Главные вкладки

    Методическая разработка (средняя группа) на тему:
    Поликультурное воспитание в ДОУ.

    Шепелева Анастасия Николаевна

    Сегодня очень актуальна тема поликультурного воспитьания в ДОУ. Предлагаюю примерный план работы по этой теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    polikulturnoe.docx29.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Примерный перспективный план работы по поликультурному воспитанию в детском саду.

    Содержание.

    I. Введение.

    II. Предварительная работа.

    III. Цели и задачи.

    IV. План знакомства со страной (некоторые мероприятия).

            1- Презентация

            2- Гимн

            3- Песни изучаемой страны

            4- Национальный костюм

            5- Предметы домашнего обихода

            6- Народные промыслы

            7- Национальные танцы

            8- Сказки

            9- Подвижные игры

            10- Национальные праздники

            11- Национальные обычаи, религия

            12- Национальная кухня

            13- Выдающиеся деятели страны

            14- Генеалогическое древо

            15- Национальные имена

            16- Родной язык

    V. Заключение.

    I. Введение.

            Сегодня ситуация такова, что среди детей и сотрудников  в детском саду всё больше становится мигрантов. Мне очень не просто было принять это, ввиду недостатка воспитания, информации, навязанных стереотипов и др. Во многом мне помогли лекции по разным дисциплинам Павловой О.С. Информация оказалась полезна не только мне, но и сотрудникам в детском саду.

             В нашем педагогическом коллективе есть русские, молдаване, украинцы, одна воспитатель из Чечни. Национальности детей ещё более обширны: русские, украинцы, молдаване, армяне, таджики, азербайджанцы, чеченцы, грузины. Работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать надо с педагогов. К сожалению, уровень знаний по данному вопросу очень низкий, нет достаточного количества пособий, литературы. А ведь ещё 20 лет назад, когда я только начинала педагогическую деятельность, работа по поликультурному воспитанию велась очень активно. Сохранились костюмы, пособия, но, увы, их состояние оставляет желать лучшего. Работу приходится начинать почти с нуля, но это не пугает. Главное, желание и творческий подход.

     II. Предварительная работа.

    В детском саду.

            Считаю, что необходимо провести тематическое собрание (педсовет) посвящённое поликультурному воспитанию детей и взрослых, составить анкеты педагогам, родителям и детям, чтобы грамотно строить работу. Разъяснить о необходимости и актуальности данной работы. Уточнить, что работа строится по трём направлениям:

            - самообразование по данной теме;

            - работа с родителями;

            - работа с детьми.

     Подсказать, как правильно строить работу.        

    Завести папку «Поликультурное воспитание в детском саду», где собирать материал по данной теме, советы, пожелания.

    В группе.

            Предварительно провести мониторинг, узнать дети каких национальностей есть в группе. Побеседовать с родителями, вызвать их на контакт, попросить о помощи, пригласить к сотрудничеству, заинтересовать.

            Сделать контурную карту Евразии (затем карту мира) большого размера (4 листа ватмана), поэтапно, по мере ознакомления, наносить страны (столицы, реки, озёра, самые яркие достопримечательности и др.).

            Приобщить к работе музыкального руководителя, педагога по физкультуре, логопеда, психолога, поваров.

            Всю работу вести сообразно возрасту детей, в игровой форме, динамично и эмоционально.

    III.Цели и задачи.

    1. Познакомить детей с культурой другой страны. Расширить кругозор, дать новые знания.

    2. Воспитывать интерес, терпимость и любовь к людям другой национальности.

    3. Учить детей понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру, религию, обычаи.

    4. Объяснить детям, что все люди равны и должны жить в мире и согласии друг с другом.

    5. Наладить связь детского сада и семьи. Ведь дети находятся (бодрствуют) в саду по 10 часов в день, а это гораздо больше, чем дома.

    6. Воспитывать в детях гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить культурное наследие своей страны.

    7. Повысить культурный уровень педагогов детского сада; дать и расширить знания о культуре других национальностей.

    8. Развить у педагогов, родителей и детей толерантность по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанную на понимании различий в культурном облике человека и его эмоциональной сфере.

    IV.План знакомства со страной (некоторые мероприятия).

    «Неделя России».

     Начать надо с той страны, где дети живут, посещают детский сад. Знакомство с каждой страной рассчитано на неделю, но может быть и дольше, всё зависит от количества собранного материала желания детей, активности участия родителей.

    1. Показать презентацию о стране (или рассказать по картинкам):

            - место на карте, ландшафт, климатические особенности;

            - столица, основные достопримечательности;

            - флаг, герб страны;

            - фото президента;

            - фото людей в национальных костюмах;

            - фото с изображением домов в городе и в сельской местности;

            - фото с национальными ремёслами (гжель, хохлома, городецкая роспись и т. д.).

    После презентации раскрасить страну на карте, отметить столицу, реки и т.д.

    2. Послушать гимн России. Обязательно эмоционально настроить детей. Необязательно слушать всё произведение, можно знакомить поэтапно, по куплету (в зависимости от возраста детей). Рассказать детям, что такое гимн и когда он звучит.

    3. Послушать, спеть, выучить русскую народную песню. Подобрать песню по возрасту детей. Песня будет звучать на языке той страны с которой знакомим детей. Это может быть потешка, закличка, частушка и т.д.

    Познакомить детей с разнообразными народными музыкальными произведениями. По возможности показать национальные музыкальные инструменты (ложки, бубен, балалайка, гармонь и т.д.),  послушать, как они звучат, попробовать самим извлечь звук. Организовать оркестр и продемонстрировать достижения на праздниках.

    4. Рассмотреть национальный костюм (или хотя бы элементы костюма). Рассказать детям как называются детали костюма, из какого материала изготовлены.

    Предложить детям изготовить элементы костюма. Провести это в рамках творческих занятий: рисование, лепка, аппликация.

     Сшить или купить костюм по каждой изучаемой стране для последующего представления на итоговом мероприятии (праздник, досуг, занятие).

    Организовать в детском саду музей национальных костюмов.

    5. Рассмотреть национальные предметы домашнего обихода (посуду, мебель), рассказать детям, какого рода занятия характерны для людей данной национальности.

     Изготовить с детьми русскую избу (Сделать макет из коробки, который открывается на две половины. Внутри разместить печь, лавки, стол, зыбку

     ( люльку), сундук, ушат, половик, ухват, кочергу и др.).

    6. Познакомить детей с национальными народными промыслами (гжель, хохлома, богородская игрушка, филимоновская, изделия из бересты, павлопасадские платки и т.д. по возрасту детей). На творческих занятиях (изо, лепка, аппликация) сделать работы и организовать выставку детских работ.

    7. Познакомить детей с национальными танцами, обязательно приобщить их, если не удаётся выучить танец, то попробовать исполнить какие-то элементы. Если есть возможность, посмотреть видеозапись танцев в национальных костюмах.

    8. Почитать с детьми национальные сказки. Сделать подборку сказок в рамках мероприятия «Сказки народов мира (Со сказкой по миру)», оформить соответственно книжный уголок. Провести конкурс детского рисунка «Сказки мира». Обязательно побеседовать о содержании сказок, чем похожи, чем отличаются, друг от друга. Подвести к мысли, что ценности у всех людей одинаковы (мама, папа, дом, друзья, дружба, любовь, честность, вера, порядочность и пр.).  Хоть мы внешне разные, говорим на разных языках, но чувствуем одинаково (тепло, холод, боль, голод, радость, волнение и пр.).

    Можно организовать кукольные спектакли по народным сказкам или драматизировать сказку.

    9. На прогулке или на физкультурном занятии поиграть с детьми в национальные подвижные игры (Бояре, Гори-гори ясно, Ручеёк, катание с ледяных горок  и т.д.).

    10. Рассказать детям об основных национальных праздниках (Рождество, Масленица, Пасха и др.). Все русские праздники, так или иначе, отражаются в годовом плане работы детского сада. Мы отмечаем их с детьми или проводим досуги, беседы. О национальных праздниках других людей, мы знаем очень не много.

    11. Познакомить детей с некоторыми национальными обычаями. Очень аккуратно, грамотно рассказать о религии страны, молитве, показать иконы (это могут быть репродукции), главное показать очень бережное и чуткое отношение к вере других людей.

    12. Устроить дегустацию национальных блюд. Мероприятие можно провести как самостоятельное, так и в рамках праздника. Например, после Выпускного праздника чаепитие, тогда это будут сладкие блюда. Или организовать мастер-класс и слепить пельмени (манты, вареники, беляши, лапшу и т.д.). Попросить на кухне детского сада сварить пельмени и попробовать их или угостить родителей. Можно делать баранки из солёного теста, тогда после приготовления и выпечки их можно использовать в игре: магазин, чаепитие. Изделия получаются очень реалистичными.

    13. Побеседовать с детьми о выдающихся деятелях страны, относящихся к изучаемой национальности. Подобрать фотографии (соответственно: музыкальные произведения,  репродукции картин, книги, фото изобретений и т.д.). Может кто-нибудь расскажет о своих предках, которые оставили след в истории. Это оговаривается с родителями заранее и вносится в план работы.

    14. Попросить детей вместе с родителями составить генеалогическое древо своей семьи, по возможности, разместить фотографии. Предложить отдельно  принести фотографии своих предков, возможно, какие-то личные вещи, хранящие память и тепло о родном человеке. Пригласить родителей или предложить детям самостоятельно рассказать о своей семье. Может быть, кто-то расскажет о своём прапрадедушке, который, воевал на войне, покажет награды. Вспомнить, что на войне воевали люди разных национальностей, что победили мы только потому, что сражались вместе. Тогда этот рассказ можно приурочить ко Дню Победы.

     Оформить выставку «Моя дружная семья». Побеседовать с детьми об их семьях, объяснить им, как важно бережно хранить память о своих предках. Ведь без прошлого нет будущего.

    15. «Что в имени моём». Провести беседу и познакомить с национальными именами, рассказать об их значении. Разобрать имена присутствующих детей.

    16. Разучить с детьми несколько слов или фразу на другом языке (кстати дети делают это с огромным удовольствием): мама, папа, я тебя люблю, давай дружить, мальчик, девочка и т. д.

    День защитника отечества.

    Папа – гордость моя!

    Включить в сценарий праздника национальные подвижные игры разных стран. Пригласить для участия в празднике пап и дедушек.

    8 Марта.

    Включить в праздник национальные песни о маме, танцы (петь и танцевать может с мамой ребёнок. Можно (нужно) читать стихи на родном языке. Зал можно оформить словами «мама» (бабушка) на разных языках, а так же написать имена всех мам на их родном языке.

    Выставка рисунка.

    «Мы такие разные».

    Предложить детям изобразить людей разных национальностей. Оформить работами детей зал для итогового праздника.

    Масленица.

    Один из самых любимых праздников, проводимых на улице. К сожалению, по санитарным нормам, теперь угощать детей блинами на улице запрещено, и мы ограничиваемся народными играми и аттракционами.

    Мастер- класс.

    «Куклы обереги».

    Пригласить родителей на мастер-класс, рассказать об истории тряпичной куклы и предложить сделать её вместе с детьми. Это может быть ангел к рождеству, кукла кормилица, кукла крупеничка, кукла плакуша, кукла перевёртыш  и многие другие. Предложить сделать кукол для ранее изготовленной русской избы (маму, папу, деда, бабушку детишек).

    Общий праздник для всех детей детского сада.

    «День защиты детей».

    Подвести итоги и показать лучшие номера (танцы, песни, сказки, игры) подготовленные в рамках программы по поликультурному воспитанию. Оформить выставку лучших детских работ.

    Посещение музеев.

    Порекомендовать родителям посетить выставки и музеи, подготовить видео и фотоматериалы, собрать папку, оформить стенд материалами родителей.

    V. Заключение.

            Работа по поликультурному воспитанию в нашем детском саду только начинается. Но всё новое, это хорошо забытое старое. Сейчас приходится по крупицам собирать материал, но тем дороже он будет и тем лучше отложится в памяти.  

            В нашем детском саду всегда было много детей других национальностей, так как сад много лет был ведомственным и относился к Тимирязевской  сельскохозяйственной академии. Жили и учились в академии люди разных национальностей, разной расовой принадлежности, разных вероисповеданий, их дети посещали наш детский сад.

            Сегодня у меня в группе три четверти детей мигранты. Это дети, семьи которых приехали из Армении, Грузии, Молдавии, Чечни. Остальные дети из России, москвичей из них 5 человек (всего в группе 23 человека). Я обратила внимание, что в семьях мигрантов всегда больше одного ребёнка, несмотря на тяжёлые (с нашей точки зрения) жилищные условия. Проживая в одной комнате в общежитии, в семьях по двое-трое детей.

             Дети из Армении и Чечни (мальчики) очень шумные, эмоциональные, всегда требуют к себе повышенного внимания, одобрения, очень активны. Девочки обидчивы, очень эмоциональны. И девочки и мальчики всегда готовы прийти на помощь.

             Языковой барьер не мешает общению с русскоязычными детьми. Так ребёнок, пришедший в сентябре в группу (3,5 лет Саркисян Сейран) и знавший на русском языке только своё имя, теперь читает стихи, общается фразами. Общаться было очень не просто, приходилось говорить медленно, смотреть в глаза ребёнку, говорить только существительное, а потом добавлять глагол и показывать, что от него хочу получить. Есть проблемы с питанием, дети не знают многих блюд, приходится уговаривать, объяснять, из чего и как приготовлено. Дети плохо едят каши и рыбные блюда.

            В общении с родителями у меня не возникает проблем, они с удовольствием идут на контакт. Хотя в другой группе был конфликт с мусульманским мальчиком, которому папа сказал: «Женщину (воспитателя) слушать не надо, ты мужчина и знаешь, как надо поступать». Пришлось потратить немало сил и терпения, чтобы найти компромисс и продолжить сотрудничество.

            Очень важно понимать, что только совместными силами: воспитатели + родители + дети, можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.

            План работы пока примерный и возможны изменения по ходу деятельности. Если будут дополнения или фотоматериалы, то я отправлю их на личную почту педагога.