Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Методические рекомендации, мониторинг  и особенности готовности детей с нарушением зрения к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Поступление ребенка в школу и весь период его начального обучения – это одна из самых серьезных ступеней в развитии человека. В процессе обучения формируются не только базовые  академические знания, но и происходит интенсивное личностное развитие, ребенок учится учиться и  в результате этого у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе.

       Подготовка детей к обучению в школе, задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, а формирование мотивационной готовности к школьному обучению – только один из компонентов подготовки детей к школе.

Проблемой мотивационной готовности детей к обучению в школе занимались Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, И.И.Будницкая, которые под мотивационной готовностью понимали: не только совокупность знаний, умений, навыков, но и сформированность личностной, физической и интеллектуальной готовности.

  Анализ психолого-педагогической и тифлопедагогической литературы Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян, Т.П. Свиридюк по данной проблеме позволили увидеть относительно детей с нарушением зрения, то, что направлений, путей, содержания и организации работы  в том числе показателей сформированности мотивационной готовности в теоретических исследованиях данных авторов недостаточно полно изучено и представлено.

         Поэтому вопросы изучения мотивационной готовности к школьному обучению слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и формирование ее в процессе комплексной подготовки к школьному обучению детей с  нарушениями зрения  приобретают особую актуальность.

Ученые отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного периода происходит впервые осознание самим ребенком расхождения между его объективным положением и его внутренней позицией

Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует и объективная готовность к школе - уровень знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу

      Работа по формированию мотивационной готовности к обучению в школе,  у детей с нарушением зрения работа дошкольного учреждения  строиться из двух направлений:

1) Работа с детьми (диагностическая и коррекционно-развивающая)

2) Работа с родителями (консультации)

Для более успешного развития адекватной мотивации, выделяют три направления работы.

1. Поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы, которая выражается в том, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к своим вопросам и видит готовность взрослых ответить на них.

2. Стимуляция проявления познавательного интереса, которая достигается и благожелательным отношением к вопросам ребенка, и раскрытием нового в обыденных вещах. Здесь важно учитывать интересы ребенка.

3. Использование игры для поддержания познавательной потребности. Много знания, которые  ребенок получил в игре, находят применение в его дальнейшей жизни. Игра становится союзником в деле развития познавательной потребности ребенка.

У слабовидящих детей игра является первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность по собственной инициативе, т.е. добровольно, подчиняться различным требованиям.

Но не все дети способны к сознательному подчинению своих желаний требованиям игры, а в дальнейшем и требованиям учителя. Часто эти требования противоположны желаниям ребенка.

      Отличительными особенностями личностно-мотивационной сферы детей с нарушением зрения являются:

недоразвитие учебно-познавательного мотива;

несформированность адекватной самооценки, уровня притязаний и потребности в достижениях;

наличие затруднений в общении с чужим взрослым;

несформированность навыка принятия задачи, что отражается на времени ее выполнения.

Следовательно, недоразвитие мотивационной сферы у детей со зрительными нарушениями может привести к возникновению ряда трудностей, в частности при формировании внутренней позиции школьника, являющейся одним из важнейших показателей школьной зрелости.

Руководствуясь актуальностью данной проблемы, мы определили целью своей работы изучить особенности формирования мотивационной готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению.

И выдвинули предположение, что эффективному решению задач   у  детей с нарушением зрения будет способствовать коррекционно-развивающая работа

направленная  на повышение самооценки,  формирование адекватного уровня притязаний и  формирование адекватной мотивации.

цель которой – повысить уровень личностно-мотивационной сферы, т.е. максимально приблизить показатели мотивационной готовности к школьному обучению у детей с нарушениями зрения к норме.

                    Коррекционно-развивающая работа включает:

    Занятия                        Взаимосвязь                              Рассматривание картин

                                         с педагогом                      Экскурсии

    Взаимосвязь   Беседы                      Чтение рассказов,

   с родителями                                заучивание стихов, песен.

Своевременное формирование всех показателей  мотивационной готовности к учебной деятельности закладывает прочный фундамент не только для дальнейшего обучения детей данной категории, но и для их будущей интеграции в массовую школу, а затем и в общество, трудовую деятельность.

Библиография.

1.  Агапова, И. А. Комплексная подготовка детей к школе : учебное пособие / И. А. Агапова., М. А. Давыдова. – М. : Творческий центр «Сфера», 2003.

2.  Бардин, К. В. Подготовка ребенка к школе. Психологические аспекты : учебное пособие / К. В. Бардин. - М. :  Знание, 1983.

3. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Н. И. Гуткина. - 3-е изд. М. : Академический Проект, 2000. 184 с.

4.  Кравцов, Г. Г. Шестилетний  ребенок. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Г. Г. Кравцов., Е. Е. Кравцова. - М. : Знание, 1987.

5. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе : учебное пособие / Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 1991.

6.  Плаксина, Л. И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения : учебное пособие / Л. И. Плаксина., Л. А. Григорян. - М. : Просвещение, 1998.

7.  Сапогова, Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 — 7-летнего возраста // Вопросы психологии. 1986. №.4. — С. 36-43.

8. Свиридюк, Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе /НИИ педагогики УССР. / Т. П. Свиридюк. - К. : Рад. школа, 1984.

9.  Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста / Под ред.  Д. Б. Эльконина., А. Л. Венгера. – М. : Педагогика, 1988.

10.  Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды : учебное пособие / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе

Для того, чтобы успешно учиться в школе , войти в школьную жизнь и успешно выполнять все обязанности школьника, ребенок должен достигнуть не только определенного уровня интеллектуального развития и им...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе...

Статья на тему "Понятие мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе"

Данная статья рекомендована для воспитателей ДОУ, учителей и родителей....

Методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

В данной работе представлены методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, понятия интеллектуальной готовности, авторы, изучающие про...