КОНСУЛЬТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
материал (подготовительная группа) по теме

Слынько Светлана Анатольевна

                 Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – это воспитание нравственных чувств через изобразительную деятельность дошкольников в детском саду. В процессе рисования, лепки, пластилинографии, аппликации ребенок испытывает разнообразные нравственные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Значение воспитания нравственных чувств в нравственном формировании личности через изобразительную деятельность исключительно велико. В нравственных чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение ребенка.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_pedagogov.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

   КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – это воспитание нравственных чувств через изобразительную деятельность дошкольников в детском саду. В процессе рисования, лепки, пластилинографии, аппликации ребенок испытывает разнообразные нравственные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Значение воспитания нравственных чувств в нравственном формировании личности через изобразительную деятельность исключительно велико. В нравственных чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение ребенка.

      В период дошкольного детства воспитанию нравственных чувств детей уделяется особое внимание. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей.

      Исходя из этого, одной из задач изобразительной деятельности является то, чтобы развить нравственные, эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своими руками аппликацию, рисунок, картину; предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности.

     Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные нравственные чувства: чувство любви к малой Родине,  чувство к радости, чувство к красоте, чувство к огорчению, чувство к трудности.

     Кандидат педагогических наук А.А.Волкова писала: «Воспитание нравственного творчества – это разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности дошкольника принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (радость, огорчение, трудность, любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – это значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными, а это значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

       В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию, обогащению и воспитанию нравственных чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям. Происходит дальнейшее развитие положительных нравственных чувств по отношению к сверстникам.  

Продолжается формирование высоких нравственных чувств: чувства товарищества, любви к малой Родине, уважение к людям других национальностей.

       Разнообразные нравственные чувства, которые испытывает дошкольник, занимаясь изобразительной деятельностью, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для психического развития личности. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Изобразительная деятельность дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства. Поэтому изобразительная деятельность детей с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего, ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные нравственные чувства и впечатления о мире. Далеко не все дети приходят в детский сад, имея богатый опыт восприятия окружающего мира и воспитания нравственных чувств. У большинства он фрагментарный, неполный, односторонний, а зачастую просто бедный. Следовательно, его нужно развивать.

       Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата и воспитывать нравственные чувства: радость, огорчение, трудность, любовь к красоте, увлечение образом, мыслью. Основой развития этих нравственных чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей стране, крае, о жизни своего народа на Кубани, которые получают дети, как на занятиях по развитию речи, при ознакомлении с художественной литературой, но и изобразительной деятельностью.

        Характеризуя эмоции человека, П.М. Якобсон называет среди прочих нравственные, практические чувства. «В окружающей действительности, мы можем выделить такую значимую область человеческой практики, как многообразные процессы деятельности человека». Если творческая деятельность доставляет дошкольнику удовольствие, если у него получается задуманное или заданное воспитателем изображение, если он способен прилагать усилия и преодолевать неизменно  возникающие трудности, если он успешно овладевает способами  и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него положительное эмоциональное отношение. Часто благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению. По мнению Б.Г. Лихачева, понятие нравственные чувства – это постоянно эмоциональные ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Оценка воспитания нравственных чувств, как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознаниям

       Таким образом, необходимо организовать изобразительную деятельность ребят так, чтобы положительные эмоции и нравственные чувства окрашивали весь

процесс творчества. С этой  целью, кроме всех известных приемов и методов обучения, следует широко  использовать игровые методы и приемы. Целесообразно в детском саду включать в процесс занятий: образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты, поисковые, фокусные ситуации, когда в результате разных проб (с  красками, ножницами, пластилином, печатками и т. Д.), возникает неожиданный для ребенка результат, а также использовать нестандартные приемы создания изображения. Атмосфера на занятии должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей, где воспитываем у детей нравственные чувства через изобразительную деятельность.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное здоровье ребёнка средствами изобразительной деятельности

Изучение влияния художественно – творческой деятельности на формирование нравственного здоровья детей. (Статья)...

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...

Формирование нравственной эстетической отзывчивости ребенка в области изобразительной деятельности

Эстетическое восприятие, выраженное в таких личностных качествах как нравственная отзывчивость, восприимчивость, сопереживание, сочувствие, доброта, взаимопомощь, в конечном итоге, порождает  спо...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через самостоятельную изобразительную деятельность

Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, мы педагоги осознаем, что это является важным средством всестороннего развития ребенка. С решением задач нравственного воспитания тесно связана и изоб...

Концепция педагогической деятельности "Духовно - нравственное развитие и воспитание и развитие дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности".

В данной работе я хочу поделиться своим педагогическим опытом по организации духовно - нравственного воспитания дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности. Так как в дошкольном...

« Формирования нравственных чувств детей 5-6 лет средствами изобразительной деятельности»

В процессе работы по формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста используются определенные методы, приемы и формы работы, каждый из которых имеет свою специфику. Одним из таких средст...