Конспект совместного семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».
методическая разработка по теме

Шеина Анна Владимировна

ГБОУ детский сад №994, является учреждением комбинированного вида, где наряду с детьми групп общего развития сформированы группы детей с нарушениями в развитии ( ОНР и ДЦП). Данный факт накладывает определенную специфику взаимодействия педагогов и воспитателей с такими детьми и их родителями. В учреждении наряду с педагогом-психологом, ведут свою работу учитель-дефектолог и учитель-логопед, совместная деятельность которых, позволяет данному дошкольному образовательному учреждению осуществлять квалифицированную коррекционную поддержку своим воспитанникам.

Специалисты тесно взаимодействуют со всеми воспитателиями по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ, при организации совместных досугов и  массовых мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnogo_seminara_27.11.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:


                                                                                         



Государственное бюджетное образовательное учреждение



детский сад комбинированного вида №994





                                                                                                                                                                       



                                                                                                                                                                                                                             



                                                                                                                                                                                                       



                                                                                                                                           







КОНСПЕКТ



семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения





ТЕМА: «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».







                                                                                Разработали:



Педагог-психолог Шеина А.В.



Учитель-дефектолог Беляева О.С



Учитель-логопед Орлова Л.Д.



.                                                                             



                                                                                               







Москва



 2012


Тема: «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».

Цель: Освещение наиболее острых проблем, возникающих в процессе взаимодействия специалистов дошкольных образовательных учреждений и семей воспитанников.

Задачи:

  1. Обратить внимание педагогов и воспитателей на вопросы, которые вызывают наибольшие затруднения, но требуют скорого и компетентного решения.
  2. Увидеть возникающие проблемы с разных углов, разобраться и понять позицию родителей.
  3. Подумать над путями, возможными вариантами решения проблем взаимодействия ДОУ и семьи.

Материалы: проектор, 2 ватмана А1, цветные карандаши, фломастеры.

Участники: педагоги, воспитатели, старшая медицинская сестра, помощники воспитателей.

Ход семинара:

  1. Выступление учителя-дефектолога Беляевой О.С. со статьей Алексеевой Е.А. «Особенности взаимодействия с семьями детей с ограниченными возможностями».

Система дифференцированного  обучения, активно развивавшаяся в СССР в 60-80-е годы прошлого века, предполагала, что вопросами воспитания детей в условиях специального сада и школы должны заниматься специалисты, семья самоустранялась от воспитательного процесса, снимая с себя ответственность за его результат. Такая позиция со стороны родителей может объясняться травмой психоэмоциональной сферы, полученной ввиду рождения неполноценного ребенка. Если говорить откровенно, то родители такого ребенка на подсознательном уровне до конца не принимают его, либо не признают его дефект. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину  переживаний родителей больного ребенка.

Другая сторона медали – общественное мнение и негативный стереотип восприятия инвалидов социумом. Исторически сложилось так, что такие дети помещались в специальные учреждения интернатного типа, дома ребенка и  лишались тем самым какой-либо возможности взаимодействия с окружающим миром. Семья, не отказавшаяся от ребенка-инвалида после его рождения сужает круг своего общения, отрезая или отодвигая прежние дружеские и даже родственные связи.  Происходит замыкание на своей проблеме и преодолении многочисленных трудностей.  

Наряду с этим, происходит деформация представлений о себе, снижение самооценки и уровня агрессии и требований, предъявляемых педагогам, воспитателям, людям на улице, обществу в целом.

Можно привести множество живых примеров тому, насколько родители не знакомы с собственными детьми, ошибочно трактуя их истинные намерения и потребности.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА с ОГРАНИЧЕСННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ:

- сложность установления доверительного общения, контакта;

- сложность демонстрации профессионализма и осведомленности в вопросах воспитания детей с данным дефектом;

- сложность в привлечении к совместной работе и выполнению рекомендаций;

- серьезная просветительская работа с семьями и детьми общего развития, по изменению их мнения и восприятия ситуации сложившейся в образовании в связи  с переходом  на интегрированные формы обучения;

- сложность в оказании коррекционных мероприятий;

- сложности при организации пролонгации консультаций.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, предопределяющая детерминанта дальнейшего психофизического и социального развития. Родители, снимающие с себя ответственность за работу над ребенком с психофизическими недостатками  не способны  обеспечить оптимальные внутрисемейные условия для последующего формирования успешного социально-культурного статуса своего ребенка. Задача специалистов дошкольных учреждений и школ – помочь родителям увидеть сложившуюся ситуацию со стороны, захотеть изменений, ну и конечно помогать и направлять (осуществлять сопровождение) на всех этапах работы по изменению этой ситуации.

Специалист, берущий на себя ответственность за работу с такими семьями должен давать себе отчет в том, что придется постоянно на деле доказывать свою компетентность, искреннюю заинтересованность и стремление помочь.

  1. Проведение командной психологической игры педагогом-психологом

Шеиной А.В. «Комфортная среда развития ребенка глазами семьи и педагога».

Участники семинара делятся на 2 команды: одна – родители, вторая – специалисты ДОУ. Родители рисуют проект: «Каким я хочу видеть ДОУ». Педагоги рисуют проект: «Какой мы представляем семью». На выполнение задания выделяется 5 минут, затем команды защищают свои проекты, вносят дополнения, предложения, затем за круглым столом обсуждают спорные моменты.

  1. Подведение итогов встречи учителем-логопедом Орловой Л.Д. с презентацией «Традиционные и современные формы взаимодействия семьи и ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Статья "Семья как важнейшее условие обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста"

Статья будет полезна для родителей, стремящихся воспитать гармонично-развитую личность. Поможет выстроить систему поведения в отношении своего ребенка....

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Выбор темы данной работы был определен запросом администрации МДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов.  Ключевым моментом в предл...

Мастер - класс «Сказкотерапия в совместной работе родителей и детей, как способ решения проблем взаимодействия с ребенком»

Мастер - класс«Сказкотерапия в совместной работе родителей и детей,  как способ решения проблем взаимодействия с ребенком»Цель – развитие творческих способностей детей...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными при...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации взаимодействия с родителями воспитанников

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации взаимодействия с родителями воспитанников Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использов...