Главные вкладки

    План-конспект занятия (старшая группа) по теме:
    Цикл занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.

    Цель дааных развивающих занятий состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, пмять, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, е.у. те психические функции и качества личности, которые лежат в основе успешного обучения в школе. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Цикл занятий, направленных на развитие  интеллектуальных способностей старших дошкольников.

    Литвиненко Наталья Владимировна

    воспитатель МБДОУ детский сад № 9

    ст. Старовеличковской

    Калининского района, Краснодарского края.

    Цель:  развивать познавательные психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь; совершенствовать двигательную сферу; формировать произвольное поведение.

    ЗАНЯТИЕ №1

    Цели:

    Развивать целостность, предметность восприятия, сосредоточенность и объем внимания, а так же зрительно-моторную, двигательную, образную память. Учить группировать слова по общему признаку, соотносить полученные результаты с образом. Развивать мелкую моторику рук. Создавать оптимальные условия для развития произвольного внимания и памяти у детей. Воспитывать желание запомнить, быть наблюдательным.

    План.

    I. Вводная  часть. Организационный момент.

    Сюжет занятия. Дети посещают дворец Богини Памяти Мнемозины, выполняют задания в зале запоминания, в зале необычных рисунков, в зале запретных слов. Богиня Памяти поощряет тех, кто быстро и много запоминает, точно и вовремя воспроизводит.

     II. Основная часть.

    1.        Чтобы попасть во дворец Богини Памяти, детям необходимо продемонстрировать умение запоминать.

    Дети располагаются по кругу, каждый ребенок по очереди называет любое слово и повторяет слова, сказанные другими детьми. Если дети испытывают затруднения, то допускается возможность повтора.

    Ребенку предлагается посмотреть на рисунок, а затем, запомнив его, предлагается отыскать точно такой же среди остальных.

    2.        Игра в зале запоминаний:    Будем с вами мы играть,

    Нашу память развивать!

    Задание I. Детям называются слова, и предлагается их запомнить: слон, заяц телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

    Задание II. Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил слова? (дети могут называть много вариантов, но их необходимо подвести к наиболее правильному ответу: «Вспомни сначала животных, а потом мебель...»).

                  Задание III. Детям предлагается перечислить еще раз слова.

    3.        Дети знакомятся с любимой игрой жителей дворца.

    Подвижная игра «Запомни свое место»: Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты. Предлагается запомнить свое место. Звучит веселая музыка, дети танцуют, произвольно двигаются, с окончанием музыки возвращаются на свои места.

    4.        Мнемозина предлагает посетить зал необычных рисунков. Богиня Памяти предлагает детям внимательно рассмотреть рисунок и ответить на вопрос:
    «Чего не хватает на рисунке?» (у слона - ушей, у аиста - клюва, у дома - окон).

    Игра «Повтори узор». Детям предлагается внимательно посмотреть узор (из геометрических фигур), запомнить, нарисовать такой же.

    5.        Дети посещают зал запретных слов.

    Игра «Да и нет не говорить, черное с белым не носить». Детям предлагается поиграть в вопросы и ответы. Дети по-разному могут ответить на вопросы, но должны выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова «да», «нет», «черное», «белое». Задаются вопросы, которые предполагают использование запретных слов:

    1. какого цвета у доктора халат?
    2. ты любишь свою маму?
    3. можно ли обижать маленьких?

    4. Детям предлагается прочитать любимые стихи Богине Памяти. Мнемозина отмечает у детей умение запоминать, читать выразительно, а также желание у детей читать стихи.

    III. Заключительная часть.

    ЗАНЯТИЕ №2.

    Цели:

    Учить устанавливать логические связи и закономерности, ориентироваться по схеме в пространстве. Развивать наглядно-действенное, образное,

    наглядно-схематическое, логическое мышление, связную речь. Учить детей умению описывать предметы, выделять его наиболее характерные признаки, узнавать предмет по описанию. Развивать зрительное восприятие и способность к обобщению, умение представлять предметы по их словесному описанию, а также самостоятельно давать описания разных предметов. Обогащать активный словарь детей, стимулировать воображение, фантазию. Воспитывать желание включаться в познавательную деятельность.

    План.

    I. Вводная часть. Организационный момент.

    Сюжет занятия. Дети отправляются в путешествие, но не в Америку или Африку, а в страну Сообразилию.

    Я ничуть не беспокоюсь:

    Этот длинный, длинный поезд

    Всех возьмет до одного,

    Не оставит никого!

    II. Основная часть. Дети приобретают билет на поезд, выполняют следующее задание: в пустом квадрате необходимо нарисовать недостающую фигуру, используя соответствующую закономерность (задание выполняется каждым ребенком).

    Игра «Поезд». Детей знакомят с планом групповой комнаты, обозначая самые главные ориентиры - дверь, окна, кукольный уголок. Детям говорится, что поезд будет двигаться только в том направлении, куда показывает стрелка Ребенок - направляющий ведет поезд по указанному маршруту в страну Сообразилию, при этом делая остановки на станциях.

    Братцы в гости снарядились,

    Друг за друга прицепились,

    И помчались в путь далекий,

    Лишь оставили дымок.

    Перемещаясь от одной станции к другой, дети исполняют веселую песню.

    Станция 1. «Что сначала, что потом?»

    Детям предлагается внимательно рассмотреть 3-6 картинок. Они должны понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий, расположить картинки в определенном порядке и рассказать полученный сюжет (сюжет про два козлика ка мостике).

    Вот мостик горбатый,

    Вот козлик рогатый.

    На мостике он встретил серого братца.

    Упрямцу с упрямцем опасно встречаться,

    И с козликом козлик стали бодаться.

    Бодались, бодались., сражались, сражались,

    И в речке глубокой вдвоем оказались.

    Станция 2. «Говори наоборот».

    Детям говорят слово и просят назвать слово, но только с обратным смыслом: толстый - тонкий, горячий — холодный, черный — белый, больной — здоровый, пустой — полный, легкий - тяжелый, чистый — грязный, сильный - слабый, веселый — грустный, красивый - безобразный, огонь - вода, вперед — назад, узкий - широкий, трудолюбивый - ленивый, друг - враг, день - ночь, добрый - злой, вежливый — злой, внимательный - рассеянный, аккуратный - неряшливый, верхний — нижний, внутри — снаружи, завязать - развязать...

    Скажу я слово «высоко»,

    а ты ответишь... «низко».

    Скажу я слово «далеко»,

    а ты ответишь... «близко».

    Скажу тебе я слово «трус»,

    ответишь ты... «храбрец».

    Теперь «начало» я скажу,

    Ну, отвечай... «конец».

    Станция 3. «Найди тайник».

    Материалом для игры служит план комнаты. Ребенок прячет игрушку и отмечает ее расположение на карте. Дети ищут, ориентируясь по схеме.

              Станция 4. «Угадай, что спрятано».

    Ребенок должен выбрать любую игрушки, рассказать о ней, что знает и видит, выделяя наиболее характерные признаки, а затем спрятать ее. Дети угадывают, какая игрушка спрятана.

    Станция 5. «Лишние слова».

    Детям зачитывают ряд слов и предлагают назвать липшее слово, пояснить свой ответ. Например:

    а)        Щука, карась, окунь, рак.

    б)        Света, Оля, Лена, Коля.

    в)        Рысь, медведь, кошка, тигр.

    г)        Змея, паук, ящерица, дерево, улитка.

    д)        Диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь.

    ж)        Ухо, нос, глаза, рот, руки.

    з)        Молоко, сметана, яблоки, творог.
    Путешествие завершается, дети делятся впечатлениями.
    III. Заключительная часть.

    ЗАНЯТИЕ №3.

    Цели:

    Учить детей овладевать такими логическими операциями мышления, как анализ и синтез, учить сравнивать предметы, выделять их свойства и различия; создавать образы на основе схематического изображения предметов. Развивать пространственную ориентацию, избирательность восприятия, продуктивность и устойчивость внимания, тонкую моторику, собственно графические навыки, умение действовать по образцу, учить определять предметы по качеству, назначению, способу действия с ними. Формировать связную моторную речь, воссоздающее воображение, устойчивость, сосредоточенность, распределение внимания.

    Развивать  любознательность, желание работать самостоятельно, доводить начатое дело до конца

    План.

    I. Вводная часть. Организационный момент.

    Сюжет занятия. В гостях у детей Мудрая Сова. Она утверждает, что все дети любознательны и полны желания учиться. Сова предлагает детям проявить свои дарования. После выполнения заданий сова внимательно анализирует результаты, обязательно поощряет успехи детей, их сообразительность, изобретательность, первые шаги по дороге знаний. //. Основная часть.

    1. Сова утверждает, чтобы выполнить любое задание, нужно быть внимательным и наблюдательным. Она предлагает детям ответить на следующие вопросы: «Какого человека называют внимательным, а какого невнимательным?» Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки, Оказалось — это брюки.

    (отрывок из стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный») «Почему человека с ул. Бассейной считают рассеянным?» «На кого вы хотели бы быть похожим?»

     Задания.

    А. Найди в ряду предметов (мячей) 2 одинаковых. Какой предмет в ряду является липшим и почему?

    Найди 5 отличий между двумя предметами.

                   Б. Сова предлагает детям найти и вычеркнуть на картинке определенные предметы (круг - зачеркнуть вертикальной линией, квадрат - горизонтальной). После выполнения заданий, Сова оценивает продуктивность и устойчивость внимания детей. Поощряет не темп выполнения заданий, а качество.

                   В. Мудрая Сова считает, что прежде, чем идти в школу, каждый дошкольник должен научиться сравнивать предметы, видеть их сходство и различие. Детям необходимо сравнивать:

    а)        игрушки — зайчика и мишку. Чем они похожи? (они оба пушистые, у
    них есть голова, туловище, лапы, глаза, уши...) Чем они отличаются? (мишка -
    большой, коричневый, а зайка — маленький, серенький...)

    б)        предметы мебели, шкаф и телевизор, и найти, как можно больше
    отличий.

    Г. Сова утверждает, что каждый ребенок по своей природе волшебник, необходимо только постоянно «будить» воображение. Полезным занятием детей Мудрая Сова считает учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов, поэтому предлагает детям поиграть в игру «На что похоже?».

    Детям показывают карточки с различными фигурами. Каждому ребенку необходимо ответить, на что похожа фигура

    Д. Минутка шалости.

    Сова предлагает поиграть детям в подвижную игру «День, ночь». Днем дети бегают, играют. Ночью сова начинает летать, все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, выходит из игры.

    Всю ночь летает,

                               Мышей добывает,

                                    А станет светло —

                                Спать летит в дупло.

    Е. Графические упражнения. Выполни задания письменно.

    а)        помоги кораблю причалить к пристани, проведя его между линиями, не отрывая фломастера от листа (волнистая двойная линия).

    б)        помоги бабочке перелететь с одного цветка на другой. Проведи ее путь, не
    отрывая фломастера от листа, между нарисованными линиями.

    в)        дорисуй начатые узоры.

    Сова отмечает старания детей, а также необходимость выполнения графических упражнений для успешного овладения письмом.

     IIL Заключительная часть.

    ЗАНЯТИЕ №4.

    Цели:

    Развивать у детей устойчивость внимания, зрительное, слуховое восприятие. Продолжать их учить дифференцировать геометрические фигуры по определенным признакам, закреплять знания о сенсорных эталонах формы, цвета, величины. Вспомнить и закрепить название сказок, сказочных героев. Развивать наглядно действенное мышление. Учить детей корректировать допущенные ошибки, как в процессе самостоятельной деятельности, так и по ее окончании, устанавливать логические связи и закономерности. Формировать у детей умение к выполнению основных логических операции: обобщения, анализа, сравнения, классификации. Развивать общую координацию и точную координацию движений, формировать произвольную саморегуляцию.

    Способствовать созданию благоприятных условия, необходимых для полноценного психологического и личностного развития детей на данном возрастном этапе.

    План.

    I. Вводная часть. Организационный момент.

    Сюжет занятия. Детям предлагается отгадать загадку.

    Веселый плутишка -

    Деревянный мальчишка,

    Всех детей любимец и друг.

    От его насмешек и проказ

    Пострадал даже сам Карабас-Барабас!

    В гости к детям приходит веселый Буратино. Он рассказывает детям о том, что папа Карло отправляет его в страну Знаний, а он не хочет учиться, потому что он и так все знает. Педагог и дети убеждают его в том, что учиться нужно. Дети каждый день посещают занятия, учатся быть внимательными, учатся быть рассудительными, учатся думать, запоминать и с удовольствием готовятся к поступлению в школу. Буратино решил позаниматься вместе с детьми.

    II. Основная часть,

    1.        Упражнение «Слушай хлопки».

    Воспитатель хлопает в ладоши в определенном темпе, дети должны присоединиться к нему, образуя дружный оркестр. По своему желанию воспитатель меняет темп, ритм. Буратино упражняется вместе с детьми.

    2.        Игра «Круг, треугольник, квадрат».

    (используются карточки с изображением 24 геометрических фигур). Дети по просьбе воспитателя выполняют серию заданий:

    а)        Собери все круги, отдельно положи синие круги, красные, желтые, зеленые.

    б)        Покажи все треугольники, выбери синие, желтые, красные, зеленые.

    в)        Собери вес квадраты, выбери синие, красные, желтые, зеленые квадраты.

    г)        Покажи маленькие круги, квадраты, треугольники.

    д)        Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

    Буратино восхищается умением детей выполнять задания.

    3.        Конструирование дома по образцу (из цветных кубиков).

    Детям предлагается самостоятельно рассмотреть, изучить дом и затем приступить к конструированию. Буратино соревнуется с детьми. После выполнения заданий, если ребенок или Буратино допустили ошибку, необходимо проанализировать вместе с ними причины, внести необходимые коррективы (предлагается 2-3- задания).

    4.        Звучит музыка из кинофильма «Буратино».

    Детям предлагается быть зеркалом и повторять все движения Буратино (как отдельные движения, так и их последовательность).

    5.        Буратино рассказывает детям, что он тоже занимается с Мальвиной, но не все задания, которые предлагает ему Мальвина, нравятся. Буратино утверждает, что задания бывают интересные и скучные. По его мнению, скучные те задания, которые необходимо выполнять в тетрадке. Поскольку в течение занятия Буратино убедился, что дети очень сообразительные, он просит их помочь ему выполнить задание, которое дала Мальвина.

    Игра «Где ошибся Буратино?». Детям предлагается сравнить узоры. Верхний узор - Мальвины, а нижний - Буратино, а затем найти и исправить ошибки. Задание выполняется индивидуально.

    6.        Буратино хочет проверить, хорошо ли дети знают сказки. Он предлагает вспомнить им отдельных сказочных героев и правильно указать название сказки. Того, кто быстро ответит и правильно, Буратино поощряет «золотой монетой». Из какой сказки?

    1. Царь, три сына, болото, лягушка («Царевна-лягушка»).
    2. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна («Сивка-бурка»)
    3. Отец, мачеха, три дочери, царь, принц фея («Золушка»)
    4. Злая мачеха, две дочери, мороз («Морозко»)

    Буратино прощается с детьми. Дети высказывают пожелания любимому сказочному герою, выражают уверенность, что Буратино будет успешно учиться в школе.

    III. Заключительная часть.

    ЗАНЯТИЕ №5.

    Цели:

    Учить детей сравнивать рисунок и предмет, чертеж; анализировать, подбирать предметы определенной формы, устанавливать логические связи и закономерности.

    Активизировать мыслительную деятельность детей. Создавать условия для развития основных форм мышления. Упражнять в правильности расположения предметов в рисунке, в классификации и обобщении предметов по определенному признаку. Продолжать развивать у детей ориентировку в пространстве, восприятия формы, элементы творческого воображения, зрительную память, а так же устойчивость и объем внимания.

    Воспитывать любознательность, желание включаться в познавательную деятельность.

    План.

    I. Вводная часть. Организационный момент.

    Сюжет занятия. Дети получают письмо - задание от людей разных профессий: учителя, художника, продавца, строителей.

    II. Основная часть.

    Воспитатель проводит краткую беседу, уточняя понимание детей слов «профессия, действие». Предлагает перечислить профессии, которые они знают, затем читает детям стихотворение С. Михалкова «А что у вас?», говорит о важности и значимости каждой профессии.

    1. Упражнение «Договори».

    Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:

    1. Врач — это человек, который осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарства, делает уколы, операции...
    1. Повар - это человек, который варит, печет, жарит, перемалывает мясорубкой мясо, чистит овощи...
    1. Учитель — это человек, который ...
    2. Художник — это человек, который...
    3. Продавец - это человек, который...

    Дети называют профессии своих родителей и действия,которые они выполняют

    2.        Детям сообщается о том, что в адрес их группы получены интересные
    письма — задания от людей разных профессий.

    Первое письмо. Задание строителей. Игра «Разные дома». Детям предлагается внимательно рассмотреть рисунки (схемы построек), которые строители строили по определенному чертежу, и найти ошибки, неточности (отличие в форме крыши, высоте, расположении, ширине построек и т.д.)

    Второе письмо. Задание художника. Упражнение «Кто наблюдательней?»
    Детям предлагается внимательно посмотреть на окружающие предметы, увидеть в них черты сходства и различия и назвать предметы определенной формы:

    а)        круглые;        в) треугольные;

    б)        овальные;        г) квадратные.

    Письмо третье. Задание воспитателя «Дорисуй картинку».

    Детям предлагается дорисовать самостоятельно один и тот же рисунок и выбрать самый удачный.

    Письмо четвертое. Задание повара «Съедобное - не съедобное».
    Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду, то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает несъедобные предметы, то
     мяч не ловится.

    Письмо пятое. Задание врача «Запомни картинки».

    Детям предлагается 10 тематических картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Дети рассматривают картинки 2 минуты, затем:

    а)        предметы закрывают, просят перечислить;

    б)        изменяют порядок размещения на столе, предлагают точно воспроизвести
    исходный порядок.

             Письмо шестое. Задание продавца. Игра «Магазин Ковров». Детям предлагается посетить магазин ковров и выбрать понравившийся ковер. Но, чтобы ковер купить, его необходимо описать: правильно назвать расположенные геометрические фигуры (справа, внизу, вверху, рядом...)

    По окончании заданий дети отмечают, какие сложности испытывали при выполнении задания и чьи письма-задания им понравились больше всего.

    IIL Заключительная часть.

    мясо, чистит овощи...

    1. Учитель — это человек, который ...
    2. Художник — это человек, который...
    3. Продавец - это человек, который...

    Дети называют профессии своих родителей и действия,которые они выполняют

    2.        Детям сообщается о том, что в адрес их группы получены интересные
    письма — задания от людей разных профессий.

    Первое письмо. Задание строителей. Игра «Разные дома». Детям предлагается внимательно рассмотреть рисунки (схемы построек), которые строители строили по определенному чертежу, и найти ошибки, неточности (отличие в форме крыши, высоте, расположении, ширине построек и т.д.)

    3.        Второе письмо. Задание художника.Упражнение«Кто наблюдательней?»
    Детям предлагается внимательно посмотреть на окружающие предметы, уви
    деть в них черты сходства и различия и назвать предметы определенной формы

    а)        круглые;        в) треугольные;

    б)        овальные;        г) квадратные.

    4.        Письмо третье. Задание воспитателя «Дорисуй картинку».

    Детям предлагается дорисовать самостоятельно один и тот же рисунок и выбирают самый удачный.

    5.        Письмо четвертое. Задание повара «Съедобное - не съедобное».
    Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч свое
    му соседу. Если слово обозначает еду, то ребенок, которому бросили мяч, дол
    жен поймать его («съесть»). Если слово обозначает несъедобные предметы, то

    МЯЧ НС ЛОВИТСЯ.

    бЛисъмо пятое. Задание врача «Запомни картинки».

    Детям предлагается 10 тематических картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Дети рассматривают картинки 2 минуты, затем:

    а)        предметы закрывают, просят перечислить;

    б)        изменяют порядок размещения на столе, предлагают точно воспроизвести
    исходный порядок.

    7. Письмо шестое. Задание продавца. Игра «Магазин Ковров». Детям предлагается посетить магазин ковров и выбрать понравившийся ковер. Но, чтобы ковер купить, его необходимо описать: правильно назвать расположенные геометрические фигуры (справа, внизу, вверху, рядом...)

    По окончании заданий дети отмечают, какие сложности испытывали при выполнении задания и чьи письма-задания им понравились больше всего. IIL Заключительная часты


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников

    Занятие по теме "Путешествие по городу Нижневартовску" направлено на развитие мышления, восприятия, умения действовать п...

    Методическая разработка "Азбука сказки" (цикл занятий по развитию словесного творчества старших дошкольников)

    Идея принципа целостного подхода к изучению волшебных сказок пока ещё не стали общепринятыми в методиках. Данная методич...

    Конспекты занятий по речевому творчеству для старших дошкольников

    В данных конспектах разработан материал по развитию у детей речевого творчества. Приведены примеры речевых игр с иллюстр...

    Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе макетирования

    Данный материал поможет воспитателям организовать совместно с детьми работу по созданию макетов, как естественно - научн...

    доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

     В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих с...

    Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

    Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарн...