Проектная деятельность в ДОУ - первый шаг в большой мир.
статья (старшая группа) по теме

Овсянкина Анна Юрьевна

Статья посвящена применению метода проекта в детском саду, затрагивается вопрос об эффективности его применения и целесообразности внедрения, приводится пример проекта "Мы живем в Кировском районе", материал будет интересен воспитателям и учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл метод проекта в ДОУ26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка на участие в заочном этапе Педагогических чтений:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 комбинированного вида

                 Кировского района города Санкт-Петербурга

                 Павлова Анна Юрьевна

                 воспитатель высшей квалификационной категории

« Проектная деятельность в ДОУ - первый шаг в большой мир»

Секционная площадка №2

Секция: «Маленькие шаги к большим проектам: новые возможности технологии проектной деятельности»

Тел. дом.: 752-35-16

Тел. моб. : 8-911-2475423

e-mail : poqanel@mail.ru

Проектная деятельность в ДОУ – первый шаг в большой мир

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 детский сад

№20 Кировского района

города Санкт-Петербурга

воспитатель высшей квалификационной категории

А.Ю. Павлова

«Дети каждый день растут. Каждый день меняются, и каждое утро просыпаются новыми людьми».
Мария-Эбнер Эшенбах

За последние годы в жизни нашего общества произошли резкие перемены, что в свою очередь изменило требования общества к воспитанию и обучению, как школьника, так и дошкольника. Ведь период детства – это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, маленькие жители большой страны, зависит будущее этой страны и общества.

 Концепция модернизации российского образования в качестве приоритетных выделяет следующие цели: формирование самопознания личности, самоопределения личности, формирование умения делать ответственный выбор. Подготовить современного дошкольника к жизни в быстро меняющемся обществе, сформировать осознанное устойчивое стремление  и умение учиться. Современный дошкольник – это гражданин, который должен осознавать себя в современном и историческом пространстве города и страны, носитель устойчивой системы ценностей. Ребенок является активным деятелем, внутренние резервы которого могут раскрыться в различных, выбранных им самим видах детской деятельности. Ребенок – личность, ориентированная на общение со сверстниками и взрослыми. Зачастую общение с последними, сводиться иногда к нескольким вопросам за день, и дефицит которого особенно  остро будет  ощущаться уже в подростковом возрасте. Дошкольник по сути своей- исследователь, ориентированный на познание человека и природы, современный человек, который способен, успешнее чем взрослый,  освоить современные информационные средства. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать, давать свое объяснение, рассуждать, делать выводы, человек желающий участвовать во всех событиях своей жизни.

 Таким образом, наибольшее значение приобретает развитие личностных качеств человека. В связи с этим наибольшую популярность в организации образовательного процесса ДОУ получают те методы и приемы, которые формируют умение самостоятельно мыслить и действовать, а не просто механически запоминать полученную информацию. Целью современного педагога является помощь ребенку в развитии у него  познавательных и творческих процессов, уже заложенных в нем. Поэтому в дошкольном возрасте на первое место выходит процесс формирования у него произвольных мыслительных процессов для того, чтобы в дальнейшем ребенок смог стать успешной и всесторонне развитой личностью. Все большую популярность в организации современного образовательного процесса в дошкольном учреждении получает метод проектной деятельности.

Тема проектов сейчас особенно актуальна, условия жизни современного общества и его ценности направлены на достижение материального благополучия и создания условий для посещения детьми различных дополнительных образовательных и культурных учреждений, родители стремятся дать ребенку максимум информации и это замечательно! Но такое обилие информации не сможет дать ребенку возможность овладения необходимыми личностными качествами. Поэтому целесообразно использовать метод проекта. Наиболее эффективный, так как позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, таким образом позволяя дошкольнику наиболее безболезненно пройти адаптацию к новому виду деятельности- учебной, то есть к школе.

Метод -  путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению нужного результата. А метод проекта позволяет нам:

  1. развивать у ребенка знания, умения и навыки необходимые для осуществления различных видов детской деятельности 

(самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, поиск необходимой информации);

  1. формировать универсальные интегративные качества (физически развитый, любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…);
  2. развивать личностные качества

(умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями)

Применение метода проектов является ключевым способом реализации индивидуального подхода в образовании – позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело.

 Проект – это возможность реализации продуктивной детской инициативы, которой нет места в рамках традиционного образовательного процесса.

Одним из важных аспектов применения метода проектной деятельности является   решение проблемы дефицита общения между детьми и родителями. Проект  помогает объединить в совместной творческой продуктивной деятельности дома и в детском саду, тех, кто окружает ребенка постоянно: взрослых и детей. Ведь главное не то «кем будет  ребенок», а «каким он будет»? Метод проекта позволяет ребенку стать некой связующей нитью между двумя сторонами, между педагогом и родителями, объединяя их  в интересах ребенка.  Что говорить, ведь существующие методы взаимодействия с семьей в стенах детского сада достаточно не эффективны, из – за своего часто назидательного характера. Они  не требуют активных действий со стороны взрослого, а самое грустное, не объединяют всех участников образовательного процесса в единый творческий союз, в котором от действия каждого из участников зависит конечный результат. Метод проекта позволяет сформировать у ребенка представление о модели взаимодействия взрослых и детей по решению какой либо возникшей проблемы, поиска средств в преодолении трудностей, оказанию помощи и поддержки товарища. Внутри этой модели учатся и родители: они вынуждены корректировать свои действия, смотреть на возникшие проблемы с различных точек зрения. Главным девизом проектов может стать следующее высказывание: « Не рядом, а вместе!», партнерство участников от начала и до конца проекта позволяет полностью решить проблему назидательности и нравоучительности, создает в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта.

Метод проектов является способом достижения поставленной цели через детальную, подробную разработку поставленной проблемы и получение в итоге реального осязаемого результата, который можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

Однако возникает проблема некоторой незавершенности. Так как сама идея проекта требует действия и достижения определенного результата – итога, этот итог должен стать толчком к новым действиям, идеям и новым проектам. То есть необходимо разрабатывать комплексно – тематический принцип использования метода проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ, его развитии по спирали.

Так же следует учитывать и то, что активность родителей может носить чисто исполнительский характер, необходимо поощрять их активность, творческий подход, инициативность. Для этого необходимо избегать привычных, однообразных форм работы с родителями, искать новые нестандартные, креативные подходы: совместные творческие вечера родителей и детей, экскурсии выходного дня, «путешествия» в жизнь вещей….и т.д. Очень важно привлекать в проектную деятельность как можно больше педагогов ДОУ, соблюдать принцип преемственности и интеграции со всеми образовательными модулями (школа, ддют, клубы).

Проект является положительным аспектом для формирования условий развития продуктивной творческой деятельности ребенка:

  1. дети не боятся совершать ошибки;
  2. в спорных ситуациях соблюдают известные правила ведения дискуссии, которые осваиваются в ходе самих дискуссий;
  3. развивается воображение и фантазия, базовые ступени, ведущие к формированию творческого мышления;
  4. развивается чувствительность, широта и насыщенность восприятия окружающей действительности.

Таким образом, формируются неоспоримые преимущества использования проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ, так как является одним из методов развивающего обучения, а так же повышает качество образовательного процесса, служит толчком к развитию креативности, способствует повышению компетенции педагогов и родителей.

В результате применения методов развивающего обучения  у современного дошкольника возникает потенциал к  становлению творческого начала, изобретательности, способности к критическому мышлению,  умению делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решения. Все это является незыблемой основой для формирования у детей интегративных качеств успешного выпускника ГДОУ, ведь одним из приоритетным направлений развития дошкольного образования Санкт –Петербурга является образование детей старшего дошкольного возраста (предшкольное), которое должно обеспечить каждому ребенку равное стартовые возможности и успешность обучения в начальной школе.

Список литературы

  1. Атемаскина Ю.В.  Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. – 2008.- №3.- С.6-12.
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344 с.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения .-М.:Педагогика, 1989.-192 с.
  4. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие .-М.:Синтег-ГЕО,1997.-188с.
  5. Вы любите проекты?/ А. Данюкова//Обруч.2001.№4.-С.16-17.
  6. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи/Н.П. Флегонтова//Ребенок в детском саду.-2003.№4.-С.44-46.
  7. Монахов В.Т. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.
  8. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – 384с.
  9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный процесс (методология образовательной деятельности). – М.: Эгвес, 2004.- 120 с. АРКТИ,2003.-112 с.
  10. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е.П. Панкова.-М.: Айрис-пресс, 2008.-208 с.
  11. Проект как мотивация к познанию/ Е. Евдокимова// Дошкольное воспитание. – 2003.- №3.-С.20-24.
  12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост. Л.С.Киселева. - М.:АРКТИ, 2006.-96с.
  13. Семейные проекты /О.Давыдов, М. Кизил//Обруч, 2004.№2.-С.25-28.
  14. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность для детей первой младшей группы в ДОУ "Песочные и водные фантазии".

Цель данного материала: познакомить родителей с особенностями и формами организации эксперименальной деятельности детей 2-3 лет. В проекте участвуют  родители детей раннего возраста и воспитатели...

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы на тему «Моя семья»

Актуальность темы заключается в том, что она помогает детям получить более широкие знания о семье. Формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своей семье. Ознакомление детей с п...

Проектная деятельность для детей первой младшей группы "Ласковое солнышко"

Дать детям элементатрные представления о природном объекте - солнышке, его влиянии на окружающий мир....

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы на тему «Разноцветные недели»

По доминирующей деятельности: творческий.По содержанию: обучающий.По числу участников: групповой, индивидуальный(работа с родителями).По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУПо времени пр...

Проектная деятельность в ДОУ. Первая младшая группа №3 Педагогический проект: «Воспитание у ребенка любви к русскому народному творчеству. Потешки»

Потешки- кладовая знаний о культуре, духовных  и нравственных традициях  предков. Это коллективное народное творчество народа. Они веками вбирали в себя жизненный опыт, коллективную мудрость...

Проектная деятельность для детей первой младшей группы

Адаптационный проект "Здравствуй, малыш"Благоустройство площадки в ДОУ (проект с родителями)"Водичка, водичка, умой моё личико"Проект о грибах"Живая веточка""Здравст...