Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ



Сентябрь

1.Покажи, кого назову


2.Кто это?


3.Сделай, как я


4.Давайте познакомим

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

5.Кто что услышит?

Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

6.Громко – тихо

Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

7.Листопад

Учить плавному, свободному выдоху.

Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

8.Кто с нами рядом живет

Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».



Октябрь

1.Кружок

2.Паровозик

3.Мы хорошие

4.Снежинки

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

5.Угадай, что делать

Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Бубен, два флажка.

6.Идемте с нами играть

Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

7.Принеси игрушку

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

8.Парные картинки

Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.


Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы.

9.Дети обедают

Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит.

Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками.



Ноябрь

1.Кто внимательный?

Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Кукла, игрушечный мишка, машинка.

2. Не разбуди куклу

Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

3.Найди и принеси

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате.

4.Во дворе

Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

5.Олины помощники

Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Кукла.

6.Уложим куклу спать

Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.

Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.

7.Кукла проснулась

Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.

Кукла на кроватке, комплект ее одежды.

8.Посуда для куклы

Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь.

Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.

9.Мальчик с дудочкой


Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка



Декабрь

1.Дует ветер

Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

2.Снежинки

Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Несколько рыхлых кусочков ваты.

3.Поручения

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

4.Песня – песенка

Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

5.Спрячь мячик

Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.

Мяч.

6.Нарядим куклу

Активизировать словарь по теме.

Картонная кукла, набор бумажной одежды.

7.Угостим кукол чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине.

8.Что купили на базаре?

Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи.  

9.Праздник елки в детском саду

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка



Январь

1.Положи на место

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

2.Курочка и цыплята

Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

3.Часы тикают

Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Большие и маленькие часы.

4.Кто, где спрятался?

Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Игрушечная кошечка или собачка.

5.К кукле пришли гости

Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.

Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка.

6.В гостях у куклы

Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Кукольная мебель, кукла.

7. Чудесный мешочек

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

8.Кого мы встретили в лесу?

Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.

Предметны картинки из серии «Дикие животные».

9.Дети играют в группе

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка



Февраль

1.Чья птичка дальше улетит?

Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.

2.Гав-гав

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

3.Лошадка

Обучение отчетливому произношению звука «и».

Игрушечная лошадка.

4.Где машина?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

5.Угостим медведей чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине.

6.Пригласим мишутку в гости

Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Игрушечная мебель, медвежонок.

7.Узнай игрушку

Уточнить и активизировать словарь по теме

Любимые игрушки детей в мешочке.

8.Что в саду растет?

Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи.

9.Мальчик играет с собакой

Упражнять детей в названии слов: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет.

Картинка с изображением зеленой лужайки. На лужайке растут цветы. Мальчик показывает собаке сахар. Собака сидит на задних лапах. Маленькая девочка с интересом смотрит на мальчика и собаку. Около девочки лежит игрушечная собака.



Март

1.На птичьем дворе

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

2.Где зайчик?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

3.Автомобиль

Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.

4.Назови ласково

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить.

5.Помоем посуду

Расширять словарь по теме, активизировать словарь.

Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда.

6.У куклы дома

Закрепить название предметов мебели, ее величины.

Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине.

7.Узнай и назови

Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.

Натуральные овощи или муляжи в мешочке.

8.На чем мы ездим?

Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.

Предметные картинки «Транспорт».

9.Мама купает ребенка

Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.

Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.



Апрель

1.Барабан

Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.

Барабан.

2.Кап-кап-кап

Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо.

Картинка с изображением дождя.

3.Друзья

Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т.п.)

4.Кто чем питается?

Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

5.Покатаем в машине игрушки

Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.

6.Что в корзиночке лежит?

Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.

Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.

7.Чего не стало?

Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.

Игрушки

8.Лото

Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию.

Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей).

9.Кошка играет мячом

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка



Май

1.Тук-тук

Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.

Игрушечный молоточек.

2.Один – много

Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.

3.Дай что скажу

Закрепить название транспорта, активизировать словарь.

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.        

4.Давай познакомимся

Уточнять и расширять словарь ребенка по теме.

Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке.

5. Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

6.Во саду ли, в огороде?

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

7.Комната для куклы

Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.

Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.

8.Голубь летит


9.Автобус везет людей

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка



Июнь

1.Солнце или дождик?

Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

2.Одуванчик

Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

3.Иголочка и ниточка

Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

4.Поворята

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

5.Кто так  кричит?

Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Игрушки или картинки домашних животных.

6.Мишка спит в кроватке


7.Кукла сидит в ванне

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

8.Песня – песенка

Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

9.Где машина?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.



Июль

1.Где позвонили?

Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Колокольчик.

2.Пузырь

Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

3.Кто где живет?

Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме.

Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево.

4.Бабочка, лети!

Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох.

2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.)

5.Коза ест траву


6.Дети гуляют в парке

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

7.Гав-гав

Закреплять произношение звуков по подражанию.


Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

8.Где зайчик

Учить детей понимать предложные конструкции.

Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

9.Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.




Август

1.Угадай, на чем играю

Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Барабан, бубен, дудочка и др.

2.Кораблик

Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Таз с водой и бумажные кораблики.

3.Пирамида любви

Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

4.Дети кормят курицу и цыплят


5.Дети на прогулке в детском саду

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

6.На птичьем дворе

Закреплять произношение звуков по подражанию.


Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

7.Кто чем питается?

Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

8.Один – много

Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.

9.Во дворе

Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет  

Числительное: один, много, ни одного, один, два, три

Вопросы: Где? Куда? Почему? Когда?

Предлоги: на, за, в, из, с, перед, под, около

Тема

Существительное

Прилагательное / наречие

Глагол

Художественная литература

ОВОЩИ

Морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа, свекла, капуста, редис, горох  – овощи (то, что растет на грядке на огороде); магазин;  урожай;

предметы труда: лопата, грабли, ведро, лейка, корзина.

 Еда: салат, щи, борщ, суп

цвета (основные) – красный, зеленый, желтый, черный, коричневый;

вкус – кислый, сладкий, горький; вкусный;

форма – круглая; размер – большой, маленький; твердый.

расти, зреть, хрустит, брать, мыть, чистить, резать, тереть, варить, есть.

Р.н.с. «Репка»,

А.Прокофьев «Огород»

Ю. Тувим «Овощи» (отрывок)

Т.Белозерова «Огород»,

В.Глущенко «Я пойду выкопаю грядку»

ФРУКТЫ

яблоко, лимон, апельсин, груша, слива,  – фрукты, то, что растет на дереве в саду; компот, варенье, сок.

сочный, твердый

вкус – кислый, сладкий;

цвет – зеленый, желтый, красный, синий, оранжевый, фиолетовый; форма – круглый, овальный; размер – большой, маленький

расти, созревать, собирать, срывать, брать, мыть, очищать,

есть, варить, резать.

Считалка «Апельсин»,

В.Волиной «Осень добрая пришла…»

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые осень принесла.

ИГРУШКИ

Зайка, кукла, мишка, машина, кубики, мяч, юла, матрешка, пирамидка,  и др. – игрушки; магазин игрушек

цвет – красный. зеленый, синий, желтый, розовый, коричневый; форма – круглый, квадратный;

поверхность – мягкий, твердый, чистый, грязный; размер – большой, маленький; новый, старый, любимый, красивый.

играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, спать. мыть, качать, убирать, покупать

Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»,

Л.Толстой «Была у Насти кукла»,

Бокова Т. Стихи про игрушки

В.Берестов «Больная кукла»

Н.Саконская «Волчок»

А.Шибаев «Подружки»

ЧЕЛОВЕК

человек, мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка, бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат,  голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот.

Правая, левая, выше, ниже, большой, маленький, высокий, низкий

бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, пить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать.

 Русские народные потешки:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико…»,

«Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ…», «Ладушки», «Расти коса до пояса…»

Е.Благинина «Алёнушка», «Вот какая мама»

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, головные уборы

майка, трусы, носки, колготы, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки, шарф – одежда; рукава, воротник, карман, пуговица, молния, пояс; туфли, кроссовки, сапоги, резиновые сапоги, тапки – обувь; шапка, платок, панамка, кепка.

Ткань, нитка, иголка

основные цвета;

короткая, длинная, чистая, грязная, красивая, резиновая, меховая, теплая, новая, зимняя, летняя, детская.

шить, вязать, носить, одевать, надевать, снимать, застегивать,

расстегивать, повесить, стирать, беречь, гладить, покупать.

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;

народная потешка:

«Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая…»

В. Кудлачева «Подарок»

Е.Благинина «Я умею обуваться», «Новая одежка»

Н.Павлова «Чьи башмачки»

Англ. нар. песенка «Перчатки»

ДОМ

дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, теремок, улица – много домов; часы, телефон, утюг, телевизор, холодильник (предметы быта); этаж

Основные цвета, большой, маленький, старый новый, красивый, деревянная, низкий, высокий, темный

строить, жить, входить, выходить, открывать, закрывать, убираться

Р.н. сказка «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова. «Заюшкина избушка»

А. Барто «Строители»

С.Маршак «Кошкин дом»

К.Чуковский «Мойдодыр»

ПОСУДА

Чашка, блюдце, стакан, тарелка, ложка, вилка, нож, половник, чайник, кастрюля, сковорода, крышка, таз,  щетка, терка.

Завтрак, обед, ужин

Большая, маленькая, чайная, столовая, горячий, сладкий,  холодный, теплый, чистая, грязная

Варить, налить, пить, есть, ставить, поставить, мыть, готовить

Р.н.с. «Три медведя»,

К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»

 Капутикян С. «Маша обедает»

МЕБЕЛЬ

мебель, стол, (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф, полка,  люлька

мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый, книжная

сидеть, лежать, есть, ставить, стоит, вытирать, качать

Р.н. сказка «Три медведя»,

А. Барто «Машенька»

С.Маршак «Кошкин дом

ПРОФЕССИИ

Доктор, врач, дворник, повар, шофер, продавец

Добрый, смелый, сильный

Лечит, варит, готовит, метет, продает, и др.

А.Пушкин «Ветер по морю гуляет…»

А. Барто «Самолет». «Кораблик»

Б. Заходер «Шофер». «Сапожник»

Англ. нар. песенка «Кузнец»

Немец. нар. песенка «Портной»

ТРАНСПОРТ

Машина, грузовик, самолет, корабль, лодка, автобус, трамвай, троллейбус, скорая помощь, пожарная машина, поезд, вагон, рельсы, дорога, кабина, руль, кузов, колесо, мотор, окно, шофер, летчик, капитан

Легковая, грузовая, большая, маленькая, короткий, длинный, высоко, низко, лево, право, вперед, назад, далеко-близко, громко – тихо

Едет, летает, плывет, стоит, гудит,  сломалась, чинить

А. Барто «Кораблик», «Грузовик»,  А. Введенский «Песня машиниста»,

Т. Волгина «Паровоз»,

Э. Мошковская «Мчится поезд»

ВРЕМЕНА ГОДА

Осень

Осень, трава, листья, дождь, лужи, туча, небо,  птицы, урожай, сезонная одежда, зонт, листопад

Желтые, коричневые, красные, большой -маленький, осенние, холодно, мокрый, сырой

Желтеет, падают, капает, улетают

А.Блок «Зайчик»

И.Соколов-Микитов «Осень в лесу»

М.Ходякова «Осень»

А. Плещеев «Осень наступила»

Я.Тайц «Поезд»

С.Маршак «Круглый год»

Зима

зима, мороз, снег, сосульки, снежинка, снежки, лед, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, коньки, снегокат,  лопата, дорожка, снегопад.

Дед Мороз, Снегурочка, подарки, елка, иголки, фонарики

белый, холодный, снежная (баба), большой – маленький, средний, мягкий – твердый, мокрые – сухие, легкие – тяжелые, теплые, зимний, прозрачная (сосулька), елочные.

идет (снег), выпал, лежит, висит (сосулька под крышей), лепить, кататься, ходить (на лыжах), делать (горку), расчищать, тает, замерзли, нарядили

И.Сурикова «Зима»

А. Барто «Снег»

З.Александрова «Снежок»;

Я.Аким «Первый снег»;

В.Бианки «Лесная газета»

И.Соколов – Микитов «Зима вьюжная»

И.Белоусов «Первый снежок»;

О.Высотская «На санках»

О.Жук «Снежный дом»

Р.н. потешка «Мороз»

 Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!...

Весна

Солнце, дождь, ручеек, лужи, почки, листочки

Голубое, теплое, весеннее, маленький, глубокая

Тает (снег), бегут (ручьи), журчит, распускаются (листья, цветы), зеленеет, плывет

А.Плещеев «Уж тает снег …», «Травка зеленеет»;

М.Борисова «Песенка капели»

Укр. нар. песенка «Веснянка»

Лето

Солнце, радуга, река, сачок, качели, песок

Жаркий, теплый, ясный, солнечный

Загорать, плавать, купаться, собирать, качаться, ходить, бежать, прыгать

И.Беляков «Жаркий день», «Малыши-голыши», «», Где вы были»;  Т. Золотухина «Мне солнце село на плечо», «Гроза», С.Пшеничный «Дождик лей», С.Маршак «Сенокос»; Н.Калинина «Летом»; В.Берестов «Веселое лето»

П.Смирнова «Солнышко»

ДОМАШНИЕ

ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

Кошка

животное, кот, кошка, котенок; знать их части тела: голова, морда, уши, глаза, тело, лапы, хвост; знать, что живут в доме; знать, что питаются молоком, рыбой, мясом, покрыты шерстью. Звукоподражания: мяу – мяу, кис – кис, мур – мур.

домашняя, пушистая, мягкая. теплая, серая (рыжая), длинный (хвост), большая, маленькая, усатая, озорные

ходить, бегать, лакать, спать, лежать, сидеть, прыгать, ловить (мышку), играть, мяукать, пищать, царапает

Л.Толстой «Спала кошка на крыше», С.Маршак «Усатый – полосатый»,

В. Берестов. «Котенок», В.Стоянов «Кошка», О. Высотская «Холодно», Е. Чарушин «На нашем дворе»,

 р.н. песенки. потешки «Киска, киска, киска брысь!..», «Как у нашего кота…», «Тили – бом!», «Пошел котик на торжок…», «Собака, кот, кошка и курочка»

Собака

животное, собака, щенок, шерсть; уточнить названия частей тела: голова, морда, уши, тело, лапы, хвост; конура (будка), крыша, стена, миска; знать, что ест: мясо.

Звукоподражания:  гав – гав.

домашняя, пушистая, мягкая (шерсть), большая, маленькая, добрая, злая, лохматая, умная

ходить, сидеть, бежать, лежать, спать, есть, играть, лаять, охраняет, кусается, рычит, грызет,  гладить, кормить.

В. Сутеев «Кто сказал мяу?»,

А. Барто «Пес»:

У крыльца лохматый пес

Лег, уткнувши в лапы нос.

Е. Чарушин «Собака»

Л.Толстой «Слушай меня, мой пес»

Корова

животное, корова, теленок; знать их части тела: голова, уши, рога, ноги, копыта, хвост, шерсть; знать, что ест сено, траву; стадо, луг; пастух, загон, молоко. Звукоподражание: ту ру-ру,  му – му.

цвета окраски коровы: черная, рыжая, белая; домашняя, добрая, большая, парное (молоко). Рогатая, спокойная

ходить, бегать, лежать, есть, щипать (травку), мычать, бодается, жует, пасти, созывать, играть (в рожок), гнать, давать молоко

В.Берестов «Коровушка»,

Е. Чарушин «Корова», И.Новиков

 «Теленочек», К.Ушинский «Коровка»;  Потешки: «Раным-рано поутру»,  «Уж как я ль мою коровушку люблю,

Чешская н. потешка «Дай молочка, буренушка…»

Лошадь

животное, лошадь, конь, жеребенок; знать их части тела: голова, тело, морда, уши, ноги, грива, копыта, шерсть; сено, конюшня. Звукоподражания:

 но, цок – цок, тпру, иго-го.

домашняя, белая, черная, гладкая, блестящая (шерсть), большая, маленькая, красивая, сильная, умная, быстрая, громка – тихо

ходить, скакать, спать, есть, пить, ржать; кормить, поить, бежать, возить, машет, цокает,  возит,  кататься, причесать

Ушинский К. «Лошадка», А. Барто «Лошадка», С.Черный «Жеребенок», Т.Собакин «На коне»,  В Мирович из цикла «Наши друзья» (для самых маленьких) «Жеребенок», В. Стоянов «Конь»;  р.н. потешка «Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!...»

Шведская н. потешка «Едем, едем, на лошадке»

Коза

Животное, коза, козел, козленок, знать их части тела: голова, уши, рога, ноги, копыта, хвост, шерсть; знать, что ест сено, траву;  луг;  загон, молоко. Звукоподражание ме-е-е

домашняя, белая, черная, гладкая, рогатая, блестящая, длинная (шерсть), большая, маленькая.

Ходит, скачет, спит, ест, бодается, пьет, дает молоко

Ушинский К. «Две козы», «Козел», «Два козлика».Р.н. потешка «Привяжу я козлика…», литовская н. потешка «Я козочка», К.Ушинский «Два козлика», В.Жуковский «Котик и козлик»,А. Барто «Козленок»; р.н.с. «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

ДОМАШНИЕ

ПТИЦЫ

Птица, петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок  зернышки; голова, туловище, крылья, хвост, перья, клюв, глаз, гребешок, бородка, лапки; яйцо.

Звукоподражание: ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып-цып, ку-ка-ре-ку; га-га-га, кря-кря-кря

домашняя, красный, желтый, серый, белый,   разноцветный, круглый,  большой - маленький, клюв широкий - узкий, шея длинная - короткая  острый, птичий (двор).

ходить, клевать, пищать, крякать, звать,  кукарекать, плавать, взлетать, нырять;

пить, щипать, грести, шипит, заботится

К.Ушинский «Петушок с семьей», «Гуси», «Уточки»,  Сказка: «Курочка Ряба», К.Чуковского «Цыпленок»,

В Сутеев «Цыпленок и утенок»,

В.Берестов «Курица с цыплятами»;

Е. Чарушин «Утка с утятами»

Кудашева Р. «Петушок», В. Степанов «Утки», «Гусь», «Куры»;  Г. Бойко «Петух»; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;  Т.Волгиной «Цыплята», Р.н. потешки: «Петушок,  петушок, Золотой гребешок», «Гуси, гуси, га-га-га…», «Наши уточки», «Как у наших у ворот»

ДИКИЕ

ЖИВОТНЫЕ

Заяц

Животное, заяц, зайчонок, шубка; знать части тела голова, туловище, лапы, хвост, уши; знать, чем питается: морковка, кора; трусишка

дикий, белый, серый, теплая (шубка), длинные (уши), короткий (хвост), мягкий

прыгать, грызть, бояться (лисы), прятаться (за куст), дрожит

 А. Барто  «Зайка», Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;

В. Хорол «Жил - был зайчик»;

А.Блок «Зайчик»;  Е. Чарушин «Кто как живет в лесу. Заяц»; Потешка «Зайчишка – трусишка по полю бежал…»;  Н.Абрамцева «Как у зайчонка зуб болел»; Р.Н.С. «Колобок», «Заюшкина избушка»

Лиса  

животное, лиса, лисенок, лисичка-сестричка; знать части тела: мордочка, туловище, лапы, уши, хвост; знать, что живет в лесу, в норе, питается мышами.

дикая, оранжевая,

пушистая, хитрая; вытянутая(мордочка), острые(уши), пушистый (хвост).

Жить, бегать, питаться, охотиться, ловить (зайцев, мышей).

Р .Н. С.  «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Снегурушка и лиса»

З.Александровой «Лисята»:

Под кустом играют в прятки

Шаловливые лисятки,

А лиса для малышей

Ловит в зарослях мышей.

В. Бианки «Лис и мышонок»,

Медведь

животное, медведь, медвежонок; знать части тела: голова, морда, уши, туловище, лапы, хвост; знать, что живет в лесу, любит мед и малину, берлога

дикий, коричневый, косолапый, неуклюжий, толстые (лапы), большой, маленький, плюшевый

ходить, спать, есть, пить, ревет, испугался

Р.Н.С.«Три медведя», «Колобок», «Теремок»; «Маша и медведь»

А. Барто «Уронили мишку на пол»;

В Бианки «Купание медвежат»

Волк

Животное, волк, волчонок; знать части тела: голова, туловище, спинка, живот, лапы, уши, хвост, пасть, зубы; знать, что живет в лесу.

дикий, серый, злой, зубастый, сердитый, голодный.

жить, бегать, есть, охотиться, воет

Р.н.сказки «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского,  «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок».  

Е. Чарушин «Волчишко»

Белка

Животное, белка, бельчонок шубка; знать части тела голова, туловище, лапы, хвост, уши, кисточки; знать, чем питается: семена, орешки, что живет в лесу, в дупле на дереве.

Дикий, теплая (шубка), серая, рыжая, пушистый (хвост), острые (зубки)

Прыгает,  лазает, скачет,   ест, грызет

А. Пушкин (отрывок) «Белка песенки поет…»

Е. Чарушин «белка»

Еж

Животное, еж, ежонок, ежата, знать части тела: мордочка, туловище, лапы, уши, тело покрыто иголками,  знать, что живет в лесу, питается мышами, пьет молоко

Дикий, колючий, пугливый, серый, черный, маленький, круглый

Бегает, прячет (мордочку), защищается

Д.Хармс «Храбрый еж», Б. Заходер. «Ежик»; Л.Толстой «Нашли дети ежа», Е. Чарушин «Ёж»,

И. Соколов – Микитов «Ёж»;

Р.н.п. «Тень – тень, потетень»

ПТИЦЫ

птица, воробей, ворона, голубь, сова, ласточка; знать их части тела: клюв, перья, крылья, ноги, хвост, голова; корм, насекомые, птенцы,  скворечник, гнездышко

дикие, красивые, белые, черные, коричневые, разно цветные, большие, маленькие, высоко – низко, далеко - близко

ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, сидеть, чирикать, каркает, ходит, прыгает, поёт.

А. Барто «Села птичка на окошко»,

К.Ушинский «Ласточка», А. толстой «У Вари был чиж», В.Стоянов «Ласточка», В.Бианки  «Лесная газета»

Народная потешка – игра «Воробей»:

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

«Совушка - сова», «Ай ду – ду, ду – ду, ду – ду сидит ворон на дубу », «Вот и люди спят», «травка муравка»

РАСТЕНИЯ

Деревья

кусты

Дерево, куст, ствол, ветка, лист, почки, семена, рябина, береза, клен, елка, сирень

Широкий, узкий (лист), высокий, низкий, основные цвета, алый, бардовый, оранжевый

Расти, цвести, опадают (листья), зеленеют

С.Есенин «Белая береза»

Р.н.п. «Береза моя, березонька», «Я по лесу по зеленому иду», «Уж ты лес - лесок»

Цветы

цветок, одуванчик, ромашка, колокольчик,  пушинка, листья, стебель, букет, венок, земля, луг, поле.

желтый, белый, розовый, фиолетовый,  зеленый, широкий, узкий (лист)

Расти, цвести, собирать, плести (венок), дарить

З.Александрова «Одуванчик», Е.Серова «Лужайка»,  М. Познанская «Одуванчик», «Ромашка»

А.Толстой «Колокольчики мои»

Р.н.п. «Ах вы цветики, цветочки»

О.Бедарев «На лугу»

Насекомые

насекомое, жук, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар, оса, пчела, кузнечик, улитка, муравей; знать их части: крылья, лапки, голова, усы; цветы, пыльца.

большие, маленькие, желтые, черные, красные, зеле ные, коричневые, разноцветные, красивые, полезные, вредные.

летать, ползать, жужжать, пищать, прыгает, есть, пить.

К.Ушинский «Пчелка на разведке»,

русская закличка «Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба!», «Пчелы гудят»;

С Маршак «Улитка», Л.Толстой «Муравей и Голубка», М.Моравская «Два жука»,   Л.Смирнова «Я за бабочкой бегу»; Н. Френкеля «Жук»

Жук, Жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

- Жу,жу,жу,жу, я на дереве сижу….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

В этой папке представлен перспективный план игр и упражнений по развитию речи...

Развивающие игры и упражнения по развитию речи для детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственногоразвития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важнозаботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»....

⦁ Развивающие упражнения и игры по развитию речи для детей раннего возраста.

1. Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, трениро...

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »

Тема по самообразованию.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста...

Перспективный план работы с детьми по развитию речи в группе раннего возраста

Перспективный план по развитию речи с детьми в группе раннего возраста...