Проект "Развитие всех компонентов устной речи детей 3-4 лет посредством русской народной сказки"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Львова Людмила Алексеевна

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pronicheva_galina_nikolaevna.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Тема

«Развитие всех компонентов устной речи детей 3-4 лет посредством русской народной сказки»

                           Выполнила воспитатель дошкольной группы МБОУ "Шемалаковская ООШ" Яльчикского района ЧР Львова Людмила Алексеевна

2012 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1.1 Анализ внешней среды……………………………………………………....

1.2 Анализ внутренней среды…………………………………………...………

1.3Проблематика…………………………………………………………………

2. Основная часть………………………………………………………………...

2.1 Концептуализация проекта…………………………………...……………..

2.2 Целеполагание………………………………………………………………..

2.3 Ожидаемые результаты……………………………………………………...

 2.4 Реализации проекта…………………………………………………....

2.4.1 Этапы работы над проектом

2.4.2 План действия по реализации проекта………………………...

2.4.3 Ресурсное обеспечение

2.5 Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга………

3  Заключение……………………………………………………………………...

Список  литературы.……………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………..

Введение

«Человек - высший

продукт природы.

Но для того, чтобы

наслаждаться

сокровищами

природы, человек

должен быть

здоровым, сильным

и умным»

И.П. Павлов

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и осваивать речь, развивать детское воображение, воспитывать взаимоотношение между детьми и взрослыми через чтение сказок.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. 

В связи с этим и возникает проблема, как правильно сформировать интерес ребенка к книге, к сказкам. Ведь именно через сказку формируются первые представления о добре и зле, о хорошем и плохом, о любви к животным и красотам природы. И сказка- это отличный способ для того, чтобы развивать все компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи и  связной речи.

 

1.1 Анализ внешней среды

Положительные

стороны

Отрицательные

стороны

1.В ФГТ к структуре ООП выделена образовательная область: «Чтение художественной литературы»

содержание этой области направлена на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

-развитие литературной речи

- приобщение к словесному искусству.

2. В комплексных программах дошкольного образования выделен разделу по ознакомлению по с художественной литературой

3. Издано достаточное количество методических пособий по ознакомлению детей со сказками

1. Дети часто смотрят телевизор, играют в компьютерные игры.

 

2.Родители мало читают детям сказки.

Анализ внутренней среды

Положительная

сторона

Отрицательная

среда

1. Реализация программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

1.Нет стабильной системы развития всех компонентов речи на основе русской народной сказки

2.Недостаточно современного методического обеспечения

3.Недостаточное оснащение  ДОУ современным методическим обеспечением

4.Низкий результат обследования детей 25 %

родителей 28 %

5.Недостаточная связь с другими социальными  институтами

 II. Основная часть

2.1 Проблематика проекта

У детей недостаточно развита речь: не все дети отвечают на заданный вопрос, отвечать на него, говорить в нормальном темпе, неправильно произносят звуки, слова. Как развить речь детей с помощью сказки.

Цель:

разработать модель развития всех компонентов устной речи на основе русской народной сказки.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по чтению художественной литературы и приобрести новую литературу и методические рекомендации.

2. Разработать систему для развития всех компонентов на развития речи младших дошкольников на основе русской народной сказки.

3. Разработать план совместной работы с родителями  по формированию интереса к сказке, к разговорному жанру.  

4. Пополнить предметно развивающую среду иллюстрациями, атрибутами к сказкам.

5. Наладить связь с «Восходской» библиотекой

Вид проекта: познавательно –речевой

Возраст детей: 3-4 года

Участники: педагоги, дети, родители

Продолжительность проекта: 4месяца

2.2 Концептуализация проекта

 Оригинальность моего проекта обеспечивается внедрением в практику образовательной работы следующих идей:

1. Создание комплексного подхода для решения задач развития речи на основе восприятия,  чтения художественной литературы и развития речи.

2. Создание книжного уголка.

2.3 Ожидаемый результат

1. Создается сказочное игровое пространство в группе «Сказочный мир» (у детей формируется интерес русским народным сказкам).

 2.Ребенок передает создание сказки с опорой на рисунок в книге, на вопрос воспитателя.

3.У ребенка развивается литературная  речь, звукоподражание, формируются умения отчетливо произносить слова и короткие фразы

 4. Ребенок внятно произносит звуки русского языка.

 5. У ребенка вырабатывается выразительная речь.

 6 . Ребенок  умеет вести диалог с педагогом по содержанию сказки.

2.4 Этапы работы над проектом

I.Подготовительный этап

этапы

сроки

1.

Анализ предметно развивающей среды.

ноябрь

2.

Аналитический обзор литературы по развитию всех

компонентов речи по средствам сказок.

Ноябрь

3.

Диагностика детей II младшей группы.

ноябрь

                               

II.Основной этап

этапы

сроки

1.

2.

 Пополнить предметно развивающую среду элементами к сказкам

Создание картотеки по образовательной области «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы».

Ноябрь

ноябрь

3.

 Вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада.

декабрь

4.

Организация работы с «Восходской» библиотекой.

ноябрь

                         

III. Заключительный этап

этапы

сроки

1.

Повторное диагностирование детей

февраль

2.

Презентация проекта перед педагогическим составом        

ДОУ.

февраль

3.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по «Терем-теремок»

январь

4.

5.

Распространение опыта работы по теме «Развитие всех

компонентов устной речи детей по средствам сказок»

информация об опыте работы    размещен на сайте ДОУ.

   

Презентация проекта «Развитие всех компонентов устной речи детей 3-4- лет посредством русской народной сказки»

Февраль

февраль

Мероприятия по реализации проекта

I. Блок

Работа с детьми

Название сказки

Совместная

Деятельность взрослого и

детей

Самостоятельная деятельность

детей

сроки

«Колобок»

«Рукавичка»

«Теремок»

«Лиса и заяц»

«Волк и козлята»

«Кот петух и лиса»

Повторить содержание сказки, помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиям воспитателя

Развивать умения слушать новую сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Развивать умение слушать сказку, сопереживать героям произведения.

Познакомить с русской народной сказкой, развивать память, учить отвечать на вопросы воспитателя, обогащать и активизировать речь детей.

Познакомить с содержанием русской народной сказкой

Развивать умения слушать новую сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Вовлекать детей в инсценировку сказки, активизировать речь детей

Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать отрывки из сказки.

Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, вовлекать детей в инсценировку сказки.

Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать отрывки из сказки.

Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Ноябрь

Декабрь

   

Январь

Январь

Февраль

Февраль

II. Блок

Работа с педагогами

Мероприятия

сроки

1.

Изучение программно методического обеспечения по развитию всех компонентов устной речи

ноябрь

2.

Мастер класс

Тема: «Терем- теремок»

январь

3.

 Презентация проекта

Тема: «Развитие всех компонентов устной речи детей 3-4 лет посредством русской народной сказки»

февраль

III. Блок

Работа с родителями

содержание

сроки

1.

     2.

 Проведение консультации

Тема: «Как приобщить ребенка к книге в процессе изучения сказок»

Акция «Подари книгу группе»

ноябрь

1.

2.

Выпуск

папки передвижки

Тема: «Какие проблемы решают сказки»

«Почему сказки помогают?»

«Познавательные сказки»

Совместное творчество родителей и детей.

Выставка «Моя любимая сказка»

Декабрь

январь

1.

Драматизация сказки «Теремок»

с участием родителей

февраль

IV. Взаимодействие с Шемалаковской сельской библиотекой.

Мероприятия

сроки

1.

Библиотека

Выставка книг с русскими народными сказками

ноябрь

2.

Выставка детских книг с чувашскими

народными сказками

декабрь

3.

Театральное представление «Рукавичка»

январь

Ресурсное обеспечение

- Игрушки (герои сказки)

- иллюстративный материал к русским народным сказкам

 - картинки с изображением русских народных сказок,

- детские книги разных форматов, детских изданий

- ноутбук

- слайды

- костюмы

- шапочки

- маски героев сказки

-атрибуты к сказкам

Мониторинг проекта

Диагностика по программе «От рождения до школы» в образовательной области «Чтение художественной литературы», показала эффективность внедрения проектной деятельности.  Выявлены дети с высоким уровнем – 20% ,

они могут с интересом слушать, рассказывать русские народные сказки, проговаривать слова и фразы при повторном чтении,  проявлять интерес к театральной деятельности.

Дети со средним  уровнем – 78% с трудом произносят слова и фразы при повторном чтении сказки. С помощью воспитателя, они могут назвать о ком или чём эта сказка, могут проявлять интерес к сказкам и театральной деятельности.

Дети с низким уровнем – 2%  мало проявляют интерес к сказкам и не проговаривают слова при повторном чтении сказки.

Проведя диагностику у родителей, так же заметен интерес к русскому народному творчеству.                                   высокий уровень  -85 %

                                                                         Средний                - 15 %

                                                                         Низкий                 - 0 %

III.Заключение

В детстве самая главное – это сказка. Ведь с помощью сказки, маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.

С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью) научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства. В ребенке зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

В процессе работы над данной темой были замечены такие изменения:

- дети научились слушать новые сказки, участвуют в обсуждениях;

- расширение и активизация словаря на основе сказок;

- сформировались умения отчетливо произносить слова и короткие фразы;

-развитие диалогической речи детей;

-дети участвуют в  разговорах о время рассматривания иллюстраций ;

 - детей повысился интерес к сказкам и драматизации;

 -у родителей также замечен интерес к использованию в речевом развитии детей дома. С удовольствием читают с детьми и подбирают новые сказки, объясняют детям их смысл. Ведь чтение сказок сближают родителей идете, способствуют установлению дружеских и доверительных отношений.

 

Литература

1. От рождения до школы. (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) под ред . Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012, 108-109с.

2.Проектирование образовательной деятельности для педагогических         работников ДОУ практический материал к лекциям кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Романовой И.В., 2013 г.

3. Детский сад. Управление. № 14, июль 2004г.

4. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред . Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: диагностический журнал. Вторая младшая группа. Автор-составитель Ю.А. Афонькина.-Волгоград: Учитель,2012, 47с.

5. Боос В.Ю., Кандаурова А.Д. Практические упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков: Пособие для логопедов и родителей. -М.: Школьная пресса, 2012. -48с.

6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок .- М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 148с.

7. Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома .-М: Эксмо, 2011 – 288с.ил.

8. Ушакова О.С. теория и практика развития речи дошкольника (Текст) / О.С. Ушакова – М.: Сфера, 2010.- 240с.

9.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980. – 239с.

10. www.gov.cap.ru Обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Васильева Л.Г.

11. www.psi-center 2005. narod.ru

12. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада»

Приложение

2 Основная часть

2.1 Концептуализация проекта

Как развивать речь детей с помощью сказки.

Оригинальность моего проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

1.Создание комплексного подхода для решения задач по восприятию художественной литературы и развитию речи посредством игр и упражнений.

         2.  Использование мною авторской методики  заслуженного учителя РФ, логопеда высшей квалификации Т.А.Ткаченко.

3.Создание игрового уголка, который включает в себя помимо предметов, необходимой  для дыхательной гимнастики, разнообразие музыкальных инструментов и игрушек, а так же масок, костюмов, атрибутов для драматизации сказок.

4.Создание  книжного уголка.

2.2 Целеполагание

Проект «Путешествие в сказку»

Проблема: как сформировать интерес детей к сказкам

Цель: привить интерес ребенка к сказкам

Вид проекта: познавательно - творческий

Продолжительность проекта:  краткосрочный

Участники проекта: дети II мл. гр., родители, педагоги

2.3 Ожидаемые результаты

1.Будет разработана система развития восприятие художественной литературы детьми  3-4 лет посредством игр и упражнений.

2. Побуждать детей к активной игровой деятельности; развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности.

3.Умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию;

4.Развивать диалогическую и монологическую речь.

5. Проведение театрализованных игр по сказкам «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Сказка о глупом мышонке», «Гуси-лебеди».

6.Работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим  слухом.

7. Будет происходить постепенное развитие речедвигательного  аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания, уточнение и закрепление артикуляции звуков.

     

2.4. Этапы работы над проектом

  • Подготовительный этап
  • Аналитический обзор литературы по проблеме  как развивать речь детей с помощью сказки младших дошкольников посредством игр и упражнений.

2.  Изучить  методику Т.А.Ткаченко по развитию звукопроизношения.

3.Разработать систему  и создать условия по использованию игр и игровых упражнений в развитии звуковой культуры речи младших дошкольников.

  • Разработать план совместной работы с родителями  по  формированию  интереса к сказка, к разговорному жанру  через игру
  • Основной этап
  • Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ
  • Применение методики Т.А.Ткаченко, предусматривающей использование пособия для развивающего обучения.
  • Создание картотеки игр и упражнений по образовательной области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
  • Пополнение предметно-развивающей среды  предметами и материалом, необходимых для  игр и упражнений в игровых уголках.
  • Активное взаимодействие со специалистами и родителями.
  • Заключительный этап
  • Проведение мониторинга результативности работы по проекту.
  • Обработка результатов контрольного диагностирования.
  • Презентация проекта перед педагогическим составом ДОУ.
  • Распространение опыта работы по теме «Игры и упражнения в помощь сказке».

2.4 План реализации проекта

 

1 этап – подготовительный 

  2 этап – деятельностный

  3 этап – заключительный  

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического  инструментария

Обогащение театрально-игровой среды

Пополнение театрально - игровой среды

Изготовление наглядности (атрибутов к сказке)

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации чтения сказок дома

Проведение консультаций

Оформление наглядно-агитационного материала по организации двигательной деятельности дома

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Выявить уровень развития самостоятельности деятельности

Проведение мониторинга, автор-составитель Ю.А.Афонькина.

Реализация поставленных задач

Проведение занятий по чтению художественной литературы

Работа с родителями

Вовлечение родителей в семейный клуб «Здоровая СЕМЬЯ»

Домашние задание (чтение потешек, сказок, изготовление атрибутов)

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка, консультация)

Посещение родителями занятий

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по определению уровня развития самостоятельной  деятельности

Мониторинг детей

 Презентация проекта  

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

 

Мероприятия, проводимые в ходе проекта

В ходе проведенного литературного обзора  по вопросу о знании сказок детей 3-4 лет мною была составлена система мероприятий  по улучшению качества работы по данному направлению.

Рис.1.Мероприятия, проводимые в ходе проекта        

 

Табл. 1. Мероприятия, направленные на осуществление проекта

Направление работы

Мероприятия

Взаимодействие с детьми

Игры и упражнения на звукопроизношение

- Обыгрывание эпизодов сказки

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Игры и упражнения на развитие речевого слуха"Кто как кричит?", "Что звучит?", "Чей домик?"

Пластические этюды «Мышка-норушка», «Кот-хвастун»

Артикуляционная гимнастика

Взаимодействие с родителями

Проведение просветительской работы (собрание, рекомендации)

Индивидуальные беседы и консультации

Взаимодействие со специалистами

Консультация с педагогом-психологом

Консультация с учителем-логопедом

Мониторинг

Составление диагностической карты по восприятию художественной литературы

Взаимодействие с детьми

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: "Кто как кричит?", "Что звучит?", "Чей домик?" и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу, ра-ро-ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, "как кучер", жужжать, "как пчела", гудеть, "как паровоз". В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

Обыгрывание эпизодов сказки- «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек..

В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин). Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно.

Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры "Угадай, кто позвал?", "Угадай, что я сказала?", "Что делает Петрушка?", "Эхо" и др.

Пластические этюды «Мышка-норушка», «Кот-хвастун» - стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается "жалом", "широкой лопаткой" и др.

Игра «Кормление птенцов»

Упражнение «Кто лучше сделает дудочку»

Игра «Кто умеет улыбаться»

Упражнение «Губы круглые, как бублик»

Игра «Посидим в тишине»

Игра «Построим заборчик» и т.д.

Наиболее целесообразно такое построение занимательной деятельности и игры по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ образца, во второй части – речевая активность детей, основанная на подражании образцу, основной прием обучения – вызывание звука на основе подражания.

На следующих этапах работы методика обучения усложняется.  Специалисты – дефектологи рекомендуют задания на составление детьми чистоговорок (бы-бы-бы-идет дым из трубы; за-за-за-к нам идет коза и т.п.).

Игра «Успокоим куклу»

Ирга «Поезд»

Игра «лошадки»

Игра «Хороша кукла Маша, только зубы болят у куклы нашей»

Игра «Кто как кричит»

Дополнительным условиям поддержания интереса детей к играм и  игровым упражнениям является  создание игрового уголка, который включает в себя помимо предметов, необходимой  для дыхательной гимнастики, разнообразие музыкальных инструментов и игрушек, а так же масок, костюмов, атрибутов для драматизации сказок.

Создание  книжного уголка.

Проведение игровой деятельности можно проводить в различной форме и в практических всех видах детской деятельности («звуковая минутка»), включая режимные моменты.

Взаимодействие с родителями

Совместная работа воспитателя и родителей является ключевой при рассмотрении вопроса о чтении художественной литературы и развитию речи  младших дошкольников.

Полноценная речевая среда и языковые нормы взрослых являются неотъемлемой составляющей речевого развития.

Помимо консультаций и рекомендаций мною запланировано собрание на тему «Какие проблемы решают сказки».

Консультации для родителей желательно проводить в индивидуальной форме, затрагивая характерные особенности развития речи их ребенка:

  • «Использование сенсорных игр для развития речи»
  • «Роль семьи в развитии правильной речи ребенка»
  • «Как малышу произносить звуки»
  •  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
  • «Словесные игры»
  • «Разговорчивые пальчики»
  • «Для чего нужны пальчиковые игры и упражнения»
  •  «Гимнастика для пальчиков» и др.

Рекомендации следует готовить также в зависимости от развития речи отдельно взятого ребенка.  С этой целью мною будет подготовлен печатный материал с «домашними заданиями» , которые включают в себя упражнения и по развитию мелкой моторики пальцев рук , и фотографии по правильному выполнению артикуляционной гимнастики, и игровые упражнения на отдельно взятый звук.

Взаимодействие со специалистами

Данный вид направления в работе носит премущественно консультативный характер по решенью следующих вопросов:

  •  релаксация, снятие эмоционального и мышечного    напряжения у ребенка;
  • развитие кинестетической и тактильной чувствительности, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторной и слухо - моторной координации, общей и мелкой моторики;
  • Проведение логопедического обследования детей по запросам и в присутствии родителей
  • Посещение открытых занятий воспитателей по развитию речи.
  • Проведение просветительской работы (семинаров, консультаций, рекомендаций) среди педагогов о важности профилактики и коррекции речевых нарушений.

2.5 Мониторинг проекта

Автор-составитель Ю.А.Афонькина. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: Диагностический журнал. Вторая младшая группа», подраздел «Звуковая культура речи».

Для детального обследования состояния звукопроизношения необходимо подобрать картинки с изображением предметов, в названии которых были бы проверяемые звуки, находящиеся в разной позиции.

Предложить ребенку прочитать стихотворение, пересказать хорошо знакомую сказку, поиграть в игры по определению источника звука и его местонахождения.

Критерии оценки показателей: выполняет самостоятельно (вс), выполняет с помощью взрослого (вп), выполняет в общей со взрослым деятельности (вод), не выполняет (нв).

Фамилия Имя ребенка

внятно произносить в словах гласные

внятно произносить в словах  согласные

находить источник звука

определять источник звука

определять, что звучит

выполнять длительный вдох

интонационно выразительно говорить

отчетливо произносить слова

отчет. произносит короткие фразы

говорить спокойно, с ест. интонациями

Букина Наташа

вс

вс

вс

вс

вс

вс

вс

вс

вс

вс

Васильев С.

вс

вп

вс

вп

вс

вс

вод

вп

вс

вп

Марков Никита

вод

вп

вс

вп

вп

вс

вп

вп

вп

нв

Васильев Ярослав

вод

вп

вп

вп

вп

вп

нв

вп

вп

вп

Усанова Вероника

вс

вс

вс

вс

вс

вс

вп

вс

вп

вс

Шуйкова София

вс

вс

вс

вс

вс

вс

вс

вс

вс

вс

Комиссаров Арсений

вп

нв

вп

вп

вп

вп

вод

вп

вп

вод

Ермолаев Дмитрий

нв

вп

нв

нв

нв

нв

вод

вп

вп

вод

Чебоксаров Артемий

нв

вп

нв

нв

нв

нв

вп

вп

вп

вод

Матвеева Виолета

вп

нв

вод

вод

вп

нв

нв

нв

нв

нв

Период проведение диагностики: 14-16 января 2013г.

В итоге высокий уровень имеют 3 ребенка, средний уровень имеют 4 детей и низкий уровень имеют 3 детей. Дети затрудняются произносить некоторые звуки, определить, что звучит.

Таким образом, в процессе изучения произношения звуков родного языка и четкого артикулирования их в звукосочетаниях и словах, а так же в определении уровня отчетливого произношения фраз, при использовании интонации целого предложения и в умении регулировать силу голоса и темп речи, передо мной встала задача по создании методики совершенствования работы по обучению детей правильному звукопроизношению с детьми 3-4 лет, чему и было посвящено составление данного проекта. Проект носит краткосрочный характер с последующей диагностикой в апреле 2013 года.

Заключение

Данный проект интересен тем, что предусматривает использование системы  комплексного подхода для решения задач по восприятию художественной литературы посредством игр и упражнений, а так же использование мною новой для меня технологии по развитию звукопроизношения, предложенной Т.А.Ткаченко.

Весь материал по подбору методов и средств, направленных на развитие речи, систематизирован в картотеке игр и упражнений, что позволяет интерес в течение года организовывать разные виды игровой деятельности. Создание нового «уголка звука» позволяет поддерживать и развивать интерес детей к звуковой культуре речи и к сказкам.  Так же необходимо отметить осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Литература

  • Приказ от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания.
  • От рождения до школы. (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) под ред . Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012, 108-109с.
  • Проектирование образовательной деятельности для педагогических работников ДОУ практический материал к лекциям кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Романовой И.В., 2013 г.
  • Детский сад. Управление. № 14, июль 2004г.
  • Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред . Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: диагностический журнал. Вторая младшая группа. Автор-составитель Ю.А. Афонькина.-Волгоград: Учитель,2012, 47с.
  • Боос В.Ю., Кандаурова А.Д. Практические упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков: Пособие для логопедов и родителей. -М.: Школьная пресса, 2012. -48с.
  • Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок .- М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 148с.
  • Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома .-М: Эксмо, 2011 – 288с.ил.
  • Ушакова О.С. теория и практика развития речи дошкольника (Текст) / О.С. Ушакова – М.: Сфера, 2010.- 240с.
  •  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980. – 239с.
  • www.gov.cap.ru Обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Васильева Л.Г.
  • www.psi-center 2005. narod.ru

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему "Коммуникативное развитие всех компонентов устной речи детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале».

В данной работе проанализировано влияние фольклора на развитие все компонентов устной речи детей. Структура работы представлена аннотацией, введением, основной аналитической  частью, заключением,...

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Педсовет «Коммуникативно - личностные способности детей, овладение средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей».

Проблема коммуникативного развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания. Результаты исследований психологов, пед...

Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг  с другом. Становление  речи начинается в раннем возрасте. Именно в этот период создаются бл...

Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо

Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...