Главные вкладки

    Материал по теме:
    Тренинг для воспитателей (с элементами сказкотерапии и арттерапии) "Деревья - характеры"

    Тренинг позволит воспитателям раскрыть свое "Я", выразить характер с опорой на художественное изображение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    trening_dlya_vospitateley.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг  для воспитателей

     (с элементами сказкотерапии и арттерапии)

     

    «Деревья – характеры»

    Педагог-психолог: Недлина Елена Николаевна

    Оборудование: лист А3, цветные карандаши.

    Дата проведения: декабрь 2012г

    Задачи:

     - помочь воспитателям  в раскрытии своего  «Я»;

     - формировать умение выражать характер с опорой на художественное  изображение;

    - способствовать развитию творческого воображения.

    Ход занятия:

    Информация для педагогов «Понятие о характере».

    Рассказывание сказки «Деревья – характеры» (педагоги свободно располагаются на ковре).

    -Понравилась вам сказка? Скажите, пожалуйста, а вы знаете, какой у вас характер? Хотели бы вы увидеть свое дерево-характер? Попробуйте нарисовать каждый свое дерево.

    Под спокойную музыку педагоги рисуют деревья.

    Выставка детских и взрослых оригинальных рисунков на тему «Деревья-характеры».

    Информация  для педагогов  «Понятие о характере

      Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека,  говорят о его  характере (от греч. сНага^ег — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

      Главная особенность характера, как психического феномена, состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди, предпочитают  наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних  существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому, когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако, характерными  можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство  грусти, но от этого они не станут  пессимистами. 

      Формирование характера происходит в различных, по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода.

      1. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом,  к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность,  горячность,  инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность,  находчивость,  любознательность и др.

      2. В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

    Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др.

    Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.

      Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-иитроверсия, спокойствие -тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

    Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Тренинг для воспитателей (с элементами сказкотерапии и арттерапии) "Деревья - характеры"

    Тренинг поможет воспитателям раскрыть свое "Я", выразить характер с опорой на художественное изображение....

    Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)

     Ни для кого не секрет, нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой педагога. Педагоги отмечают ...

    Использование режиссёрской игры с элементами сказкотерапии в работе педагога-психолога с детьми.

    Педагогу-психологу в своей деятельности часто приходится совмещать различные методики и их элементы. Подбирая наиболее о...

    Итоговое мероприятие по теме «Мы играем в театр» с элементами сказкотерапии

    Мероприятие направлено на создание атмосферы положительного эмоционального состо яния детей, уменьшение негативных прояв...

    ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

    Цель  данных занятий  постепенное  усвоение  детьми  общественных  норм, формирование ...

    Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

    Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)  &nbs...

    Тренинг для воспитателей на тему: "В здоровом теле здоровый дух"

     Здоровье – дело престижное. «Здоровый вид лучше, чем рекомендательные письма», - гласит французская поговорка.&nbs...

    «Цветик – семицветик» (цветовой игротренинг с элементами сказкотерапии)

    Цветовой игротренинг с элементами сказкотерапии (автор программы Н. М. Погосова) направлен на развитие произвольности до...

    Занятие с элементами ЛФК и сказкотерапии "Сказка Волшебного моря"

    Конспектзанятия по лечебной физкультуре с элементами сказкотерапиив подготовительной к школе группе" СКАЗКА ВОЛШЕБНОГО М...

    Психологическое занятие с элементами сказкотерапии на тему: «Три секрета успешного учения»

    Занятие направлено на формирование положительного интереса и мотивации к школьному обучению детей дошкольного возраста....