, уважение к своим предкам и благодарность им.

    Рассказать детям, что именно зимой когда у крестьян было немного свободного времени, они занимались любимым делом  - изготовлением игрушек из глины, заранее приготовленной с лета. Женщины пряли, ткали,  шили одежду. Любимым занятием детей  в зимние вечера было слушание сказок.

    Чтение сказок, рассказов о зиме, стихотворений русских поэтов: С. Есенина, Н. Некрасова, И. Сурикова, А. Блока.

    Знакомство с зимними народными приметами.

    Отгадывание загадок о зиме.

    Рассматривание иллюстраций с изображением природы Подмосковья в зимний период.

    Беседы: « Зимние забавы», « Как меняется наша жизнь зимой», «Какие заботы были у жителей русских деревень зимой?»

    Создание построек из снега на участке детского сада.

    Акция:

    « Покормите птиц зимой».

    2-я неделя

    «Как жили люди на Руси».

    Цель: Продолжать знакомить детей с историей древней Руси, историей жизни древних славян, их видами занятий. Сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей. Расширять кругозор.  Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, народу.

    Рассматривание иллюстраций с изображением крестьян, князей, бояр, царей, репродукций картин известных художников изображающих быт русского народа.

    Знакомство детей с жизнью горожан на Руси ( на основе портретной живописи Б. Кустодиева).

    Беседы: « Откуда пошло название Русь?», « Как жилось людям на Руси?», « по Сеньке и шапка»( о мужских головных уборах древней Руси), « Какая она – русская красавица?» ( По русским - народным сказкам).

    Разучивание новой русской - народной игры.

    Чтение: « Русь» И. Никитин, « Родное» В. Орлов, « Всеобщая история» Д. Родари, « Филипок» Л. Толстой, русские – народные сказки.

    Сюжетно – ролевая игра: « Крестьянская семья».

    Игры  - драматизации по русским – народным сказкам.

    Совместное посещение детьми и родителями краеведческого музея нашего города.

    3-я  неделя

    « Мытищи былое».

    Цель: Расширять знания детей о прошлом родного города Мытищи, о происхождении его названия. Формировать представление выражения «малая Родина». Воспитывать патриотические чувства детей, гордость, любовь и уважение к родному краю.

    ФЦКМ: « Прошлое Мытищ в картинах художников».

    Программное содержание: Познакомить с поэтическим и художественным образом родного города, произведением художников, запечатлевших историю города Мытищи в своих картинах.

    Беседы: « Что ты знаешь о нашем городе?», « Реки нашего города», « Кто такие предки?»

    Чтение стихотворений о Мытищах, отрывков из книги Ю. Князева « Прошлое земли мытищинской», « Мои Мытищи».

    Разгадывание с детьми кроссвордов по теме: « Мой город».

    Д/ И: «Знаешь ли ты свой город?», « Мытищи прошлое и настоящее», « Прогулка по родному городу».

    Д/И с использованием плана города: « Как пройти?»,

     « Где я живу?», « Найди самую короткую дорогу», « Что где находится?»

    Слушание песен о родном городе.

    Рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников о Мытищах, фотографий современных видов города.

    Фотовыставка:

    « Я и мой город».

    4-я неделя

    « Народные традиции».

    Цель: Обогащать знания детей о народных традициях и обычаях. Познакомить  с древними народными традициями отмечать Новый год, Рождество, Святки, объяснить их происхождение и назначение. Воспитывать патриотические чувства через приобщение к культуре и истории.

     Беседы: « Твой любимый праздник», « Как отмечают праздники в твоей семье», « Традиции твоей семьи».

    Рассказать детям о традиции отмечать Новый год, обычае украшать ёлку, о главных героях праздника; О христианских праздниках: Рождество,  Крещение,

     Святки, Пасха. Объяснить значение поклона, дать понятие оберега. Развивать интерес к русским традициям ( почитание родителей, гостеприимство)

    Разучить с детьми новую русскую – народную игру.

    Разучивание русских – народных песен и хороводов.

    Игры на музыкальных инструментах.

    Игры с куклами в национальном костюме.

    Изготовление подарков к празднику.

    Чтение русских – народных сказок с зимней тематикой.

    Изготовление украшений для группы к празднику.

    Проведение Новогоднего праздника.


    Предварительный просмотр:

    Месяц:  Май

    Дата

    Тема недели/

    Программное содержание

    Формы работы

    Творческие проекты

    1-я неделя

    « Весна 45 – года».

    Цель: Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с историческими событиями военных лет ( 1941 – 1945 г г.) Сообщить новые знания о начале войны, о подвиге городов – героев: Москвы и Ленинграда, о победе нашей армии над немецкими захватчиками. Закреплять знания о родах войск. Воспитывать уважение к участникам войны: фронтовикам и труженикам тыла.

    Беседы: « День победы», « Кого мы называем защитниками Отечества?», « Что ты знаешь о празднике 9 мая?»

    Рассказать детям о партизанах, их помощи нашим войскам в период ВОВ.

    Слушание и пение фронтовых песен.

    Чтение произведений ,стихов о ВОВ и памятниках погибшим воинам, А. Печерская « Дети – герои Великой Отечественной  войны».

    Оформление выставки к празднику.

    Приглашение ветерана ВОВ, его рассказ о празднике.

    Сюжетно – ролевая игра: « Военные учения и парад».

    Рассматривание иллюстраций из книги С. Михалкова

     « Победа».

    Подготовка к празднику, посвященному 9 мая: Разучивание песен, стихов, постановка сценок с эпизодами событий тех лет.

    Изготовление праздничных открыток.

    Поход с родителями к памятнику на бульваре ветеранов,

    возложение цветов  к памятнику

    « Землякам – мытищинцам во славу ратного и трудового подвига в годы ВОВ 1941 – 1945 гг.» на площади

     у Городского Дворца культуры.

    2-я неделя

    «Их помнит Россия, их помнит народ».

    Цель: Закреплять знания детей о защитниках нашей Родины, памятниках героям Великой Отечественной войны, о мужестве и героизме советских солдат.

    Воспитывать уважение к памяти погибших бойцов, к защитникам Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны.  Развивать чувство гордости за нашу армию.

    ФЦКМ: « Подвиг Александра Матросова».

    Программное содержание: Расширять представления детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны. Познакомить детей с героическим подвигом А. Матросова. Объяснить на фактах из жизни героев Великой Отечественной войны такие понятия, как «долг перед Родиной», « любовь к Отечеству».Воспитывать уважение и чувство гордости за своих земляков – мытищинцев.

    Рассказ о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.

    Рассказ о воинах – мытищинцах:  Н. М. Распоповой,

     А. И. Кадомцеве; о бульваре, созданном в нашем городе на улице Лётной в честь героев – земляков, улицах, названных в честь героев ВОВ.

    Рассматривание иллюстраций с изображением памятников героям Великой Отечественной войны.

    Разучивание стихотворений о Великой Отечественной войне.

    Целевая прогулка с родителями к дому по улице А. Матросова. Возложение цветов к мемориальной доске.

    3-я  неделя

    « Героические подвиги русских людей – путешествие по реке времени».

    Цель: Закреплять знания детей о героических подвигах русских людей. Показать, что благодарность и память народа о них живёт в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства. Формировать представления о героизме, мужестве. Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально – положительное отношение к защитникам Отечества, стремление быть похожими на героических людей.

    Беседы: « Кто такие богатыри?», « Кто такой герой?»,

    « Минин и Пожарский – защитники земли русской».

    Слушание песен о родном городе.

    Рассказ о защитниках земли русской - Иване Сусанине, Дмитрии Донском, Александре Невском.

    Рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников о

    Чтение произведений  о князе Александре Невском; пословиц и поговорок о силе, смелости, отваге.

    КВН:

    « Знатоки России» .

    4-я неделя

    « Школа».

    Цель: Расширять представление детей о школе. Познакомить с профессиями людей, работающих в школе, воспитывать уважение к ним.  Формировать желание учиться в школе.

     Рассказ воспитателя о значимости обучения  в школе.

    Составление детьми рассказов на тему: « Дети пошли в школу».

    Беседы: « Зачем нужны школы?»,  « Хочешь ли ты в школу, почему?», « Кто учит детей».

    Д/И: « Собери портфель», «Азбука».

    Чтение: А. Барто « Первоклассница».

    Сюжетно – ролевая игра « Школа».

    Праздник: « До свидания детский сад – здравствуй школа».        


    Предварительный просмотр:

    Месяц:  Март

    Дата

    Тема недели/

    Программное содержание

    Формы работы

    Творческие проекты

    1-я неделя

    «Праздники и развлеченья на Руси».

    Цель:

    ФЦКМ: 

    Программное содержание:

    Беседы: « Как можно поздравить мам и бабушек с праздником», «

    Изготовление подарков мамам, бабушкам, сестрёнкам, педагогам  к празднику

     8 марта.

    2-я неделя

    «Фольклор».

    Цель:

    ФЦКМ:

     Программное содержание:

    Колыбельные песни ( дети поют песни куклам)

    приговорки, приметы, колыбельные, дразнилки, прибаутки, частушки

    Акция:

     « Украсим Д/С цветами».

    (рассада цветов для высадки на клумбу)

    3-я  неделя

    «Устное народное творчество».

    Цель: Закрепить представления детей о жанрах русского устного народного творчества: Скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, перевёртыши, загадки, сказки, былины. Обратить внимание на способность русского народа подмечать и точно, ярко выражать словами замеченное. Воспитывать интерес к творчеству русского народа.

    Объяснить детям понятие  - устное народное творчество.

     ( передавалось из уст в уста - устно).

    Чтение и заучивание потешек, считалок, перевертышей, пословиц и поговорок. Объяснение их смысла.

    Отгадывание загадок.

    Рисование иллюстраций к сказкам и потешкам.

    Рассказывание детьми русских народных сказок.

    Д/У: « Узнай вид народного творчества»,

    Литературная викторина по русским – народным сказкам.

    4-я неделя

    « Русские народные промыслы».

    Цель: Уточнять и расширять знания детей о русских народных промыслах. Продолжать воспитывать интерес к ним, желание их изучать. Воспитывать бережное отношение к произведениям прикладного искусства, желание самим создавать поделки по мотивам русских мастеров.

     ФЦКМ: « Федоскинская фабрика лаковых миниатюр».

    Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами нашего края.

    Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства России и родного города Мытищи.

    Беседы: « Творение рук человеческих»,  « Народные игрушки»,

    Рассказ о фестивале: « Чаепитие в Мытищах», рассматривание фотографий и поделок из города Мастеров.

    Игры с народными игрушками, матрёшками.

    Д/И: «  Чудо узоры?», « Узнай промысел».

    Сюжетно – ролевые игры: « Магазин сувениров»,  

    « Ярмарка изделий народного промысла».

    Отгадывание загадок о изделиях народного промысла.

    Досуг на тему:

    « Все на ярмарку в Мытищи».

    .


    Предварительный просмотр:

    Месяц: Ноябрь

    Дата

    Тема/

    Программное содержание

    Формы работы

    Проектная деятельность

    1-я неделя

    « Главные праздники страны».

    Цель: Закрепить знания детей о праздниках, которые отмечают в нашей стране, истории их создания. Воспитывать интерес к своей истории, чувство гордости за свой народ.

    ФКЦМ. « День единения России».

    Программное содержание: Познакомить детей с историческими событиями, связанными с праздником. Рассказать о памятниках, посвященных  этим событиям.

    Д/И: « Узнай наш флаг», « Иностранный гость Москвы».

    Чтение стихотворений о праздниках, о нашей стране – России.

    Беседы: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»,

     « Страна, где мы живём», « Как в России отмечают главные праздники Страны?», « Что ты знаешь о Красной площади?», « Государственные символы Страны».

    Рассматривание иллюстраций с видами Красной площади в Москве.

    Интегрированное занятие для родителей на тему:

    «Мне довелось  родиться на Руси»

    2-я неделя

    « Города России».

    Цель: Расширять знания детей о стране, в которой мы живём. Познакомить с крупными городами России: Новгородом, Челябинском, Самарой, Волгоградом, Санкт – Петербургом и др.; побуждать восхищаться их красотой. Воспитывать патриотические чувства.

    Рассматривание иллюстраций и фотографий разных крупных городов России. Подробно рассказать детям  о северной столице нашей страны – городе « Санкт – Петербурге», о городах, входящих в Золотое кольцо России, о курортных городах нашей Страны.

    Работа с картой РФ. Знакомство с расположением на ней крупных городов.

    Беседы: « В каких городах ты был?», « Чем отличается город от деревни? ( села?)», « Города старинные, мастерами славные» ( о народных промыслах).

    Д/И: « Знаешь ли ты свой город?», « Кто больше назовёт городов России», « Узнай город по достопримечательностям».

    Настольно – печатные игры: « Достопримечательности нашего города», « Карта России».

    Словесная игра: « Кто в каком городе живёт?»

     (москвичи – в Москве)

    Рассказ детей о летнем отдыхе в деревне.

    Разучивание песни: « Золотое кольцо».

    Чтение произведений о городах России.

    Фотовыставка « Я и мой город».

    3-я неделя

    « Спортивная Россия».

    Цель: Расширить представление детей об Олимпийских играх, обратить внимание на то, что  Олимпийские игры 2014 года пройдут в городе Сочи.  Закрепить знания о спортивных профессиях, о видах спорта. Рассказать о спортивных секциях, существующих в нашем городе, хоккейной команде нашего города « Атлант». Воспитывать  у детей желание заниматься спортом.

    ФЦКМ. « Знаменитые спортсмены России».

    Программное содержание: Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, желание заниматься спортом и быть похожими на них.

    Беседы: « Кто и как заботится о твоём здоровье?».

     « Кто со спортом дружит – никогда не тужит!», « Каких известных российских спортсменов ты знаешь?»,

    « Твой любимый вид спорта», « Для чего надо заниматься спортом?»

    Рассматривание иллюстраций из журналов и газет, фотовыставка, рассказы детей о знаменитых спортсменах.

    Чтение стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок о спорте.

    Разгадывание с детьми загадок о спортинвентаре и видах спорта.

    Сюжетно – ролевая игра: « Физкультурное занятие».

    Подвижные игры на воздухе.

     Д/ И: « Угадай вид спорта», « Узнай наш флаг», « Узнай наш гимн».

    Создание с детьми газеты:

    « Мы и спорт».

    4-я неделя

    « Знаменитые Россияне».

    Цель: Познакомить детей со знаменитыми соотечественниками – деятелями науки и искусства. Воспитывать уважение к известным людям, чувство гордости за их вклад  в культуру и науку страны.

    ФЦКМ: « Жизнь и подвиги А. В. Суворова».

    Программное содержание: Познакомить детей с жизнью и подвигами великого русского полководца

    А. В. Суворова -  нашего земляка. Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому нашей Родины, к памяти выдающихся людей, прославивших её. Рассказать о памятнике А. В. Суворову, установленном  в нашем городе

    Чтение художественной литературы о жизни и подвигах А. В. Суворова.

    Организация в группе выставки портретов знаменитых россиян.

    Беседы о великих соотечественниках: « Учёный М. В. Ломоносов», « Балерина А. П. Павлова», « Композитор С. С. Прокофьев», « Путешественник  Н. Н. Миклухо – Маклай», « Изобретатель П. Н. Яблочков», « Художник В. Васнецов».

    Чтение произведений русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л. Толстого, Н.Некрасова и др.

    Рассматривание репродукций картин великих художников: В.Васнецова, И. Репина и др.

    Вечер классической музыки.


    Предварительный просмотр:

    Месяц: Январь

    Дата

    Тема/

    Программное содержание

    Формы работы

    Проектная деятельность

    1-я неделя

    «Земля – наш общий дом».

    Цель: Продолжить знакомить детей с понятием « Земля – наш общий дом».  Дать представление  о наличии разных стран на планете Земля. Формировать уважение ко всем людям, отмечая их самобытность. Показать отличия культур, особенности быта, обычаев. Воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран.

    Подвести к пониманию того, что человек – часть природы, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу.

    Работа с глобусом, картой. Знакомство с картой полушарий: дать детям представление о странах и континентах, островах и морях, океанах.

    Рассказать детям о взаимосвязи всего живого на Земле, воспитывать у них ощущение своей причастности к большому окружающему нас миру.

    Д/И: « Назови свой домашний адрес», « Рассели животных по планете», « Кто в какой стране живёт», « найди наш флаг», « Составь флаг из полос».

    Рассматривание иллюстраций, представляющих природу России.

    Отгадывание загадок про глобус, Землю, моря.

    Беседы: « Кто населяет нашу Землю?», «Разноцветная карта», « Что ты знаешь о нашей планете?»

    Досуг на тему:

     « Встреча гостей из других республик»

     ( стран).

    2-я неделя

    « Жилища разных стран».

    Цель: Познакомить детей с видами домов и жилищ разных стран. Подвести к пониманию того, что они напрямую зависят от климатических условий, в которых живут люди. Воспитывать интерес к народному быту.

    ФЦКМ: « Русская изба».

    Программное содержание: Дать детям знания о том, что дома на Руси называли по - разному: терем, изба, хоромы. Рассказать, как и из чего они строились, что было у них внутри. Подробно рассказать о устройстве русской избы.  Формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

    Беседы: « Какие дома в разных странах?», «

    Рассказать детям о русской печке, её месте в быту жителей древней Руси

    Рассматривание иллюстраций с изображением жилищ разных стран, современной и старой Москвы, деревни.

    Д/У: « Назови сказки, где упоминается русская печь».

    Д/И: « Кто в каком доме живёт?».

    Чтение пословиц и поговорок о русской печке, об отношении русских людей к ней.

    Чтение сказки: Н. Матвеева « Путешественник», О. Онисимов « Дом», В. Орлов « Огромный дом», сказки « По щучьему веленью».

    Подбор детьми совместно с родителями пословиц и загадок о доме, русской печке, домашней утвари.

    3-я неделя

    «« Что значит быть гражданином?».

    Цель: Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско – патриотические чувства, уважения к государственным символам России. Объяснить понятия:

    « гражданство», « гражданин

    ФЦКМ: «Права и обязанности гражданина РФ».

    Программное содержание: Дать детям первоначальные знания о главном документе страны – Конституции Российской Федерации. Объяснить, что у каждого человека есть права и обязанности, т.е граждане должны помогать своей стране. Рассказать детям, какие у них есть права

    ( конвенция о правах ребёнка).

    Беседы : « Что бы ты хотел сделать для своей страны?», « Какие у нас права?»,« Как можно прославить свою страну?», « Что ты знаешь о своей стране?», « Россияне – граждане России».

     

    Д/И: « Узнай наш флаг», « Узнай наш гимн», « Кто в какой стране живёт».

    Д/У: « Я начну, а вы продолжайте» ( Наша страна называется…), « Выбери правильный ответ, запомни его и назови» ( Наша страна – Германия, Россия,  Литва)

    Чтение стихотворения « Необычный пешеход» Р. Сеф,  « Что такое хорошо и что такое плохо»

    В. Маяковский, С. Маршак « Двенадцать месяцев», С. Михалков « Три поросенка».

    Изготовление игрушек для младших дошкольников.

    .

    4-я неделя

    « Дальний север».

    Цель: Закрепить знания детей о своей стране – России. Познакомить с народами Севера: Якуты, Эвенки, Нанайцы, их образом жизни и видами занятий. Дать знания о тундре, познакомить с природой и животным миром.

    ФЦКМ: « Жизнь народов севера».

    Программное содержание: Дать детям знания о жизни народов Севера: Якутов, Эвенков, Нанайцев, природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

    Беседы: « Народы России», « Широка страна моя родная».

    Рассматривание физической карты России.

     ( Закреплять знания о границе РФ, умение показывать её на карте).

    Рассматривание иллюстраций с изображением народов севера в национальных костюмах, природы Севера, северного сияния, животного мира, растительности, полярной ночи.

    Сюжетно – ролевая игра: « Путешествие на север».

    Чтение сказок народов Севера.

    Д/И: « Что лишнее?», « Рассели животных по земле», « Чей костюм?»

    Коллективная работа:

     « Жизнь на Севере».


    Предварительный просмотр:

    Месяц: Февраль

    Дата

    Тема/

    Программное содержание

    Формы работы

    Творческие проекты

    1-я неделя

    «Национальные костюмы народов России».

    Цель: Познакомить детей с историей русской одежды, с особенностями внешнего вида. Формировать у детей обобщенные знания и соответствующие изобразительные умения – освоение характерных элементов и колорита узоров. Пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины.

    ФЦКМ: « Мужская и женская одежда в древней Руси».

    Программное содержание: Познакомить детей с разными видами одежды людей в древней Руси, согласно их статусу: крестьяне, дворяне, цари. Учить находить отличия русского костюма от костюмов других народов. Рассматривание иллюстраций с изображением костюмов разных народов.

    Рассматривание репродукций картин известных художников изображающих быт русского народа, Иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

    Беседы: « Как жилось людям на Руси?», « по Сеньке и шапка»( о мужских головных уборах древней Руси),

    « Где в наше время можно увидеть людей в национальных костюмах?»

    Игры с переодеванием в русские – народные костюмы, с куклами в русских – народных костюмах.

    Д/И: « Подбери головной убор к костюму», « Что лишнее?», « Какого народа костюм?»

    Чтение Русских – народных сказок, песен, закличек, Сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»,

    « Сказка о царе Салтане», Н. Смирнова « Как ткани ткут и нити прядут».

    Выставка работ  на тему: « Куклы в национальных костюмах».

    2-я неделя

    «Культурная жизнь нашего города».

    Цель: Закрепить знания детей о родном городе Мытищи, местах отдыха . Дать знания о музеях, театрах, галереях нашего города. Познакомить с историей их создания и людьми, которые там работают. Воспитывать интерес к искусству.

    ФЦКМ: « Театры нашего города».

    Программное содержание: Закрепить знания детей о театрах родного города: кукольном театре « Огниво» и театр драмы и комедии« ФЭСТ». Дать знания о театральном прошлом города Мытищи. Познакомить с профессиями людей, работающих в театре, внутренним оформлением и назначением помещений.  Развивать интерес к искусству, желание посещать театр.

    Беседы: « Наш город Мытищи», « В каких театрах вы побывали».

    Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением старых и новых театров города.

    Заучивание с детьми скороговорок.

    Игра – драматизация с кукольным театром.

    Чтение: Н. Евреинов « Что такое театр».

    Чтение детьми произведений по ролям.

    Изготовление атрибутов для сюжетно  - ролевой игры

    « Поход в театр».

    Игра в лото: « Наш город Мытищи».

    Поход с родителями на спектакль в кукольный театр «Огниво»

    3-я неделя

    « Защитники Отечества».

    Цель:   Дать детям знания о том, что в каждой стране есть своя армия.  Формировать у детей чувство уважения к Вооружённым силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Воспитывать уважение к российским воинам, чувство гордости за них, желание у мальчиков служить в армии.

    ФЦКМ: « Пограничники».

    Программное содержание: Закрепить знания детей о Российской армии – надёжной защитнице нашей Родины. Познакомить с трудом пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам, чувство гордости за них.

    Работа с  картой Российской Федерации: Учить детей находить и правильно показывать границу нашей Родины.

    Рассказ приглашенного воина ( папы) о защитниках Отечества и службе в армии. Рассматривание фотографий со срочной службы пап.

    Беседа: « Наша родная армия», « Что мы называем Отечеством?», « Памятники защитникам Отечества»,

    « Есть такая профессия – Родину защищать», « Какие бывают военные специальности?», « каким должен быть настоящий мужчина».

    Рассматривание иллюстраций и фотографий с разными видами войск российской армии: сухопутных, военно –морских, воздушных.

    Сюжетно – ролевые игры: « Мы – военные», « Служба спасения».

    Чтение произведений о военных и их подвигах:

     В. Коржиков « Вот какой Пахомов»,

    Заучивание с детьми стихотворений о защитниках Отечества, пение песен об армии.

    Отгадывание загадок о военной технике.

    Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику.

    4-я неделя

    «Богатыри земли русской».

    Цель: Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с одним из жанров русского народного творчества – былинами, русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. Подчеркнуть, что благодаря былинам  люди знают о важных событиях, происходивших на Руси много лет назад. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к русскому народу, чувство гордости за богатырскую силу России.

    Беседы: « Русские богатыри», « Откуда пошло название Русь?», « О чём рассказывали былины?»

    Дать детям знания о понятии « Былина».

    Чтение былин « Илья Муромец и Соловей – разбойник», « Добрыня и змей», « Святогор – богатырь».

    Рассматривание репродукции  картины В. М. Васнецова « Богатыри». Рассказать детям, что на картине в образе Ильи Муромца изображён наш земляк, живший  давно в селе Большие Мытищи. Составление рассказов по картине.

    Русские – народные подвижные игры, игры с перетягиванием каната.

    Разучивание танца « Богатырская сила».

    спортивная игра:

    « Будущие защитники»


    Предварительный просмотр:

    Месяц: Сентябрь

    Дата

    Тема/

    Программное содержание

    Формы работы

    Проектная деятельность

    1-я неделя

    «Наш любимый детский сад».

    Цель: Закрепить и уточнить знания  детей о детском садике, его предназначении, людях  работающих в детском саду. Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям,  интерес к совместной  деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.

    Экскурсия по детскому саду. Расширять представления о профессиях людей, которые нужны в детском саду. Познакомить детей с действием машин и механизмов, которые облегчают труд поваров.

    Сюжетно – ролевая игра: « Детский сад», « Семья».

    Беседы: « Зачем нужен детский сад?», « Кто работает в детском саду?», « Мои воспитатели».

    Беседы о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

    Рассматривание иллюстраций на тему: « Детский сад», фотоальбома: « Наша группа».

    Д/И: « Подбери признак» ( детский сад какой?),

     « Угадай профессию работника детского сада».

    Работа с планом помещений детского сада.

    Игра – беседа: « Детский сад – моя вторая семья».

    Составление рассказов по картинам из серии

    «Мой детский сад».

    Чтение произведений, пение песен о детском саде.

    Изготовление карт – схем

    « Наш участок в детском саду».

    2-я неделя

    « Моя семья».

    Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знания детьми профессий родителей и других членов семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.

    ФЦКМ: « Семейный альбом».

    Программное содержание: Воспитывать в детях чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Закреплять знания о членах своей семьи, ближайших родственниках. Помочь детям понять своё место в семье и семейных отношениях. Воспитывать любовь и уважение к близким.

    Беседы: « Моя семья», « 7 – Я», « Отдых с семьёй»,

     « Пожилые люди», « Дети и родители», « Какие обязанности у мужчин и женщин в семье» , « Кто такие родственники», « Кто такие прабабушки и прадедушки».

    Д/И: « Назови ласково», « Кто кому кем приходится?»

    Беседы о летнем отдыхе с семьёй.

    Составление детьми рассказов о своей семье на основе личного опыта.

    Рассматривание семейных фотографий.

    Сюжетно – ролевая игра: « Семья».

    Чтение произведений о семьях, членах семей и их взаимоотношениях: Л. Толстой « Старый дед и внучек»,

     Л. Квитко « Бабушкины руки» и др.

    Чтение пословиц и поговорок о семье.

    Вместе с родителями придумать и нарисовать герб своей семьи.

    3-я неделя

    « Родная природа».

    Цель: Расширять представления детей о животном и растительном мире нашего края, его своеобразии и особенностях. Рассказать, что белая берёза является символом России. Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать бережное отношение к родной природе, воспитывать патриотические чувства.

    Целевая прогулка по территории детского сада:

    Рассматривание  деревьев и кустарников.

    Рассматривание иллюстраций с изображением природы Подмосковья.  Рассказ о Клязьминском водохранилище.

    Беседы: « Зачем нужны деревья?», «Какие деревья растут в нашем городе?», « Богатство России – лес», « Русский лес – чудесный лес»,

     « Зачем деревья сбрасывают листья?». « Как птицы и звери готовятся к зиме?», « Деревья поздней осенью»,

     « Труд людей осенью».

    Д/И: « С какого дерева листок?», « Узнай по описанию»,

    « Кто где живёт»,  « Чьи припасы?».

    Отгадывание загадок о деревьях нашей полосы.

    Чтение стихотворений русских поэтов об осенней природе:  А. Пушкин « Уж небо осенью дышало…» С.Есенин « Берёза», Ф. Тютчев « Лист зеленеет молодой», А. Прокофьев « Люблю берёзу русскую».

    Разучивание с девочками хоровода: « Берёзки».

    Знакомство детей с народными приметами про сентябрь.

    П/И: « К дереву – беги!». Разучивание новой русской народной подвижной игры.

    Русская народная П/И: « Хвост и голова»,

     « Садовник».

    Прогулка с родителями в осенний парк. Сбор природного материала для поделок.

    Изготовление поделок из природного и бросового материала.

    .

    4-я неделя

    « Богатства России».

    Цель: Расширять знания детей о нашей стране, о её богатствах: лесах, реках, полезных ископаемых. Рассказать, что издавна главным богатством России считался хлеб.

    ФЦКМ: «В каждой крошке хлеба - труд».

    Программное содержание:  Закрепить знания детей о труде хлеборобов,  о том, что хлеб – богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

    Рассматривание колосков пшеницы, ржи, иллюстраций и фотографий с изображением поля, различных полевых работ, иллюстраций с изображением труда людей в поле в наши дни и в старину.

    Беседы: « Как нужно обращаться с хлебом?»,

    « Почему говорят: « Хлеб – всему голова», « Чем богата наша страна?», « Батоны и булки не растут на дереве»,

    « Сельскохозяйственные машины».

    Чтение пословиц и поговорок о хлебе, рассказов Л. Кона

     « Лён», Г. Браиловская « Наши мамы, наши папы»,

     Ю. Крутогорова « Дождь из семян»,М. Глинской « Хлеб», стихотворения Я. Дяугите « Руки человека».

    Составление детьми рассказов на тему: « Как хлеб на стол пришёл».

     Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых и способах их добычи.

    Выставка рисунков на тему :

    « Урожай хлеба».


    Предварительный просмотр:

    Месяц: Октябрь

    Дата

                           Тема недели /

     Программное содержание

    Формы работы с детьми

    Творческие проекты

    1-я  неделя

    « Родной город».

    Цель: Закреплять знания детей о городе, в котором мы живём, его достопримечательностях, истории, знаменитых людях. Формировать понятие « малая Родина», расширять кругозор. Учить детей выражать своё отношение и свои чувства к Родине.

    ФЦКМ: « Мой город – Мытищи».

    Программное содержание: Расширять и конкретизировать знания детей об истории родного города и края, его достопримечательностях, традициях, символике. Воспитывать любовь к своей малой Родине – к Мытищам, её жителям.

    Беседы: «Что есть в нашем городе?». « Где можно увидеть герб нашего города?». « Твоё любимое место в нашем городе», « Мой двор», « Улицы города».

    Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций  на тему « Мой город в прошлом и настоящем».

    Посещение детьми совместно с родителями  краеведческого музея, картинной галереи и других значимых мест нашего города..

    Д/ И: « Я живу на улице…», « Мой адрес…»

    Сюжетно – ролевая игра: «Прогулка по родному городу».

    Разучивание с детьми песни С. Орловой « Город мой любимый».

    Чтение стихотворений о родном крае.

    Совместное  создание  детьми и родителями кроссвордов на тему:

    « Мой город Мытищи».

    2 – я неделя

    « Дети разных стран»

    Цель: Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.

    Беседы: « Дети разных национальностей», « В каких странах вы побывали с родителями».

    Рассматривание географической карты и глобуса.

    Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, народов разных рас.

     Д/И: « Иностранец», « Кто в какой стране живёт».

    Подвижные игры разных стран.

    Русская народная игра: « Горшки»

    Рассматривание фотографий и иллюстраций на тему: « Жители разных стран».

    Чтение произведений поэтов и писателей разных стран.

    Чтение: Ц. Агелов « Доброе утро, дети Земли!», С. Васильев

     « Россия», Н. Забила « Наша Родина» и др.

    Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие в другие страны».

    Выставка рисунков на тему: « Дружат дети всей земли».

    3-я  неделя

    « Наша Страна».

    Цель: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране. Закреплять знания  детей  о богатствах России, воспитывать стремление беречь и преумножать их. Закрепить знания о государственных символах страны. Воспитывать чувство любви к родному краю и стране, чувство гордости за неё.

    ФЦКМ: « Наша Родина – Россия».

    Программное содержание: Расширять знания детей о Родине.  Познакомить с географической картой, учить

     « читать» её, находить и показывать границу РФ.  Расширять представление о городах,  природе России, познакомить с названиями рек и озёр. Дать представление о России как о многонациональной стране, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

    Познакомить с символами России ( Герб, гимн, флаг).

    Разучивание стихотворений о флаге и гербе России. Слушание гимна.

    Беседы: « Россияне – граждане России», « Государственные символы России», « Что такое Родина?», « Какие народы живут в России?», « Широка страна моя родная», « родина бывает разная, но у всех она одна».

    Рассматривание географической карты России.

    Д/ И: « Узнай наш флаг», « Узнай наш герб», « Узнай наш гимн», « Над, под, между» ( распределение полос на флаге РФ)

    Чтение стихотворений из цикла: « Моя Родина- Россия».

     С. Баруздин « С чего начинается Родина», В. Орлов

    « Разноцветная планета» и др.

    Чтение и разучивание пословиц и поговорок о Родине.

    Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

    Разучивание с детьми песни Т. Богач « Что зовём мы Родиной?»

    Сюжетно – ролевая игра: « Поездка к Чёрному морю».

    Разучивание танца на занятии по хореографии: « Росиночка Россия».

    Работа с гофрированной бумагой « Флаг России».

    4-я неделя

    « Москва – столица России».

    Цель: Дать детям знания о Москве как о главном городе России. Познакомить с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться её красотой.

    ФЦКМ: « Московский Кремль».

    Программное содержание: Познакомить с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

    Беседы: « Главный город страны», « Московское метро»,

    « Россия - многонациональная страна».

    Рассказы детей о Москве из личного опыта.

    Рассматривание иллюстраций с видами старой и новой Москвы, с изображением Кремлей в древних русских городах.

    « Экскурсия по Кремлю» ( по иллюстрациям).

    Слушание и пение песен о Москве.

    Чтение: Б. Житков « Красная площадь», Е. Карасёв « Город – герой»,Э. Кац « Мы живём в Москве», Ф. Глинка « Город чудный, город древний…», И. Векшегонова « Столица Родины», Н. Кончаловская « Наша древняя столица»,

    Т. Ходакова «О Москве».

    Чтение пословиц и поговорок о Москве. Работа с поговоркой  « Москва – сердце России»

    Сюжетно – ролевая игра: « Экскурсоводы».

    Д/И: « Иностранец», « Узнай наш флаг», « Узнай наш герб»,

     « Гость Москвы».

    Настольно  - печатная игра: « Карта России».

    Создание альбома:

    « Московский Кремль».


    Предварительный просмотр:

    Месяц

    Темы недели

    Сентябрь

    « Наш любимый детский сад».

    « Моя семья».  

    « Родная природа».

     «Богатства России»

    Октябрь

    «Родной город».  

    « Дети разных стран».

    « Наша Страна».

    « Москва – столица России».

    Ноябрь

    «Главные праздники страны».  

    « Города России» .

    « Спортивная Россия».

    « Знаменитые Россияне».

    Декабрь

    « Зимушка – зима».

    « Как жили люди на Руси».

    « Мытищи былое».

    « Народные традиции».

    Январь

    « Земля - наш общий дом».

    « Жилища разных стран».

    « Что значит быть гражданином?»

    « Дальний север».

    Февраль

    « Русский костюм».

    « Культурная жизнь нашего города».  

    « Защитники Отечества».

    « Богатыри земли русской».

    Март

     « Праздники и развлечения на Руси».

    « Фольклор».  

    « Устное народное творчество».

     «Русские народные промыслы».

    Апрель

    « Голубые реки России».

     « Космос».  

    « Архитектура родного города».

    « Вода из вековых ключей».

    Май

    «Весна 45 – года».  

     « Их помнит Россия, их помнит народ».

    «  Героические подвиги русских людей».

     « Школа».


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий для детского сада (ДОУ)

    Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детей 5-6 лет.

    Календарное планирование включает 74 периода непосредственно образовательной деятельности. Включена графа для индивидуал...

    Календарно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)

    Вниманию педагов предлагается приблезительное календарно-тематическое планирование по нравственн-патриотическому воспита...

    планирование по патриотическому воспитанию

    Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в старшей группе на первое полугодие....

    Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе.

    Тематическое планирование по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе....

    тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию

    тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группах...

    Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию для старших дошкольников по теме: "Наш город Мценск"

    Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно...

    Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детей 6-7 лет.

    Рассчитано на 74 периода непосредственно образовательной деятельности....