Программа "Я-человек, ты-человек, мы- люди"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Долгицкая Алла Борисовна

Программа направлена на формирование у старших дошкольников представлений о человеке как биосоциальном организме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biosocialnosti_dolgickaya_ab.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Паспорт программы…………………………………………………..…2

2. Пояснительная записка………………………………..………………...3

3. Принципы реализации программы…………………………………….6

4. Цель программы………………………………………………………….8

5. Тенденции изменения содержания представлений детей старшего дошкольного возраста о человеке…………………………………………..9

6. Этапы реализации программы…………………………………………...13

7. Мониторинг……………………………………………………………….16

Литература……………………………………………………………….…..22

 


I. Паспорт программы

Наименование программы.

«Я - человек, ты - человек, мы - люди».

Разработчик  программ.

Воспитатель первой квалификационной категории Долгицкая Алла Борисовна

Целевая группа.

Дети группы компенсирующей направленности, дети слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием 6-го года жизни

Нормативно-правовые основы разработки программы.

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Типовое положение № 666 от 12.09.2008 г.
  3. Программа развития образования г.Нижневартовска
  4. Программа развития образования МБДОУ ДСКВ № 17 «Ладушки»
  5. Программа «Здоровье» МБДОУ ДСКВ № 17 «Ладушки»

Цель программы.

Формирование у старших дошкольников представлений о человеке как биосоциальном организме в процессе экологического образования.

Задачи программы.

  1. формировать представления у дошкольников о элементарном строении организма человека.
  1. формировать представления у старших дошкольников о человеке как части общества.
  2.   формировать положительное отношение к людям, родному городу;
  3. развивать у детей мышление, память, воображение.
  4. воспитывать привычку к здоровому образу жизни, уважение к общечеловеческим ценностям.

Ожидаемые результаты.

  1. Повысится индекс здоровья на 1%;
  2. Повысится уровень сформированности представлений о человеке как биосоциальном организме на 25%;
  3. У 75% воспитанников будет сформировано положительное отношение к людям и родному городу.

Сроки реализации программы.

2009 – 2010 учебный год.


II. Пояснительная записка.

Интерес к проблеме человека  в настоящее время  необычайно возрос и расширился. Как отмечал Б.Г.Ананьев, изучение человека на современном этапе характеризуется «всевозрастающим многообразием аспектов человекознания, связанным с взаимодействием естественных, технических и общественных наук, результатом чего является небывалое расширение и углубление междисциплинарных знаний».  Внутренне проблема человека связана с проблемой между обществом и природой.

Структура человека, по мнению философов А.Г. Мысливченко, Д.Б. Парыгина, К.К. Платонова представляет собой единство двух подструктур: человека как природного организма и человека как социального существа. Как биологический объект человек тесно зависит от физических факторов среды и связан с нею через питание, дыхание, обмен веществ. Изменение физической среды (газовый состав воздуха, количество воды и пищи) отражается на здоровье и работоспособности людей. Однако главной особенностью человека является новый способ взаимодействия с природой через создаваемую им культуру (А.М.Былова, Н.М.Чернова).

В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом педагогов как важнейший фактор нравственного формирования личности (А.Н. Захлебный, Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, В.Г. Фокина, И.Т. Суравегина). Огромное значение для развития и воспитания дошкольников имеет постижение ими окружающего мира в его единстве, целостности.

Ознакомление дошкольников с человеком как биосоциальным организмом является новым направлением в системе дошкольного образования. Важным содержательным компонентом экологического образования в первые семь лет является формирование у дошкольников первоначального понимания      специфики     живого      организма,      его      самоценности      и неповторимости,  взаимосвязи с окружающими людьми и на этой основе гуманное отношение к  себе, другим живым объектам.

Сформировать   у   детей   представление   о   человеке   как   элементе  экологической  системы  и общественном существе,  показать взаимосвязь человека   и   среды   его   обитания   —   задача   современности.    Однако   во многих программных  документах (программа «Радуга», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду»),  определяющих  воспитательно-образовательный процесс ознакомления дошкольников с природой в детском саду, данная задача не ставится, ограничиваясь воспитанием бережного и заботливого отношения к природе. Недостаточно внимания в них уделяется изучению форм и методов сохранения и укрепления здоровья.   А  сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Налицо    проявившееся    противоречие    между необходимостью     формирования     у     дошкольников     представлений     о человеке как биосоциальном организме и  недостаточной  разработанностью теоретических и практических аспектов этой проблемы.

Изучив динамику индекса здоровья воспитанников дошкольного учреждения  с 2007 по 2009 г, я пришла к выводу, что данный показатель снижается. Параллельно с этим проводилось исследование  по сформированности у родителей представлений о биосоциальности человека, знании и умении использовать методы здоровьесбережения детей, а также о необходимости углубленного изучения данных вопросов в дошкольном возрасте. В результате мониторинга Поэтому возникла необходимость в переосмыслении  работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и  экологического образования в целом. В 2009 году я принимала участие в составе творческой группы по разработке программы «Здоровье воспитанников ДОУ», для реализации задач которой разработала данную программу.

Программа «Я - человек, ты - человек, мы - люди» имеет практическую значимость, так как  апробированная система работы по формированию у  старших дошкольников представлений о человеке как биосоциальном организме дала положительные  результаты и рекомендована к использованию в практике работы дошкольного учреждения.


III. Принципы, обеспечивающие реализацию программы:

Принцип наглядности предусматривает при решении задач опору на необходимость создания таких условий, при которых оздоровительные, образовательные и воспитательные процессы проходят при оптимальном использовании различных органов чувств (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства и т.д.).

 Принцип сознательности и активности. Сознательное усвоение программного материала, а также приобретение необходимых навыков гигиены, здоровьесбережения играют огромную роль в обучении. Сознательное решение задач, стоящих перед дошкольниками, требует от их самой высокой активности.

Принцип доступности и индивидуализации требует, чтобы перед детьми ставились задачи, соответствующие их силам. Данный принцип, ни в какой степени не исключает необходимости приучать занимающихся к преодолению трудностей, но трудности должны быть адекватными возможностям воспитанников.

Доступность предлагаемого материала – очень важное условие правильного обучения.  Нарастание трудности изучаемого материала должно идти по принципу от простого к сложному, от малого к большему.

Принцип систематичности предполагает регулярность и рациональную последовательность занятий, оптимальную взаимосвязь между их направленностью, определенную последовательность изложения материала. Систематичность в работе над изучаемой темой обеспечивает ее успешное освоение.

Принцип последовательности. Постепенное наращивание учебного материала, последовательное добавление нового к тому, что уже хорошо усвоено, обеспечивает наиболее активную, точную работу.

Принцип гендерности воспитания. Некоторые занятия, материал которых может вызвать смущение или неловкость детей проводятся отдельно у мальчиков и девочек (например, занятия по изучению своего тела, о воспитании гигиенических навыков и культуры поведения)

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Для осуществления вышеназванных принципов в группе созданы необходимые условия:

  1. физкультурный  уголок, оборудованный  необходимым инвентарём:  ребристыми досками, оборудованием  для перешагивания и развития равновесия, резиновыми ковриками, массажными  ковриками для профилактики плоскостопии, массажёрами  для стоп в т. ч. из нестандартного оборудования для “игровых дорожек”, оборудованием  для вестибулярного аппарата (диски “здоровья”), имеются в наличии мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое оборудование;
  2. наборы массажеров  для рук «Каштан» (су-джок терапия);
  3. картотека подвижных и дидактических игр с экологическим содержанием;
  4. большая картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
  5. собрана медиатека, включающая в себя обучающие фильмы и мультфильмы экологического содержания, а также познавательные презентации по темам занятий;
  6. в группе имеется уголок уединения для снятия психоэмоционального напряжения.

IV.Цель программы:

Цель  программы  состоит  в формировании у старших дошкольников представлений о человеке как биосоциальном организме в  процессе экологического образования дошкольников.

Исходя из определения цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать представления у дошкольников о элементарном строении организма человека.
  2. Формировать представления у старших дошкольников о человеке как части общества.
  3. Развивать у детей мышление, память, воображение.
  4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни, уважение к общечеловеческим ценностям.

Прогнозируемые результаты:

  1. Повысится индекс здоровья на 1%;
  2. Повысится уровень сформированности представлений о человеке как биосоциальном организме на 25%;
  3. У 75% воспитанников будет сформировано положительное отношение к людям и родному городу.


V. Тенденции изменения содержания представлений детей старшего дошкольного возраста о человеке

Приобщение детей к экологической культуре - опыту с богатым нравственным, гуманистическим содержанием (И.Т. Суравегина, Н.Н. Кондратьева, СП. Николаева, Н.А. Рыжова, и др.) является актуальным направлением образования дошкольников.

Изменение содержания экологического образования в сфере представлений детей о человеке тесно связано с современными тенденциями науки.

Первая тенденция - это влияние двух взаимодополняющих парадигм: холистической и гуманистической (И.Ю. Алексашина). «Холистическая» парадигма современного образования ориентирует его на накопление опыта гуманного «благоговейного» отношения к жизни, к природе. Она обозначает ориентиры образования, которыми являются глобальные проблемы человечества. Как отмечает Н.Ф. Голованова, человеческое знание существует в  формах эмоционально-интеллектуального и  практического опыта и отражает отношение человека к окружающей действительности, людям, самому себе. Следовательно, экологическое образование дошкольников направлено на освоение ребенком опыта экологической культуры в единстве познавательного, деятельностного компонентов и накопления опыта личностно-значимого ценностного отношения к природе. Этот подход реализуется в исследованиях петербургской школы в работах Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, Н.О.Никоновой, Т.А. Марковой. В них определены цели, задачи, содержание, педагогические условия и технология экологического образования дошкольников.

Вторая тенденция проявляется в понимании «деятельностной природы» ребенка. В философских и педагогических исследованиях прослеживается взгляд на развитие ребенка как активного участника игры, труда, познания и творчества (Т.Н. Бабаева, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева, А.Г. Гогоберидзе). Актуализируется идея С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева о том, что через деятельность осуществляется связь ребенка с окружающим миром.

Третья тенденции современного образования детерминирована первыми двумя и заключается в понимании развития дошкольника как двуединого процесса социализации и индивидуализации (Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.) При этом индивидуализация личности понимается как выражение ею собственной позиции. Основной акцент исследований делается на понимании личности внутренней целостности, ее неповторимости, уникальности. Не секрет, что окружающий мир воспринимается ребенком индивидуально в соответствии со сложившимися первоначальными ценностями, на основе которых уже проявляется избирательность к деятельности, к окружающим его объектам, проявляется интерес, зарождается личностно-значимое отношение к миру.

Потребность в разработке представлений о человеке как о живом организме доступных детям старшего дошкольного возраста возникла в конце 80-годов, после завершения научного исследования Н.Н. Кондратьевой, посвященного изучению содержания системных представлений о живой природе. Был отмечен яркий развивающий эффект освоенных знаний, влияющий на характер отношения детей к природе. По мнению Н.Н. Кондратьевой, в программу экологического образования вместе с природоведческим содержанием должны включаться и элементарные знания о человеке как живом организме, живущем в условиях природной среды, а так же характере и формах взаимодействия человека с окружающими людьми и  природой.

Впервые представления о человеке как живом организме были отобраны, и нашли отражение в программе «Детство» в разделе «Ребенок открывает мир природы» в  1992 году (на презентации программы) и в первом ее издании.     Постепенно представления о человеке стали включаться и в другие экологические парциальные программы (СИ. Николаева, Н.А. Рыжова, Н. Вересов и др.). Однако педагогические условия, технология и возможность освоения их детьми старшего дошкольного возраста до сих пор остается не вполне   изученными. Имеется лишь несколько исследований, посвященных этой проблеме. Так в исследовании О.С. Овсянниковой изучалось влияние представлений о человеке на развитие «жизнесберегающего отношения» детей старшего дошкольного возраста. В исследовании С.В. Шукшиной разработаны педагогические условия формирования у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме. В публикациях А.И. Ивановой  уделяется внимание формированию представлений детей дошкольного возраста об особенностях внешнего вида и строения человека.

В данных работах основной акцент делается на физическом облике человека, особенностях функционирования его органов и систем, что может стать основой валеологического образования дошкольников. Л.И. Пономарева рассматривала педагогические условия формирования представлений о взаимодействии человека и природы. Хотелось бы отметить, что наиболее целостное представление о человеке раскрывается в программе С.А. Козловой «Я – человек», где рассматривается человек как биосоциальное существо, однако основной акцент делается на проблеме социализации ребенка, вхождения его в мир социальных отношений.

Оценивая ситуацию в современной науке, особенно в содержании экологического образования, ученые отмечают, с одной стороны, широкий охват вопросов содержания представлений о человеке в исследованиях последних лет, а с другой стороны, говорят об отсутствии в них целостного, интегративного раскрытия сущности природы человека (А.Н. Кочергин, В.М. Димов).

Решение данной проблемы требует системного подхода к понятию «человек». В трудах М.С. Кагана рассматривается триединая сущность человека (биосоциокультурное единство): человек как часть культуры, формирующийся под ее воздействием; человек как носитель культуры и как ее творец.

Основываясь на приводимых аргументах, можно сделать вывод о том, что современные представления о человеке должны отражать научный подход, где человек - это организм, воплощающий в себе природное, социальное, духовное и культурное начала. Это открывает перспективы более широкого взгляда на проблему содержания представлений о человеке в программе экологического образования детей.

Таким образом, в содержании программы экологического образования старших дошкольников человек должен рассматриваться в единстве всех его сущностных характеристик: он живой организм, имеющий сходные со всей живой материей признаки живого, он тесно взаимосвязан с природой как со средой обитания; он думает, владеет речью, изобретает, проявляет доброту и гуманность по отношению к природе; он культурный, так как владеет нормами и правилами гуманного взаимодействия с природными объектами; он уникален и неповторим во внешнем виде, в своих интересах и проявлениях, в деятельности с природой.

Такое содержание знаний о человеке как живом организме, отражающее основные идеи образования, становится средством экологического развития детей старшего дошкольного возраста. Именно оно станет основой накопления ценностного отношения к природе и развития субъектно-личностной позиции ребенка по отношению к ней: пониманию собственного отношения к природе, своих интересов и возможностей, экологической компетентности как умения решать задачи экологически ориентированной деятельности.


VI.Этапы реализации программы.

Мероприятие

Срок

  1. Диагностический этап

I.1

Организация проведения мониторинга сформированности представлений о человеке как биосоциальном организме

1-2 неделя сентября

3-4 неделя мая

II. Организационно-функциональный этап


II.1.1.

1 блок «Я - живой».


сентябрь-ноябрь

Рассматривание иллюстраций и плакатов «Человек», «Ребенок, взрослый, старик».

II.1.2.

Занятие «Изучаем свое тело».

Цель: Дать детям представление о том, что человек состоит из разных клеток, органов, которые в свою очередь выполняют разную работу.

сентябрь-ноябрь

II.1.3

Занятие: «Кожа-помощница и защитница»

 Цель: Дать детям представление о том, что кожа-это естественная одежда человека; познакомить детей с функциями кожи.

сентябрь-ноябрь

II.1.4

Занятие «Уроки Мойдодыра» (по подгруппам-мальчики и девочки)

Цель: Учить следить за чистотой рук лица, ногтей, половых органов мыть их по мере загрязнения. Дать элементарные знания о профилактике заболевание кожи и рекомендации по оказанию первой помощи.

Уточнить обобщение «предметы для умывания» «гигиена тела»

сентябрь-ноябрь

II.1.5.

Занятие: «Суперкомпьютер в  твоей голове». Цель: Дать представление о том, что мозг – это «суперкомпьютер», который управляет всеми мышцами и органами организма человека, позволяет запоминать, думать и др. Подвести детей к пониманию что для того чтобы мозг хорошо работал, необходимо о нем заботиться и охранять.

сентябрь-ноябрь

II.1.6.

Просмотр медиапрезентаций «Про Костю Косточкина». Цель: В интересной форме наглядно детям показать биологическую сущность человека, формировать привычку к здоровому образу жизни.

сентябрь-ноябрь

II.1.7.

Рисование «Автопортрет»

Цель: Актуализировать у детей представления о человеке как биологическом организме, о  его строении, потребностях и тд

сентябрь-ноябрь


II.2.1.

2 блок  «Мы и люди вокруг нас».


декабрь-февраль

Занятие «Моя семья». 

Цель: Формировать представления о семье, об отношениях членов семьи друг с другом.

II.2.2.

Занятие «Старость надо уважать».

 Цель: Дать детям представление о том что человек как и все живые организмы проходит путь от младенчества до старости, воспитывать  уважение к людям пожилого возраста.

декабрь-февраль

II.2.3.

Занятие «Чем мы отличаемся от животных». Цель: Формировать представления об основных сходствах и отличиях животных и человека.

декабрь-февраль

II.2.4.

Занятие «Мы - земляне».

 Цель: формировать представления о потребностях людей.

декабрь-февраль

II.2.5.

Занятие.  «Труд  кормит, а лень – портит».

 Цель: Дать детям представление о важной роли труда в жизни и развитии человека.

декабрь-февраль

II.2.6.

Занятие «Уроки доброты».

Цель: Формировать представление о том что человек может жить только в обществе, среди людей, что состояние здоровья, настроения и т.д. зависит от нашего поведения, отношения друг к другу.

декабрь-февраль

II.2.7.

Организация выставки рисунков «Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня»

декабрь-февраль

II.2.8.

Развлечение «Все работы хороши»

Цель: Закрепить представление о важном месте трудовой деятельности в жизни человека, воспитывать уважительное отношение к людям труда.

декабрь-февраль


II.3.1.

3. блок «Человек и то, что его окружает»


март-май

Рассматривание иллюстраций, серий картинок о городе Нижневартовск.

II.3.2.

Занятие «Моя малая родина – Нижневартовск». Цель: Формировать представление о малой родине, воспитывать патриотические чувства к городу, в котором живут.

март-май

II.3.3.

Занятие  «Путешествие по городу». 

Цель: Дать детям представление о достопримечательностях города.

март-май

II.3.4.

Занятие «Зеленый щит на наших улицах». 

Цель: Формировать представление о роли зеленых насаждений в благоустройстве и состоянии окружающей среды города.

март-май

II.3.5.

Акция «Посади дерево»

Цель: Посредством практической деятельности экологической направленности, закрепить представления о роли зеленых насаждений в благоустройстве и состоянии окружающей среды города.

март-май

II.3.6.

Конкурс детского рисунка «Мой любимый двор»

Цель: Предложить детям нарисовать двор своей мечты. Развивать творчество детей, воображение. Закрепить представление о малой родине.

март-май

II.3.7

Занятие «День города» (итоговое)

март-май

III. Просветительский и консультативный этап

III.1

Изучение нормативных документов по проблеме обеспечения здоровья детей дошкольного возраста

сентябрь

III.2

Анкетирование  «Изучение семейного опыта по оздоровлению детей дошкольного возраста

анкетирование по выявленным проблемам в плане оздоровления детей»

октябрь

III.3

Информация в родительском уголке «Осторожно грипп» «Правильно ходим, правильно сидим, правильно стоим, правильно лежим…или все об осанке»

ноябрь

III.4

Устный журнал «Правильное питание – залог здоровья» и др.

декабрь

III.5

День открытых дверей «Добро пожаловать!»

январь

III.6

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими нарушения зрения»

февраль

III.7

Информация в родительском уголке «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми»

март

III.8

Совместные физкультурные досуги, праздники «День рождения Нижневартовска»

апрель

III.9

Совместные праздники «Я - человек, ты - человек, мы – люди»

май

III.10

Библиотека-передвижка «О здоровье в шутку и всерьез»

сентябрь-май


VII. Мониторинг освоения детьми старшего дошкольного возраста представлений о биосоциальности человека

Диагностические задания на определение характера  и     уровня знаний детей старшего дошкольного возраста, о человеке как биосоциальном организме

Задание

Обработка результатов

Балл

1.

«ПРИРОДА-НЕПРИРОДА»

Цель: выявить объем и характер представлений детей о природе, что и кого относят к природе. Выяснить. Считают ли человека частью природы.

Материал: 20 картинок с изображением растений, животных, человека, объектов неживой природы, предметов сделанных руками человека. (дерево с листьями и без, куст томатов, комнатное растение, кошка, рыба, птица, паук, лягушка, человек, облако, солнце, снег, одежда, горы, грузовик, самолет, посуда,  дом, книга).

Задание: «Назови что нарисовано на картинках. Положи в одну стопку то. Что можно отнести к природе, в другую – то что неприрода. Если увидишь картинку и не знаешь, куда ее положить, отодвинь в сторону

Ребенок правильно разделил картинки, человека отнес к группе «Природа», дал объяснение выбору.



Ребенок разделил картинки с небольшим количеством ошибок, человека отнес к группе «Природа» или к третьей группе, пытался дать объяснение.



Ребенок разделил картинки с небольшим количеством ошибок, человека отнес к группе «Неприрода», пытался дать объяснения



Ребенок разделил картинки с  ошибками, не дал объяснений

3






2







1






0



2

«ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ»

Цель: Выяснить представления детей о признаках живого и неживого в окружающем мире, и считают ли дети человека частью живой природы

Материал: используются картинки, указанные в задании «Природа-неприрода»

Задание: «Найди картинки. На которых нарисовано живое (живые существа), положи в одну стопку, а неживое в другую. Картинки, которые не знаешь куда положить, отодвинь в сторону».

Вопросы после задания: Почему ты положил эти картинки вместе? (вопрос относится к группе Живое и Неживое). Почему отнес человека к группе «Живое» (или «Неживое»)?


Разделил картинки без ошибок, человека отнес к группе «Живое», дал объяснение: назвал несколько признаков живого (дышит, питается, двигается, растет, размножается, умирает)


Разделил картинки с ошибками, например в группу «Живое» включил снег, самолет, дал объяснение: назвал  признак живого – движение


Разделил картинки с ошибками, человека положил в группу «не знаю куда», дал объяснение, но оно не носит обобщающего характера, так как относится к одному – двум предметам


Разделил картинки с ошибками, не дал объяснение



3







2






1







0

3

«НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Цель: Выяснить:

  1. Какие потребности ребенок считает жизненно важными для человека;
  2. Какие условия необходимы для их удовлетворения.

Материал: картинка с изображением необитаемого острова, маленькие карточки с изображением жилища (шалаш), одежды, еды, источника тепла (костер, печь), посуды, мебели (стол, кровать), книги, телевизора, велосипеда, мяча, телефона, магнитофона.

Задание: «Человек попал на необитаемый остров. На нем ничего нет. Выбери пять предметов, которые нужны,  чтобы выжить на острове. Почему ты выбрал эти предметы?»


Выбрал 4 жизненно важных предмета (жилище, одежда, еда, источник тепла)


Выбрал 3 жизненно важных предмета



Выбрал 1-2 жизненно важных предмета



Выбранные предметы не являются  жизненно важными


3




2



1




0

4

«ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»

Цель: выяснить представления детей о существенных признаках сходства и различия растений, животных и человека.

Материал: картинки с изображением растений (деревья, овощные культуры, комнатные растения), животных, человека (младенец, женщина, мужчина)

Задание: «Выбери из группы по одной картинке «человек», «животное», «растение». Чем они похожи и чем отличаются?»

Ребенок правильно выбирает картинки, называет отличительные черты и черты сходства (например: «У растения есть корни, стебель, листья, животного и человека их нет. У животного тело покрыто шерстью, у него 4 лапы, когти, клыки, У человека их нет, у него волосы, ногти, руки. Он ходит на двух ногах. Может говорить, читать, учиться в школе, работать.Общее у них то, что они живые.»


Отбирает правильно, однако определяет только отличительные признаки.


Отбирает правильно, затрудняется объяснить выбор  или называет 1-2 случайных признака.


Отбирает правильно, но не может объяснить свой выбор.


3












2




1




0

5

«ДВА ГОРОДА»

Цель: Выяснить умение ребенка выделять благоприятные условия среды жизни для удовлетворения биологических, социальных и экономических потребностей человека.

Материал: две картинки с изображением города:

А) город серый, без зелени, в нем много заводов, фабрик с дымящими трубами, машин, загрязняющих воздух выхлопными газами;

Б) город светлый, нарядный (дома покрашены в приятные для глаз цвета), много деревьев, газонов, цветов, заводы далеко за городом, их дым светлый, потому что есть очистные устройства, машины не загрязняют воздух.

В том и другом городе есть школы, магазины, театры, аптека, библиотека (вывески на домах)

Задание: Воспитатель рассматривает с ребенком картинки, читает вывески, затем задает вопросы: «В каком городе ты хотел бы жить? Почему?»

Ребенок может отметить следующие благоприятные условия светлого города:

  1. Чистое голубое небо
  2. Много деревьев, газонов, цветов – значит в городе чистый воздух
  3. Машины не загрязняют воздух выхлопными газами
  4. В городе нет заводов, они  далеко от города, их дым светлый, а не черный
  5. В городе есть все, что нужно человеку: магазин, школа, театр, аптека, детский сад и тд
  6. Город красивый, светлый, чистый.


Ребенок называет 5 благоприятных условий среды жизни






Ребенок называет 3-4 условия






Ребенок называет 1-2 условия






Ребенок не называет условий, не дает объяснений.


3







2






1






0

6

«ГДЕ ТЫ ЖИВЕШЬ?»

Цель: Выявить представления о месте проживания ребенка в городе и об отношении к нему, к своей малой родине.

Задания:

Беседа с ребенком по вопросам:

  1. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  2. Твой дом на улице…9повторить название улицы, где живет ребенок), какие еще улицы ты знаешь?
  3. Как называются главные улицы города?
  4. Около домов на улицах  посажены деревья и кустарники. Зачем их посадили?
  5. Ты был в парке? Как он называется? Зачем нужен парк в городе?
  6. Город, в котором ты живешь большой или маленький?
  7. Как ты думаешь наш город красивый или некрасивый?
  8. Назови какое - нибудь красивое место в городе.
  9. Если ребенок ответит, что город некрасивый, спросить, почему он так считает.
  10. Город чистый или грязный?
  11. Кто следит за чистотой города?
  12. Кто засоряет город? (вопрос для детей, которые считают город грязным)
  1. Представления о городе.

 Называет полный домашний адрес. Называет 2-3 улицы дополнительно. Знает названия главных улиц города. Знает о назначении растений на улицах города, в парках, дает достаточно полное объяснение (влияние растений на качество воздуха, защищают людей от шума, газов, холодных ветров, от солнца летом; украшают город; растения – дом для насекомых, птиц и тд; парк еще и место отдыха)


Называет неполный адрес. Знает еще дополнительно 1-2 улицы. Не знает названия главных улиц города. Знает о назначении растений, но дает неполное объяснение


Называет неполный адрес. Не знает ни одной улицы, кроме той на которой живет. Называет 1-2 аспекта назначения растений на улицах города.


Ребенок не дает более или менее правильного ответа ни на один вопрос.

  1. Отношение к городу.


Отвечая на вопросы о городе, дает оценку и объяснение, называет конкретные красивые места или говорит, что город некрасивый, и объясняет, почему он так считает.

Определяет свой город как чистый/грязный, дает этому объяснение, определяет, кто следит за чистотой или кто его засоряет.


Дает оценку своему городу, но объяснение неточное, неадекватное (например, называет Нижневартовск красивым городом, но не называет красивые места, здания и тд; ) не дает объяснений.

Не знает или дает неточные объяснения , от кого зависит чистота в городе, порядок или беспорядок.


Затрудняется дать оценку своему городу, или дает неадекватную оценку.

Не может дать объяснение своей оценке. Не знает или дает неточные неконкретные объяснения, от кого зависит чистота, порядок/беспорядок на улицах.

3
















2




1






0






3











2









1



Критерии    оценки экологических представлений

 старших дошкольников (П.Г.Саморукова):

Полнота   (или  объем  знаний)  —  многообразие   объектов   и   сторон узнаваемого объекта, представление дошкольников о природе как единой взаимосвязанной системе, включающей живую и неживую природу;

Осознанность     —     осознание     детьми     значения     природы,     как универсальной   ценности   не  только  утилитарной,   но   и   познавательной, эстетической,  практической; осознание человека как живого существа и части общества людей;

Системность -    познание совокупности объективных существенных особенностей, целостности рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них;

Обобщенность   -   выявление   сущности   целого   класса   объектов, объективных     связей,     внутри     класса     (отражается     в     обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

Уровни экологических представлений.

Низкий - узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

 Средний - нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторон объектов, появление обобщенности знаний.
          Высокий        - системные     знания,     освоенные     закономерности особенностей  объектов окружающей  действительности. объекты рассматриваются в закономерных связях, целостно.

Описание уровней экологических представлений у детей.

Уровень первый (низкий). Испытуемые данной группы затрудняются

в рассмотрении существенных признаков живых организмов, в установлении причинно-следственных   связей.   Дети   не   относят   человека   к   объекту живой природы, у них отсутствует представления о значении внутренних органов в жизни человека.   Дошкольники   имеют   неполное   представление   о   роли других людей в жизни человека, Этот уровень  зафиксирован  у  40%  детей  экспериментальной   и     60%  детей контрольной группы.

Уровень   второй   (средний).   Дети   этого  уровня   дифференцируют     живое    и    неживое,    выделяют    2-3    признака    живого (доминирующий признак - движение). Относя человека к живым существам, дошкольники    выделяют   его    как   часть   природы,    но   затрудняются    в выделении -жизненно необходимых потребностей человека и "условий его существования в обществе таких же людей». Данный уровень характерен для 60% детей экспериментальной и 40%  детей контрольной группы.

Уровень  третий   (высокий).   Старшие   дошкольники  этого  уровня к   объектам    природы       относят   человека, дошкольники осознают зависимость жизнедеятельности от благоприятных природных, социальных  условий и нормальной работы всех органов чувств и частей тела. Указывают    на    необходимость    природоохранительной. Детей с данным уровнем развития представлений о человеке как биосоциальном существе не обнаружено.

 Полученные результаты детей экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1 и 2, в которых показано число детей с каждым из выделенных уровней сформированности представлений о человеке как биосоциальном существе.


Литература

  1. Авдеева, Н.А., Князева, О.Р., Стеркина Р.М. Основы безопасности детей дошкольного возраста. [Текст]/ Дошкольное воспитание. - 1997. -№ 3.
  2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. [Текст]/ Алямовская В.Г.-М: Linka Press. 1993.
  3. Ананьев,Б.Г. Человек как предмет познания.  [Текст]/Ананьев Б.Г. – Л: Изд-во ЛГУ. 1968.
  4. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. [Текст]/ Артемова Л.В. - М: Просвещение. 1992
  5. Брехман, И.И. Валеология-наука о здоровье. [Текст]/ Брехман И.И. – М: физкультура и спорт. 1990
  6. Варивода,  B.C. Экологическое воспитание дошкольников. [Текст]/ Варивода В.С.  Мозырь, Белый ветер,  2002.
  7.  Вересов,Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст]/ Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 6.
  8. Венгер, Л.А. Программа «Развитие». [Текст]/ Венгер Л.А.- М. Новая школа. 1994.
  9. Вересов, Н.Н. Мы-земляне [Текст]/ Дошкольное воспитание №12 – 1994
  10.  Виноградова, Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром. [Текст]/ Виноградова Н.Ф. –Дис. Д-ра пед.наук. – М. 1994
  11.  Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. [Текст]/ Воронкевич О.А.- Спб.: «Детство-Пресс», 2004
  12. Дорохов, А.А. Про тебя самого. [Текст]/ Дорохов А.А. – М: Детская литература. 1969
  13.  Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник. [Текст]/ Дошкольное воспитание. 1995
  14. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст]/  Иванова А.И. - М.: «Сера», 2004.
  15. Иванова, Г.А. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст]/ Дошкольное воспитание. – 2004. - №7.
  16.   Козлова, С.А  Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я – человек». [Текст]  / Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е.  - М.: «Владос», 2001.
  17.  Козлова,  С.А. нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. [Текст]  /  Козлова С.А. М:1987.
  18.  Козлова,  С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. [Текст]/  – Козлова С.А. М.: «Академия», 1998.
  19.  Кондратьева, Н.В. Экологическое воспитание дошкольников: проблемы и перспективы [Текст]/  Дошкольное воспитание. – 1993. - №7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: "Человек среди людей".

Конспект для учеников начальной школы....

конспекты для старшей группы про глаза человека, отличия людей, лицо человека...

Цели:– продолжать учить бережному отношению к своим глазам, рассказать о болезнях глаз;– развивать зрительное внимание, наглядно-образное мышление; – воспитывать гуманное отношение друг к другу, ...

Проект к Дню Пожилого человека "Родные люди"

Не жалейте добрых слов приветаДля больных, усталых стариков.Чтоб их душа была согрета,Им не надо слишком много слов.     День пожилого человека - это прекрасная возможность еще раз сказ...

Проект ко дню пожилого человека "Родные люди"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8» г. Балаково Саратовской области...

проект в старшей группе к дню пожилого человека "Родные люди"

Материал носит воспитательный характер. Построен в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержит весь необходимый материал в приложении....

Информационно-социальный творческий проект ко дню пожилого человека «Пожилые люди в нашей жизни»

Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С.Макаренко говорил родителям: “Правильное воспитание – это наша счастлива...

Проект ко Дню пожилого человека «Родные люди».

Тип проекта: творческий.Продолжительность проекта: краткосрочныйСрок реализации проекта: с 17 по 30 сентября.Участники проекта: дети средней и старшей групп, воспитатели, музыкальный ру...