Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
материал по теме

Хрущева Елена Геннадьевна

Доклад на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_pechat_lgu.doc30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хрущева Елена Геннадьевна,

учитель музыки МКОУ «Большедворская основная общеобразовательная школа»

Детский музыкальный фольклор

как средство приобщения к истокам русской народной культуры

в дошкольном образовании

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы социально-нравственного воспитания детей.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные задачи воспитания нравственных чувств у дошкольников. Огромными возможностями в воспитании нравственных качеств обладает музыкальное искусство.

На музыкальных занятиях в ДОУ воспитываются коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, формируется оценочный подход к явлениям жизни и искусства. Значительную роль в этом играет приобщение детей к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Музыкальный фольклор – это часть достояния народного наследия прошлого. Детский музыкальный фольклор – это самый интересный, доступный, универсальный материал для воспитания дошкольников, сущность которого заключается в предоставлении ребенку первых сведений об окружающей среде, передаче общественных моральных ценностей и культуры своего народа через простые формы фольклорного материала. Разнообразие жанров детского музыкального фольклора дает возможность ребенку всесторонне познавать мир. Пестушки, потешки, колыбельные, игровые, плясовые песни, заклички, частушки играют огромную роль в духовном становлении человека, в его социально- нравственном воспитании.

В работе со студентами колледжа на занятиях по методике музыкального развития я особое внимание уделяю изучению образцов народно-музыкально-поэтического творчества и использованию их в подготовке музыкальных занятий и праздников для детей дошкольного возраста.

Для этого использую следующие формы работы:

- знакомство с разными жанрами песенного творчества; использование дидактических игр (например, игры с народными инструментами на развитие тембрового, мелодического слуха);

- игра на народных музыкальных инструментах: соло, в дуэте, трио, ансамбле, оркестре;

- составление народного попевочного словаря;

- разыгрывание народных обрядов: осенние, Масленица, Святки, свадебный обряд;

- знакомство с народной хореографией;

- выполнение творческих работ: сочинение текстов и напевов колыбельных песен, богатырских былин, сказок;

- составление Древа жизни;

- знакомство с творчеством народных хоровых коллективов: Северный народный хор; исполнителей: Л. Зыкина, Ф. Шаляпин (видео и аудиозаписи);

- участие в творческих встречах с местными музыкальными коллективами: Соминский хор, фольклорный ансамбль «Беседа»;

- знакомство с народными певческими традициями нашего края;

- написание курсовых и выпускных квалификационных работ (например,  «Детский музыкальный фольклор как средство сохранения национальных традиций на музыкальных занятиях у детей 6-7 лет»; «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами фольклора» и другие).

В рамках педагогической практики студенты нашего колледжа  проводят фольклорные праздники. Например, на базе МДОУ «Детский сад № 6 комбинированного вида» г. Пикалево студенты 3 курса провели праздник «Масленица» и вечер развлечений «Деревенские посиделки». На данных мероприятиях присутствовали родители воспитанников, их бабушки и дедушки. Участников праздника, представителей трех поколений, объединяло чувство любви и уважения к своей Родине. Они получили прекрасную возможность прикоснуться к истокам родной культуры.

Я убеждена, что детский музыкальный фольклор является одним из эффективных средств социально-нравственного воспитания дошкольников.