Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями
методическая разработка по теме

Соловьева Дарья Александровна

Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать родителям в случае возникновения проблемы обращения за помощью в специальные организации, к тем  или иным специалистам. Главное же, в чем педагог должен неустанно убеждать своих воспитанников, чему необходимо учить и тех и других, чтобы проблемы не возникали, - это взаимное уважение и доверие старших и младших.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации работы с родителями, имеющих детей с речевыми нарушениями

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребёнка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

  1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье.
  2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
  3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
  4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
  5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Методическая помощь в сфере работы с родителями своеобразна. Старший воспитатель воздействует на воспитателей, а те в свою очередь оказывают помощь родителям в воспитании детей. Педагогическое воздействие является многоуровневым. Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями состоит из нескольких этапов: это диагностика, планирование и контроль. Рассмотрим эти этапы.

ДИАГНОСТИКА. Диагностика строится в двух направлениях: выявление особенностей воспитания ребенка в семье и работы воспитателя с семьей. Для изучения семейного воспитания педагог прибегает к наблюдению, беседе с родителями. Хорошо использовать различные методы в комплексе. Наблюдение- доступный метод, это прямая регистрация событий очевидцем; следует определить его цель. Полученные данные фиксируются в протоколе: например, дата, время наблюдения, регистрация содержания общения родителей с ребёнком. В наблюдении, которое проводится с научными или диагностическими целями, вмешательство недопустимо. Можно пользоваться кодовыми словами или обозначениями, которые заносятся в блокнот. При помощи наблюдения можно отметить такие, например, факты: как встречаются родители и дети вечером, как проявляются их эмоции, о чем они говорят. Рекомендуется понаблюдать, как родители проявляют интерес к наглядному материалу: детским рисункам, поделкам и др. Полученный материал в ходе наблюдений может стать исходной точкой планирования родительских собраний, консультаций. Например, можно уделить особое внимание общению взрослых с детьми в семье.

Анкетирование – незаменимый метод получения информации. Анкета предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа. Какова бы ни была тема опроса, необходимо получить сведения, которые на социологическом языке (а этот метод пришел в педагогику из социологии) называются «паспортичка» - она приводится в заключительной части анкеты. Например, отец или мать заполняют анкету: возраст, образование, семейное положение.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Человек, отвечающий на вопросы анкеты, называется «респондент». В данном случае респондентом могут быть как родители, так и педагоги. Различают открытые вопросы, когда респондент высказывается в свободной форме, например, открытым является вопрос: «Как вы оцениваете вклад данного учреждения в воспитание вашего ребенка?», т.е. в открытом вопросе не дается вариант ответа. Они более сложны в обработке, поскольку нужно учитывать все ответы, но их преимущество в разнообразии, искренности отвечающих. Например, при помощи открытого вопроса можно выявить, в каких знаниях нуждаются родители, взяв ответы за основу составления содержания родительских собраний, консультаций и других мероприятий. Родители, отвечая на этот вопрос, могут сказать, что их волнует непослушание ребенка, проявление детской ревности и т.д. В закрытом вопросе все варианты ответов заранее предусмотрены, например: «Из каких источников вы получаете педагогические знания?» Варианты ответов: из телевидения, педагогической литературы, из жизненного опыта, советуюсь с воспитателем. Рекомендуется предусмотреть максимально возможные варианты ответов.

Помимо открытых и закрытых вопросов есть и полузакрытые вопросы, или комбинированные, которые предполагают свободный ответ на поставленный вопрос. Если соответствующего ответа нет, то респонденту предлагают его дописать.

Диагностика семейного воспитания проводится и при помощи бесед. Беседа-это форма и метод исследования. В данном случае речь идет об использовании беседы как методе изучения семейного воспитания. Важнейший её принцип – двусторонняя активность беседующих. Педагог придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача – вызвать родителя на откровенный разговор. Должна быть ясна цель беседы, определены основные вопросы, которые следует обсудить. Например, для  того чтобы выявить основные трудности родителей в воспитании детей, их потребности в знаниях. Беседа начинается с нейтральных вопросов, можно подчеркнуть успехи родителей в воспитании, похвалить малыша за его достижения, это косвенный комплимент его маме. Педагог может поинтересоваться, как удается маме решать вопросы послушания, проведение досуга в семье, трудового воспитания. Постепенно можно перейти к насущным проблемам воспитания, выявить, что является актуальным для данной семьи. Через беседы можно выявить как положительный опыт родителей, так и типичные их трудности и ошибки, тревоги; родители, как правило, приводят свои примеры воспитания детей, задают вопросы педагогу.

По желанию родителям предлагается вести дневники, в которых отражаются важные стороны семейной жизни. Они ценны тем, что в них отражаются систематические наблюдения, непроизвольные высказывания. Это – дополнительный источник информации, который обогатит знания педагогов о родителях как воспитателях, хотя в дневниках родителей порой описываются только заинтересовавшие их факты и не дают их анализа. Но положительным в таких записях является то, что они отличаются конкретностью, видно внимание матери к развитию ребёнка.

К методу выявления ценностных ориентаций родителей в области воспитания относится домашнее задание в форме сочинения на тему «Мой ребёнок». Родителям предлагается план, например, что их радует в ребенке, что огорчает, каков ребенок в игре, труде, каковы его отношения со сверстниками и т.д. План можно предложить по своему усмотрению. Рекомендуется не ограничиваться планом, а изложить все, что хотят сказать родители о своем ребёнке.

Обработка сочинений ведется по таким параметрам, как умение видеть ребёнка, т.е. замечать не только положительные, но и отрицательные его качества, связывать недостатки ребёнка с собственной воспитательной деятельностью, приведение примеров из жизни ребёнка, свидетельствующих об умении наблюдать за ним, полнота ответов на вопросы.

Полученные данные записываются и учитываются в планировании работы с семьёй. В последующем знания о семье воспитанника помогут в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи.

ПЛАНИРОВАНИЕ работы педагогов семьей. В течение учебного года воспитатель еженедельно планирует работу с семьей, включая следующее:

  • Наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
  • Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребёнка;
  • Просмотр родителями разных видов детской деятельности;
  • Вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лепка, конструирование, участие в игре-драматизации, спортивных играх);
  • Привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества;
  • Проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от данного учреждения, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

В течение учебного года воспитатель периодически планирует фронтальные встречи с родителями детей. Это традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы», и т.д. В календарном плане указывается тема встречи, форма её проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.

Завершающим этапом проведения методической работы является КОНТРОЛЬ. Он может быть проведен как повторное анкетирование педагогов и родителей с выявлением положительной динамики.

Выявляются следующие показатели проведенной работы:

- поиск разнообразных форм и методов общения с родителями;

- отказ от авторитарного стиля общения с родителями;

- грамотное и педагогически обоснованное использование метод изучения семейного воспитания;

- ведение документации в соответствии с требованиями.

К показателям эффективности проводимой работы с родителями относятся появления интереса, потребность в консультации, посещение мероприятий в учреждении, повышение их активности, вопросы к педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями

В настоящее время актуальным является острая потребность работы ДОО с семьёй. Современные условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Семья, им...

Статья "Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями"

Описание форм взаимодействия педагогов, учителя-логопеда и родителей при реализации социально-коммукативного направления....

Формы работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями

М атериал для специалистов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРИ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРИ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. Совместно с логопедом....

Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.

Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями...