СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
статья по теме

Синтез искусств (живопись, литература, музыка) рассматривается как фактор развития личности ребенка. Необходимость взаимодействия различных видов искусств обусловлена тем, что ни одно из них собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира для ребенка. Такую картину могут дать виды искусства, вместе взятые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Красильникова Елена Михайловна

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с №134 «Веснушки»

Аннотация.

Синтез искусств (живопись, литература, музыка) рассматривается как фактор развития личности ребенка. Необходимость взаимодействия различных видов искусств обусловлена тем, что ни одно из них собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира для ребенка. Такую картину могут дать виды искусства, вместе взятые.

 Литература.

  1. Полунина В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Ребенок в мире культуры. Под ред. Р.М. Чумичевой. - Ставрополь, 1998.
  3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1986.
  4. Чумичева Р.М. Синтез искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения // Дошк.восп. 1995. №4

Особенности социокультурной ситуации детства в современной России, обусловленные рядом экономических, политических, социальных и других причин, определили актуальность проблемы экологии детства как особого гуманистического образовательного пространства, в котором ценности культуры, душевного  и физического здоровья детей, обеспечения их безопасности становятся приоритетными.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ увиденного: детская непосредственность, фантазия, воображение создают  свою, часто непостижимую для взрослого реальность – мир сказок, песен, игр, словотворчества, особую субкультуру детства.

Проникновение из детского во взрослый мир – это непростое, постепенное освоение способов взрослой жизнедеятельности, является как бы разрушением детской субкультуры. Говоря об экологии детства следует подчеркнуть важность сохранения данной культуры в современном обществе открытой информированности, здесь следует помнить о необходимости осторожного и бережного отношения к неизбежным трансформациям мира детства в мир взрослых, предупредить разрушение традиционного разделяющего взрослых и детей информационного барьера, так как это означает ускорение процесса взросления, последствия чего трудно предугадать. М.М.Пришвин доказал необходимость возложения особой миссии на взрослых – помочь детям осуществить переход во взрослое пространство через сознательную игру, называемую искусством.

Авторы программы «Экология детства»,  1998г. (Р.М.Чумичева, И.Э.Куликовская и др.) предложили культурологическое содержание педагогического процесса, ориентированное на развитие внутреннего мира ребенка, его собственного образа, формирование детского опыта и способов освоения мира, социальной адаптации. Культура здесь выступает объединяющим элементом всех разделов программы.

Синтез искусств – фактор программы развития личности ребенка, рассматривается данными авторами как наиболее доказательный при реализации задач социокультурного образования дошкольников.

По утверждению Раисы Михайловны Чумичевой, необходимость взаимодействия различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Такую картину могут дать виды искусства, вместе взятые.

Лабораторно доказано (Ростовской школой Раисы Михайловны Чумичевой), что данные виды искусств имеют единую волновую физическую природу (звук, цвет).  Единая волновая природа просматривается по основным характеристикам (ритм, темп, композиция, тон, сила) этих видов искусств. Другими словами эти характеристики – ритм, темп, композиция, тон, сила свойственны каждому из искусств.

Физический материал составляющий предпосылку каждого из искусств одухотворяется благодаря значению, которое он приобретает в человеческой жизни. Например, темный цвет – это низкие звуки в музыке. Понимание этого феномена физической материи звука, цвета, слова позволяет педагогам с раннего детства бережно вводить ребенка в мир взрослых.

Рассматривая взаимодействия искусств как средство художественно-творческого развития личности, Т.Г.Пеня считает, что взаимодействие искусств необходимо осуществлять в последовательности: живопись – литература – музыка. Данное единство порождает новую целостность. Цель: усилить воздействие.

Культура  - это основа педагогического процесса, а искусство – фактор формирования личности ребенка. Программа развития детского сада с приоритетным гуманитарно-экологическим направлением работы ставит перед педагогами задачу не только овладения инновационными социокультурными технологиями образования и воспитания дошкольников, но и задачи общекультурного личностного развития – расширения их кругозора и компетентности в мире природы и искусства. Творческие группы педагогов работают над перспективно-тематическим планированием, содержанием форм совместной деятельностью с родителями в рамках проекта «Экология детства». Метод синтеза искусств используется педагогическим коллективом как инновационная технология социокультурного образования дошкольников.

Тематическая направленность используемых произведений искусств определяется следующими принципами:

  1. соответствие возрастным особенностям;
  2. соответствие нравственным ценностям социокультурного пространства;
  3. наличие краеведческого компонента в деятельности дошкольного учреждения.

В качестве примера органичного единства произведений искусств (живопись – литература – музыка) для дошкольников можно представить следующие произведения:

Средняя группа

И.Левитан – «Золотая осень» - Я.Тайц «По грибы» - А.Вивальди «Осень»;

А.Саврасов «Грачи прилетели» - Е.Чарушин «Грачи» - С.Прокофьев «Фея Весны»  (балет «Золушка»)

Старшая группа

И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» - С.Есенин «Береза» - П.Чайковский «Зимние грезы».

Подготовительная группа

П.Кончаловский «Сирень у окна» -  Е.Серова «Сирень» - И.Мендельсон «Весенняя песня».

А.Пластов «Летом» - Н.Павлова «Желтый, белый…лиловый» - Э.Григ «Летний вечер»

Ф.Решетников «Опять двойка» - П.Воронько «Мальчик Помогай» - С.Майкапар «Сказочка».

Методический подход к подбору данных произведений имеет в основе сходство по художественной образности (эмоциональность, ассоциативность образов), совпадение музыкальных и литературных ритмов, а также закономерности волновой физической природы.