Мониторинг образовательной области "Социализация" во 2-ой младшей группе
методическая разработка (младшая группа) по теме

Глушкова Ирина Михайловна

В этой работе представлены диагностические задания и таблицы по обследованию детей 2-ой младшей группы в образовательной области "Социализация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socializaciya_2_mladshaya_gr.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические упражнения для детей 3-4 лет по социально-личностному развитию.

Образовательная область «Социализация»

  1. Уровень знаний и навыков в развитии игровой деятельности.

                   

Фамилия,  имя ребенка



Показатели




1.Объединяться в игру по 2-3 ребенка (вступает в ролевой контакт)

2.Берет на себя ведущую роль

3.Проявляет интерес к игре

4.Соблюдает правила игры

5.Использует предметы-заместители

6.Владеет ролевой речью

7.Выполняет несколько ролевых действий

8.Самостоятельно подбирает атрибуты

ИТОГО:

 Высокий уровень по 4 балла  32- 28 (4показателя по 4балла;  4 показателя по 3 балла)

Достаточный уровень по 3 балла  27-20 баллов

Средний уровень по 2 балла  19- 12баллов

Низкий уровень по 1 баллу  11-8 баллов

 1. Игровое задание «К нам гости пришли».

Цель:  выявить уровень умения участвовать в совместных играх, проявлять интерес к различным видам игр, объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий, соблюдать в ходе игры элементарные правила, проявлять интерес к окружающему миру в процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами.

Материал: детская игровая мебель, кукольная посуда (столовая, чайная), куклы, игрушки-заменители (деревянные кирпичики, кубики) и т.д.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель создает ситуацию, чтобы 2-е - 3-е детей захотели поиграть в семью. Предлагает выбрать роли «Кем ты хочешь быть, а ты?» Обращается к девочке-«маме».

  1. Катя, посмотри-ка, к тебе гости пришли. Как ты будешь встречать гостей?
  2. Для чего ты будешь готовить обед? Кто тебе будет помогать, как?
  3. А как ты будешь развлекать гостей?
  4. Если кто-нибудь заболеет, что вы будете делать?

Критерии оценки

  1. балл Низкий – не хочет принимать участие в коллективных играх, слабо проявляет интерес к игровым действиям, неактивно использует игровой материал.
  2. балла Средний – принимает участие в совместной игре, неохотно берет на себя ведущую роль, неактивно проявляет интерес к развитию сюжета, знает  назначение игрового материала.
  3. балла Достаточный – активен в совместной игре, соблюдает правила игры, берет на себя ведущие роли, может предложить свое развитие игровых действий.
  4. балла Высокий – охотно берет на себя ведущие роли, разнообразно использует игровой материал, координирует действия других участников игры, может объяснить, почему он так поступает.

2. Игровое задание.  Драматизация сказки «Петух и Лиса»

    Цель: выявить заинтересованность детей к театрализованной  игре, сформированность умений следить за развитием действия в играх-драматизациях, передавать выразительность образов, умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением, голосом); желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.

Материал:  шапочки персонажей сказки (петуха, лисы, кота), игрушечные крылья для петуха.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает детям обыграть знакомую сказку. Наблюдает, как дети берут на себя роли:  либо по желанию детей, либо с помощью товарищей. Напоминает о характере героев:

- Какой был Петушок? (доверчивый, непослушный). Что с ним случилось?

- Какая была Лиса? (хитрая, настойчивая). Как она добилась своего?

- Какой был Кот? (заботливый, смелый). Чем все закончилось?

Критерии оценки

     1 балл низкий  – не проявляет интереса к театрализованной деятельности, не хочет брать на себя роль или не активен в этой роли, знает, какие действия выполняет тот или иной персонаж, но движения и мимика неэмоциональные, текст почти не говорит, даже за воспитателем.

    2 балла средний – испытывает желание примерить на себя роли, но мало выразителен, текст говорит только с помощью воспитателя, стесняется выступать перед сверстниками, но хочет.

    3 балла достаточный – следит за развитием действия, сюжета, достаточно выразительно имитирует движения животных-персонажей, текст старается говорить сам, но иногда пользуется подсказкой воспитателя, с желанием выступает перед зрителями.

    4 балла высокий – сам выбирает себе роль, охотно наряжается, текст говорит без подсказки, сопровождая его выразительными движениями, жестами, мимикой, с удовольствием обустраивает место для выступления и сам приглашает зрителей.

3. Дидактическая игра «Наши игрушки»

    Цель: выявить умение соблюдать заданные и постепенно усложняющиеся правила, умение работать в паре, в подгруппе; проявление интереса к игре, пребывание в игре до её окончания.

Материал: коробка с шариками разных цветов и разных размеров (большие, средние, маленькие), корзинки для шариков, пирамидка с кольцами 2-3 цветов, разрезные картинки (на 4 части, на 5 частей, на 6 частей). Любая дидактическая игра.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает 2-3 детям выполнить задание, подходящее к той или иной дидактической игре: наблюдает за игрой детей  (подобрать по цвету и величине шарики в разные корзинки (большие, средние, маленькие шарики 2-3 цветов), собрать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета, собрать картинку сначала из 4 частей, затем из 5 частей, затем из 6 частей).

Критерии оценки

   Низкий 1 балл – не выражает желание играть, практически не соблюдает правила, быстро теряет интерес к игре и выходит из неё до окончания

   Средний 2 балла – выполняет задания с небольшой помощью воспитателя, усложнение выполняет с трудом, ограниченно взаимодействует с товарищами.

   Достаточный 3 балла – выполняет задание без ошибки, отвечает на вопросы по картинкам и без затруднений собирает простой вариант, над усложнением задумывается, но выполняет сам.

   Высокий 4 балла – проявляет инициативу в выполнении задания, не допускает ни одной ошибки, сопровождает свои действия комментариями, легко справляется с усложнениями, дружелюбен с товарищами.

  1. Уровень сформированности знаний общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Показатели

Фамилия, имя ребенка






1.Соблюдает ли правила поведения

2.Наличие представлений что хорошо, что плохо

3.Доброжелательное общение со сверстниками

4.Выполнение правил вежливости

ИТОГО:

Высокий уровень по 4 балла   16 -14 баллов

Достаточный уровень по 3 балла   13 -10 баллов

Средний уровень по 2 балла  9- 6 баллов

Низкий уровень  по 1 баллу  5-4 балла

  1. Дидактические игры, упражнения, вопросы.

Цель: выявление уровня знаний навыков культурного поведения в детском саду, дома, на улице, знания элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо, умения быть доброжелательным, пожалеть сверстника, позаботиться об окружающих, умения общаться спокойно, без крика, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу, уважительно относиться к окружающим.

Содержание диагностического задания: 

  1. Наблюдение за детьми в процессе самостоятельной игровой деятельности, на занятиях, во время экскурсий и целевых прогулок, во время других режимных моментов.
  2. Беседа по вопросам:

- Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

- Как зовут ребят в группе?  (Назвать несколько имен)

- Как нужно обращаться к воспитателю?

   3. Рассматривание сюжетных картинок играющих детей.

          - Рассмотри картинку, правильно ли поступают дети? Почему?

          - Расскажи, как дети ласково обращаются друг к другу, какие слова говорят? И т.п.

Критерии оценки:

   Низкий 1 балл – неохотно отвечает на вопросы воспитателя, преимущественно обращение к взрослому на «ты», в общении со сверстниками агрессивен.

   Средний 2 балла – проявляет сдержанный интерес к словам и действиям взрослых; обращается ко взрослым по имени и отчеству с подсказкой воспитателя, знает имена сверстников, но не всегда правильно обращается к ним.

   Достаточный 3 балла – проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых, знает имя и отчество взрослых группы, сверстников всех знает, но не всегда хочет с ними общаться.

   Высокий 4 балла – самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству; пользуется в общении ласковыми словами.

  1. Уровень сформированности гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Показатели

Фамилия, имя ребенка





1.Знание имени, фимилии, возраста

2.Гендерные представления

Знания о семье

3.Знает сотрудников детского сада

4.Знает название родного поселка

ИТОГО:

Высокий уровень по 4 балла  16 -14 баллов

Достаточный уровень по 3 балла   13 -10 баллов

Средний уровень по 2 балла  9- 6 баллов

Низкий уровень  по 1 баллу  5-4 балла

1. Дидактические игры, упражнения, вопросы.

Цель: выявление уровня знаний и представлений ребенка о самом себе, о человеке вообще, первичных гендерных представлений, знаний о членах его семьи, знаний о детском саде, о работниках ДОУ (воспитатель, пом. воспитателя), о родной стране (название родного города, поселка).

Содержание диагностического задания:

  1. Беседа по вопросам. 

Материал: семейные фотографии каждого ребенка.

Воспитатель предлагает ребенку побеседовать.

- Назови свое имя, фамилию.

- Сколько тебе лет?

- Ты мальчик или девочка?

- Что ты умеешь делать сам?

- Рассмотри фотографию, покажи и расскажи кто на ней?

- Ты любишь ходить в детский сад? Почему?

- Как зовут твою воспитательницу, няню?

- В каком поселке ты живешь? И т.п.

2. Наблюдение.

В процессе занятий, свободной деятельности воспитатель наблюдает:

- за взаимоотношениями ребенка в игре со сверстниками;

- умением ребенка высказывать свои желания («Я хочу», «Я не хочу»);

- словесными выражениями своего состояния («Я испугался», «Я устал»);

   - отношение ребенка к чему-либо («Я люблю», «Мне нравиться»);

   - способностью ребенка задавать вопросы об окружающем мире;

   - умением сохранять жизнерадостное настроение, быстро преодолевать негативное состояние.

   3. Анкетирование родителей.

   1) Эмоциональное состояние (настроение) вашего ребенка, как правило:

      а) устойчивое жизнерадостное, активное;

      б) эмоционально положительное, быстро преодолевает негативные состояния;

      в) эмоциональное состояние неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью.

   2) Ваш ребенок любознателен, задает много вопросов, проявляет настойчивость в освоении новых действий?

      а) да,                      б) скорее да, чем нет,                             в) нет.              

 И т.п.

Критерии оценки:

   Низкий 1 балл – затрудняется отвечать на вопросы о себе, даже с помощью воспитателя. Общее эмоциональное состояние неустойчиво: от спокойного к плаксивому, часто конфликтен.

   Средний 2 балла – узнает себя по фотографии. С помощью воспитателя перечисляет некоторые свои умения, не всегда умеет договориться со сверстниками, часто капризничает.

   Достаточный 3 балла – уверенно узнает себя и свою семью по фотографии, с помощью воспитателя говорит название поселка. Спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет эмоционально-положительное настроение, стремиться к положительной оценке окружающих.

   Высокий 4 балла – правильно называет свое имя, фамилию, возраст; узнает себя, свою семью, воспитателей, называет поселок; сохраняет активное, жизнерадостное настроение. Любознателен, задает много вопросов, проявляет настойчивость в освоении новых действий, знает стихи, песенки и по просьбе старших охотно исполняет их.

Высокий уровень – 16-20 баллов.

Достаточный  – 12-16 баллов  

Средний уровень – 8-12 баллов.

Низкий уровень – до 8 баллов. 

Методическая литература

Филиппова Ю.  Общение. Дети до 5 лет / Ю. Филиппова. – Ярославль: Академия развития, 2001г. – С.89.;

Диагностика уровней освоения программы : вторая   младшая и средняя группы / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2011. - с.5

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой; Москва, 2001 год.