"Фольклор -как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры "
материал (старшая группа) по теме

Климонтова Елена Владимировна

 

 

           Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

И как не вспомнить слова  В.А. Сухомлинского «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 У детского сада есть своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы  и здоровы. Чтобы каждый день пребывания  малышей в нашем  детском саду  прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.

Данная концепция дошкольного воспитания реализуется нами в рамках основной общеобразовательной программы  ДОУ  «Родник культуры» и мини-программы  «Родник духовности». В свете современных требований процесс образования в нашем детском саду строится  как система жизнедеятельности  детей направленная на обретение ребенком опыта.

Нравственно - патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Духовность — это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение.  И, прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе,  расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Наш коллектив - это единое целое, большая семья, которая интересно живет в  совместной деятельности педагогов, детей и родителей и в тесном  сотрудничестве между взрослыми и детьми.

Мы используем в работе с педагогами, детьми  и их родителями заповедь А.С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям".

Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. В нашем детском саду при решении задач  нравственно - патриотического и духовного воспитания особое внимание уделено социально-педагогическим проектам, разработанным временными творческими коллективами ДОУ: «Год семьи в «Родничке», «Любить и беречь», «Организация питания в ДОУ», «Год учителя в Родничке»,  «Родник здоровья», «Великий праздник Победы», «Родник духовности».

Главные участники реализации социально-педагогических проектов - это педагоги, дети и их родители. В данной модели работы  для нас важно не количество планируемых мероприятий, а их значимость в повышении качества  дошкольного образования.

В реализации социально-педагогических проектов мы задействовали неисчерпаемый потенциал семьи, ее широкие воспитательные возможности.

Большое внимание в рамках нравственно-патриотического и духовного воспитания нами  уделяется просвещению родителей, передаче им необходимой информации, организации общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

Много интересных мероприятий  под знаком родительской любви и добрых дел было проведено в этот год в «Радуге». Говорили о семейных отношениях и родственных связях, о значимости отца и матери в семье, о роли бабушек и дедушек, знакомились с семейными  традициями, листали  страницы семейных историй, пытались понять и переосмыслить мудрость народных пословиц и принять их в жизнь, чтобы избежать ошибок в воспитании.

Реализация социально-педагогического проекта «Любить и беречь» направлена на обеспечение безопасности детей, защиту их прав и интересов.

На общем родительском собрании «Знакомимся с законами от А до Я» обсуждалась роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей. Впервые на встречу с родителями были  приглашены представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, священнослужители и общественность.

  Настоятель храма Казанской Божьей матери отец Петр рассказал родителям, на что следует обратить особое внимание при воспитании, чтобы дети не стали причиной бед и огорчений в дальнейшей жизни.

 Родители  читали статьи Семейного кодекса и много полезного узнали из нового закона, который еще раз нацеливает и напоминает, что безопасность детей, защита их прав и интересов – обязанность родителей, он повышает ответственность родителей за своих детей и побуждает больше времени уделять вопросам воспитания в каждой семье.

 Подводя итоги реализации проектов «Год семьи в «Родничке», «Любить и беречь» мы отметили, что родители стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания, чаще стали обращаться к нам с вопросами, прислушиваться к нашим советам, стали более требовательными к себе, возрождаются семейные традиции. Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Родители стали активными участниками в жизни детского сада.

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому работу с детьми мы осуществляли в двух направлениях: формирование представлений о нравственности и духовности и накопление практического опыта. С этой целью планируются и проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.

В рамках реализации  проекта «Родник духовности» и проведения акции «Поговори со мною, мама…»  основной задачей педагогического коллектива стало  создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения в различных формах взаимодействия детей и взрослых таких как: игротеки, выставки, театральные гостиные, праздники, издание семейных газет,  творческие мастерские, концертная деятельность.

Подготовка к мероприятиям начинается задолго до их проведения: познавательная, игровая, творческая деятельность с детьми с обязательным привлечением семей воспитанников.

Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий  нами включены праздники с народными традициями. Цель таких мероприятий  – сохранить и возродить  культурные традиции предков, чтобы будущие поколения чтили и  любили памятные даты своего Отечества.

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Стержнем, основой  духовной культуры является гуманное отношение человека к  человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости,  доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры.

Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери семейная гостиная «Материнской души красота…» распахнула свои двери для воспитанников «Радуги» и их мам. Забыв на время о своих делах и хлопотах, мамы говорили о важности семьи, о роли женщины, о своих любимых детях. С теплыми ласковыми  словами обращались дети к своим мамам, невольно вызывая слезы матерей.

Праздничные поздравительные открытки, сделанные своими руками, дети с любовью вручали всем мамочкам. Праздник День матери никого не оставил равнодушным и мы надеемся, что он станет доброй семейной традицией.

Прикосновение к истории вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Связующая нить с историей – это бабушки и дедушки, это все пожилые люди вокруг нас. Тесная дружба связывает наш детский сад с Домом ветеранов. Теплые встречи, интересные истории, душевные подарки стали доброй традицией. Особое место занимают торжества, посвященные Дню Победы, Дню пожилого человека. Каждый такой праздник – это послание потомкам.

Чувства, пройдя школу воспитания в семье и детском саду, становятся чудесным сплавом, который соединяет всех людей – разных возрастов, разных профессий. Именно общая духовная жизнь, основанная на благородных идеалах, способна обогатить каждого человека, и маленького и большого.

Разработка и реализация социально-педагогических проектов позволила организовать воспитательно-образовательную  работу  в нашем детском саду на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Тонкой нитью через все проекты прослеживается формирование нового человека – человека духовно-нравственного и высокой культуры.

В настоящее время в ДОУ продолжается реализация социально-педагогических проектов в соответствии с программой развития и реализацией основной общеобразовательной программы «Родник культуры».

Для повышения качества образования нами при организации и проведения мероприятий с педагогами, детьми и родителями используются информационно-коммуникативные  технологии,  что позволяет наиболее доступно и наглядно донести информацию.

Вхождение детей в мир знаний, знакомство с окружающей действительностью начинается в дошкольном возрасте.  На занятиях и в свободной деятельности дети совершают виртуальные экскурсии в прошлое и создают проекты будущего,  получают начальные знания и представления, а также осваивают  технику: теле- фото- видео- компьютеры, оргтехника и интерактивные технологии.  И  повседневную жизнь мы уже больше не можем  представить себе без новых технологий.

В нашем детском саду сейчас ведется огромная работа по созданию медиатеки,  в которой имеется материал из опыта работы других ДОУ и авторские разработки наших педагогов.

Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности ДОУ — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике и мы стремимся идти в ногу со временем.

Начал свою работу и постепенно наполняется содержанием наш сайт и мы очень надеемся, что активными пользователями сайта скоро станут и педагоги, и дети, и родители. И каждый посетивший найдет интересную и полезную информацию, оставит сообщение на форуме, задаст вопрос специалисту, а может просто порадуется достижениям детей, родителей, педагогов и дошкольного учреждения в целом.

Родитель – первый воспитатель ребенка и мы приложим все усилия, чтобы каждый родитель нашел ответы на все свои вопросы по воспитанию и развитию своих малышей, чтобы деятельность детей и их родителей приносила только радость общения, удовольствие от совместного творчества, жизнерадостное мировосприятие.

Дошкольный возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений, имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Так пусть каждый  человек – будь то маленький или взрослый – дарит окружающим искреннюю улыбку. А кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите, ювелирную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_nravstvenno.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном

 воспитании детей  дошкольного возраста

через реализацию социально-педагогических проектов в деятельности ДОУ

            Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

И как не вспомнить слова  В.А. Сухомлинского «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 У детского сада есть своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы  и здоровы. Чтобы каждый день пребывания  малышей в нашем  детском саду  прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.

Данная концепция дошкольного воспитания реализуется нами в рамках основной общеобразовательной программы  ДОУ  «Родник культуры» и мини-программы  «Родник духовности». В свете современных требований процесс образования в нашем детском саду строится  как система жизнедеятельности  детей направленная на обретение ребенком опыта.

Нравственно - патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Духовность — это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение.  И, прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе,  расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Наш коллектив - это единое целое, большая семья, которая интересно живет в  совместной деятельности педагогов, детей и родителей и в тесном  сотрудничестве между взрослыми и детьми.

Мы используем в работе с педагогами, детьми  и их родителями заповедь А.С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям".

Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. В нашем детском саду при решении задач  нравственно - патриотического и духовного воспитания особое внимание уделено социально-педагогическим проектам, разработанным временными творческими коллективами ДОУ: «Год семьи в «Родничке», «Любить и беречь», «Организация питания в ДОУ», «Год учителя в Родничке»,  «Родник здоровья», «Великий праздник Победы», «Родник духовности».

Главные участники реализации социально-педагогических проектов - это педагоги, дети и их родители. В данной модели работы  для нас важно не количество планируемых мероприятий, а их значимость в повышении качества  дошкольного образования.

В реализации социально-педагогических проектов мы задействовали неисчерпаемый потенциал семьи, ее широкие воспитательные возможности.

Большое внимание в рамках нравственно-патриотического и духовного воспитания нами  уделяется просвещению родителей, передаче им необходимой информации, организации общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

Много интересных мероприятий  под знаком родительской любви и добрых дел было проведено в этот год в «Радуге». Говорили о семейных отношениях и родственных связях, о значимости отца и матери в семье, о роли бабушек и дедушек, знакомились с семейными  традициями, листали  страницы семейных историй, пытались понять и переосмыслить мудрость народных пословиц и принять их в жизнь, чтобы избежать ошибок в воспитании.

Реализация социально-педагогического проекта «Любить и беречь» направлена на обеспечение безопасности детей, защиту их прав и интересов.

На общем родительском собрании «Знакомимся с законами от А до Я» обсуждалась роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей. Впервые на встречу с родителями были  приглашены представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, священнослужители и общественность.

  Настоятель храма Казанской Божьей матери отец Петр рассказал родителям, на что следует обратить особое внимание при воспитании, чтобы дети не стали причиной бед и огорчений в дальнейшей жизни.

 Родители  читали статьи Семейного кодекса и много полезного узнали из нового закона, который еще раз нацеливает и напоминает, что безопасность детей, защита их прав и интересов – обязанность родителей, он повышает ответственность родителей за своих детей и побуждает больше времени уделять вопросам воспитания в каждой семье.

 Подводя итоги реализации проектов «Год семьи в «Родничке», «Любить и беречь» мы отметили, что родители стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания, чаще стали обращаться к нам с вопросами, прислушиваться к нашим советам, стали более требовательными к себе, возрождаются семейные традиции. Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Родители стали активными участниками в жизни детского сада.

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому работу с детьми мы осуществляли в двух направлениях: формирование представлений о нравственности и духовности и накопление практического опыта. С этой целью планируются и проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.

В рамках реализации  проекта «Родник духовности» и проведения акции «Поговори со мною, мама…»  основной задачей педагогического коллектива стало  создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения в различных формах взаимодействия детей и взрослых таких как: игротеки, выставки, театральные гостиные, праздники, издание семейных газет,  творческие мастерские, концертная деятельность.

Подготовка к мероприятиям начинается задолго до их проведения: познавательная, игровая, творческая деятельность с детьми с обязательным привлечением семей воспитанников.

Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий  нами включены праздники с народными традициями. Цель таких мероприятий  – сохранить и возродить  культурные традиции предков, чтобы будущие поколения чтили и  любили памятные даты своего Отечества.

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Стержнем, основой  духовной культуры является гуманное отношение человека к  человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости,  доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры.

Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери семейная гостиная «Материнской души красота…» распахнула свои двери для воспитанников «Радуги» и их мам. Забыв на время о своих делах и хлопотах, мамы говорили о важности семьи, о роли женщины, о своих любимых детях. С теплыми ласковыми  словами обращались дети к своим мамам, невольно вызывая слезы матерей.

Праздничные поздравительные открытки, сделанные своими руками, дети с любовью вручали всем мамочкам. Праздник День матери никого не оставил равнодушным и мы надеемся, что он станет доброй семейной традицией.

Прикосновение к истории вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Связующая нить с историей – это бабушки и дедушки, это все пожилые люди вокруг нас. Тесная дружба связывает наш детский сад с Домом ветеранов. Теплые встречи, интересные истории, душевные подарки стали доброй традицией. Особое место занимают торжества, посвященные Дню Победы, Дню пожилого человека. Каждый такой праздник – это послание потомкам.

Чувства, пройдя школу воспитания в семье и детском саду, становятся чудесным сплавом, который соединяет всех людей – разных возрастов, разных профессий. Именно общая духовная жизнь, основанная на благородных идеалах, способна обогатить каждого человека, и маленького и большого.

Разработка и реализация социально-педагогических проектов позволила организовать воспитательно-образовательную  работу  в нашем детском саду на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Тонкой нитью через все проекты прослеживается формирование нового человека – человека духовно-нравственного и высокой культуры.

В настоящее время в ДОУ продолжается реализация социально-педагогических проектов в соответствии с программой развития и реализацией основной общеобразовательной программы «Родник культуры».

Для повышения качества образования нами при организации и проведения мероприятий с педагогами, детьми и родителями используются информационно-коммуникативные  технологии,  что позволяет наиболее доступно и наглядно донести информацию.

Вхождение детей в мир знаний, знакомство с окружающей действительностью начинается в дошкольном возрасте.  На занятиях и в свободной деятельности дети совершают виртуальные экскурсии в прошлое и создают проекты будущего,  получают начальные знания и представления, а также осваивают  технику: теле- фото- видео- компьютеры, оргтехника и интерактивные технологии.  И  повседневную жизнь мы уже больше не можем  представить себе без новых технологий.

В нашем детском саду сейчас ведется огромная работа по созданию медиатеки,  в которой имеется материал из опыта работы других ДОУ и авторские разработки наших педагогов.

Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности ДОУ — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике и мы стремимся идти в ногу со временем.

Начал свою работу и постепенно наполняется содержанием наш сайт и мы очень надеемся, что активными пользователями сайта скоро станут и педагоги, и дети, и родители. И каждый посетивший найдет интересную и полезную информацию, оставит сообщение на форуме, задаст вопрос специалисту, а может просто порадуется достижениям детей, родителей, педагогов и дошкольного учреждения в целом.

Родитель – первый воспитатель ребенка и мы приложим все усилия, чтобы каждый родитель нашел ответы на все свои вопросы по воспитанию и развитию своих малышей, чтобы деятельность детей и их родителей приносила только радость общения, удовольствие от совместного творчества, жизнерадостное мировосприятие.

Дошкольный возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений, имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Так пусть каждый  человек – будь то маленький или взрослый – дарит окружающим искреннюю улыбку. А кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите, ювелирную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении.Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под реда...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры России посредством фольклора»

Создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, хороводы, песни, фольклорные постановки, заклички, потешки, загадки и т.д....

«Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

Мастер-класс «Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»  Изготовление игрушки «Коза дереза» из лыка...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...

Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир

Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...