Главные вкладки

    Материал по теме:
    Формы работы по формированию здорового образа жизни воспитанников.

    Журавлёва Валентина Борисовна

    От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.Очень важным в этой связи является формирование у ребёнка правильного отношения к своему  здоровью,навыков здорового образа жизни.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    «Формы  работы  по  формированию здорового образа жизни  воспитанников».

    Подготовила: Журавлёва Валентина Борисовна воспитатель МБДОУд/с№2 г.Шатура Московской области.

    От состояния здоровья детей во многом зависит  благополучие общества Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки к продуктам питания и т.д. лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на  здоровье дошкольника. Очень важным в этой связи является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

    В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение с детьми занятий познавательного характера: где я знакомлю детей с элементарными научными знаниями о строении организма; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.

    Занятия планирую и провожу систематически в соответствии с программой А .А.Вахрушева Е.Е. Кочемасовой «Здравствуй ,мир»,Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

    Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания решаю во всех видах детской деятельности. Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал я преподношу с помощью наглядных и практических методов, для этого широко использую наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей.

    Прежде всего, важно уточнить знание детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела вообще. Эта работу лучше начинать с детьми с младшего дошкольного возраста. В своей работе я использовала различные игры, такие как «Спрячь ушки» (носик, глазки и т.д.) «Умывалочка», т.е. говорила: «Моем ручки, ушки, глазки, ножки», малыши имитировали движения, так же использовала различные иллюстрации, пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры читала народные потешки, песенки. Важность этого этапа заключается в том, что у детей фиксируется внимание на их органах чувств и частях тела, закрепляются знания о них.

    Старшие дошкольники более активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме я обогащаю представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний. В этом возрасте объём изучаемого материала значительно увеличивается, тематика детских исследований становится более обширной: «Как устроена дыхательная система?», «Сделай компьютер своим другом», «Как органы человека помогают друг другу?», «Кто с закалкой дружит, никогда не  тужит», «Лето красное - для здоровья время прекрасное», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».

    Для исследовательской деятельности важен метод самообследования. Так при изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводили опыты, рассматривали кожу в лупу, изучали пальцевые рисунки. В процессе работы ребята поняли важность гигиенических процедур для своего здоровья В программу таких мероприятий я включаю задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение: «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?» «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?» «Чем помочь книге, испорченной чернилами?»

    Проводя «Уроки здоровья»на темы:«3ачем тебе глаза, уши и т.д.?» я предлагала детям закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя. Предлагала детям нарисовать что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно делали выводы, почему им было трудно выполнить задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т.д.

    В педагогическом процессе я использовала дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие.

    В результате, дети самостоятельно приходили к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно необходимы человеку, все они помогают больше узнать об окружающем.

    После того, как я убеждалась в умении ребёнка называть, показывать свои органы чувств и части тела, объяснять, зачем они человеку, я переходила к следующему этапу.

     Я помогала детям найти ответ на вопрос о том, как функционируют органы чувств, как они устроены, какими особенностями обладают. Например: Когда речь шла о частях тела - руках, ногах, мы беседовали об их строении и функционировании, Задавала вопросы: « А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?»Проводили такие эксперименты: «Встань на скамейку, не сгибая ног в коленях»,

    Следующим этапом в моей работе является овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.

    После того как дети на практике, в жизни, убеждались в важности органов чувств и частей тела, я приступала к обучению их тому, как нужно беречь своё тело, своих помощников. Проводила с детьми беседы о том, что нам вредит или есть враги у моего организма? Среди таких «врагов» можно выделить, по меньшей мере четыре: грязь, опасные предметы, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный

    звук). В беседе можно использовать стихи К. Чуковского, А Барто, В Маяковского и других поэтов.

    Цель бесед - вызвать у детей желание беречь свой организм, обучить их способам заботливого отношения к себе. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, нужно попытаться научить ребёнка управлять своим организмом.

    Большое значение в развитии познавательной активности ребенка- дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому я работаю в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников ,а чтобы сделать родителей своими союзниками, я провожу беседы консультации ,где родители не только получают теоретический материал, но и приобретают практические навыки по проведению с детьми работы по здоровому образу жизни (например, гимнастика для глаз, разновидности закаливания, оздоравливающий массаж, сеанс точечного массажа, «путешествие в страну целебных звуков» и др. ). Такой союз способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников.

    Мой опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Методы и приёмы работы с детьми по воспитанию здорового образа жизни.

    рассказы и беседы воспитателя;

    заучивание стихотворений;

    моделирование различных ситуаций;

    рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

    сюжетно-ролевые игры;

    дидактические игры;

    игры-тренинги;

    игры-забавы;

    подвижные игры;

    психогимнастика;

    пальчиковая и дыхательная гимнастика;

              физкультминутки.

    Литература.

    Л.В.Гаврючина .Здоровьесберегающие технологии а ДОУ.

    Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. – 256с.

    Кувшинова И. А. Здоровьесбережение в условиях педагогического эксперимента: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 56с.

    Орехова Т. Ф. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 355с.

    Тарасова Т. А., Власова Л. В.   Пособие «Я и моё здоровье» Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. – Челябинск, 1997. – 71с.

    Терпугова Е. А.   Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 254с.