Общие положения организации учебного процесса в детских садах компенсирующего вида(для детей с нарушениями зрения)
методическая разработка по теме

Исаева Дарья Сергеевна

В работе представлены основные задачи, принципы для организации учебного процесса. Также огромную роль играет взаимосвязь работы всех специалистов коррекционного детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_uchebnogo_processa.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности осуществления образовательного процесса:

Одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе.

              Эти процессы взаимосвязаны:

  1. Во-первых, одним тематическим планированием для воспитателей и педагогов специалистов;

 Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой - ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов.

  1. Во-вторых, учетом индивидуальных особенностей и зрительных возможностей каждого ребенка.

Воспитатели делят детей на подгруппы, изучают медицинскую информацию о зрительной  патологии каждого ребенка,  этапах лечения, зрительной нагрузке, физкультурной группе.

  1. В-третьих, использованием специфических методов и приемов для коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

Педагоги планируют и проводят с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве, опираясь на рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедагога, внесенные  в тетради взаимосвязи.

В  работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии является  следующее:

  1. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз.
  2. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.
  3. Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.

В каждое общеобразовательное занятие обязательно включаютсяфизминутки для снятия общего утомления и зрительные гимнастики.

4.Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

В-четвертых, созданием необходимых условий для проведения занятий.

К этому относится:

- дополнительное освещение,

- расположение наглядного материала  на уровне глаз детей и на доступном расстоянии,

- использование специфической наглядности с учетом зрительной патологии,

 Большое внимание уделяется подготовке детей к проверке остроты зрения, а также формированию у дошкольников осознанного положительного отношения к ношению очков и аппаратному лечению.

Интеграция деятельности всех специалистов ДОУ способствует успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения и поступлению выпускников в основном  в массовые школы и гимназии.

Принципы организации образовательного процесса:

        Дифференцированная диагностика и коррекционное обучение детей с нарушениями зрения основаны на известных    принципах общей и тифлопедагогики. В соответствии со спецификой работы ДОУ наиболее актуальными из них являются:

- Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

- Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям  с нарушением зрения;

- Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при  соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;    

- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники;

- Создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом  интересов, способностей и потребностей ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога, педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, зрительных диагнозов и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.

Примерное сочетание образовательных и коррекционных задач на занятиях

Общие

дидактические задачи

Специальные коррекционные задачи

1. Формирование представлений о внешнем виде предмета

  1. Формирование компенсаторных приемов восприятия на полисенсорной основе.
  2. Формирование приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации.
  3. Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие окружающего мира (цвет, форма, величина и т. д.).
  4. Расширение объема представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребенка (силуэты, контуры).
  5. Формирование представления о деталях предметов, мало доступных для восприятия.
  6. Формирование представления о движущихся предметах и их восприятие на расстоянии.

2. Формирование понятий (развитие мыслительных операций)

  1. Обогащение словаря и развитие образности речи на основе предметной отнесенности слова.
  2. Обучение детей выделять и узнавать предмет среди других:
  1. по существенным признакам,
  2. на основе овладения приемом сравнения.
  1. Обучение приемам группировки, классификации и обобщения знаний о предметах и явлениях с целью формирования понятий.    

3. Оперирование   знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности

  1. Обучение переносить знания, умения, понятия уровня внешней речи в самостоятельную практическую деятельность ребенка.
  2. Обучение переносить знания, умения, понятия в самостоятельную творческую деятельность, в свободное пространство и с новыми для ребенка объектами.

Коррекционные задачи по развитию зрительного восприятия,

решаемые на фронтальных занятиях

Одним из основных коррекционных направлений в работе детского сада является развитие способов зрительного восприятия дошкольника с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности под руководством тифлопедагога и врача-офтальмолога.

Возраст

Задачи

Младшая группа

  1. Накопление знаний и формирование четких представлений об эталонах (цвет, форма, величина, пространственное расположение).
  2. Обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной отнесенности слова.

Средняя группа

  1. Формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизация по плану-символу).
  2. Научить детей на полисенсорной основе с использованием ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение: по существенным признакам, на основе овладения приемом сравнения.
  3. Научить приемам группировки на подражание.
  4. Учить переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.

Старшая и подготовительная

группы

  1. Формирование приемов целенаправленного восприятия по плану (старшая группа), владение планом (подготовительная группа).
  2. Научить детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предмет среди других, определять его свойства и назначение на основе овладения приемом сравнения.
  3. Научить приемам группировки (старшая группа), классификации (подготовительная группа).                
  4. Учить обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.