"Морально - нравственное развитие детей 3 - 7 лет в программе "Радуга"
статья (младшая группа) по теме

Клюева Татьяна Владимировна

В программе "Радуга"  переплелись два совершенно разных психологических направления: нормативно - ориентированное и эмоционально - ориентированное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyueva_t.v._esse.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морально – нравственное развитие детей 3 – 7 лет

 в программе «Радуга».

        

        Клюева Татьяна Владимировна

Воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад № 49»

г. Пермь, Пермский край

     Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").

    Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость.          

      Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

     Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

     Наш детский сад работает по программе «Радуга». Это первая программа, которая своим появлением открыла вариативность дошкольного образования. В ней начала воплощаться в реальную педагогическую практику новая гуманистическая Концепция дошкольного воспитания. Были утверждены ценности уважения к формирующейся личности ребёнка, внимания к его душевному состоянию, понимание того, что главным условием развития и благополучия является общение с компетентным и доброжелательным взрослым.

      Программа направлена на решение трёх основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности,

развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам

     Это достигается путём формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений детей, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализация агрессивных проявлений, а также демонстрация детям норм справедливости и их равных прав. Для этого используются  методики: «Дети выбирают сами», «У нас все хорошие», «Давай по очереди», «Плохой заяц – это кажется про меня»,  «Когда ты был маленьким», «Мой альбом с фотографиями».

формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей.

     Решать эту задачу предлагается путём побуждения детей откликаться на чужую боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх, т.д.) Используются методики: «Злой великан и муравьи», «Пожалеем друг друга», «Игра «Фу», «Моральные пьески».

     Кроме методик, рекомендованных авторами программы «Радуга», используются: рассматривание картин, отражающих знакомые жизненные ситуации и переживания, чтение художественных произведений, положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения.

Морально – нравственное воспитание  детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

      Я считаю, что авторы программы «Радуга» вполне различают моральное и нравственное развитие ребёнка. Становлению морального сознания способствует установление определённых норм жизни группы, формирование образа Я, развитие и поддержание патриотических чувств, осознания детьми принадлежности к своему народу и мировому сообществу. А развитию нравственности способствует уважение равных прав всех детей, общая атмосфера доброжелательности, которая создаётся за счёт отношения взрослого к детям и поддерживается через введение добрых традиций группы.

     Да, конечно, программа страдает недостаточной разработанностью практических средств, но даже те средства, которые сейчас есть - эффективны и соответствуют поставленным задачам.

     Авторы программы отмечают отличительные особенности выпускника «радужной» группы:

доброжелателен и спокоен

дружелюбен к другим людям и живым существам

умеет договариваться со сверстниками и взрослыми

ведёт себя в обществе в соответствии с принятыми культурными нормами

психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности

имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других

     Исходя из этого, я считаю, что в программе, авторы сумели переплести два совершенно разных психологических направления – нормативно – ориентированное и эмоционально – ориентированное. Благодаря «Радуге», в нашем детском саду выполняется обязательное условие успешного нравственного воспитания — высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми. Они основываются на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития. Такого рода отношения и взаимоотношения стали прочной традицией нашего детского учреждения.

Литература:

"Беседы и суждения".  Конфуций

"Никомаховая этика".  Аристотель

Программа «Радуга».   Авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста

Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение психологических закономерностей и механизмов развития детей поможет эффективно и целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие ...

Программа коррекции морально – нравственного развития дошкольников.

Программа расчитана на воспитателей ДОУ. Направленна на адаптцию детей к ДОУ, в разных возрастных группах, установление доброжелательных отношений между детьми....

Детско-родительские отношения и морально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

В статье раскрывается сущность детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста....

Мультфильм, как средство морально-нравственного развития ребенка

Многие родители задают себе одни и те же вопросы: Насколько вредны мультфильмы? В каком возрасте можно разрешать смотреть мультики и детские передачи? Сколько времени это должно занимать? Какие мультф...

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...