Календарно-тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Рекубрацкая Нина Евгеньевна

Календарно-тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе компенсирующей направленности

(для детей с ЗПР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2011-2012.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе компенсирующей направленности

(для детей с ЗПР)

Месяц, неделя

Лексическая тема

Тема

Программные задачи

Сентябрь.

1-ая неделя

Обследование

«Наши любимые игрушки»

Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей).

Учить планировать работу — отбирать нужное количество материала, определять способ лепки.

Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки).

2-ая неделя

Обследование

 «Грибы»

 Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.

3-я неделя

«Осень»

«В лес по грибы»

Воспитывать у детей любовь к природе, дарам леса, создавать интерес к коллективной лепке.

4-ая неделя

«Деревья осенью»

«Листья танцуют и превращаются в деревья»

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.

Октябрь.

1-ая неделя

«Овощи»

«Вылепи какие хочешь овощи для игры в магазин»

Закреплять умение передавать форму разных овощей (моркови, свеклы,  репы, огурца,  помидора и др.). Учить сопоставлять их форму с геометрической (шар, овоид), находить сходство и различие. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

2-ая неделя

«Фрукты»

«Фрукты»

Уточнять представления детей о форме фруктов, их характерных особенностях (углубления, вытянутость), учить передавать это в лепке, добиваясь большего сходства изображения с реальными предметами. Закреплять приемы лепки всей рукой и пальцами.

3-я неделя

«Овощи -  фрукты»

«Натюрморт»

Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты)

Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приемы лепки). Развивать композиционные умения — размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).

4-ая неделя

«Ягоды»

«Ягоды»

Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, выращивающих большой урожай ягод, лепить разные формы ( клубника, смородина, малина, вишня ), передавать особенности каждой из них.

5-ая неделя

«Середина осени»

«По замыслу»

Учить самостоятельно намечать содержание лепки, тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки. Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.

Ноябрь.

1-ая неделя

«Столовая посуда»

«Блюдо»

Учить лепить блюдо, используя приемы раскатывания глины между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев. Учить сглаживать поверхность изделия, смачивая пальцы в воде.

2-ая неделя

«Чайная посуда»

«Чашки для кукол»

Вызывать у детей интерес к работам по аппликации и декоративному рисованию, создавать фор» предмета пластическим способом из шара, путем получения пол: формы, лепить коллективно.

3-я неделя

«Мебель»

«Что было в избушке трёх медведей?»

Учить детей умению дополнять образы сказки новыми предметами, развивать воображение детей, лепить стол, стулья и посуду (создавать разные по размеру предметы).

4-ая неделя

«Домашняя птица»

«Индюк»

Учить передавать характерное строение фигуры, самостоятельно решать, как лепить эту птицу из целого куска, какие части можно присоединить. Закреплять умение пользоваться стеком, сглаживать поверхность фигуры. Развивать эстетическое восприятие.

Декабрь

1-ая неделя

«Домашние животные»

«Котёнок»

Учить детей создавать образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения.

2-ая неделя

«Дикие животные»

«Зайчик»

Закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры.

3-яя неделя

«Сравнение домашних и диких животных»

«Какие звери живут в зимнем лесу?»

Обогащать знания детей о животных, лепить животных из целого куска, передавать движение (сидит, бежит, повернул голову и т.д.).

4-я неделя

«Новый год»

«Снегурочка»

Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.

Январь

1-ая неделя

Каникулы

 

2-ая неделя

«Транспорт»

«Едем-гудим, с пути уйди»

Инициировать творческие проявления детей при создании, поделок на основе готовых (бытовых) форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Уточнять представление о форме предметов, анализировать особенности их строения, соотношения частей.

     Учить видеть (выделять и передавать в лепке) особенности внешнего вида предметов, их положение в пространстве.

     Показать возможность создания образа машинки путем дополнения готовой формы (пузырька, коробочки, баночки, трубочки от бумажных полотенец, шишки, камешков и пр.) лепными деталями. Учить видеть общую форму и находйть способы ее воплощения доступными средствами.

     Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность.

3-я неделя

«Наземный транспорт»

«Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...»

(«Упряжка оленей»)

Познакомить с новыми скульптурными приемами лепкн,  показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек).

Продолжать учить передавать движение и придавать поделке устойчивость (использовать трубочки или зубочистки в качестве каркаса для тонких ног копытных животных).

     Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию.

     Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

4-ая неделя

«Одежда»

«Девочка в зимней шубке»

Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции. Использовать усвоенные приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления.

5-ая неделя

«Зимующие птицы»

«Птицы на кормушке»

Учить лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста.

Февраль.

1-ая неделя

«Зима»

«Зимние забавы»

Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними.

Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки — из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов.

     Продолжать учить передавать в лепке несложные движения (накло, поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах); создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ; передавать в лепке заданное движение, проявляя творческий подход.

Учить анализировать особенности фигуры человека, соотносить ее части по величине и пропорциям.

     Развивать глазомер, учить синхронизировать работу обеих рук.

2-ая неделя

«Одежда»

По замыслу

Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы исполнения и последовательность создания изображения. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.

3-я

неделя

«День защитника Отечества»

«Отважные парашютисты»

Продолжать учить лепить фигурку человека из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей. Развивать чувство формы и композиции (передавать относительность  величины частей). Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног.

4-ая неделя

Закрепление темы «Зима»

По замыслу

 Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, упражнять в самостоятельном применении полученных знаний.

Март.

1-ая неделя

«Весенний праздник»

«Что ты хочешь подарить маме в День 8 Марта?»

Воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке, вызывать желание порадовать их подарком, учить использовать полученные умения в различных видах изобразительной деятельности.

2-ая неделя

«Весна»

«Солнышко, покажись!»

Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, пятнышки, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки, спирали, трилистники). Развивать чувство ритма и композиции.

3-я неделя

«Перелётные птицы»

«Птицы»

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, животному миру, закреплять умение лепить небольшие скульптурные группы (из 2—3 фигур), передавая пропорциональные соотношения, динамику.

4-ая неделя

Каникулы

«Каких животных ты любишь?»

Воспитывать у детей любовь к животным, вызывать стремление передать их в лепке, изображать разных по форме животных.

Апрель.

1-ая неделя

«Насекомые»

«Божья коровка»

Воспитывать у детей интерес к природе, желание ее изображать, развивать эстетическое восприятие .

2-ая неделя

«Насекомые весной»

«Мы на луг ходили, насекомых видели»

Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василек, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на каркасе из палочек, трубочек, зубочисток, проволоки), развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать интерес к живой природе.

 

3-я неделя

«Мой дом»

По замыслу

Закреплять умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

4-ая неделя

«Мой город»

«Мы любим спорт»

Развивать у детей воображение, замысел, учить детей передавать фигурки людей, занимающихся спортом (играют в мяч, бегут, делают зарядку и т.д.)

Май

1-ая неделя

«День Победы»

«Мы весело танцуем на празднике»

Создавать у детей эмоциональное
отношение к образу, передавать фигурки в движении (танце),
используя знакомые приемы лепки.        

2-ая неделя

«Хлеб»

«Вылепи какие хочешь хлебобулочные изделия для игры в «магазин»

Закреплять умение передавать форму разных хлебобулочных изделий (батон, баранки, торты и т. д.). Учить сопоставлять их форму с геометрической, находить сходство и различие. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого изделия, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

3-я неделя

«Комнатные растения»

«Горшочек для комнатных растений»

Учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания, оттягивания; добиваться сходства по форме и пропорциям; тщательно сглаживать поверхность.

4-ая неделя

Повторение пройденного

Барельеф «Рыбки»

Учить детей сравнивать разные способы изображения, разными материалами передавать полуобъемное изображение, использовать стеку для отделки формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка»в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка» в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья» ...

Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Занятие направлено на обучение делению целого на части, закрепление порядкового счёта, знаний о геометрических фигурах, ориентировку на листе бумаги, закрепление знаний о днях недели....

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...