Главные вкладки

    Методическая разработка (старшая группа) на тему:
    Реализация условий социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

    Назарова Светлана Николаевна

    В материале описан опыт работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников 5-7 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    realizaciya_usloviy_socialno.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация условий социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

    В рамках работы по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста  была разработана и проведена система занятий по данному направлению.

    Занятия проводились один раз в неделю, во второй половине дня, по 25 – 30 минут.

    Цель: формировать у детей 5-7 лет способы социально-эмоционального поведения, повышать уровень культурного поведения и общения, формировать знание и осознание нравственной нормы как общественно принятого эталона.

    Задачи:

    Формировать у детей знания о способах социального поведения в обществе и навыки их использования;

    Знакомить детей с разными способами общения и взаимодействия с другими людьми;

    Воспитывать у детей навыки культурного поведения;

    Формировать у детей способность адекватно воспринимать и реагировать на эмоциональные состояния других людей, действовать в соответствии с социально-нравственными нормами

    Формировать у детей просоциальную направленность действий

    Способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе детей.

    Занятия были распределены по блокам. 

    Цель первого блока «Мир взрослых» - формирование знаний о взрослом человеке, воспитание любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям: воспитание уважения к повседневному труду взрослых, их жизненному опыту; воспитание потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением.

    Цель второго блока «Я и другие» - формирование у детей понятия о том, что все люди разные, не похожи друг на друга; учить умению общаться со сверстниками.

    Цель третьего блока «Что такое хорошо и что такое плохо» - формирование у детей представлений о пространственных качествах; о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом; воспитание у детей эмпатии, чувства взаимопомощи.

    Цель четвёртого блока «Социальные эмоции» - формировать у детей способность адекватно воспринимать и реагировать на проявляемые людьми эмоции.

    На занятиях использовались различные методы.

    Например, в первом блоке «Мир взрослых» использовались следующие методы работы: беседа («Семейная фотография», цель: формирование положительного отношения к членам своей семьи; «Как быть послушным?» (цель: воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми), беседа «какие бывают профессии» (цель: знакомить детей с миром профессий, их происхождении и приобретении), дидактическая игра «Грязи – нет! И пыли – нет» (цель: игра приучает помогать своим родным в работе по дому, учит совместно деятельности общению), дидактическая игра «Где какая профессия нужна» (цель: формировании представления о соответствии профессии, потребности в ней), решение логических задач, сочинение сказок и рассказов на тему «Страна взрослых» и «Страна детей» (цель: формирование доброжелательных отношений ребенка ко взрослому), рассматривание картин с изображением взрослых, их труда, отдыха и т.д.

    В втором блоке « Я и другие» использовались следующие методы работы: дидактическая игра «Мы разные» (цель: развитие внимания, наблюдательности, умения различать индивидуальные особенности других людей), рисование на тему «Мой лучший друг» (цель: закрепление положительных ассоциаций с понятием «друг», «дружба»), дидактическая игра «Не забывай о товарищах» (цель: формирование положительных взаимоотношений с детьми, побуждение их к добрым поступкам), подвижная игра «Не намочи ноги» (цель: учить детей проявлять взаимопомощь и взаимовыручку).

    В третьем блоке «что такое хорошо и что такое плохо» использовались следующие методы работы: сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка» (цель: учить детей оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый и.т.д.), сопереживать персонажам; вести себя правильно в затруднительных случаях), игра – драматизация «Узнай себя» (цель: учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; поощрять стремление детей избавиться недостойных привычек, подражать положительным героям), упражнение «Болезнь любимой игрушки» (цель: воспитывать у детей умение переживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному), дидактическая игра «Не поделили игрушку» (цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссные решения), беседа «На меня в обиде мама…» (цель: учить детей находить правильный выход из конфликтной ситуации), чтение и обсуждение сказок «Золушка» и «Дюймовочка» (цель: познакомить детей с моральными чертами характера; дать понятие об их полярности).

    В четвёртом блоке « социальные эмоции» использовались следующие методы работы: игра «Джунгли» (цель: развитие наблюдательности, выразительности движений и эмоций, сплоченности, умения договариваться), упражнение «Бабочки и слоны» (цель: развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков), игра «Жмурки» (цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе), игра «День рождения» (цель: сплочение группы, эмоциональное, раскрепощенное формирование эмпатии), упражнение «Пантомима» (цель: формировать умениеизображать эмоциональное состояние другого человека), упражнение «Почему так может быть?» (цель: формировать умение адекватно оценивать и реагировать на эмоциональные состояния других людей. (приложение 1).

    Во время занятий делались наблюдения за детьми. Хочется обсудить следующие наблюдения.

    Некоторые дети проявляли ярко выраженные признаки эмоциональной напряжённости. Хочется также отметить, что проводимые занятия сразу стали давать свои положительные результаты, а особенно это проявилось уже на второй месяц. Дети стали лучше относиться друг к другу. Многие из них, эмоции которых ранее проявлялись в основном в виде каких-либо действий (ударить, толкнуть и т.д.), стали постепенно выражать их словесно («я с тобой не буду играть, так как ты плохой» и т.п.). К концу занятий заметно снизилась агрессивность и у проблемных детей.

    В ходе проведения занятий были выявлены дети,у которых возникают проблемы в освоении материала по данной теме, в связи с этим была разработана индивидуальная работа которая велась индивидуально с каждым ребенок во второй половине дня. В индивидуальной работе использовались: индивидуальные задания, игры, упражнения . Также для осуществления целенаправленной работы была подобрана система игр, которые систематизированы на: знакомство и закрепление детьми эмоций радости, горя, удивления и др., развитие способностей определять эмоциональное состояние, развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения, развитие выразительности движений, чувства юмора, снятие напряжения, внимания, произвольности, развитие способности определять эмоции по схематическим изображениям и др.

    Подобрана система игр по темам:

    1 Цикл: «Это Я». Цель: снижение уровня тревожности, повышение активности, самооценки ребенка.

    2 Цикл: «Это Я и мои друзья». Цель: снижение тревожности в процессе межличностных взаимоотношений, через овладение способами установления отношений с другими детьми.

    3 Цикл: «Я и мои чувства». Цель: различие и определение собственных чувств.

    Создано наглядное пособие «Альбом настроения». Цель пособия: распознание и закрепление эмоций человека. Произведена подборка проблемных ситуаций направленных на развитие таких чувств как доброта, сочувствие, понимание, умение радоваться за другого.

    Разработана игра «Расколдуй принцессу».

    Цель: учить детей распознавать эмоциональные состояния, развивать умение понимать настроение детьми, развивать умение понимать проблемные ситуации на нравственные темы, моделирование поведения в конкретных ситуациях.

    В особенности детям нравятся настольно-печатные игры, такие как «Расколдуй тропинку», дети с удовольствием определяют эмоциональное состояние героев. Дети «примеряют» на себя эмоциональные состояния, которые можно увидеть на их лицах, с удовольствием и интересом решают проблемные ситуации, предложенные в условиях игры.

    Работа по социально-эмоциональному развитию не может проходить без контакта с родителями детей и педагогами дошкольного учреждения. Поэтому вся работа проводилась в тесном контакте с родителями детей. Каждый месяц проводилась работа по ознакомлению родителей с темой месяца. Например, тема: «Чувства и мы». Родителям рассказывали, что входит в эту тему, как будут проводиться занятия, например, «Учимся понимать чувства других людей» или «Учимся доброжелательности». Родителям рассказывалось, какие игры, упражнения, занятия для детей будут проводиться в этом месяце, на что нужно обратить внимание в домашних условиях.

    В уголке для родителей обновлялась подборка литературы по данной теме, использовались журналы для родителей, папки-передвижки, статьи из журналов. Также родители обменивались собственной информацией по теме и выставляли материалы в уголок для родителей. Проводились консультации в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах. В групповой форме консультации проводились на родительских собраниях, подгрупповая работа велась с родителями по интересующим их вопросам и по усмотрению педагога. Индивидуальные консультации и беседы проводились с родителями по результатам занятий, наблюдений и интересующим вопросам родителей. Родители участвовали в совместных праздниках, мероприятиях, устанавливался контакт между родителями и педагогами.

    Проводились консультации по этой теме. В уголке для родителей обновилась литература, использовались журналы для родителей, папки-передвижки.

    На родительских собраниях проводились совместные чаепития, викторины, которые давали положительный результат.

    С целью взаимодействия педагогов и специалистов в ДОУ была создана творческая группа в рамках которой велась работа по теме: «социально-эмоциональное развитии детей в дошкольном возрасте».

    Творческой группой разрабатывались игры, пособия, конспекты занятий на осознание и развития социально-эмоциональных качеств у дошкольников. Работа велась по перспективному планированию в которое включались следующие пункты: 1.Задачи работы по данной проблеме.           2.Формы работы используемые методы и приёмы( беседы, наблюдения, консультации, анализ литературы и др.)

    Формами работы были круглые столы, выступления на педагогическом совете, открытые занятия и т.д.

    Результаты работы по социально-эмоциональному развитию были представлены на 15-ой научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов  НовГУ им. Ярослава Мудрого.

    В блоке «Ребенок и сверстник» дети лучше стали ориентироваться в характерных особенностях детей разного возраста и пола, характерных особенностях их внешнего вида, стали лучше ориентироваться в том, какие занятия предпочитают дети разного возраста. Дети демонстрируют свои представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников, дети стали более внимательными по отношению друг к другу.

    В игре или труде дети умеют распределять роли, без конфликтов решать кому какая роль больше подходит.

    Дети стали более приветливыми со сверстниками и со взрослыми, стараются поделиться с окружающими своими достижениями, научить своим умениям.

    Многие дети стали уступать своим сверстникам, соблюдать очередность в игре, в режимных моментах стало меньше конфликтных ситуаций. Большая часть детей стала более информирована о деятельности окружающих и взрослых, что послужило поводом для расширения сюжетно-ролевых. Анализируя раздел «отношение ребёнка к самому себе» и наблюдая за детьми во время режимных моментов получили результаты что дети стали более внимательны к себе, умеют правильно формулировать отчество, называть своё полное имя. Дети свободно называют дату своего рождения, и даже дни рождения друзей. Дети владеют самоконтролем но всё ещё менее уверенно сопоставляют свои действия с образцом, затрудняются в нахождении ошибок и исправлении их .Наблюдая за  детьми в игре и анализируя рисунки ,работы и ответы детей выяснили знания детей  пополнились в области распознания эмоций, дети стали больше обращать внимания на эмоциональное состояние сверстников и взрослых, пытаются  оперировать понятиями из этой области. В группе реже стали встречаться конфликтные ситуации, а  если и встречались то дети пытались самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, используя знания полученные на занятиях и в совместной деятельности.        



    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    особенности социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

    старший дошкольный возраст является предметом пристального внимания педагогов и психологов....

    особенности социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

    старший дошкольный возраст является предметом пристального наблюдения педагогов и психологов....

    Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей с...

    Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

    В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ...

    «СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в резул...

    «Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

    ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политик...

    Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

    В работе описано как влияют театрализованные игры на эмоциональное развитие дошкольников...

    Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

    Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствую...