Развитие познавательной активности детей посредством приобщения их к истокам русской народной культуры
методическая разработка по теме

Овсянникова Нина Геннадьевна

Основной целью представленного опыта является развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей, формирование у них патриотических чувств и развитие духовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_rabote_kruzhka.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы.

«Развитие познавательной активности детей посредством приобщения их к истокам русской народной культуры»

Музыкальный руководитель

МКДОУ детского сада «Колосок»

с.Верхосунье Фаленского района

Кировской области

Овсянникова Н.Г.

2013 г.

Содержание

I. Условия возникновения опыта……………………………………..2

II. Актуальность……………………………………………………….3

III. Научно-теоретическое обоснование……………………………..5

3.1. Теоретическая база опыта………………………………………..5

3.2. Ведущая идея опыта……………………………………………...6

3.3. Новизна опыта…………………………………………………….6

3.4. Технология опыта………………………………………………...6

IV. Результативность опыта…………………………………………..9

Литература……………………………………………………………11

Приложение…………………………………………………………..12


I. Условия возникновения опыта.

Организацию работы кружка «Светелка» я осуществляю в старшей смешанной группе МКДОУ детского сада «Колосок» с.Верхосунье Фаленского района Кировской области. Детский сад расположен в центральной части села, по адресу: ул.Пионерская, д.20б. В ближайшем окружении находятся:  МОУ СОШ, Дом культуры, в здании детского сада расположены ФАП и библиотека; детский сад находится на территории ООО СПП «Верхосунское»

В детском саду работает две смешанные группы, которые посещают 30 детей.

Дети обучаются в кружках: «Солнышко» и «Юный эколог» (экологической направленности), «Умелые ручки», «Гимнастический» и кружок «Светелка».

Приоритетное направление в работе педагогов детского сада – экологическое.

75 % воспитанников относится к категории благополучных; большинство детей из полных семей (75%); социальный статус родителей имеет следующую картину:  служащие – 12%

                                      рабочие (колхозники) – 74%

                                      безработные – 6%

                                      домохозяйки – 8%

Детский сад активно взаимодействует со школой, Домом культуры, библиотекой, ООО СПП «Верхосунское».

II. Актуальность. 

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта,- однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

«Русский народ не должен терять своего  авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены  воспитанием душ, а не только передачей знаний.»  Д.С.Лихачев.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Культуру Руси можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни.

Исходя из вышесказанного, для работы кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры были выбраны следующие приоритеты:

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, песенки, хороводы, игры). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц, насекомых, растений.

В-четвертых, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.

 

Основной целью кружка «Светелка» является развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей, формирование у них патриотических чувств и развитие духовности.

Работа кружка предусматривает реализацию следующих воспитательно-образовательных задач:

- знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорном материале;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту родной природы, цвета, форм и росписи произведений народного искусства;

- поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких;

- развитие художественно-творческой активности детей, создание ими собственных творческих композиций.

III. Теоретическое обоснование.

3.1. Теоретическая база опыта.

Данная программа, направленная на активное освоение детьми культурного богатства русского народа, основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к духовному наследию прошлого, на создание возможности для них как бы непосредственно с ними соприкоснуться.

Духовность – интегрированное свойство личности. Оно проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетических позиций, способности к переживанию. В основе человеческой культуры лежит духовное начало и присвоение ребенком совокупности культурных ценностей, определяет меру его общего развития.

Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего педагогического мастерства. Мой практический опыт показал, как сложно довести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия.  Для этого необходимы наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды. С ее помощью приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться восприятием соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды и пр.

Необходимо подчеркнуть значение комплексного взаимообогащения устного и декоративно-прикладного творчества, которые в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, самобытности народных промыслов, связи народного творчества, его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

При отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практика показала, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте все больше место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми необходимо использовать такую форму работы, как беседа.

Очень важно и активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев сказок, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность вовремя дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрить воображение и фантазию.

Педагогам, которые возьмутся за реализацию такой программы, необходимо владеть особенными художественными средствами: петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах – быть артистичными, так как достичь понимания детьми познавательного значения фольклорного произведения иногда легче с помощью эмоциональной выразительности голоса, мимики, жеста.

3.2. Ведущая идея опыта.

                Чем дальше в будущее смотрим,

                Тем больше прошлым дорожим,

                И в старом красоту находим,

                Хоть новому принадлежим.          

3.3. Новизна опыта.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило крестьянина или ремесленника, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Все это не просто любопытно. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей, поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований. Новизна опыта заключается в построении взаимосвязанной системы работы с детьми как участниками воспитательно-образовательного процесса. Это разработанная система планирования, включающая в себя занятия игрового и познавательного характера, объединенные единой тематикой, реализуемой задачей, последовательно, что определяет их целостное восприятие

3.4. Технология опыта.

Реализация работы кружка предполагает создание в детском саду специфической пространственно-предметной развивающей среды, создание обстановки, средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому пришла мысль оборудовать в детском саду уголок русской избы. Стены стилизованы под бревенчатые стены русской горницы. Там решили разместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках. Постепенно, из прочитанной литературы, из рассказов пожилых людей, нам стало ясно, что в настоящей русской избе не было места случайным предметам, а месторасположение каждого предмета было определенным и традиционным. И начались поиски этих предметов. Спрашивали у пожилых людей и искали в старых, заброшенных домах старинную утварь, мебель. Так у нас появились люлька, сделанная из бересты, на гибкой жерди – очепе, кровать с матрасом, набитым соломой, полки-полавочники, сундуки, старинный посудный шкаф, хозяйственная утварь: скалки, ухваты, керосиновая лампа, коромысло, кадки, прялки, рукомойник, домотканые половики, конская упряжь и т.п. А что не смогли найти, сделали своими руками: столы и лавки, из папье-маше – крынки и горшки, вязанные крючком салфетки и скатерти.

Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка?» Её отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе жар. Без печи хата – не хата. С печкой связан весь быт и вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Не даром народ наделял печку волшебными свойствами. А образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д. «Мала печка да тепленька; Когда в печи жарко – тогда и варко». И как же было бы без печи в нашей избе! Печь сделали из старых столов и коробок, оклеив их белой бумагой. На печке сидит дед с внуком, а на сундучке у окна за прялкой – бабушка с внучкой.

Работа кружка ведется по трем основным направлениям:

  1. Занятия познавательного цикла. Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, пословицами, поговорками, произведениями устного народного творчества и народным песенным фольклором.
  2. Второе направление определяет содержание совместной деятельности

с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений будет убедительнее, если вместе с детьми устроить «капустник», на котором и дело сделать, и повеселиться.

  1. Это самостоятельная деятельность детей, способствующая реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии.

С целью осуществления последовательной планомерной работы по программе, составила следующий тематический план:

 

  1. Наша Родина – Россия.

Давным-давно живут здесь люди. Как они жили, чем занимались, как одевались, какие строили дома. Об этом мы узнаем из сказок, песен, пословиц и поговорок.

  1. Солнце – источник жизни.

Смена времен года. Влияние солнца на жизнь человека, растений, животных. Изображение солнца на доме, одежде, предметах домашнего обихода, игрушках.

  1. Конец лета – встреча осени.

Начало уборки урожая. Праздник последнего снопа. Прославление хлеба и хлеборобов. Беседы: «Хлеб – всему голова», «Откуда хлеб пришел?»

Разучивание пословиц, поговорок о хлебе: «Хлеба ни куска, так и стол доска», «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», «Худой обед, коли хлеба нет».

«Октябрь пахнет капустой» - Здесь дети знакомятся с характерными для октября явлениями природы, обычаями и народными праздниками ( Сергиев день – 8 октября. В этот день в деревнях рубили и квасили капусту .Дети сами пробуют мять и солить капусту.

  1. Покров – первозимье.

Начало посиделок. Знакомство с женским рукоделием, одеждой, обувью.

  1. Синичкин день. 

Забота о зимующих птицах. Изображение птиц на полотенцах, фартуках, изделиях хохломской и городецкой росписи, предметах быта и орудиях труда.

  1. Осенние свадьбы. 

Свадьба – это начало семьи. Моя семья. Забота о близких. Рождение ребенка, первая одежда, забота о малыше, колыбельные песни.

  1. Народный календарь. 

Праздник зимнего солнца – Зимние святки. Обычаи – ряженье, баловство, гадание, святочные игры и хороводы.

Каждый год под старый новый год мы с ребятами разучиваем колядки, наряжаемся и идем колядовать. Ходим мы по организациям, где нас очень тепло встречают и привечают, одаривают сладостями. Дети бывают очень довольны и с радостью заучивают разные колядки, чтобы всем было весело.

Отмечаем мы почти все основные христианские праздники: Рождество, Крещение. На масленицу всю неделю едим блины, катаемся с горок, на лошадях, играем в различные народные игры, и, конечно же, сжигаем соломенное чучело масленицы.  На Пасху обязательно раскрашиваем яйца, играем в игры, в которых главным атрибутом является яйцо. 22 марта традиционно проводим День птиц. Поем весенние заклички, водим хороводы, играем в игры и делаем вместе с детьми печенье «жаворонки».

8. Волшебные русские сказки. 

Практически ни одна встреча в русской избе не обходится без русских сказок. В них всегда добро побеждает зло, осуждается лень, трусость, подлость и предательство.

9. Русское гостеприимство и русская кухня.

Здесь ребята знакомятся с обычаями поведения за столом, домашней посудой, русской кухней. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. «Что есть в печи, то на стол мечи», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Умей в гости звать, умей и угощать»; сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

Если судить по количеству пословиц и поговорок, притчей, сказок, песен, еда и питье в жизни наших предков занимали далеко не последнее место. «Где кисель, там и присел, а где пирог, там и прилег». А помните про молочные реки да кисельные берега. Но главное, о чем написано в Библии и о чем помнили наши предки: «Ни хлебом единым жив будет человек».

10. Народные промыслы. 

Русское искусство недаром является предметом национальной гордости. И, конечно, мы тоже знакомимся с лучшими произведениями народных умельцев: дымковской игрушкой,  палехской, гжельской, хохломской росписью, матрешкой и многими другими.

IV. Результативность опыта.

Знакомство с народной культурой начинается с ранних лет. Незаменимыми для малышей становятся песенки-потешки, колыбельные песни, народная игрушка, вызывают эмоциональный отклик песни и сказки. Все это развивает образное мышление детей, вовлекает их в творчество. При комплексном воздействии различных видов народного искусства, а также наблюдений за явлениями живой и неживой природы, красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно. Дети становятся более раскрепощенными, учатся творчески мыслить. Вслушиваясь в певучесть и образность родного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности.

Русский народный фольклор становится близким детям, способствует любви к природе родного края, национальному искусству, развитию интереса к истории своего народа, его быта, помогает детям почувствовать богатство души русского человека.

Показатели развития:

- Дети владеют первоначальными представлениями о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: устройство избы, предметы быта, домашняя утварь, домашние животные, музыкальные инструменты, праздники, игрушки, песни, потешки, сказки;

- Различают на картинках и в жизни эти атрибуты и называют их;

- С удовольствием включаются в обыгрывание потешек, пестушек, вождение хороводов, исполнение плясок, участвуют в праздниках;

- Проявляют положительные эмоции в процессе восприятия русских народных сказок, мелодий, игр;

- Отражают полученные впечатления в разных видах деятельности.

«Фольклор – это лекарство человека»,- говорил А.Курсаже.

Настоящим гражданином, любящим свою Родину, может быть только тот, кто знает историю и культуру своего народа, кто понимает и уважает своих предков, дальних и близких. Поэтому работу в данном направлении я считаю актуальной и очень важной.


Литература.

  1. О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»   Санкт-Петербург, из-во «Акцидент», 1997г.
  2. Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина  «Детский музыкальный фольклор», Москва, 2000г.
  3. Василенко В.М. «Народное искусство», Москва, 1974г.
  4. Деньшин А.И. «Русская народная игрушка», Москва, 1929г.
  5. Молотова Л.Н. «Русский народный костюм», Л., 1984г.
  6. Некрылова А.Ф. «Круглый год» (русский земледельческий календарь), М., 1091г.
  7. Разина Т.М. «Русское народное творчество»,  М., 1970 г.
  8. Екимчева Н.Е. «Русский национальный календарь», М., 2006г.
  9. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», М., 1986г.
  10. Жданова А.С., Островская М.Д. «Календарь народных примет, обычаев, обрядов» Мир книги, 2008г.
  11.  Науменко Г.М. «Народные праздники», М., 2001г.

Приложение №1.

Тема.  «Огонь и человек».

Цели: Рассказать об истории огня, о его пользе для человека. Закрепить знания об основной группе пожароопасных предметов. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем.

Содержание. 

   Хозяйка. Сегодня мы с вами поговорим о том, что помогает нам в жизни. Попробуйте-ка отгадать загадку.

      Он и греет, он и жжёт,

      Он живой, но не живет.

      Он и светит, и слепит,

      Он и добр, и сердит,

      Живет рядом с нами,

      Требует вниманья.  (Огонь).

Хозяйка (зажигает свечу). Зимний вечер, притихший за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжем свечку и будем смотреть на огонь. Тонкий лепесток пламени дрожит на сквозняке, как будто живой. Наверно, он помнит о том первом огне, у которого согрелись первобытные люди, когда молния зажгла сухое дерево. В те далекие времена люди не умели добывать огонь. Они бережно хранили угольки в ямах, чтобы дождь не смог их потушить.

   Пламя свечи помнит и о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из искры, высеченной при ударе одним камнем о другой. Со временем у людей появилось огниво или кресало. Ударяли  железной пластинкой о кремень, высекая искру, и поджигали сухой мох, шерсть или паклю, сухой гриб – трутовик. Кресало носили в специальном кожаном мешочке на поясе.

  Потом появились специальные зажигательные стекла, а еще позже спички.

 Поначалу они были стеклянные с головками из белого фосфора. В наши дни спички сделаны из дерева или картона

РАЗМИНКА.

            Здесь мы учимся недаром:                  (гладят себя по голове)

           Не допустим мы пожара.                     (языки пламени)

           Спички уберем на полку                      ( по тексту)

           Не зажжем костер без толку.               (грозят пальцем)

           Будем помнить день за днем:                (марш на месте)

           Осторожен будь с огнем!

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА.

           На столе свеча большая

           Очень стройная, прямая.

           Загорелся огонек,

           Заметался, как зверек.

           Огонек нас освещает,

           А свеча все тает, тает.

           Догорела, замигала.

          Огонь потух. Свечи не стало.

    Во все времена люди знали, каким разным бывает огонь: то добрым другом и помощником, то грозной стихией, уничтожающей все на своем пути. Его уважали и боялись, любили и почитали.

   СКАЗКА  «Два огня».

Вопросы по сказке:

  1. Как вы думаете, почему в одном доме произошел пожар, а в другом нет?
  2. В каких предметах моей горницы может жить огонь?
  3. Как надо вести себя, чтобы огонь был другом , а не врагом?

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

             (Хорошо, что огне можно приготовить пищу.

              Плохо, что еда может подгореть.

              Хорошо, что у огня можно погреться.

              Плохо, что об него можно обжечься.)

 Да, огонь бывает разным. Огонь добрый нас согревает и кормит. Попробуйте съесть сырую картошку. Невкусно? А жареная да с румяной корочкой – совсем другое дело. Ее нам приготовит огонь-кормилец.. А как вы думаете, огонь нашей свечи добрый или злой? Наша свеча – это огонь, дающий свет. Но есть другой огонь – злой и жадный. Поэтому к огню надо относиться с осторожностью: стараться использовать его полезные свойства и избегать опасных.

ЧАСТУШКИ.

Не игрушка, не пустяк,

Зажигалка – страшный враг!

Если в руки вдруг возьмешь,

То в беду ты попадешь.

Если пламя вспыхнет вдруг,

Есть у вас надежный друг:

Пламени душитель –

Наш огнетушитель.

Спички детям не игрушки,

Знает каждый из ребят.

Если ты возьмешь их в руки –

Будешь сам потом не рад!

ЧАЕПИТИЕ.


Приложение №2

Тема.  Сороки – день птиц.

Цель: прививать детям любовь к природе, научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы,  выражать свое настроение, чувства через малые формы фольклора ( заклички, считалки, песенки и игры) 

Содержание.

            Вот и опять наступила весна.

Закличка.   Весна-красна, пробуди все ото сна!

                    Ты махни платочком красным,

                    Чтобы стало солнце ясным,

                     Небо станет голубым,

                    Снег растает, словно дым.

                     А потом махни зеленым –

                    Будет много хлеба в доме.

                    Весна-красна, пробуди все ото сна!

             Весна красными днями снег сгоняет, солнышко все жарче греет, с крыш закапала капель, разбегаются по ложбинкам быстрые ручейки,  медведь в берлоге просыпается, щука хвостом лед разбивает, а синичка поет мужику на дворе: «Покинь сани – возьми воз!»

              Встречая весну, на утренней заре залезали ребятишки и молодежь на деревья, на крыши домов, взбирались на пригорки. Песни-веснянки пели как можно громче, да так, что голоса поющих были слышны в соседних селах. И перекликались и сливались человеческие голоса с голосами пробуждающейся от зимнего сна природы – стуком капели о землю, плеском журчащих ручьев, с голосами перелетных птиц. Давайте и мы песенкой-веснянкой весну встретим.

                                    ХОРОВОД   «ВЕСНЯНКА».

              С весной возвращаются птицы домой из теплых краев. А какие же птицы прилетают к нам? Вижу я, что вы в птичек превратились и каждая о себе рассказать готова. Ну, послушаем.

                                     СТИХИ   О  ПТИЦАХ.

              Вернувшись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое. Жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Целый день птицы трудятся.

              А давайте-ка, про скворушек споем да поиграем. А считалкой кота Ваську выберем.

 Считалка.        Ах, грач на горе – знать весна на дворе!

                         Голубочки, голубочки, принесите по клубочку.

                         Воробейки, воробейки, принесите всем по швейке.

                         Кукушки, кукушки, принесите по катушке.

                         Чечетки, чечетки, принесите всем по щетке.

                         А синицы-молодицы, принесите всем по спице.

                        Жаворонки прилетите, весну красную принесите.

                        Жура-жура-жураван, шей весне ты сарафан!

                                     ИГРА   «СКВОРУШКИ»

                   ХОРОВОДНАЯ   ИГРА   «ЛЕБЕДЬ»

        В честь прилета птиц  раньше в этот праздник пекли  из теста особое печенье в виде жаворонков. Оно так и называлось «жаворонки». Вот и я затеяла печенье печь. Поможете мне?

                            ДЕЛАЮТ   ПЕЧЕНЬЕ.


Приложение №3.

Тема. Колядки.

Цель: расширять представления детей о народных обычаях, традициях, праздниках; воспитывать интерес и любовь к народному творчеству., выражать настроение и чувства через русский фольклор.

Содержание.

Ой, коляда, коляда, посконная борода.

Баусень, таусень.

             Открывай ворота, выноси-ка пирога.

Кто подаст лепешки – золоты окошки.

             Уж ты, бабушка, подай, ты, Варварушка, подай.

Подавай, не ломай, неси целый каравай.

ВЕД. К вам на святки пришли колядки.

         Эй, спешите все сюда! В гости коляда пришла!

         Колядки, колядки собрались ребятки

         По деревне прошли, вместе коляду нашли.

         Выходи, хозяин, выходи, боярин,

         Встречай гостей со всех волостей!

(поют) Как зашли, мы зашли да в хорошу хату.

            Здравствуйте, ребята!

            Щедрый день, добрый день!

            Сеем-веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

ВЕД. Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный,

         Наши предки пили, ели, веселились две недели

         От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье,

         Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.

         Наряжались и шутили, праздник ждали и любили!

               Разрешите и нам, хозяева, коляду спеть да поколядовать.

  1. Овсень, овсень, завтра новый день!

Не стой у ворот, завтра Новый год!

  1. Коляда, коляда, пришла к вам свысока.

Один раз в годок полюбуемся чуток.

С морозом трескучим, со стужей колючей,

Со снегами белыми, со вьюгой да с метелями.

Самокаты-сани покатили сами –

От села и до села, коляда-то весела!

  1. Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

Чтобы курочки велись, петушки не дрались,

Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год

И гостей невпроворот.

     4. Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер!

         Открывайте-ка окошки, подавайте-ка лепешки.

         В коробейку – копейку, в колпачок – пятачок,

         На полке грош – отдай как хошь!

5.Щедровочка щедровала, под окошко подбегала:

Что ты, тётка, наварила? Что ты, тётка, напекла?

Выноси нам поскорей, не морозь-ка детей!

     6. Открывайте сундучки, доставайте пятачки!

         Если нету пятака, подавайте пирога.

         Не дадите пятака, мы корову за рога

         Отведем на торжок, продадим за пирожок.

    7. Баусень, баусень! Подавайте нам всем!

        Куриную ножку в заднее окошко!

        Кто не даст ножку – утащу кошку.

        Кто не даст кишок – то хозяина в мешок!

    8. Богатые мужички, открывайте сундучки!

        Подавайте пятачки нам на орешки, вам для потешки.

        Не дадите пятачок – боровка мы за бочок,

        Отведем в кабачок, продадим за пятачок!

ВЕД. Руку дай скорее друг! Ждём вас всех в веселый круг!

                                   «МАЛЕНЬКОЙ ЁЛОЧКЕ»

Закончи пословицу.

         Я пословицу начну, а вы закончите, хором дружно отвечайте.

- Без труда…не вынешь рыбку из пруда.

- Делу время…потехе час.

- Кто любит трудиться…тому без дела не сидится.

- Труд человека кормит,..а лень портит.

- Терпенье и труд…все перетрут.

- Красота приглядится…а ум пригодится.

- Конец…- делу венец.

В святки люди гадали, судьбу предсказывали. А не погадать ли нам добрым хозяевам.

Гадание.   Сердце –любовь.                  Машина – машина.

                   Книга – знания.                    Стрела – достижение цели.

                   Монета – богатство.          Бокал – праздники.

                   Ключ – новая квартира.     Лицо человека – новое знакомство.

                   Солнце – успех.                    Дорога – поездка.

                   Письмо – известия.             Часы – перемены в жизни.

                   Молния – испытания.         Кольцо – свадьба.

ВЕД. Не пора ли вам, хозяева, за колядушку дарить?

         Либо каши горшок, либо блюдо кишок,

         Либо ступу молока да кусочек пирога.

         Не дадите булку – не пойдем на улку!  (Угощение)

         Дай Бог тому, кто в этом дому!

        Вам рожь густа, рожь ужимиста!

         Дай Господь хозяевам, чтоб пожилось, побылось да на двор много лилось! Хлеб да соль да совет на долгий век! Спасибо этому дому, пойдем к

другому. (уходят с песней).


Приложение №4.

Тема.  «Откуда варежки пришли?»

Цель:    познакомить с предметами русского обихода: прялкой, веретеном, чесалкой, спицами, крючком; закрепить полученные знания практически, воспитывать   любовь к народному песенному творчеству; прививать интерес к культуре своего народа.

Содержание.

        Хозяйка сидит, прядет и поет  р.н.п. «Молодая пряха».  Дети заходят и садятся на лавочки.

 Х. Здравствуйте, ребятки!

      Сели вы на лавки.

      Будем день мы коротать –

      Сказки слушать и в игры играть.

      Нынче день-то больно долог.

      Насчитала 40 ёлок, да на лавке посидела,

      Да в окошко поглядела.

      И носочек повязала да немножко я попряла.

      Вот я с вами посижу, что-то интересное вам, ребятки, расскажу

               Есть на свете мастерицы-рукодельницы под тихий треск лучины длинными зимними вечерами вязали платки да ажурные шали, теплые да нарядные, вязали носочки и варежки, кофточки  да душегреечки. Создавали эту красоту из обыкновенной пряжи. А откуда ж они пряжу-то брали?

              Выращивали в своем хозяйстве овец да коз особой пуховой породы.

Овечку стригли, потом шерсть эту обирали от всякого мусора, а потом чесали вот такими чесалками (показ), чтобы она была пушистая, воздушная.

А если в хозяйстве была козочка, то её вычесывали особыми гребешками, потом пух этот козий бережно  собирали, вычищали из него мусор,  промывали в мыльной водичке, ополаскивали и сушили. А потом уже прилаживали шерсть или козий пух к прялочке и начинали прясть. (показ процесса прядения). Рассказ о неумелой пряхе. Пение р.н.п. «Дуня-тонкопряха».  Знакомство с прялкой, веретеном.

             Ну вот, пряжа готова. Теперь можно и вязать. А чем, ребятки, вяжут-то? Правильно, спицами да еще крючком.

            Ну, а загадки-то отгадывать любите? Загадаю вам загадки, кто смышленый, погляжу.

ЗАГАДКИ.          1. Я пушистый, мягкий, круглый,

                                 Есть и хвост, но я не кот.

                                 Часто прыгаю упруго,

                                 Покачусь – и под комод.   (клубок)

2. Чем быстрее я верчусь, тем больше я толстею.    (веретено)

3. Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять.   (клубок)

4. Барыня-княгиня весь мир одевает, а сама голая ходит.    (спица)

Молодцы, ребятушки! А вот мастерицы-рукодельницы когда собирались на посиделки, чтобы им скучно не было, обязательно пели песни. Они помогали в работе. И мы сейчас с вами песенку поучим, которая называется «Прялица».  Вот послушайте.    (Разучивание песни.)

                 А не хотите ли сами попробовать себя в искусстве прядения? Раньше, когда девочке исполнялось 5 лет, она должна была выпрясть первую в своей жизни нить. Это сопровождалось интересным магическим обрядом, сохранявшимся в крестьянской среде. Эту нить торжественно сматывали в клубок, а затем сжигали. Пепел размешивали в стакане с ключевой водой и давали выпить будущей пряхе, чтобы она стала искусной мастерицей.

   Процесс прядения с девочками  и закрепление песни.

                Вот ниточку напряли, на веретено накрутили, теперь нужно ее в клубочек смотать. Мальчики, а у вас это получится?

                            И Г Р А  «СМОТАЙ  НИТКИ  В  КЛУБОК»

Хоровод  «Прялица».

Угощение.

Приложение №5

Тема.  Вербное воскресенье.

Цель: расширять представление детей о народных обычаях, праздниках; воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Содержание. 1. Беседа «Вербное воскресение»

                         2. Украшение вербных веточек.

       Загадка: У неё цветочки – пушистые комочки.

                      По весне она цветёт,

                      Праздник Пасхи к нам зовёт.  (Верба)

    Весенние праздники продолжались и за неделю до Пасхи.            ВЕРБЯНКА – один из самых древних языческих народных праздников. Он был связан с началом цветения вербы – первым признаком пробуждения природы. Люди думали, что цветение вербы говорит о новых благах, которыми природа скоро наградит их и всё живое на земле. Позднее вербянку совместили с православным праздником Вербного Воскресения.  В субботу, накануне Вербного Воскресения, православные отмечают праздник Воскрешения Лазаря (Лазорева суббота), праздник возрождения и оживления природы.,

   Библия рассказывает об этом одном из самых замечательных чудес, которые совершил Иисус Христос. Одним лишь словом своим он воскресил Лазаря после его смерти. Иисус Христос вылечил многих людей от самых тяжелых и безнадёжных болезней. Он вернул им жизнь, силы, радость, а их родным – утешение. Слава о чудесных исцелениях распространилась повсюду. Но Христос прославился не только этим. Он учил быть добрыми, милосердными, честными, учил жить честно и скромно, любить друг друга больше, чем себя, верить в Бога и жить по Его заветам.

   Иисус Христос вместе с учениками отправился в Иерусалим, где Его ожидали как нового царя, избавителя от всех бед, трудностей и несчастий. Но он знал, что в Иерусалиме будет страдать от людей и погибнет. Вдоль дороги, по которой ехал Христос, и на улицах Иерусалима стояло множество людей. Они радостно улыбались и славили Христа. Люди размахивали пальмовыми ветвями. В России заменили пальмовые ветви на веточки вербы, ведь верба цветет раньше всех и назвали праздник – Вербное воскресение. В этот день все шли в церковь, чтобы осветить веточки вербы. Потом несли их домой и хранили за иконами до Егорьева дня (день, когда выгоняли скот на пастбище) или клали в пойло больным коровам или телятам, или здоровым животным, потому что считали, что ветки вербы охраняют их от всех болезней. Втыкали ветки вербы под крышу хлева, чтобы скотина всегда возвращалась домой с пастбища. Часть веток прятали до наступления летних гроз. Ими в первый раз выгоняли скотину в поле. Освященной вербой хлестали друг друга, в первую очередь детей, против напастей и болезней, приговаривая:

                        Верба, верба, вербохлёст.

                        Вербохлёст бьёт до слёз.

                        Верба синя бьёт не сильно,

                        Верба красна бьёт напрасно,

                        Верба бела бьёт за дело.

                        Вербохлёст бьёт до слёз!

2. Украшение веточек вербы цветочками из конфетных фантиков.

Приложение № 6.

Тема.  «Пасха – светлое Христово Воскресение».

Цели: познакомить с православным  русским праздником Пасха. Углублять интерес к культуре русского народа.

Содержание. 1. Рассказ о празднике Пасхи.

                         2. Раскрашивание яиц.

                         3.  Игры.

   Звонко капают капели возле нашего окна.

   Птицы весело запели, в гости Пасха к нам пришла!

 Празднуется Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников в христианской религии, утверждённых в честь воскрешения Христа.

                      Повсюду благовест гудит,

                      Из всех церквей народ валит.

                      Заря глядит уже с небес,

                      Христос воскрес! Христос воскрес!

                                     Вот просыпается земля,

                                     И одеваются поля.

                                     Весна идёт полна чудес,

                                     Христос воскрес! Христос воскрес!

  Перед Пасхой идёт Страстная неделя, когда люди, не покладая рук, чистили, скребли, мыли свои жилища, готовясь к большому празднику. В Великий четверг (чистый) обязательно мыли детей. Считали, что даже ворона своих воронят в этот день в луже моет. «Если в Чистый четверг в избе вымоешь, весь год чистота в доме водится будет», - говорили хозяйки.

   В этот день было принято стричь волосы маленьким детям, которых ещё ни разу не стригли. Стригли также и овец, чтобы шерсть у них была длинная и густая. Утром ходили на колодец, брали воду и опускали в неё серебряную монету. Этой водой умывались, чтобы сохранить молодость и свежесть лица. Пережигали в печи «четверговую соль», которую использовали для лечения людей и животных                                                                                   . Именно в четверг хозяйки красили яйца. Яйцо – это символ зарождающейся жизни. Смысл пасхального яйца в поминовении усопших предков и чаяния воскрешения их и нас самих вслед за Христом Спасителем. Яйца носили в церковь освящать. Их ели, ими обменивались, раздавали нищим, с ними молодёжь играла.

    На Пасху готовили и другие кушанья: куличи, пасхи, пирожки, запекали окорока. А вот блюда из рыбы на стол не ставили (это поминальное блюдо).

   Куличи пекли уже в пятницу, а в субботу несли утром в церковь освящать вместе с яйцами, пасхами.

   Пасхальную ночь проводили на службе в храме. Приветствовали друг друга в Пасху словами: «Христос воскресе!», на что отвечали: «Воистину воскресе!» При этом было принято трижды целоваться – христосоваться.

                         Христос воскрес из мёртвых,

                         Смертию смерть поправ

                         И сущим во гробех

                         Живот даровав.

  Обязательно одевались во всё белое или светлое. Целую неделю народ веселился и радовался.

Приметы.  Мороз в первый день Пасхи – к обильному урожаю.

                   Само солнце «играет»  на Пасху.

                   Если пойдёт дождь, то весна будет дождливая.

                   Если на Пасху девица локтем удариться, значит, её милый вспомнил.

                  На Пасху бросать что-либо и выливать воду за окно нельзя – Христос под окнами ходит.

                          Хвалите Господа с небес и пойте непрестанно!

                          Исполнен мир его чудес и славой несказанной!

                          Хвалите Господа с небес и славьте, человеки!

                          Воскрес Христос! Воскрес Христос!

                          И смерть попрал вовеки!

Расписывание яиц.   (красный  - цвет счастья,

                                     зелёный – цвет жизни,

                                     желтый – цвет тепла, домашнего очага,

                                     черный – цвет земли.)

Игра «Катись яичко»  (желоб)

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА

участника окружного этапа конкурса «Учитель года -2013»

Ф.  И.  О.

Овсянникова  Нина  Геннадьевна

Учреждение

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» с.Верхосунье Фаленского района Кировской области

Адрес: 612517, Кировская область, Фаленский район, с.Верхосунье, ул.Пионерская,д.20 б

Т. (83332) 38-1-49

Должность

Музыкальный руководитель

Стаж работы в должности

  1.  

1.Тема инновационного педагогического опыта

Приобщение детей к истокам русской культуры как средство познавательной активности детей.

2. Источник изменений

Необходимость ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

3.Идея изменений.

Сущность опыта – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей, формирование у них патриотических чувств и развитие духовности.

  1. Концепция изменений.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей, поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований. Новизна опыта заключается в построении взаимосвязанной системы работы с детьми как участниками воспитательно-образовательного процесса. Это разработанная система планирования, включающая в себя занятия игрового и познавательного характера, объединенных единой тематикой, реализуемой задачей, последовательно, что определяет их целостное восприятие.

  1. Условия реализации изменений.

В детском саду оборудована комната русского быта. Стены стилизованы под бревенчатые стены русской горницы. В настоящей русской избе не было места случайным предметам, а месторасположение каждого предмета было определенным и традиционным. Так в нашей горнице появились люлька, сделанная из бересты, на гибкой жерди – очепе, кровать с матрасом, набитым соломой, полки-полавочники, сундуки, старинный посудный шкаф, хозяйственная утварь. И без печки в нашей избе не обошлось: её мы сделали из старых столов и коробок, оклеив их белой бумагой. На печи «сидят» дед с внуком, а на сундучке за прялкой под иконами – бабка с внучкой.

  Педагог, взявшийся за реализацию этой программы, владеет особенными художественными средствами: может петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах, артистична, так как достичь понимания детьми познавательного значения фольклорного произведения легче с помощью эмоциональной выразительности голоса, мимики, жеста.

  1. Результат изменений.

Показатели развития:

*Дети владеют первоначальными представлениями о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: устройство избы, предметы быта, хозяйственная утварь, домашние животные, музыкальные инструменты, игры и игрушки, праздники, песни, потешки, сказки.

*Различают на картинках и в жизни эти атрибуты и называют их.

*С удовольствием включаются в обыгрывание потешек, пестушек, вождение хороводов, исполнение плясок, участвуют в праздниках.

*Проявляют положительные эмоции в процессе восприятия русских народных сказок, мелодий и игр.

*Отражают полученные впечатления в разных видах деятельности.

  1. Публикации

  1. Описание инновационного опыта.

Для работы кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры были выбраны следующие приоритеты:

1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа;

2.Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, песенки, хороводы, игры). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

3.Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц, насекомых, растений.

4.Ознакомление детей, с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.

Работа кружка предусматривает реализацию следующих воспитательно-образовательных задач:

- знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорном материале;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту родной природы, цвета, форм и росписи произведений народного искусства;

- поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких;

- развитие художественно-творческой активности детей, создание ими собственных творческих композиций.

Основные направления работы кружка «Светелка»:

1.Занятия познавательного цикла. Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. Дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, пословицами, поговорками, народным песенным фольклором.

2. Второе направление определяет содержание совместной деятельности с детьми. Гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений будет убедительнее, если вместе с детьми устроить «капустник», на котором и дело сделать и повеселиться.

3.Это самостоятельная деятельность детей, способствующая реализации творческого замысла, проявлению инициативы и фантазии.

С целью осуществления последовательной работы по программе составлен тематический план.

Экспертное заключение.

Ф.И.О. эксперта

Составляющие образования

Информационное представление опыта

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.

laquo;Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах»К.Д.УшинскийПервое знакомство ребен...

Проектирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством информационных технологий

Задачи:познакомить детей с материальной культурой русского народа,познакомить детей с духовной культурой русского народа,научить детей применять на практике полученные знания и умения,воспитывать любо...